Философия Нового Времени. Основные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 03:03, реферат

Описание работы

История психологии имеет значение для развития самой психологической науки, особенно развития психологической теории. Без истории науки не может быть создана какая-то научная теория. «В определенном смысле всякая современная теория науки является свернута и обобщенная ее история». Более того, история психологии имеет еще прогностическую функцию — она позволяет на основе прошлого и настоящего оценить возможности развития психологии.
Историю психологии может быть основой для формирования системы оценочных суждений у психолога, к созданию эталона, служащего точкой отсчета в оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии.

Содержание

Введение
Философия Нового Времени. Основные тенденции
Биография Томаса Гоббса. Обзор работ
Философская система Гоббса. Предмет и метод философии
Учение о человеке.
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

История психологии.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

 

«Первая философия» открывает  у Гоббса философию природы, трактуя  о пространстве, времени, тело и его  свойства, причины, количества и других универсальных понятиях. Мир вещественен  и материален, подчеркивает Гоббс. Бестелесная  субстанция нет, и существовать не может. «Любая часть тела является точно так же телом и имеет самые измерения, и, следовательно, телом является всякая часть вселенной ... Вселенная все, поэтому то что является его частью, является ничего и, следовательно, нигде нет».

 

4. Учение о человеке.

 

Учение Томаса Гоббса внесло большой вклад в развитие психологии. Именно Гоббсу принадлежит  заслуга выдвижения идей, начали ассоциативной  психологии. Речь материалистическом направление и ассоцианизма, поскольку  порядок и связь представлений отражают, по Гоббсу, последовательность ощущений и обусловлены, в конечном итоге, влияние внешних объектов на органы чувств.

 

Исходным моментом познавательной деятельности и психики вообще является по Гоббсу, ощущения. Остальные производно от этого. Причиной ощущения Гоббс считает внешнее тело, или объект, проводит давление на соответствующий орган. Это давление передается внутрь с помощью нервов, волокон и перепонок и достигает мозга и сердца. Здесь они вызывают сопротивление, или обратное давление, которое, будучи направлено снаружи, чем являющихся снаружи. «И это кажущееся, или этот призрак, люди называют ощущением».

 

Согласно Гоббсу, ощущение - «образы, или идеи, вещей, существующих вне нас ...» - отвечают своих объектах только в том случае, мы воспринимаем величину, или протяженность предметов, их движение или покой. Когда же речь идет об ощущении цвета, звука, запаха и т.д.., То не отвечают какие-то реальные свойства предметов, и ощущения являются в этом случае воображаемыми образами или призраками. Называя ощущения призраками, Гоббс хотел подчеркнуть их принадлежность субъекту, обратить внимание, что есть лишь проявлением «того движения, нарушения или изменения, которые объект производит в мозге, в животных духов или во внутреннем веществе головы». Характеризуя ощущения как воображаемые образы, или привидения, Гоббс давал повод к отрицанию их объективного содержания.

 

Итак, психика - это тень реальных материальных процессов, она - епифеномен. Вывод следствием механистического понимания соотношения психики и мозга вроде параллелизма.

 

Но, поскольку ощущение есть внутреннее движение, в результате на органы чувств находящихся вне  нас объектов, когда объект удален, движение может сразу прекратиться. Следовательно, и возникает из чувства  образ тоже может исчезнуть бесследно. Он сохраняется в течение некоторого времени, хотя и более плохо, чем при непосредственном восприятии. Таков, по Гоббсу, возникновения представления, воображения. Оно не что иное, как "ослабленное ощущение", и собственно только людям, но и многих других живых существ.

 

Представление и память обозначают одно и то же. Разница  между ними лишь в том, что представлению  мы называем самую вещь или, вернее, ее образ, тогда как слово «память» выражает факт ослабления соответствующего ощущения, обозначает, что его поблекло, отошло в прошлое.

 

Представление спящих людей - это сновидения. Материалом сновидений служат прежние ощущения. Поскольку  сновидения рождаются раздражением некоторых внутренних частей тела, то разные раздражения с необходимостью вызывают разные представления в спящих. Наши сновидения может быть обратным порядком наших представлений наяву. Движение на бодрствующем состоянии начинается с одной стороны, а во время сна - другой. Исследуя представления как один из феноменов нашего сознания, Гоббс обращает внимание на возможность их соединения, или связи. Эта связь представлений, или мыслей, возможно, по Гоббсу, как неупорядоченной и упорядоченной. Так Гоббс подошел к выявлению способности нашего сознания связывать определенным образом представления и мысли друг с другом. Эти связи получили впоследствии название ассоциаций и стали предметом специального исследования психологов. Итак исследования Гоббса послужили основой возникновения ассоцианизма, рассматривал психические процессы, включая сложные, как следствие сочетания и связи простейших элементов сознания.

 

В его учении Гоббс  рассмотрел и другие проявления человеческой природы. Это, во-первых, поезда и отвращения, аффекты, способности и обычаи, составляющие эмоционально-нравственную сторону познания. Это, во-вторых, способность человека к волевым действиям и поступкам.

