Философия Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:36, реферат

Описание работы

Краткие биографические сведения о жизни и творчестве Иммануила Канта. Его основные работы, сущность теории познания. Содержание этики и эстетики Канта, идея права и государства.

Содержание

Биография Иммануила Канта
Этапы творчества
Основные работы Канта
Теория познания
Этика Канта
Категорический императив
Эстетика Канта
О человеке
Идея права и государства
Некоторые цитаты и афоризмы Канта
Список использованных информационных источников

Работа содержит 1 файл

реферат кант готовый.docx

— 143.60 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

  1. Биография Иммануила Канта.

  1. Этапы творчества.
 
  1. Основные  работы Канта.
 
  1. Теория  познания.     
 
  1. Этика Канта.
 
  1. Категорический  императив.
 
  1. Эстетика Канта.    
 
  1. О человеке.
 
  1. Идея права  и государства.
 
 
  1. Некоторые цитаты и афоризмы Канта.
 
  1. Список  использованных информационных источников.
 
 
 
 
 
 

 

     БИОГРАФИЯ 

     Иммануил  Кант (нем. Immanuel Kant) (22 апреля 1724 - 12 февраля 1804) - немецкий философ из Кёнигсберга (Konigsberg) (ныне - Калининград)) - родоначальник  немецкой классической философии, крупный  философ эпохи Просвещения.

     Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь  святого Иммануила, в переводе это  библейское имя означает «с нами Бог». Попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле  одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем  поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу  ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747 - 55, он разработал и опубликовал  космогоническую гипотезу происхождения  Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

     В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что наконец  даёт ему право преподавать в  университете. Начались сорок лет  преподавательской деятельности.

     Во  время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под  юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой  переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного  профессора в 1758 году он адресует императрице  Елизавете Петровне.

     Естественнонаучные  и философские изыскания Канта  дополняются «политологическими»  опусами: в трактате «К вечному миру»  он впервые прописал культурные и  философские основы будущего объединения  Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение - это  мужество пользоваться собственным  разумом».

     С 1770 принято вести отсчет «критического» периода в творчестве Канта. В  этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где  до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

     К этому времени вызрело принципиально  важное признание Канта о целях  его работы : «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в  решении трёх задач: 1) что я могу знать? (метафизика); 2) что я должен делать? (мораль); 3) на что я смею надеяться (религия); наконец, за этим должна была последовать четвертая задача - что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)». В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принесшие ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

     «Критика  чистого разума» (1781) - эпистемология

     «Критика  практического разума» (1788) - этика

     «Критика  способности суждения» (1790) - эстетика

     Будучи  слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь  жёсткому режиму, что позволило ему  пережить всех своих друзей. Его  точность следования распорядку стала  притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат  он не был, говоря, что когда он хотел  иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

     Кант  был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального  собора Кёнигсберга в профессорском  склепе, над его могилой была возведена  часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора. 

 

     

    ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА 

         В философии И. Канта можно выделить два этапа развития: докритический  и критический. В докритический  период, длившийся до конца 60-х годов XVIII века, И. Канта интересовали, главным  образом, натурфилософские проблемы, то есть изучение бытия природного мира посредством философии – об основаниях природного мира, о его законах  бытия и развития и т.д. В решении  этих проблем И. Кант опирался на достижения естественно-научного знания того периода  и на математику как всеобщетеоретический способ познания природных явлений, но прежде всего, на ньютоновскую теорию строения и движения Солнечной системы. Он создает свою собственную космогоническую  теорию происхождения Вселенной, в  которой наша Солнечная система  лишь фрагмент множества звездных систем. В своих работах «Новая теория движения и покоя» (1758 г.), но особенно во «Всеобщей естественной истории  и теории неба» И. Кант выдвигает  эволюционную теорию происхождения  Солнечной системы на основе уплотнения рассеянных материальных частиц и образования  планет, в том числе и нашей  планеты Земля. А Солнце «есть  лишь одна из звезд Млечного пути и  что наш Млечный путь не есть предел строения Вселенной». Он подчеркивает мысль, что наша звездная система, как  и любые системы Вселенной, возникает  на основе собственных законов, одних  и тех же для любых материальных систем (Закон сгущения масс рассеянных частиц). Более того, И. Кант проводит мысль, что наша Вселенная постоянно  изменялась во времени, то есть, имела  свою собственную историю, вытекающую из естественно-природных законов. В этом плане он отвергает идею сотворения мира богом и его неизменности после сотворения. По мысли И. Канта, Бог никакого отношения к возникновению  мира не имел.

