Философия Нового Времени. Основные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 03:03, реферат

Описание работы

История психологии имеет значение для развития самой психологической науки, особенно развития психологической теории. Без истории науки не может быть создана какая-то научная теория. «В определенном смысле всякая современная теория науки является свернута и обобщенная ее история». Более того, история психологии имеет еще прогностическую функцию — она позволяет на основе прошлого и настоящего оценить возможности развития психологии.
Историю психологии может быть основой для формирования системы оценочных суждений у психолога, к созданию эталона, служащего точкой отсчета в оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии.

Содержание

Введение
Философия Нового Времени. Основные тенденции
Биография Томаса Гоббса. Обзор работ
Философская система Гоббса. Предмет и метод философии
Учение о человеке.
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

История психологии.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Принцип реальности и принцип удовольствия несовместимы между собой, поэтому личность всегда находится в состоянии напряжения, от которой спасается с помощью механизмов психологической защиты, а именно: вытеснение (перевод того, что не соответствует принципу реальности, в содержание бессознательного), проекция (перенос собственных переживаний на объективную реальность), регрессия (возврат на более раннюю стадию развития), сублимация (различные формы разрядки либидо) и т.д..

Бессознательное проявляется в сознании опосредованно - в виде обновок, описок, ошибок памяти, сновидений. Оно часто является причиной неврозов - неустойчивых расстройств нервной деятельности. Метод анализа бессознательного, применяется при лечении неврозов, объяснении сновидений, непонятных человеку форм ее поведения, заключается в выявлении сексуального значения симптомов и освобождении от них.

3. Фрейд создал  оригинальную и, как показало  время, жизнеспособную теорию, но  в основу ее положил явление,  неподвластное сознания. Поэтому  сознание исследователя может  лишь строить предположения по  поводу бессознательного и накладывать  его гипотетические признаки на реальность человеческой жизни. Именно произвольность основ теории и привела к многочисленным ее модификаций. Взгляды 3. Фрейда вышли за пределы психологии и отразились на состоянии развития различных форм культуры XX в. Созданный им направление начал психологическую помощь человеку и тем утвердил психологию как науку, имеет свою реальную практику.

 

2. Генетическая, когнитивная и гуманистическая  психология

 

Генетическая  психология - направление, которое изучает  прежде всего проблему развития интеллекта ребенка. Его основатель Ж. Пиаже (1896-1980) видит в таком развитии результат трансформаций операций - внешних действий ребенка - с предметами. Благодаря интериоризации - процесса закономерного перехода внешних действий во внутренние - эти операции становятся собственно интеллектуальными структурами.

На  первых этапах своего интеллектуального  развития ребенок проявляет реализм: считает окружающие объекты именно такими, какими их представляют органы чувств, а себя - за точку их отсчета. Реализм является проявлением детского эгоцентризма - неявной умственной позиции из которой вытекают следующие особенности детского мышления, как синкретизм (объединение в суждении разнородных явлений), однопорядковость (отсутствие связи между суждениями), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее) , нечувствительность к противоречиям.

Для того чтобы  преодолеть эгоцентризм и перейти  к децентрации ребенок должен овладеть внутренним операциям, прежде обратимостью мысли. Это происходит во время умственной активности, когда ребенок, отталкиваясь от результатов первого действия, начинает выполнять действие, ей симметричную, что "возвращает" объекта в прежнее состояние. Ребенок отказывается от позиции реализма, ищет свое место в системе возможных точек зрения на объект, устанавливает с ним отношения, подчинены принципу равновесия.

Это результат  социализации которую Пиаже понимает как адаптацию ребенка к социальной среде, в процессе которой он становится способным к сотрудничеству с  другими людьми, согласование с ними своей точки зрения на объект познания.

На взаимодействии процессов ассимиляции и аккомодации  основывается переход от реализма к  объективности, взаимности, релятивизма. По Ж. Пиаже, переходы между периодами  связаны с созреванием нервных  структур, которые открывают новые возможности развития. Теорию Ж. Пиаже можно считать случаем логического редукционизма в психологии но по возможности охватить и объяснить развитие детского интеллекта ей нет равных.