 

Эмоциональный сферу  человеческого сознания Гоббс исследовал с точки зрения механического  материализма и сенсуализма. Он исходил  из того, причиной, как ощущение, и поезда и отвращения, удовольствия и неудовольствия являются сами предметы, которые действуют органы чувств. Как чувствует влечение человек, зависит от того, но и сам поезд избирается им. Поезд и отвращение имеют ту же природу, как и чувства. Чувство или эмоции, по Гоббсу, является ничем иным, как «движение сердца», то есть особое «внутреннее движение», направленное от органов чувств к сердцу и распространяется дальше от сердца по всему организму. Когда движения сердца способствуют тому является жизненным, или органическим, движением, у человека возникает удовлетворение, или удовольствие. В противном же случае возникает недовольство, или отвращение. С другой стороны, поезд является движение в сторону то, что его вызвало, а отвращение - движение, или усилия, направлен в противоположную сторону. Когда люди хотят чего-то, они называют это любовью, а когда питают чего-либо отвращение, называют это ненавистью. Различие в том, что желание свидетельствует об отсутствии объекта, а слово «любовь» - с его присутствие. Так же слово «отвращение» свидетельствует об отсутствии, а «ненависть» - на наличие объекта. Итак, слова удовольствие, любовь и влечение может быть разными именами, одной и той же вещи, которую человек рассматривает разносторонне.

 

Что касается способностей человека, учение Гоббса включало важное положение: «люди равны от природы». Английский философ утверждал, что природа сделала людей равными в отношении их физических и умственных способностей.

 

В решении вопроса  соотношении своды и необходимости Гоббс выступает как противник учения о свободе воли. Гоббс определяет волю как стремления, из предыдущего акта обдумывания. «Свобода есть ... последнее действие в процессе обдумывания». Воля не является произвольной, утверждает Гоббс, то есть, он отрицает какую бы то ни пошли свободу воли. «Наши желания вытекают из наших мыслей точно так же, как наши действия - с желаний».

 

Отрицание свободы воли значит, по Гоббсу, отрицание свободы  вообще. Но свободный человек - это  не тот, кто заявляет: «могу делать то, что хочу», а тот, кому ничто не препятствует делать желаемое. Не отрицая способность человека к волевому акту, он последовательно и настойчиво проводил мысль, что "сама воля обусловлена другими, независимыми от него вещами" и что поэтому «все добровольные действия обусловлены необходимыми причинами и являются вынужденными». Гоббс, таким образом, приближался к выявлению единства свободы и необходимости.

 

Говоря о предопределенности воли наших желаний, а последних - мотивов, философ имел в виду чисто  механическое воздействие внешних объектов на органы чувств.

 

С другой стороны Гоббс  отождествлял необходимость и причинность, сводил первую ко второй. Результатом  этого было отрицание случайности  в действиях и поступках людей, а также природных процессах. «... Всякое событие, каким бы случайным оно есть, и каждый поступок, каким бы добровольным он был, - писал Гоббс, - происходят с необходимостью ...», то есть не признавал объективного существования случайности. Принцип причинности и необходимости действует во всех отраслях, которые затрагивает Гоббс в своем учении.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Философская система Томаса Гоббса сыграла очень важную роль в истории  материалистической психологии, кроме  того, он выдвинул идеи, которые легли  в основу ассоциативной психологии.

 

В XVII веке жили такие философы, как Декарт, Спиноза и отчасти  Лейбниц, которые силой ума и  глубиной превосходили Гоббса. Но они  гораздо меньше сделали правильного  понимания природы, человека и общества. Именно Гоббс вывел основные понятия  познания с ощущения и восприятия, и первый проложил дорогу от сенсуализма к конструктивному метода, взрослому с математической философии.

 

Кроме вклада в психологию, теория Гоббса оказала большое влияние  на развитие политико-юридической мысли  в его время, и более поздние периоды. Можно сказать, что концепции государства и права ХВИИ-XVIII веков складывались в значительной степени под влиянием проблем, затронутых Гоббсу. Проницательность и глубокий ум позволили Гоббсу построить систему, из которой черпали, что из богатого источника, все буржуазные мыслители как семнадцатого, но и восемнадцатого и двадцатого веков до современности.

