Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:00, реферат
Цель данной работы изучить философию И.Канта.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить «докритический» период творчества Канта;
2. Рассмотреть новый поворот в философских исканиях Канта;
3. Охарактеризовать «критический» период Канта.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 «ДОКРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА КАНТА 4
2 НОВЫЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЯХ КАНТА 9
3 «КРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД КАНТА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 «ДОКРИТИЧЕСКИЙ»
ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА КАНТА
2 НОВЫЙ ПОВОРОТ
В ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЯХ КАНТА
3 «КРИТИЧЕСКИЙ»
ПЕРИОД КАНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Родоначальником
классической немецкой философии является
Иммануил Кант (1724-1804). Философское творчество
Канта делится на два периода:
докритический (до начала 70-х годов)
и критический. В первый период своей
деятельности философ занимался
исследованием вопросов естествознания
и пытался дать их решение с
материалистической позиции. Особенно
большое значение для науки и
философии имела гипотеза Канта
о возникновении Солнечной
Цель данной работы изучить философию И.Канта.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить «докритический» период творчества Канта;
2. Рассмотреть новый поворот в философских исканиях Канта;
3. Охарактеризовать «критический» период Канта.
Актуальность
данной темы в том, что именно творчество
Канта явилось, с одной стороны,
как бы завершением философии
Просвещения, а с другой ее нелицеприятной
критикой.
1 «ДОКРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА И.КАНТА
Первую свою работу Кант писал три года - с 1743 по 1746 год. Называлась она "Мысли об истинной оценке живых сил". Эта работа представляла собой попытку выступить арбитром в споре картезианцев и лейбницианцев об измерении кинетической энергии. Создавая эту работу, Кант, по - видимому, не знал, что уже в 1743 году Даламбер дал универсальное решение проблемы, выразив его формулой F=mvv/2. Кант, сам того не ведая, по сути лишь повторил решение Даламбера. Однако работа содержала ряд оригинальных умопостроений, в том числе рассуждения о связи трехмерности пространства и закона всемирного тяготения. "Мысли ..." печатались с 1746 по 1749 год. После выхода книги в свет, Кант посылает по экземпляру швейцарскому ученому и поэту Альбрехту Галлеру и математику Леонарду Эйлеру, однако, ответа на эти почтовые отправления он не получил.
Возможно, причиной тому послужил описанный выше промах молодого ученого. И все же юношеская работа Канта интересна не только как эпизод его жизни. Она вошла и в жизнь науки. Несмотря на то, что первая работа не принесла Канту известности и уступает, естественно, по масштабу более поздним его трудам, уже в этой работе проявилась характерная черта всей его философии - соединение бескомпромиссного стремления к истине со склонностью к разумным компромиссам, когда налицо две крайние точки зрения.
В
1747 году, не защитив магистерской диссертации,
Кант впервые покидает Кенигсберг.
Однако, его странствия ограничиваются
пределами Восточной Пруссии. В
глухой провинции философ пробует
себя в роли домашнего учителя
последовательно в трех семьях: пастора
деревни Юдшен в Литве, богатого
помещика под Остероде и графа
Кайзерлинга. В Прусском захолустье
Кант приобрел педагогические навыки,
прошел школу житейского опыта. Свободный
доступ к книгам и обилие свободного
времени заложили фундамент будущей
научной деятельности. В этот период
Кант написал рукопись по астрономии
"Космогония или попытка объяснить
происхождение мироздания, образование
небесных тел и причины их движения
общими законами развития материи в
соответствии с теорией Ньютона".
Статья была написана на конкурсную тему,
предложенную Прусской академией наук,
но молодой ученый не решился принять
участие в конкурсе. Статья была
опубликована только 1754 году после
возвращения Канта в
К
концу 1755 года Кант был уже автором
двух статей и двух серьезных трактатов
по вопросам космогонии, приобрел некоторую
известность в ученых кругах Пруссии,
однако все еще числился студентом,
или, точнее, кандидатом (так в Германии
именовались лица, прослушавшие курс
лекций в высшем учебном заведении,
но не завершившие должным образом
свое образование). Задумываясь о
будущем, Кант видел себя университетским
преподавателем. За годы работы домашним
учителем он скопил небольшую сумму,
необходимую для начала академической
карьеры. Для осуществления мечты
ему оставалось получить лишь ученую
степень. 17 апреля 1755 года Кант подает
на философский факультет
В первую свою университетскую зиму Кант читал логику, математику, метафизику, естествознание. Затем к ним прибавилась физическая география, этика и механика. В то время не создавалось культа из узкой специализации, и будущий философ смог полностью проявить свои разносторонние знания. Его лекции пользовались неизменным успехом среди студентов. Минимальная нагрузка составляла 16-ть, а максимальная - 28-мь часов в неделю. Естественно, что во второй половине 50-х годов Кант почти ничего не пишет. Самым значительным трудом этого периода, можно назвать диссертацию "Физическая монадология", которую Кант написал, безрезультатно претендуя на экстраординарную (без оклада) профессуру. Преподавание поглощает все время и все силы, но безбедное существование обеспечено. В этот период естественно - научные материи по - прежнему занимают доминирующее положение в духовных исканиях Канта, но наряду с этим усиливается и интерес к философии. Первой собственно философской работой была габилитационная диссертация "Новое освещение первых принципов метафизического познания". В ней Кант исследует установленный Лейбницем принцип достаточного основания. Он проводит различие между основанием бытия предмета и основанием его познания, реальным и логическим основанием. В этих рассуждениях Канта содержится зародыш будущего дуализма: мир реальных вещей и мир наших знаний не тождественны. Принцип достаточного основания философ соотносит с поведением человека. Так в этой диссертации впервые возникает проблема свободы, которая в будущем превратится в лейтмотив всего творчества Канта. Он считает, что идея определяющего основания не противоречит свободе. Он понимает свободу как сознательную детерминизацию поступка, как приобщение к воле мотивов разума. В дальнейшем, развивая эту идею, философ придет к выводу, что человек не может полагаться только на свои влечения, так как все они жестко детерминированы природой, и поступать в соответствии с ними - значит оставаться животным. В целом в этой диссертации Кант отстаивает лейбницианско-вольфианскую точку зрения. Хотя в некоторых существенных деталях, например при разрешении проблемы взаимоотношения души и тела, ему ближе идеи Ньютона. Что касается гармонии бытия и его всеобщей устремленности к благу, то он пока в этом не сомневается.
Значительное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками. В составе Российской империи появилась новая административная единица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне.
Вместе с преподавателями университета принес присягу и Кант. Войны в XVIII веке почти не затрагивали мирное население. Несмотря на войну, занятия в университете не прерывались. Напротив, к обычным лекциям прибавились еще и занятия с русскими офицерами. Кант читал для русских фортификацию и
пиротехнику. Некоторые биографы философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие известные в российской истории лица, как будущий
екатерининский вельможа Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник,
навещавший в Прусской столице своего отца генерала В.И. Суворова.
В
декабре 1758 года умер профессор философии
Кипке. На освободившееся место объявилось
пять претендентов. Среди них был
и Кант, выставивший свою кандидатуру
по настоянию давнего
2 НОВЫЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЯХ КАНТА
1762
год был переломным для
В
предверии зимнего семестра 1762 года
Кант выпустил, как и раньше, брошюру
- приглашение к лекциям. В предыдущих
трактовались в основном естественно
научные проблемы, на этот раз для
рассмотрения был взят философский
вопрос. Брошюра называлась "Ложное
мудрствование в четырех
Грядущую
философскую революцию