Философия И. Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:03, реферат

Описание работы

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804) – поистине выдающаяся фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени. Немецкая классическая философия – это значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества, предстает как единое духовное образование, одно из важнейших выражений духовной культуры XIX века.

Содержание

Введение.
1. О бытии и познании
2. О человеке: теория разума и антиномии
Заключение.
Библиография.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

Реферат

Тема: «Философия И. Канта». 

2010 год. 

      ПЛАН: 

      Введение.

      1. О бытии и познании

      2. О человеке: теория разума и  антиномии

      Заключение.

      Библиография. 

      Введение 

      Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804) – поистине выдающаяся фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени. Немецкая классическая философия – это значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества, предстает как единое духовное образование, одно из важнейших выражений духовной культуры XIX века.

      Не только в философии, а  и в конкретной науке И. Кант  был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии. Кроме того, И. Кант выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас.

      Философские воззрения И. Канта  существенно менялись по мере  его духовного развития. Если  до начала 80-х гг. XVIII в. И. Канта  интересовали главным образом  естественно-научные вопросы, то  потом его дух погружается  в так называемые метафизические, т.е. общефилософские проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.

      Человек, этика и право –  вот альфа и омега всего  философского учения великого  мыслителя.[1]

      Философская деятельность И. Канта разбивается на два периода:

      1) «докритический период», где  характерно серьезное отношение  к любому авторитету в науке  и философии, о чем свидетельствует  его работа «Мысли об истинной  оценке живых сил». Более того, И. Кант предлагал рассмотреть новую, до него не известную немеханическую картину мира. Как отмечалось И. Кантом, «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».[2] Одновременно перед И. Кантом стояла проблема возможности познания и прежде всего научного познания, что в итоге стало толчком перехода от натурфилософии преимущественно к вопросам теории познания.

      2) «критический период», ознаменовался  такими известными трудами философа, как «Критики чистого разума», «Критики способности суждения» в которых И. Кант изложил учение о познании, этике, эстетике и учение о целесообразности в природе. Основу этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».

      Таким образом, деятельность И. Канта способствовала значительному становлению и развитию философской мысли и взглядов в период классической философии. 

      О бытии и познании 

      И. Кант считал, что решению  таких проблем философии, как  проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установления его границ.

      Необходимые условия познания  заложены, согласно И. Канта, в  самом разуме и составляют  основу знания. Они-то и придают  знанию характер всеобщности и необходимости. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматически прием познания, И. Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной – метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы.

      И. Кант различал воспринимаемые  человеком явления вещей и  вещи, как они существуют сами  по себе.

      «Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность».[3]

      И. Кант был убежден, что  идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная реальность. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори. Смысл заключается в том, что субъект познания располагает определенными, уже до него сложившимися формами познания. Но этот «априоризм» не тождественен понятию врожденных идей: априори – это не врожденные идеи, а формы, усвоенные человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам культуры.

      В своем учении о познании  И. Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика представлялась как гносеологический принцип, она субъективна, т.к. отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.

      В логическом аспекте теории  познания И. Кант ввел идею  и термин «синтетическая сила  суждения», позволяющая осуществлять  синтез рассудка и данных чувственного  восприятия, опыта.

      И. Кантом рассматривались три   сферы познания: чувства, рассудок, разум. Посредством чувства предметы нам даются; посредством рассудка они мыслятся; разум же направлен на рассудок и с опытом не связан.

      Кроме того, И. Кант разработал  систему категорий рассудка:

      - количество: единство, множество, целокупность;

      - качество: реальность, отрицание, ограничение;

      - отношения: присущность, самостоятельность  существования;

      - модальность: возможность –  невозможность, существование –  несуществование, необходимость  – случайность.[4]

      Наряду с оперированиями категориями рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные трем законам: сохранения субстанции, причинности, взаимодействия субстанции. Для рассудка они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Сознание человека само строит предмет не в том смысле, что порождает его, дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает предмету ту форму, под которой он только может познаваться – форму всеобщего и необходимого знания.

