Философия Нового Времени. Основные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 03:03, реферат

Описание работы

История психологии имеет значение для развития самой психологической науки, особенно развития психологической теории. Без истории науки не может быть создана какая-то научная теория. «В определенном смысле всякая современная теория науки является свернута и обобщенная ее история». Более того, история психологии имеет еще прогностическую функцию — она позволяет на основе прошлого и настоящего оценить возможности развития психологии.
Историю психологии может быть основой для формирования системы оценочных суждений у психолога, к созданию эталона, служащего точкой отсчета в оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии.

Содержание

Введение
Философия Нового Времени. Основные тенденции
Биография Томаса Гоббса. Обзор работ
Философская система Гоббса. Предмет и метод философии
Учение о человеке.
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

История психологии.doc

— 143.00 Кб (Скачать)
  • Содержание
  • Введение
  1. Философия Нового Времени. Основные тенденции
  1. Биография Томаса Гоббса. Обзор работ
  2. Философская система Гоббса. Предмет и метод философии
  3. Учение о человеке.
  • Вывод
  • Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История психологии, как специфическая отрасль, занимает особое место в структуре психологической науки и в системе других наук. Обращение к прошлому нужно, чтобы более адекватно оценить возможности психологической науки на этапе в будущем. С другой стороны, история психологии представляет такую систему знаний, охватывающая вопросы философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственно психологических знаний. Возникновение процесса формирования собственно психологических знаний - основа предмета истории психологии.

История психологии имеет  значение для развития самой психологической  науки, особенно развития психологической  теории. Без истории науки не может  быть создана какая-то научная теория. «В определенном смысле всякая современная теория науки является свернута и обобщенная ее история». Более того, история психологии имеет еще прогностическую функцию — она позволяет на основе прошлого и настоящего оценить возможности развития психологии.

Историю психологии может быть основой для формирования системы оценочных суждений у психолога, к созданию эталона, служащего точкой отсчета в оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии.

Следовательно, можно  предположить, что изучение и развития истории психологии актуально и сейчас. Хотя, современное состояние психологии изображается довольно схематично и характеризуется «без анализа исторических предпосылок, определяющих своеобразие современных тенденций и направлений в психологии тогда, как известно, что отрыв современности от истории является недооценка роли прошлого науки в создании его настоящего и будущего».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия Нового Времени.

 

Основные тенденции  в XVI - XVII веках бурное развитие капиталистических  отношений вызвало расцвет многих наук, прежде всего различных отраслей естествознания связаны с созданием различных механизмов (техники, машин) и изготовлением различных приборов (астрономических, физических, навигационных). Успехи и достижения механики имели как практическое, но и идеологическое значение. Открытие Николая Коперника, Галилея, Исаака Ньютона, Джордано Бруно послужили опровержением религиозной идеологии средневековья. Географические открытия, связанные с мореплаванием позволяли получить многочисленные сведения в области астрономии, геологии, биологии и тем самым нанесли непоправимые удары по богословским трактатам. С появлением микроскопа существенно изменились представления в области анатомии и физиологии растений и животных. Важнейшими можно предположить открытие клеточного строения живых организмов, описание Рене Декартом рефлекторного механизма поведения животных.

 

Один из отличительных  тенденций в развитии философии  психологии Нового времени - борьба за освобождение человека, его разума от религиозного давления, борьба за светский характер науки. Успехи в развитии естествознания способствовали формированию нового взгляда на природу и место человека в ней. На смену религиозным представлениям по этому поводу, все более настойчиво обращала на себя внимание идея о естественном происхождении человека, о его могуществе и неограниченные возможности понимания и покорения природы.

 

Другую тенденцию составляла противоборство и столкновение рационалистического  и эмпирического направления. Перелом  в развитии естествознания, сопровождался многочисленными открытиями, заставил задуматься над вопросом общих принципов и методов познания, в ответ на которое было найти без обращения к основным психическим способностям и функций человека. В результате работы над этой проблемой ученые разделились на два основных течения - эмпирическое и рационалистическое. Разногласия между сторонниками емпиризма и рационализма возникали в основном трех позициях: вопрос об источниках и происхождение знаний, вопрос природе общих понятий, и вопрос о соотношении и границах познавательных возможностей человека, именно его чувственного опыта логического мышления. Сторонники эмпирического направления Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк считали, что источником всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. В связи с этим они рассматривали ведущим научного метода индукцию, которая предполагает восхождение от частных и отдельных фактов, устанавливаемых в чувственном опыте, к общим принципам и законам. Представители рационалистического течения Рене Декарт и Готфрид Лейбниц считали, что источник знаний заключается в самом разуме, а общие понятия имеют априорное происхождение, т.е. происходят из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей. Согласно этой теории Декарт и Лейбниц видели основу приобретения достоверных знаний в дедукции как способе выведения искомых истин из принципов или ранее установленных, или врожденных.

