Философия Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить философию И.Канта.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить «докритический» период творчества Канта;
2. Рассмотреть новый поворот в философских исканиях Канта;
3. Охарактеризовать «критический» период Канта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 «ДОКРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА КАНТА 4
2 НОВЫЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЯХ КАНТА 9
3 «КРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД КАНТА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

Кант.docx

— 38.41 Кб (Скачать)

стоит в противонаправленности  сил. Здесь также одно упраздняет другое, но следствием будет нечто  реально существующее.

      В зимнем семестре 1762 года у Канта  появился новый студент, на которого тот сразу обратил внимание. Молодой  человек числился на теологическом  факультете, обладал незаурядными способностями  и усидчивостью, писал неплохие стихи, подражая любимым поэтам Канта - Галлеру  и Попу. Это был Иоганн Готфрид  Гердер, сын звонаря и учителя  приходской школы в Морунгене. У  Канта Гердер прослушал все его  тогдашние курсы - метафизику, мораль, логику, математику, физическую географию. Старательно записывал их, приводя  дома свои конспекты в порядок. Сохранились  все его записи - аккуратные, ясные, обстоятельно излагающие суть проблем  волнующих философа. На основании  этих конспектов и работы Канта "Единственное возможное основание для доказательства бытия бога", вышедшей в конце  в 1762 года, можно судить о том, какие  вопросы пытался разрешить философ  в этот период. Кант говорит о  боге. С его точки зрения, ни на собственном, ни на чужом опыте мы не можем убедится в его существовании. Исследователю остается положится на разум: только система рассуждений (Кант приводит ее в своей работе) приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое существо. Встает, однако, вопрос: не подрывает ли подобное отношение к религии основ нравственности?

      Кант  утверждает: мораль и религия - разные вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. При воспитании надо сначала пробудить моральное  чувство, а потом прививать понятие  о божестве, иначе религия превратится  в предрассудок, и вырастет хитрец, лицемер. Культура морального чувства  должна предшествовать культуре послушания. Из этих рассуждений философ выводит  основной закон человеческого поведения - "поступай в соответствии со своей  моральной природой".

      В 1764 году Канту исполнилось сорок  лет. Он известен, его ценят и уважают. Ламберт и Мендельсон обращаются к нему с предложениями вступить в научную переписку, и Кант их принимает. Лекции пользуются успехом, аудитория всегдаполна, и некоторые  курсы он передоверяет своим ученикам. Книги хорошо расходятся, а написанные в 1762 году "Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного" принесли ему славу модного автора. Но он все еще приват-доцент, не получающий ни гроша от университета. В Берлине  понимают неестественность подобной ситуации. В августе 1764 года из министерства юстиции, ведавшего делами образования, поступает  предложение занять место профессора поэзии и красноречия, которое пустовало  в Кенигсберге уже два года. Кант отказался. У него была цель, он шел к ней прямой дорогой. Отказ  оценили. Специальным рескриптом от имени короля было обещано "весьма умелого и со всеобщим успехом  преподающего доцента Канта выдвинуть  при первой же возможности".

      Значительное  место среди работ этого периода  занимает работа "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики", экземпляры которой были посланы  Ламберту и Мендельсону. Это не трактат, а скорее эссе, посвященное деятельности Иммануила Сведенборга, человека необыкновенного, шведского философа и математика, который рано прославился своими работами по механике, горному делу, минералогии, а под старость объявил  себя ясновидцем, которому сам бог  поручил основать новую церковь. "Грезы ..." примечательны тем, что  на одну доску с "духовидцами" Канта ставит и приверженцев спекулятивной  метафизики. Метафизики тоже грезят и свои идеи принимают за подлинный порядок вещей. Он смеется не только над визионерством, но и над умозрительными спекуляциями, он призывает людей науки полагаться только на опыт, представляющий собой "альфу и омегу познания". Таким образом Кант прощается с вольфианской метафизикой, приверженцем которой он был ранее.