      Таким образом, по мнению И.  Канта, пространство и время – это лишь формы живого созерцания, а не объективные свойства вещей, указывая на производность всевозможных связей и законов от рассудка.[5] 

      2. О человеке: теория разума и  антиномии 

      Третья часть учения о познавательных  способностях человека – о разуме и антиномиях. Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики, как и предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К ним обращаются соответственно теология, космология, психология. Однако при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе и свободе разум впадает в противоречие, соотносящееся как тезис и антитезис. Согласно И. Канту, и тезис и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то «победа» присуждается ей. Такого рода противоречия И. Кант назвал антиномиями.[6] Для более детального их рассмотрения следует привести таблицу, содержащую четыре указанных антиномии.

      Таблица 1

|I антиномия  [7]                                                                                                                               |

|тезис                                                                 |Антитезис                                                             |

|Мир имеет  начало во времени и ограничен  в пространстве                |Мир не имеет начала во времени  и границ в пространстве; он  бесконечен |

|                                                                      |во времени и в пространстве                                           |

|II антиномия                                                                                                                                  |

|Всякая сложная  субстанция в мире состоит  из простых частей, и вообще  |Ни одна сложная вещь в мире  не состоит из простых частей, и вообще в  |

|существует  только простое и то, что сложено  из простого               |мире нет ничего простого                                              |

|III антиномия                                                                                                                                 |

|Причинность  по законам природы есть не  единственная причинность, из   |Нет никакой свободы, все совершается в мире по законам природы        |

|которой можно  вывести все явления в мире. Для объединения явлений     |                                                                      |

|необходимо  еще допустить свободную причинность (причинность через     |                                                                      |

|свободу)                                                              |                                                                      |

|IV антиномия                                                                                                                                  |

|Абсолютно необходимая  сущность принадлежит миру или  как часть его или |Нигде  нет никакой абсолютно необходимой  сущности – ни в мире, ни вне  |

|как его причина                                                       |его – как его причины                                                 | 

      Противоречия эти для И. Канта  неразрешимы. Однако он опровергает  все существующие «теоретические» доказательства бытия Бога: его существование можно доказать лишь опытом. Хотя в существование Бога надо верить, т.к. этой веры требует «практический разум», т.е. наше нравственное сознание.

      Учение И. Канта об антиномиях  сыграло громадную роль в истории диалектики. Этим учением перед философской мыслью было поставлено множество философских проблем и прежде всего проблема противоречия. Встал вопрос об уяснении противоречивого единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, случайности и необходимости. Антиномии послужили сильным импульсом для последующих диалектических размышлений других представителей классической немецкой философии.

      Анализируя способности человека, И. Кант отмечал, что такие  способности как талант и гений – это талант к изобретению и открытию является высшим уровнем дарования. Таков гений.

      Кроме того, анализируя существо  человека, И. Кант рассматривал  природу чувств. Например, чувство  удовольствия в общем способствует  жизни. Но у человека на животный инстинкт наслаждения наложена нравственная и культурная узда. «Один способ удовольствия есть в то же время культура, а именно, увеличение способности испытывать еще большее удовольствие – таково удовольствие от наук и изящных искусств, другой же способ – истощение, которое делает нас все менее способными к дальнейшему наслаждению».[8]

      Говоря о необходимости совершенствования  человека, его души, И. Кант подчеркивал,  что необходимо развивать свои  душевные и телесные силы так,  чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут именно для конкретного человека.

Заключение 

      В заключение следует подчеркнуть,  что И. Кант оказал огромное  влияние на умы всего мыслящего  человечества: многие философские направления, школы и учения так или иначе восходят к нему. Его идеи, подвергаясь постоянному осмыслению и переработке, продолжают свою плодотворную жизнь. Гений этого мыслителя, выраженный в его творениях – это такой храм духа, мимо которого не проходил и не может пройти ни один из тех, кому дорога широкоохватная мудрость.

Информация о работе Философия И. Канта