Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 03:03, реферат
История психологии имеет значение для развития самой психологической науки, особенно развития психологической теории. Без истории науки не может быть создана какая-то научная теория. «В определенном смысле всякая современная теория науки является свернута и обобщенная ее история». Более того, история психологии имеет еще прогностическую функцию — она позволяет на основе прошлого и настоящего оценить возможности развития психологии.
Историю психологии может быть основой для формирования системы оценочных суждений у психолога, к созданию эталона, служащего точкой отсчета в оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии.
Введение
Философия Нового Времени. Основные тенденции
Биография Томаса Гоббса. Обзор работ
Философская система Гоббса. Предмет и метод философии
Учение о человеке.
Вывод
Список литературы
Гоббс планировал написание философской трилогии, которая бы предоставляла трактовку тела, человека и гражданина. Работа над этим грандиозным проектом постоянно прерывалась из-за событий на политической сцене и в личной жизни Гоббса. Он начал работать над трактатом «О теле» вскоре после публикации трактата «О гражданстве», однако закончил его только после своего возвращения Англию. Трактат «О человеке» возник 1658. Когда молодой принц Карл (будущий Карл II) был вынужден бежать в Париж за поражение в битве при Нейзби, Гоббс отложил свои соображения физики и начал работать над своим шедевром - трактатом «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», в котором лаконично и остро сформулировал свои взгляды на человека и государство. Он был приглашен к принцу учителем математики - должность, что ему пришлось оставить из-за серьезной болезни, которая почти свела его в могилу.
Положение Гоббса в Париже оказалось очень опасным после смерти в 1648 Мерсенна, его друга и покровителя. Гоббса заподозрили в атеизме и борьбы с католицизмом. Карл был казнен в 1649 года, и до 1653, когда Кромвель стал лордом-протектором, велись непрестанные дискуссии о надлежащей форме правления. Левиафан появился как раз вовремя, а приводившаяся в нем аргументация и нежелание Гоббса находиться в слишком близких отношениях с принцем Карлом позволили ему спросить Кромвеля разрешения вернуться на родину. В Левиафане приходится, с одной стороны, что суверены уполномоченные править от имени своих подданных, а не по божьему желанию - ровно то, что говорилось в парламенте, с другой стороны, Гоббс использовал теорию общественного договора в том, чтобы доказать, что логическим результатом государства, основанного в общественном согласии, должна быть абсолютная власть суверена. Поэтому учение может быть использовано оправдание любой формы управления, которая не одержала верх тогда.
Левиафан обычно считают произведением на политические темы. Однако взгляды автора, касающиеся природы государства, предоставляются тезисами о человеке как природном суть и «машине», а завершаются пространными полемическими соображениями о том, какой должна быть «настоящая религия». Практически половина всего объема Левиафан посвящена обсуждению религиозных вопросов.
Политический анализ
Гоббса, его концепции «естественного
состояния» и сообщества основывались
на механистической психологии. Под
явлениями общественного
В сфере моральной
философии Гоббс также
Теории права Гоббс известен концепцией закона как заповеди суверена, ставших важным шагом в прояснении разницу между уставным правом (тогда только народившимся) и общим правом.
Религию Гоббс рассматривал не как систему истин, а как систему законов; большое место у Левиафане занимает доказательство того, что есть все основания - идущие от здравого смысла и с Письма - считать, что суверен лучше толкователем воли Божией. Гоббс последовательно различал знание и веру и думал, что мы можем ничего знать из атрибутов Бога. Слова, в которых мы описываем Бога, является выражением нашей любви, а не продуктами деятельности разума. Он особенно возмущался, защищая «истинную религию» от двойной угрозы католицизма и пуританства, которые апеллировали к власти иной, чем власть суверена, - к полномочиям папы или голоса совести. Гоббс, не колеблясь, применил механицистский подход к понятиям Письма и думал, что Бог должен иметь телом, пусть достаточно разреженным, чтобы было говорить о его существовании как субстанции.
Многие современные философы подчеркивают значение выдвинутой Гоббсом концепции языка, в которой механистическая теория происхождения речи была соединена с номинализмом в трактовке смысла общих терминов. Гоббс критиковал схоластическое учение о сущности, показывая, что это и другие подобные учения возникают вследствие неправильного употребления различных классов терминов. Имена может быть именами тел, именами свойств или именами самых имен. Если имена одного типа вместо имен другого типа, мы пришли абсурдным утверждением. Например, «универсалия» - имя для обозначения класса имен, а не сущностей, якобы называемых этими именами; имена называются универсалиями в свое употребления, не потому, что обозначают особый класс предметов. Тем самым Гоббс предвосхитил идеи многих философов ХХ века, проповедовавших идеалы ясности и использовали теорию языка для критики метафизических учений, населившими мир «ненужными» сущностями. Гоббс также настаивал на том, что имеет важное значение для размышления, а также что именно способность к рассуждению (есть принятия определений и выведения заключений с помощью общих терминов) отличает человека от животных.