         Рассматривая  процесс развития жизни, живых систем, И. Кант подчеркивал невозможность  объяснения посредством принципа механицизма  ее происхождения и строения. Правда, ставя вопрос об ограниченности механицизма, И. Кант не дает обоснования иных принципов  объяснения и понимания возникновения  жизни.

         Уже в докритичский период И. Канта заинтересовала проблема соотношения основания  познания и основания бытия, которая  для развития его философских  взглядов приобрела фундаментальное  значение. С точки зрения Лейбница и Вольфа, сторонником которых  он вначале был, основания познания предмета и основания бытия предметов  совпадают, они тождественны. Познание и мышление лишь форма воспроизведения  оснований бытия внешнего мира. Поэтому  об автономности и суверенности познания и мышления нельзя говорить. Субъект познания всегда будет зависеть от предмета познания. По мысли И. Канта, такая позиция закрывает путь к пониманию познания, познавательной деятельности человека как свободной, творческой и продуктивной. Необходимо найти собственные основания для познающего субъекта. Решение этой задачи потребовало от И. Канта критически подойти к оценке концепций познания, распространенных в философии того периода. Поскольку зависимость субъекта познания от объекта, предмета познания невольно приводит к догматизму. Мысль, уже ранее высказанная Д. Юмом, который оказал немалое влияние на И. Ката. Понятию «критика» И. Кант придает значение и смысл не только как способу пересмотра каких-либо теорий, выявления в них недостатков, но и как способу достижения новых и притом положительных, позитивных знаний творчески познающим субъектом. 

         Второй  период творческой деятельности И. Канта  как философа получает наименование «критического периода», в рамках которого он революционным образом  пересмотрел многие фундаментальные  философские проблемы. Как принято  считать, И. Кант совершил «коперниковский  переворот» в области философии.

         Основные  принципы своей новой философии  в систематической форме И. Кант изложил в знаменитом труде «Критика чистого разума», который вышел  в свет в 1781 году и над которым  он работал больше 10 лет. В нем  он сформулировал свои знаменитые три  вопроса, которые стали как бы канвой всех последующих философских  штудий И. Канта, которые всегда встают перед любой мыслящей личностью. Вот эти вопросы, которые одновременно есть и задачи для философа:

         1. Что я могут знать? – ответ  на него может дать теоретическая  философия. 

         2. Что я должен делать? – ответ  дает практическая философия. 

         3. На что я могут надеяться?  – ответ дает философия религии. 

         Позднее к этим трем вопросам в своей одной  из последних работ «Антропология» (1798 год) И. Кант добавляет четвертый  вопрос: «Что есть человек?» – ответ  на который дает философская антропология, ибо в непосредственном бытие  человека и разрешаются эти фундаментальные  философские проблемы.

         Поиск ответов на поставленные фундаментальные  вопросы, которые по мысли И. Канта, и являются единственными и подлинными целями человеческого существования, составляют прерогативу человеческого  разума, стремящегося к получению  положительного знания.

         В связи с этим философию он рассматривает  как «науку об отношениях всякого  знания к существенным целям человеческого  разума». И только решив эту проблему, философия может осуществлять свое призвание – научить человека тому, «каким надо быть, чтобы быть человеком».

 

         ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ КАНТА: 

  • "Всеобщая  естественная история и теория  неба" (1770);
  • "Критика чистого разума" (1781);
  • "Основы метафизики нравов"(1775);
  • "Критика практического разума" (1787);
  • "Критика способности суждения" (1790);
  • "Религия в пределах только разума" (1793).
 

 

 

         ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ 

         Кант  отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно  взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь  разумом человек; и изучении отдельных  способов человеческого познания.

         Главным философским произведением Канта  является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта  является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и  чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к  которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических  и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?»  Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением  содержания по сравнению с содержанием  входящих в суждение понятий. Эти  суждения Кант отличал от аналитических  суждений, раскрывающих смысл самих  понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность  термину «апостериори» — «из  опыта».

         Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и  необходимость — не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта  является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой  априорной деятельности рассудка. Выявление  этой деятельности рассудка в отношении  опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет  сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько  предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это  познание должно быть возможным априори».

         Кант  не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту  веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот  в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности  знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир  должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями  нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте.

Информация о работе Философия Канта