 

Противоречия в области  общей методологии познания обострялись  и усложнялись разногласиями  в решении вопроса о природе самих познавательных способностей человека, их отношение к внешнему физическому миру, с одной стороны, и к телесному, с другой. Споры по этому поводу породили психофизическую проблему, различные способы решения которой разделили мыслителей других непримиримых лагеря - материализма и идеализма. Эта линия усилила дифференциацию идейных позиций как между упомянутыми рационалистическим и эмпирическим течениями, но и внутри них. Вот и рационализм, и эмпиризм развивались как представители материалистического направления (Б. Спиноза, Т. Гоббс и др.)., И представителями идеализма (Г. Лейбниц, Дж. Беркли и др.).

 

Поскольку наиболее развитым разделом знаний была механика твердых  тел, ее доминирование породило тенденцию  и другие явления живой и неживой природы трактовать и объяснять в терминах механики. К тому же и в философии механицизм закрепился как универсального методологического подхода и способа объяснения и познания окружающего мира. Из философии механистические принципы переносятся в психологию, и все психические явления, поведение и сознание человека начинают трактоваться и описываться вроде механических процессов.

 

Односторонность и ограниченность моделей поведения и человеческого  сознания, выдвинутых крупнейшими мыслителями XVII - XVIII веков связаны с переносом в области философии и психологии механистических знаний, но одновременно и зародившейся в естествознании принципа расчленения сложных явлений природы некоторые классы и элементы с последующим рассмотрением их вне взаимной связи и развития.

 

Противоречивость и  неустойчивость социально-экономических  условий, которыми характеризовался переходный период от феодализма к капитализму  стали причиной для непоследовательности и компромиссного характера - общих  недостатков филофско-психологических систем Нового времени. Вместе с тем, философско-психологические воззрения этих веков имели неоценимое значение для последующего развития психологии, поскольку именно в этот период были сформулированы основные теоретико-методологические принципы, на основе которых сформировалась экспериментальная психология во второй половине XIX века.

 

2. Биография  Томаса Гоббса. Обзор работ

 

Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 в Малмсбери (графстве Глостершир) в семье сельского священника раньше положенного срока, когда мать напугало известие о приближении Испанской Армады. Несмотря на это неблагоприятное стечение, он проводил очень долгую и плодотворную жизнь. Слава пришла к нему как к автору философских трактатов, однако склонность к философии проявилась, когда ему было далеко за сорок. Гоббс жил в один из самых значительных периодов английской истории. Он в школе, когда заканчивалось царствование Елизаветы I, был выпускником университета, наставником и знатоком древних языков в эпоху Якова I, изучал философию в правление Карла I, был знаменит и под подозрением при Кромвеле и, наконец, стал модным как историк, поэт и почти непременный атрибут британское жизни в эпоху Реставрации.

 

Гоббс был дядей, обладавшим значительным состоянием и стремившимся дать своему племяннику достойное образование. Ребенок начал обучение в приходской школе на четыре года и с шести лет учил латынь и греческий. С восьми лет он посещал школу в Малмсбери, и учился в соседнем Вестпорте, в частном учебном заведении, открытом там любителем и знатоком древних языков Латимер. В четырнадцать лет, освоив языки настолько, что мог свободно переводить «Еврипида латинским ямбом», при содействии Латимер и материальной поддержки своего дяди, Гоббс поступил в Модлин-Холл, один из колледжей Оксфордского университета. Там он провел пять лет, изучая аристотелевскую логику и физику, а также совершенствуя свои знания в греческом и латинском языках, в конце обучения получил степень бакалавра. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба будущего философа, если он получил предложение стать наставником и компаньоном юного барона Кавендиша, который должен затем титул графа Девонширского. Гоббс дал согласие и в 1608 году вошел в семью приближенных ко двору аристократов, сначала на правах домашнего учителя, потом - личного секретаря. Связь с семейством Кавендиша продолжалась всю жизнь.

 

Средств, которые он получал  благодаря своему наставничеству, хватало  на то, чтобы продолжить академические  занятия. Гоббс также имел возможность  ознакомиться с влиятельными людьми, в его распоряжении находилась первоклассная библиотека, помимо прочего, сопровождая в путешествиях молодого Кавендиша, удалось посетить Францию и Италию, что стало сильнейшим стимулом его умственного развития. Интеллектуальная биография Гоббса, может быть разделена на периоды соответственно трем путешествиям в Европе.