 

Современники и последователи  теории Гоббса ценили его достаточно высоко. Например, Дени Дидро в поисках  неоднократно хвалил высокую четкость и определенность в трудах Гоббса, сравнил его с корифеем сенсуализма Джоном Локком и даже ставил Гоббса выше его. О высокой оценке Гоббса свидетельствует характеристика Маркса, где он хоть и подчеркивает физическую и механистическую ограниченность Гоббса, но вместе с тем Маркс видит в нем одного из родоначальников материализма нового времени. Ограниченность его материалистической философии лежат в ограниченности его эпохи и того нового класса, идеологом которого он стал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1.МееровскийБ.В. Гоббс. М.: Думка, 1975

 

2.Ждан О.Н. Історія психології. М.: Вид-во МДУ, 1990

 

3. Якунін. В.А. Історія психології.Спб.: Вид-во Михайлова В.А., 1998

 

4. Гоббс Т. Левіафан, чи Матерія, форма і міська влада держави церковного і цивільного. М.: Вид-во "Світ", 1936

 

5.rin

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Содержание
  • Введение

1. Гештальтпсихология, бихевиоризм и  психоанализ

2. Генетическая, когнитивная и гуманистическая  психология

3. Деятельностный подход

  • Заключение
  • Список литературы 

Введение

 

Психологии  выпала нелегкая судьба, ее теории несут  на себе значительный отпечаток личности своих создателей, так это, скорее, «наука имен», чем «наука фактов». К  тому же реально она существует в  виде направлений психологии, которые  больше ориентированы на общее, чем на уникальное, в психике, ее достижения мало известны общественности, и она не занимает среди других наук того места, которое ей должно принадлежать. И все это при очевидной значимости психологии человека в частной и общественной жизни.

Исторический прогресс психологии нашел отражение в трудах многих поколений ученых разных эпох и стран. В целом его можно изложить в виде совокупности различных взглядов на сущность психики и результатов ее познания. Однако гораздо интереснее проследить логику этих взглядов - закономерности их возникновения и развития. В таком случае история психологии демонстрирует закономерности движения мировой психологической мысли, напоминает о связи между прошлым, настоящим и будущим.

Исследования, проведенные историками психологии, позволили выявить принципы, на которых основывается поступательность психологического знания. Одним из них является принцип детерминизма, согласно которому история психологии отражает изменение форм причинного объяснения природы психики. Это зависит от характера доминирующей в определенное историческое время научной картины мира. По поступков принципу, история психологии направляется к целостному и всеобъемлющего представления о человеке. В отличие от принципа детерминизма, он акцентирует внимание изучающих психологию, на собственных закономерностях ее развития. Его применение показало, что в процессе исторического самопознания последовательно открываются компоненты человеческого поступка - ситуативный, мотивационный, действенный и после действенный. Итак, каждый этап истории психологии получает свои характерные определения.

Целью данной работы является характеристика современного состояния психологии и ее основных направлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Гештальтпсихология, бихевиоризм и психоанализ

Гештальтпсихология-направление  в западной психологии первой трети XX в., Выдвинувшего программу изучения психики как целостной внутренней структуры - гештальта. Это первичная индивидуальная свойственость психики, находится в соответствии с физиологическими процессами мозга и внешним миром. Такой подход позволил показать обусловленность восприятия соотношением предмета («фигуры») и его окружения («фона»), выяснить роль инсайта (англ. insight - проницательность, постижение) и переструктурирование чувственных данных в мышлении (Вертгеймер, Келер, Левин). С позиций системного подхода, новое в психике является следствием реорганизации и перецентрации существующих в ней же гештальтов. Идеи гештальтпсихологии обогатили исследования познавательных процессов и нашли свое продолжение в когнитивной психологии.

Бихевиоризм (от англ. Behaviour - поведение) - направление, предметом психологического исследования считает, что подлежит методам объективного изучения. Прежде всего это поведение - совокупность внешних воздействий человека и животного, цепь реакций на внешние стимулы ("стимул"). Основатель этого направления Дж. Уотсон (1878 - 1958) начал исследования навыков - автоматизированных действий, сформированных путем многократных повторений. Законами формирования навыков (например, "закон попыток, ошибок и закрепление случайного успеха") объяснялось образование различных психических явлений. Было также выявлены общие для человека и животных закономерности научения - усвоение приобретенного опыта.

Эволюция этого  направления обусловила появление  необихевиоризма, который также  опирается на поведенческий принцип, но уже по-иному определяет характер отношений между стимулами и реакциями и допускает наличие "промежуточных переменных" между ними в виде ожиданий, гипотез, познавательных схем и т.д. (Миллер и др.., Скиннер, Халл; Толмен). В современных вариантах необихевиоризм стремится использовать достижения других направлений психологии.

Психоанализ - направление, основателем которого был 3. Фрейд (1856 - 1939). Он рассматривал психическую  жизнь человека как многоуровневое явление, глубинным уровнем которого является бессознательное, что сексуальную и агрессивную составляющие. Первая является источником психической энергии (либидо) и находится в конфликте с сознанием. Вследствие этого конфликта личность - также многоуровневое явление, инстанциями которого являются: Ид (лат. и - Оно), Эго (еgо - Я) и супер-Эго (Сверх-Я) I д - носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия (снятие инстинктивного напряжения путем галлюцинаторного исполнения желаний) Его подчинено принципу реальности (удовлетворение через приспособление к требованиям мира) супер-Эго - носитель моральных норм, выполняет функцию критики, истоки которой восходят еще детских впечатлений.

Информация о работе Философия Нового Времени. Основные тенденции