Когнитивная психология - направление, представители которого исследуют внутреннюю организацию психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Они часто прибегают к аналогиям между обработкой информации техническими устройствами (компьютерами) и человеком и на этом основании создают многочисленные модели психических процессов. Например, восприятие представляется как цикл последовательных изменений, опосредованных когнитивной картой (схемой) - психологическими и нервными структурами, которые формируются у человека с приобретением опыта. Такая схема обеспечивает поиски в памяти следов прошлых впечатлений, организованных в мозге по принципу каталога библиотеки.

Представители когнитивной психологи утверждают о решающей роли в поведении знаний - результатов познавательной деятельности. На нынешнем этапе своего развития она стремится к объединению с другими направлениями, в частности с новейшими вариантами бихевиоризма и генетической психологией.

Гуманистическая психология признает предметом исследования уникальную личность, видя в ней  активную, сознательную существо, которое отвечает за свою жизнь и стремится к воплощению нравственных идеалов. Личность нуждается связей с другими людьми, чувствует необходимость постоянного самосовершенствования, ищет смысл жизни.

А. Маслоу источником психического развития личности считает ее стремление к самоактуализации - как можно более полного проявления своих возможностей. Это стремление основывается на потребности в самоактуализации - "вершине" в иерархии потребностей человека, которую составляют также потребности в уважении и самоуважении, потребности в любви со стороны окружающих и принадлежности к общности, потребности в безопасности и физиологические потребности. С ними тесно связаны познавательные («Знать и понимать») и эстетические потребности ("воспринимать прекрасное»), но они не входят в иерархии являются вторичными по отношению ее составляющих. Потребность в самоактуализации проявляется лишь тогда, когда удовлетворены потребности, находящиеся на низших ступенях иерархии. По А. Маслоу, даже тогда, когда у человека удовлетворены вроде все потребности, она все же испытывает беспокойство, пока не действует так как думает и как способен действовать.

 

 

3. Деятельностный подход

 

Деятельностный  подход объединяет ученых, для которых  психика - функция мозга, явление, возникающее в процессах активности живого существа и опосредует их своими специфическими функциями. Этот подход возник на почве философии марксизма - официальной идеологии бывшего СССР и был отличительным признаком советской психологии. Однако и тогда, по оценке американского науковедов Л. Г. Грэхема, ученые "искренне создавали интеллектуальные конструкции .., которые представляют огромный интерес как выдающиеся достижения философского материализма". К таковым он относит Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.

Л.С.Выготскому (1896-1934) принадлежит  культурно-историческая теория психики, которая реализовала исторический подход к высшим психическим функциям. По теории Выготского, высшие («культурные») функции возникают на базе низших («натуральных»), общих для человека и животных, но подчиняются законам, вытекающие из общественной жизни человека. «Натуральные» психические функции становятся «выше», обогащаясь за счет опосредствования - использование человеком совершенных внутренних средств. Поэтому высшие психические функции - это прижизненное сформированы социальные по происхождению, психические процессы, которые изначально существуют как форма взаимодействия между людьми, а позже - как интериоризированный процесс, социальное характеризует индивидуальную психику. В своем развитии они проходят социальную и собственно психологическую стадии. На последней стадии высшие психические функции приобретают вид автоматизированных внутренних операций. Процесс формирования высших функций проходит через зону ближайшего развития - способность ребенка в содружестве со взрослым выполнять то, чего она не способна делать самостоятельно. Высшие психические функции локализуются в головном мозге как целостно функционирующие нервные структуры.