По возвращении в
Англию в конце 1651, Гоббс вскоре вступил
в дискуссию с епископом
Однако энергия Гоббса, замечательная для человека в возрасте (в свои годы все еще играл в теннис), не уходила полностью за эти безнадежные споры. В 1658 он опубликовал вторую часть трилогии - трактат «О человеке». Затем произошли достойные сожаления события, остановил поток его публикаций. В период Реставрации, как сказать, что Гоббс был представлен при дворе, а король очень ценил его остроумие, он жертва предрассудков и страха, охватившего тогда общество. Искали причину для недовольства Бога виразившегося в ужасной эпидемии чумы и сильнейшем пожаре в Лондоне (соответственно 1664-1665 и 1666), и в парламенте обсуждалась боль против атеизма и кощунства. Была создана комиссия, в задачу которой входило изучение на этот «Левиафан». Однако вскоре было закрыто, очевидно, вмешательство Карла II.
Однако, Гоббсу было запрещено публиковать сочинения на актуальные темы, и он занялся историческими поисками. В 1668 было завершено труд «Бегемот, или Долгий парламент» - история гражданской войны с точки зрения его философии человека и общества, работа опубликована после смерти мыслителя, не ранее 1692. Прочитав Начала общего права Англии Ф. Бэкона, что ему послал его друг Джон Обри (1626-1697), Гоббс в возрасте 76 лет написал работу «Диалоги между философом и изучающим общее право Англии», опубликованную посмертно в 1681.
В возрасте 84 лет философ написал автобиографию в стихотворной форме на латинском языке, а через два года за невозможностью лучшего приложения усилий сделал переводы «Илиады» (1675) и далее «Одиссеи» (1676) Гомера. В 1675 он покинул Лондон, перебравшись в Чатсуорт, а 1679 знал о собственной скорой неминуемой смерти. Говорят, что, когда о своей неизлечимой болезни, Гоббс заметил: Наконец я найду лазейку и выберусь из него. Он забавлялся тем, что разрешил друзьям заготовить впрок надгробные эпитафии. Больше всего ему понравились слова: Вот истинный философский камень. Умер Гоббс в Хардвик-Холле (графство Дербишир) 4 декабря 1679, где был похоронен в семейном склепе Кавендиша.
На надгробии была сделана надпись, что он был человеком справедливым и хорошо известным своей ученостью Родине за рубежом. Это соответствует истине, и было вокруг его взглядов велись бесконечные шумные споры, никто не подвергал сомнению, что Гоббс был цельной личностью и обладал выдающимся интеллектом и замечательным остроумием.
3. Философская система Гоббса.
Предмет и метод философии Томаc Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. В сочинении "О теле" английской мыслителю удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предмета философии. Отвечая на вопрос "что представляет собой философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи, выступал против схоластики, которая была как официальной философии христианской церкви преимущественно западноевропейских стран.
Восприняв положение Аристотеля, который считал, что форма сообщает материи качественную определенность, образует с ее тот или иной реальную вещь, схоластика оторвала форму от материальных вещей, превратила их в идеальную сущность, отождествил с божественным разумом.
Не смотря на то, что Гоббса считают последователем теории Ф. Бэкона, сам Гоббс считает основателями новой философии Коперника творца новой астрономии, Галилея как фундамент механики, Кеплера развившего и обосновавшего теорию Коперника, и Гарвея, - создателя теории кровообращения и заложившего основы науки о организмах. Если к основателям новой науки Гоббс не причисляет Бэкона, это так его метод так уж от метода Бэкона, что он был в состоянии оценить заслуги последнего. Его новый метод, "новая логика", как Бэкон ее сам называет, Гоббсом признается. Если Бэкон был конкретным материалистом, то Гоббс - механическим, или математическим, материалистом.
Тогда как Бэкон, отбрасывая
схоластику, отвергает это и
Методологическое значение определения Гоббсу философии именно в том, что познание причинно-следственных связей провозглашалось в нем главная задача и цель философской науки. В отличие от Бэкона, которого предмет философии составляют - Бог, природа и человек, у Гоббса философия есть учение о теле. Все, что не есть тело, или свойство тел, полностью исключается им из предмета философии. Отсюда и категорический вывод: "Философия исключает теологию". Философия не воспринимает, согласно Гоббсу относительно чего неприменимо научное рассуждение и то, что опирается не на естественный человеческий разум, но в авторитет церкви. Гоббс, по существу, отказался от теории двойственной истины и исходил из признания существования двух равноправных истин: религиозно-теологической и научно-философской.
Философия подразделяется Гоббсом на две основные части: философию природы и философию государства. Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы. Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство, образующее искусственное, политическое тело, созданное на договорных началах самими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительно изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское общество. Это делает философия морали.
Итак, философская система Гоббса состоит из трех взаимосвязанных частей: учение о природных телах, учение о человеке и учение о политическом теле, или государстве.
Вместе с тем, Гоббс включает в свою систему еще философские дисциплины: логику и первую философию. Логику он отождествляет с исчислением - согласно Гоббсу, логическое рассуждение, лежащее в основе любого философствования, сводится к двум умственным операциям: сложению и вычитания. Составлять и вычитать можно только числа и величины, объяснял Гоббс, но и понятия. Например, добавлением понятий «четырехугольник», «равносторонний» и «прямоугольный» выходит понятие «квадрат».
Уподобления логических
операций арифметическим действиям, представляет
важную особенность методологии
Гоббса и знаменует собой
Верный своему утверждению, что операции ума сводятся в конце концов к сложению и вычитания, он устанавливает два основных метода доказательств: синтетический, соответствующий сложению и аналитический, соответствующий вычитания. Философия пользуется обоими методами соответственно задачам, что она себе ставит.
Информация о работе Философия Нового Времени. Основные тенденции