Философия Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить философию И.Канта.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить «докритический» период творчества Канта;
2. Рассмотреть новый поворот в философских исканиях Канта;
3. Охарактеризовать «критический» период Канта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 «ДОКРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА КАНТА 4
2 НОВЫЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЯХ КАНТА 9
3 «КРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД КАНТА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

Кант.docx

— 38.41 Кб (Скачать)

Моральное действие, как показал Кант, не относится  к миру явлений. Кант выявил вневременный, т. е. независимый от знания, от развития общества, характер морали. Мораль, по Канту, — самая бытийственная  основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая к определенным поступкам, хоты нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести. То же самое можно сказать и о долге. Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила.

В отличие от теоретического разума, который имеет  дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что  должно быть. Мораль, по Канту, носит  характер императивности. Понятие императивности означает всеобщность и обязательность требований морали: “категорический  императив, — пишет он, — есть идея воли каждого существа, как  воли, устанавливающей всеобщие законы”.

Кант хочет  найти высший принцип моральности, т. е. принцип выявления самого морального содержания и дает формулировку того, как должно поступать человеку, стремящемуся приобщиться к подлинно нравственному. “Поступай только согласно такой  максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы  она стала всеобщим законом”.

Кант различал социально одобряемые нормы поведения  и нормы нравственности. Социально  одобряемые нормы поведения носят  исторический характер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности. Учение Канта как раз было направлено на выявление в ней исторических и вневременных характеристик морали и было адресовано всему человечеству. 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В данной работе была рассмотрена философия  И.Канта.

      В ходе работы был изучен «критический»  период творчества Канта, рассмотрен новый  поворот в философских исканиях Канта, а также его охарактеризовать «критический» период.

      Изучая  «докритический» период творчества Канта можно сказать, что наиболее значимой его работой этого периода  является “Всеобщая естественная история  и теория неба” (1775). Кант сформулировал  мысль, которая позднее в западноевропейской науке оформилась в некую “коллективную” теорию — гипотезу Канта-Лапласа. Это  была мысль о естественном происхождении  Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности. В этой же теории он развил идею о  целостности устройства мироздания, наличии в нем законов взаимосвязи  небесных тел, в совокупности своей  образующих единую систему. Такое предположение  позволило Канту сделать научное  предсказание о наличии в Солнечной  системе еще не открытых планет. В век господства механицизма  Кант одним из первых среди философов попытался построить картину подвижного, динамичного, эволюционного мира.

      Рассматривая  новый поворот в философских  исканиях Канта можно отметить, что  важнейшую роль в его новых  исканиях, которые в дальнейшем привели  к созданию его критической философии, сыграло знакомство с творчеством  Жан-Жака-Руссо. Руссо стал для Канта, по признанию последнего, "вторым Ньютоном". Если под влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос, устройство солнечной  системы, мир в целом, то парадоксы  Руссо помогли ему заглянуть  в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант впоследствии называл еще  и Давида Юма в качестве мыслителя, который "помог ему пробудиться  от догматического сна". Руссо повлиял  на Канта как человека и моралиста, Юм подтолкнул его новым теоретико-познавательным поискам, пересмотру метафизических догм, формированию новой теории познания.

Охарактеризовав «критический» период Канта можно  подчеркнуть, что предметом теоретической  философии является исследование познавательной деятельности, установление законов  человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называет свою философию  трансцендентальной. Он называет свою философскую систему также критической, или критическим идеализмом. По Канту, философия есть форма критики, но критику он понимает весьма своеобразно. В своих основных произведениях, в названиях которых, как правило, присутствует термин критика - "Критика  чистого разума", "Критика способности  суждения", "Критика практического  разума", - Кант не столько критикует  в привычном смысле этого слова, сколько выясняет границы соответственно рассудка, способности суждения, воли.        

Главной темой "Критики" Кант объявляет поиск ответа на вопрос "Как возможны априорные синтетические  суждения?". За этой формулировкой  скрывается следующая проблема: каким  образом можно достоверно  узнать что-то о вещах, которые не даны или  пока еще не даны людям в чувственном  опыте? Кант был уверен, что подобные знания существуют. В качестве примера  он приводил математические теоремы, выводами которых заведомо соответствуют  все предметы, которые можно встретить  в чувствах, а также принципы "чистого  естествознания", вроде тезиса "все  изменения имеют причину". На вопрос "как человек может предвосхищать  то, что еще не дано или вообще не существует?" Кант доказывал, что  подобная ситуация возможна лишь в  том случае, если познавательные способности  человека каким-то образом определяют вещи. Такой взгляд на проблему, противоречащий "видимости", состоящей в том, что человеческие понятия о мире, наоборот, формируются вещами, сам Кант называл "коперниканским переворотом" в философии.       

      Жизнь Канта - это прежде всего написанные им книги, самые волнующие события  в ней – мысли. Человек умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он смог, что успел  сказать, что было услышано. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы. М.: Прогресс, 2009 г.

2. Гулыга А. Кант. Серия «ЖЗЛ» – М.: Молодая гвардия, 2010 г.

3. Калинников Л.А. Кант в русской философской культуре. М.: Прогресс, 2008 г.

4. Ойзерман Т.И. Философия Канта и современность. – М.: «Мысль», 2008 г.

5. http://filosofij.ucoz.ru

6. http://www.peoples.ru


Информация о работе Философия Канта