К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже  не только в Пруссии. В 1769 году профессор  Хаузен из Галле намеревается издать "Биографии знаменитых философов  и историков XVIII века в Германии и  за ее пределами". Кант включен в  сборник, и автор обращается к  нему за необходимыми материалами. Почти  одновременно приходит приглашение  на работу в Эрланген. Куратор местного университета предлагает Канту занять только что созданную кафедру  теоретической философии. Кант отклоняет  это предложение. Другое приглашение, пришедшее в январе 1770 года из Иены, тоже было отклонено. Извиняясь и  отказываясь от этого предложения, философ ссылается на привязанность  к родному городу, а также на "возможные проблески близкой  вакансии" у него дома. Наконец 31 марта 1770 года мечта Канта сбылась. Специальным указом короля он был  назначен ординарным профессором логики и метафизики. Философу предстояло выполнить еще одну формальность, без которой назначение было недействительно: необходимо защитить профессорскую  диссертацию. Новая диссертация  называлась "О форме и принципах  чувственно воспринимаемого и интеллигибельного  мира". В ней был зафиксирован новый "переворот" во взглядах, совершившийся, по словам самого автора, год назад. На смену эмпирической, доходившей до скептицизма позиции пришел своеобразный дуализм во взглядах. Канта уже  не волнует вопрос, как данные органов  чувств связаны с интеллектом, - он развел в разные стороны эти два  вида духовной деятельности. "Источники  всех наших представлений, - говорится  в работе, - либо чувственность, либо рассудок и разум. Первые дают нам  причины познаний, выражающих отношение  предмета к особым свойствам познающего субъекта... Вторые относятся к самим  предметам". Чувственность, с точки  зрения Канта, имеет дело с явлениями, феноменами; интеллигибельный, т.е. Умопостигаемый, предмет он называет ноуменом. Мир, рассматриваемый как феномен, существует во времени и пространстве. Но время  и пространство не есть нечто само по себе существующее, это всего  лишь субъективные условия, изначально присущие человеческому уму для  координации между собой чувственно воспринимаемых

предметов. В  ноуменальном мире, т.е. в сфере предметов  самих по себе, времени и пространства нет. Это утверждение явно противоречит позиции Лейбница и Вольфа, признававших подлинную реальность продолжительности  и протяженности.

Еще недавно  Кант призывал науку опираться исключительно  на опыт, теперь у него другая забота - предостеречь ее от переоценки опыта. Философ осознает, что принципы чувственного познания не должны выходить за свои пределы  и касаться сферы рассудка. Позднее  он уточнит свою мысль: "в чисто  эмпирическом блуждании без руководящего принципа, в соответствии с которым  следовало бы искать, никогда нельзя найти что - либо целесообразное". В письме к Ламберту, которое сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает создать специальную  дисциплину - "общую феноменологию" с задачей очертить пределы чувственного познания, дабы не переносить его на предметы "чистого разума". Дарственные  экземпляры диссертации были вручены  также Мендельсону и прославившему  себя работами по философии искусства  И.Г. Зульцеру. Вскоре одно за другим пришли три ответных письма. Кант не ответил  ни на одно из них. Каждое ставило перед  ним проблемы, влекло за собой размышления, пока безрезультатные. Через четырнадцать месяцев он пишет своему берлинскому  другу Марку Герцу и просит его принести извинения Ламберту, Мендельсону и Зульцеру. В этом письме уже есть нечто большее, чем  констатация факта, что надо еще  думать над выдвинутыми возражениями и собственными идеями. Дату этого  письма (21 февраля 1772 года) принято считать  днем рождения главного философского труда Канта. Первоначальное его  название гласило "Границы чувственности  и рассудка", но уже в первоначальном варианте текста возникает выражение "критика чистого разума". Будущая  книга, по мнению Канта, должна дать "ключ к тайне всей метафизики". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 «КРИТИЧЕСКИЙ»  ПЕРИОД КАНТА

Докритический период явился как бы подготовительным этапом к критическому периоду —  уже в то время Кантом вынашивались бессмертные идеи, вошедшие впоследствии в классику мировой философии  и составившие, по оценке самого Канта, “коперникианский переворот” в философии. Основные идеи критического периода, помимо “Критики чистого разума” (1781) изложены в таких трудах, как “Критика практического разума” (1786), “Основы  метафизики нравственности” (1785), “Критика способности суждения” (1790) и ряде других.

  Кант показал, что если человек с его разумом начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия.

  Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть с равным успехом либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы. Всеобщие утверждения о мире в целом, о Боге, о свободе Кант сформулировал в антиномичной форме тезисов и антитезисов в своей работе “Критика чистого разума”.