 

Первое путешествие  в 1610 вдохновило его изучения античных авторов, в Европе Аристотельская философия, в традициях которой был воспитан, считалась уже устаревшей. Гоббс  вернулся в Англию, полный решимости глубже познакомиться с мыслителями античности. Его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом. Эти разговоры состоялись, очевидно, между 1621 и 1626 годами, когда Бэкон был отправлен в отставку и делал произведением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. Видимо, Гоббсу передалось как бэконовской пренебрежение аристотелизму, но и убеждение в том, что знание - это сила, а целью науки является улучшение условий человеческой жизни. В автобиографии, написанной на латыни в 1672, он говорит о занятиях античностью как "о счастливейшем периоде своей жизни. Его завершением можно считать перевод Истории Фукидида, опубликованный отчасти в том, чтобы предотвратить соотечественников об опасности демократии, ибо в тот момент Гоббс, подобно Фукидиду, был на стороне «царской» власти. Кроме того, в предисловии он пытался объяснить, что история Пелопоннесской войны поможет его современникам лучше понять общественно-политическую действительность.

 

После смерти своего патрона  графа Девонширского Гоббс покидает его семью и становится воспитателем сына одного шотландского дворянина. Со своим учеником в 1628 году он делает второе путешествие на континент. Они прибывают во Францию и в течение 18 месяцев живут в Париже.

 

Во время своего второго  путешествия в Европу, Гоббс страстно увлекся геометрией, о существовании которой узнал случайно, обнаружив Начала Евклида на столе в библиотеке некоего джентльмена. Изучая геометрию, Гоббс убедился, что она дает метод, благодаря которому его общественные устройства могут быть как неоспоримых доказательств. Болезни общества, находящегося на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственного устройства, изложенное как ясных и последовательных тезисов, подобных доказательствам геометра.

 

Возвращение Гоббса в  Англию (в 1631 г.) было ускорено поступившим  к нему предложением вернуться к  семье покойного графа Девонширского  и взять на себя заботу о воспитании сына.

 

Третье путешествие  Гоббса по континентальной Европе (1634-1636) внесло еще один элемент в его систему натуральной и социальной философии. В Париже он становится членом кружка Мерсенна, куда входили Р. Декарт, П.Гассенди и другие представители новой науки и философии, а 1636 делает паломничество в Италию к Галилей. К 1637 готов к разработке собственной философской системы; можно услышать, что сам Галилей предложил Гоббсу распространить принципы новой натурфилософии на сферу человеческой деятельности. Грандиозным идеей Гоббса было обобщение науки механики и геометрическая дедукция человеческого поведения из абстрактных принципов новой науки о движении. «Ибо, наблюдая, что жизнь есть лишь движение членов ... что такое сердце, как и пружина? Что такое нервы, как и такие же нити, а суставы - как и такие же колеса, сообщают движение всему телу так этого хотел мастер? ».

 

По мнению Гоббса, его  оригинальным вкладом в философию  была разработанная им оптика, а  также теория государства. «Краткий трактат в первых принципах» Гоббса собой критику аристотелевской  теории ощущения и набросок новой механики. По возвращении в Англию, мысли Гоббса вновь обратились к политике - общество накануне гражданской войны бурлило. В 1640 он пустил по рукам, именно во время знаменитой парламентской сессии, трактат «Начала закона, естественного и политического», в котором доказывал необходимость единой и неделимое власти суверена. Этот трактат был опубликован позднее, в 1650 в двух частях - «Человеческая природа» и теле политическом. Когда парламент выставил требование об отставке графа Страффорда, Гоббс, опасаясь, что его открыто роялистские взгляды могут быть угрозой жизни, бег на континент. Трактат «О гражданстве» появился вскоре после этого, в 1642. Второе издание вышло 1647, а английский вариант в 1651 под названием Наброски философии государства. Эта книга - вторая по значению в идейном наследии Гоббса после позднего Левиафан. В нем он пытался окончательно определить надлежащие задачи и границы власти, а также характер отношений церкви и государства.

 

Оригинальность Гоббса заключалась в идеях, касавшихся оптики и политической теории. Он мечтал построить всеобъемлющую теорию, которая начинала с простых движений, описываемых постулатами геометрии, и завершалась обобщениями о движении людей в сфере политической жизни, разве что будущих и удаляются друг от друга. Гоббс предложил понятие «усилие» в том, чтобы постулировать бесконечно малые движения различных - особенно те, что происходят между человеком и внешними телами, органов чувств и внутри человеческого тела. Феномены ощущение, воображения и сна - действие малых тел, подчиняющихся закону инерции; феномены мотивации - реакции на внешние и внутренние стимулы (общее место современной психологии). Известная теория Гоббса в том, что накопление малых движений выливается на макроуровне, в теле в виде двух основных движений - влечения и отвращения, является приближением или удалением из других тел.

Информация о работе Философия Нового Времени. Основные тенденции