Философия Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Человек не удовлетворяется миром чувственного опыта и хочет проникнуть к сверхчувствительным основам мироздания, ответить на вопросы о свободе воли, бессмертии души и бытии Бога.
В этом направлении его влечет разум. Разум вырастает из рассудка и трактуется Кантом как «способность принципов», способность мыслить безусловное и предельное. В «диалектическом» разделе «Критики чистого разума» он последовательно критикует три традиционные философские науки о сверхчувственном – «рациональную психологию», «рациональную космологию» (учение о мире в целом) и «естесственную теологию». Кант не отрицает, что понятия души, мира и Бога являются естественным порождением разума, «трансцендентальными идеями» Существование Бога можно доказывать. Апостериорные доказательства, отталкивающиеся из опыта, заведомо неприемлемы, т.к. из свойств конечных вещей, обнаруживающихся в мире, нельзя достоверно заключать к бесконечным атрибутам Бога. Но и априорное доказательство не может принести успеха. Оно базируется на анализе понятия Бога как всесовершенного существа, которое, как утверждается, должно содержать предикат внешнего существования: в противном случае ему будет недоставать одного из совершенств. Поэтому отсутствие предиката существования в понятии Бога не было бы свидетельством неполноты представления о божественной сущности, на предложении чего, однако, основывался весь онтологический аргумент.

Работа содержит 1 файл

Философию Канта называют критической по двум причинам.docx

— 25.24 Кб (Скачать)

     Вариант № 5

     Вопрос  №1 Критическая философия  Канта

     Философию Канта называют критической по двум причинам: во-первых, из-за ее критического отношения к предшествующей философии и, во-вторых, из-за того, что свою философию он изложил в трех «Критиках»: «Критике чистого разума» (1781 г.), «Критике практического разума» (1788 г.). «Критике способности суждения» (1790 г.).

     «Критика чистого разума»

     Человек не удовлетворяется миром чувственного опыта и хочет проникнуть к  сверхчувствительным основам мироздания, ответить на вопросы о свободе  воли, бессмертии души и бытии Бога.  
В этом направлении его влечет разум. Разум вырастает из рассудка и трактуется Кантом как «способность принципов», способность мыслить безусловное и предельное. В «диалектическом» разделе «Критики чистого разума» он последовательно критикует три традиционные философские науки о сверхчувственном – «рациональную психологию», «рациональную космологию» (учение о мире в целом) и «естесственную теологию». Кант не отрицает, что понятия души, мира и Бога являются естественным порождением разума, «трансцендентальными идеями» Существование Бога можно доказывать. Апостериорные доказательства, отталкивающиеся из опыта, заведомо неприемлемы, т.к. из свойств конечных вещей, обнаруживающихся в мире, нельзя достоверно заключать к бесконечным атрибутам Бога. Но и априорное доказательство не может принести успеха. Оно базируется на анализе понятия Бога как всесовершенного существа, которое, как утверждается, должно содержать предикат внешнего существования: в противном случае ему будет недоставать одного из совершенств. Поэтому отсутствие предиката существования в понятии Бога не было бы свидетельством неполноты представления о божественной сущности, на предложении чего, однако, основывался весь онтологический аргумент.

     Не  меньшие проблемы подстерегают человеческий разум при попытке постичь  первоосновы природного мира, выяснить имеет ли он начало во времени и  границы в пространстве, состоит  ли материя из подлинных атомов или делима до бесконечности. При рассмотрении всех этих вопросов разум запутывается в противоречиях. Такое состояние внутренней раздвоенности Кант называет «антиномией».

  «Критика практического разума»

     Реальность  свободы не может быть продемонстрирована теоретическими средствами. Свобода является необходимым условием «морального закона», в существовании которого нельзя сомневаться. Кант подробно рассматривает эти вопросы в рамках своей практической философии, изложенной в «Критике практического разума» (1788) и других работах этического цикла.