Формулируя и  решая эти антиномии разума, Кант выявил особую категорию всеобщих понятий. Чистый, или теоретический, разум  вырабатывает такие понятия, как  “Бог”, “мир как целое”, “свобода”  и др.

Антиномии разума решаются Кантом путем различения мира явлений и мира вещей в себе. Кант предлагает метод двойственного  рассмотрения, который он назвал экспериментальным  методом в философии. Каждый предмет  нужно рассматривать двойственно  — как элемент мира причинно-следственных связей, или мира явлений, как элемент  мира свободы, или мира вещей в  себе.

Согласно Канту, вещь в себе, или абсолют, спонтанная сила, действующая в человеке, не может быть прямым объектом познания, поскольку человеческое познание не связано с задачей познания абсолюта. Человек познает не вещи в себе, а явления. Именно это утверждение  Канта послужило поводом для  обвинения его в агностицизме, т. е. в отрицании познаваемости  мира.

Кант в “Критике чистого разума” сформулировал  свой знаменитый вопрос “Что я могу знать?” и взял на себя труд обоснования  средствами разума самих условий  и возможностей человеческого познания.

В своей теории познания он разрешает проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого  сознания, можно прийти к объективному знанию. Кант делает предположение  о том, что существует какая-то соразмерность  между сознанием и миром. Он связывает  размерность космических процессов  с бытием человека.

Прежде, чем познавать  что-то, нужно выявить условия  познания. В качестве условий познания у Канта выступают априорные  формы познания, т. е. не зависящие  ни от какого опыта, доопытные, или, точнее, сверхопытные формы, дающие возможность  понять мир. Понятность мира обеспечивается соответствием мыслительных структур, которыми располагает субъект, связям

Знание представляет собой синтез чувственности и  рассудка. Кант определяет чувственность  как способность души созерцать  предметы, способность же мыслить  предмет чувственного созерцания есть рассудок. “Эти две способности, —  пишет Кант, — не могут выполнять  функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства  ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание”.

Знание никогда  не носит хаотический характер, человеческий опыт структурируется на основе априорных  форм чувственности и априорных  форм рассудка. Всеобщими и необходимыми формами чувственности у Канта  выступают пространство и время, служащие формой организации и систематизации бесчисленных чувственных впечатлений. Без этих форм чувственного восприятия мира человек не смог бы ориентироваться  в нем.

Априорными формами  рассудка выступают наиболее общие  понятия — категории (единства, множества, цельности, реальности, причинности  др.), которые представляют собой  всеобщую и необходимую форму  мыслимости каких бы-то ни было предметов, их свойств и отношений. Таким  образом, человек, познавая мир, конструирует его, строит порядок из хаоса своих чувственных впечатлений, подводит их под общие понятия, создает свою картину мира. Кант впервые в истории философии выявил специфику науки и научного знания как конструктивного и творческого создания человеческого разума.

Следует иметь  в виду, что Кант трактовал восприятие природы на основе теоретического разума. Поэтому его теория познания делится  на три части: чувства, рассудок, разум.

Учение Канта  о границах познания было направлено не против науки, а против слепой веры в ее безграничные возможности, в  способность решить любую проблему научными методами. “Поэтому, — пишет  Кант, — мне пришлось ограничить знания, чтобы освободить место вере” [4. C. 95]. Критическая философия требовала  осознания ограниченности человеческого  знания, которое ограничено научно достоверным знанием, чтобы освободить место для чисто моральной  ориентации в мире. Не наука и  не религиозная вера, а “моральный закон внутри нас” служат у Канта  основанием нравственности.

“Критика практического  разума” отвечала на второй фундаментальный  вопрос Канта: “Что я должен делать?”  Кант вводит различия между теоретическим  и практическим разумом. Это различие заключается в следующем. Если чистый, или теоретический разум “определяет” предмет мысли, то практический разум  призван “осуществлять”, т. е. производить  нравственный предмет и его понятие (нужно иметь в виду, что у  Канта термин “практический” имеет  особый смысл и означает не какую-то производящую деятельность, а просто поступок). Сфера деятельности практического  разума — сфера морали.

Как философ  Кант осознавал, что мораль нельзя вывести  из опыта, эмпирии. История человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто несовместимых  друг с другом: поступки, рассматриваемые  как норма в одном обществе, в другом подвергаются санкциям. Поэтому  Кант пошел по другому пути: он философскими средствами обосновывает абсолютный характер морали.

Информация о работе Философия Канта