С.Л. Рубинштейн (1889-1960) осуществил анализ природы психики, выделив два плана - онтологический, раскрывающий сущность бытия психики, и гносеологический, объясняющей закономерности ее познания. С онтологической точки зрения психика, психическое является материальным явлением, тогда как с гносеологическое - идеальным, производным от материального. Оно рассматривается в контексте реальных отношений субъекта - носителя практической и познавательной активности и объекта - предмета его активности. Эта активность носит характер социальной по содержанию деятельности, в процессе которой субъект изменяет объект в соответствии со своими потребностями, изменяясь при этом сам. Деятельность - способ существования человека как общественного существа.

В деятельности субъекта происходит психическое отображение объекта в виде образа - идеальной формы его существования. Как и психика в целом, этот образ является детерминированным - причинно обусловленным явлением ("внешние причины действуют через внутренние условия»). Обосновывается мнение, что главной «клеточкой», с которой должна быть создана система научной психологии, является действие. Перед психологией ставится задача изучать жизненный путь человека.

А. Н. Леонтьев (1903-1979) разработал психологическую  теорию деятельности, в основу которой положено проведенный им анализ развития психики в филогенезе и социогенезе. По А. Н. Леонтьевым, каждая стадия такого развития является результатом усложнения строения деятельности как формы связи живого существа с окружающей средой. Психика формируется в деятельности, занимает в ней определенное место, обнаруживает через нее свои особенности. В отличие от животного, человек в процессе деятельности наделяет значениями предметный мир, вследствие чего он предстает перед ней в объективном, независимом от потребностей существовании - как образ сознания. Значение, в свою очередь, становятся формой существования сознания, и они, усваиваясь ребенком в коммуникативной деятельности (общения) с взрослым, обусловливают осознание им действительности.

В состав индивидуального и общественного сознания входят чувственные образы («ткань сознания») и значение. Первые несут в себе чувственную информацию о действительности, другие - обобщенные сведения о ней. Человек демонстрирует активность, характеризует ее как личность, когда выбирает среди совокупности своих деятельностей основные, проявляя тем самым свое отношение к миру.

Для А.Н.Леонтьева был принципиально  важным путь психологического анализа: от деятельности к психике. Это отличный признак деятельностного подхода  в психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Состояние современной  психологии определяют такие ее основные направления, как гештальт, бихевиоризм, психоанализ, генетическая психология, когнитивная психология, гуманистическая  психология, деятельностный подход.

По мнению академика  В.А. Роменця, на каждом этапе истории  психологии (мифологическом, философском  и научном) человек, каждый раз сосредотачиваясь на определенном компоненте поступка, осуществляет самопознания закономерным образом: сначала сводящее психику к ее проявлений, затем осваивает ее как реальность и, наконец, осуществляет процесс ее целенаправленного познания .

ХХ в. в этом имеет свои отличия: поступок заявляет о себе последействием, которая выполняет  особую культурно-историческую функцию  в психологии - побуждает человека к рефлексии. Самопознание трансформируется в самоанализ. Поэтому человек снова обращается к себе, но уже на уровне исторического самосознания, что открывает перед ним путь к самосоздания.

Происходит  это в ходе развития культуры ХХ века. Если же рассматривать направления психологии, то они «будто потеряли предмет своей дисциплины в научных поисках, психология должна вернуться к самой себе». Для этого она с сциентистской должен превратиться в гуманистическую, т.е. культурно-историческую.

Очевидно, психологию будущего ожидает появление новых  теорий - звеньев непрерывного процесса познания человеком самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. История зарубежной психологии: 30-60-е гг. ХХ в.: Тексты/ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. -  М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986 — 344 с.
  2. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровського . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение , 1987
  3. Цигульска Т.Ф. Загальна та прикладна психологія. Як допомогти собі та іншим: Курс лекций: Навч. посіб.. - К: Наукова думка, 2000. - 189 с.
  4. Ярошевский М.Г. История психологии. - 3-е изд., перераб. - М.: Мисль, 1985. - 575 с.
  5. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии . - 2-е изд., перераб. - М.: Политиздат, 1984. - 447 с.

Информация о работе Философия Нового Времени. Основные тенденции