Философия Канта
Иммануил Кант
(1724 - 1801)
Вклад Канта в философию сравнивают по
значению с коперниканским переворотом
в науке. Многие специалисты делят историю
философии на до - и после-кантовскую. Главная
заслуга Канта - в новом подходе к природе
познания, его возможностям и границам.
Он впервые предложил понимать знание
не как отражение действительности, а
как её конструирование сквозь призму
присущих разуму и рассудку априорных
схем и принципов. Кант был убежден, что
одних средств науки недостаточно для
создания полной и адекватной картины
мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает
самостоятельность эстетического и нравственного
мышления.
Идея автономии морали, выдвинутая Кантом,
имеет принципиальное значение для этики
и философии права. Без Канта были бы невозможны
более поздние течения западной и русской
философии, особенно такие, как экзистенциализм,
феноменология, неокантианство.
Периодизация творчества
Канта
Докритический период:
до 1780 года. Кант занимался вопросами
естествознания, одновременно и независимо
от Лапласа создал космогоническую гипотезу
о происхождении Вселенной из первоначальной
туманности путем сгущения. В области
философии в этот период ничего выдающегося
им создано не было.
Критический период: после 1780 года. Получил
такое название отчасти из-за подчеркнуто
критического отношения к предшествующей
философии, но главным образом из -за того,
что изложил основные идеи своей философии
в книгах, название которых начинается
со слова "Критика...".
Основные работы Канта
* "Всеобщая естественная история и
теория неба" (1770);
* "Критика чистого разума" (1781);
* "Основы метафизики нравов"(1775);
* "Критика практического разума"
(1787);
* "Критика способности суждения"
(1790);
* "Религия в пределах только разума"
(1793).
Теоретические истоки кантовой философии
Кант признавал, что
основные идеи его философии инициированы
скептицизмом Юма. Если цель познания
- всеобщее и необходимое знание,
то, очевидно, что опыт не может дать
нам такое знание. Поэтому, утверждал
Юм, Локк с его концепцией чувственного
знания, был не прав. Следовательно, критерии
всеобщности и необходимости содержатся
в разуме и присущи ему априорно, то есть
до всякого опыта. Знание должно быть ограничено
возможностями разума и рассудка, а для
этого разум и рассудок нужно изучить,
подвергнуть критике.
Сущность теории познания Канта
Кант утверждал, что наш ум может познавать
предметы окружающего мира лишь потому,
что все познаваемое в этих предметах,
создается этим же самым умом по присущим
ему априорным принципам и схемам. Мы познаем
не вещи сами по себе, а их явления сознанию.
Кант делит окружающую действительность
на ту, что доступна познанию, и ту, что
не может быть познана человеком. Познаваемая
реальность называется сферой явлений,
"вещей-для-нас", "феноменов".
Непознаваемые объекты называются "вещами
- в - себе", "ноуменами". Мир делится
не по онтологическому, а по гносеологическому
принципу. Такая позиция получила название
"теоретико - познавательного дуализма".
Сущность практического разума
Практический разум
у Канта регулирует сферу человеческой
свободы. Он означает право на свободу
выбора. Часто практический разум отождествляется
с нравственностью. Говоря об отношениях
чистого и практического разума, Кант
отдает предпочтение последнему. Это означает,
что в затруднительных ситуациях человек
в первую очередь должен прислушиваться
к голосу сердца, совести, даже если это
идет вразрез с требованиями логики.
Сердцевина теории практического разума
- учение Канта об автономии человеческой
воли.
Эстетика Канта
Эстетические идеи
изложены Кантом в работе "Критика способности
суждения". Человеческий дух имеет три
способности: познание; желание; чувство
удовольствия или неудовольствия. Эстетическая
рефлексия основывается на третьей способности.
Эстетическое удовольствие характеризуется
чистотой или незаинтересованностью,
необходимостью и всеобщностью, формальностью.
Объектом эстетики выступает не только
прекрасное, но и возвышенное, отличающееся
от прекрасного игнорированием формы
и вниманием к безмерному и бесконечному;
Целесообразность присутствует в произведениях
художника, а также существует объективно,
в природе.
Учение Канта о государстве
Кант был продолжателем линии Руссо во
взглядах на общество. В соответствии
с требованиями разума, он считал, что
начала права должны распространяться
на все человечество. Цель истории - "вечный
мир". Для его достижения необходимо,
чтобы, во - первых, гражданское устройство
в каждом государстве было правомерным,
во - вторых, международное право было
основано на союзе свободных государств,
в-третьих, взаимоотношение народов и
государств определялись бы космополитическим
правом.