     Понятие морали Кант связывает с безусловным  долженствованием, т.е. ситуациями, когда  мы сознаем, что должны поступать  так-то и так-то, просто потому, что  так надо, а не по каким-то другим причинам. В качестве безусловных, моральные требования возникают из разума, только не теоретического, а «практического», определяющего волю. Безусловность «категорического императива», выражающего моральный закон, означает бескорыстность нравственных мотивов и их независимость от эгоистичных стремлений, т.е. возможность в любой ситуации следовать долгу. Именно поэтому Кант связывает моральный закон и свободу. Человек свободен всегда, но моральным он становится лишь в том случае, если следует категорическому императиву. Абстрактность этой формулировки вызвана тем, что к моральному закону не должны примешиваться никакие содержательные, чувственные моменты. Однако ее не трудно приложить к конкретным случаям. Для этого достаточно допустить, что поступок, который мы собираемся совершить, будут совершать все. Если это не приведет к самоотрицанию последнего, то он может трактоваться как нравственный.

     Таким образом, Кантовская этика далеко от формализма, в котором ее иногда упрекали. Не является Кант и сторонником аскетической морали. Он напротив, подтверждает право человека на удовлетворение своих чувственных склонностей, т.е. на счастье. Но человек должен быть достоин счастья, а достоинство состоит лишь в моральном поведении. Оно имеет приоритет над стремлением к счастью, которое должно было бы выступать наградой за добродетель. Однако в нашем мире непосредственная связь между добродетелью и счастьем отсутствует. Поэтому мы должны допускать существование Бога, который в нашей посмертной жизни согласует одно с другим.

     Допущение бытия Бога и бессмертия души не равносильно для Канта их теоретическому доказательству. И Кант утверждает, что отсутствие знания об этом, взамен которого у человека есть только вера или надежда, позволяет спасти бескорыстность долга и свободу личности. Знание принуждало бы человека вести себя определенным образом, его поступки были бы «легальными», но не моральными. Исчезла бы свобода, возможная лишь в ситуации фундаментальной неопределенности. Но моральность и свобода являются самой основой человеческой личности, составляющей, по Канту, высшую ценность бытия. Именно поэтому человек, как цель сама по себе, является главной проблемой философии.

      
  

       «Критика способности суждения»

     В «Критике способности суждения» (1790) Кантом рассматривается художественное творчество. Он исследует здесь феномен эстетического удовольствия и приходит к выводу, что его источником является гармоническое взаимодействие рассудка и воображения, продуцируемое так называемыми «эстетическими идеями». Эстетическая идея – чувственный образ, который не может быть исчерпан никаким понятием. Создание таких образов под силу лишь гениям, которые в своих творениях перерастают свои собственные рациональные замыслы, вкладывая бесконечность в конечное.  
Творческое начало человека раскрывается не только на индивидуальном, но и на социальном уровне. В поздних сочинениях Кант часто обращался к теме общественного прогресса. Он считал, что общество в целом, как индивиды, нацелено на совершенствование. Впрочем, если в совершенствовании личностей решающую роль играют моральные мотивы, то общество развивается естественным путем, при определяющем влиянии конкуренции между людьми. Тем не менее ход общественного прогресса приводит ко все более полному признанию суверенных прав личности. Серьезным препятствием на этом пути оказываются войны. Кант, однако, предвосхищает установление «вечного мира», залогом которого может стать создание всемирного федеративного государства.
 

     Вопрос № 2 Объективная идеология Гегеля

     Высшей  ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (1770-1831), который  был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система  объективного идеализма состоит  из трех основных частей.

     В первой части своей системы - в  «Науке логики» - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь «абсолютной идеей») таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.

     Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в «Философии природы». Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи.

     Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его  системы - «Философию духа». Здесь абсолютная идея становится по Гегелю «абсолютным духом».

     Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность  идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается  им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания.

     В этих трех принципах, хотя и в идеалистической  форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии  Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением  философии.  

     Вопрос  № 3 Диалектическая разработка Гегеля

     В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат  выделенные Гегелем основные законы диалектики: «Закон отрицания отрицания», «Закон перехода количества в качество», «Закон единства и борьбы противоположностей». Реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого»

Информация о работе Философия Канта