Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:31, курс лекций
Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как уст¬роен мир и каково место человека в нем? Почему он смер¬тен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчи¬вость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина?
Тема 1. Философия как особенная форма общественного сознания.
1. К вопросу определения философии.
2. Возникновение философии. Анализ разных точек зрения на проблему возникновения философии.
3. Типы философствования.
4. Отношение "мышления к бытию" как один из исторически возможных принципов теоретической философии.
Сущность мировоззрения и его исторические типы
Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как устроен мир и каково место человека в нем? Почему он смертен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчивость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина? Можно ли ее познать? Как отличить истину от заблуждения? Что такое совесть, долг, честь, ответственность, справедливость, добро и зло, прекрасное и безобразное?
К этим вечным Вопросам сегодня добавляются все новые и новые вопросы. Каковы причины трудностей нашего общественного развития, каковы тенденции и перспективы преодоления Экономического и социального кризиса? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экономическое состояние нашей планеты на сегодня?
Все эти проблемы, так или иначе, отражаются в обобщенном взгляде человека на мир, называемом мировоззрением.
Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
В мировоззрение входят не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение.
В состав мировоззрения входят:
1. Обобщенные знания о мире и человеке – повседневныe или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний, тем более серьезная опора для мировоззрения.
2. Ценностные ориентации. Это отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями и интересами, тем или иным пониманием жизни, представление человека о добре и зле, его образ прошлого и проекты будущего и т.д.
3. Поведенческие ориентации. Обобщенные знания и ценностные ориентации определяют направление и характер деятельности человека.
Мировоззрение подвержено историческим переменам. На том или ином этапе истории преобладают определенные убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизни, Т.е. можно говорить об определенном типе мировоззрения, или о господствующем мировоззрении в античную эпоху, эпоху Средневековья, Нового времени. Носителем мировоззрения, т.е. субъектом мировоззрения, реально выступают социальная группа (народ, нация, класс и т.д.) или личность.
Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологическое мировоззрение (мифология), религиозное мировоззрение (религия), философское мировоззрение (философия).
В мировоззрении есть две стороны: чувственная и интеллектуальная (понятийная) сторона.
Чувственная – мироощущение, мировосприятие.
Интеллектуальная - миропонимание.
Разум и чувства в мировоззрение входят (преломляются в нем) не обособленно, а в тесной взаимосвязи друг с другом, а также с волей. Сплав чувств, разума и воли в мировоззрении формирует у людей убеждение.
Убеждения – это взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их сознанию, жизненным устремлениям. Убеждения – это целостный способ видения, понимания мира, ориентации и деятельности в нем. Силу убеждения приобретают нравственные, правовые, политические и др. взгляды - ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов.
Первым этапом в становлении мировоззрения является мифология.
Мифология (от греческого mifos - предание, сказание, logos - слово, понятие, учение). Это форма мировоззрения, характерная для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов. В них отражались фантастические существа, дела богов и героев.
Но в то же время они пытались ответить на вопросы о начале, происхождении и устройстве мира, о причинах наиболее важных явлений природы. Много внимания они уделяли вопросам происхождения людей и народов, их достижениям в развитии культуры – добывании огня, изобретении ремесел, возникновении народных обычаев и обрядов. Мифы выражали мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которой они создавались. Они выполняли многообразные функции: с их помощью Прошлое связывалось с настоящим и будущим; формировалось коллективное представление того или иного народа; обеспечивалась духовная связь поколений.
С переходом от первобытно-общинных форм жизни к рабовладельческим на смену мифам приходят религия и философия. Религия (от лат.rеligiо - благочестие, набожность, святыня, предмет культа). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существовании сверхъестественных сил (бога, богов) и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.
Вера - это позиция и психологическая установка человека, заключающаяся в принятии определенных утверждений (догматов) религии и решимости придерживаться их вопреки всем сомнениям; в личном доверии к Богу как устроителю жизни верующих, их руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях; в личной верности Богу, на «служение» которому верующий отдает себя. Внешней формой веры является культ - система определенных ритуалов, догматов.
Существовали и существуют множество вариантов религиозных верований: христианство, буддизм, ислам и др.
Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, она формировала и формирует сознание единства человеческого рода, значимости нравственных общечеловеческих норм и ценностей. С другой стороны, она может формировать настроения, идеи, такие как фанатизм, вражда к людям другой веры и т.д.
Философия (от греческого phileo - люблю и sopl1ia - мудрость - означает буквально «любовь к мудрости»). Впервые это слово употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.)
Философия, ее предмет и метод, функции в обществе
Философия отличается от мифологии и религиозного мировоззрения тем, что она опирается на разум, интеллект человека и человечества. Философия является синонимом теоретической мысли, Т.е. связана с зарождением научных знаний. Она сложилась в 7-5 вв. до н.э. в Древней Греции. Словом «философия» в Древней Греции обозначали всю совокупность имеющихся знаний о мире и человеке.
По мере развития общества, накопления и расширения знаний о мире из единой науки философии выделяются; такие самостоятельные науки как математика, астрономия, медицина, география, физика и т.д. Дифференциация наук все более и более ускоряется.
Каждая наука имеет объект и предмет изучения.
Объектом изучения философии является весь мир, человек и общество в целом. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
Всякая философия решает также вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Эта проблема называется основным вопросом философии.
Основной вопрос Философии имеет две стороны.
Во-первых, что первично и что вторично: дух или материя? В решении этой стороны основного вопроса философии философы разделились на два основных лагеря материалистов и идеалистов.
Материалисты – те философы, котopыe за первичное принимают природу, материю, а сознание считают вторичным, производным от материи, особым свойством материи (Фалес, Демокрит, Гераклит).
Идеалисты принимают за первичное дух, сознание; оно творит материю, мир. Существуют две разновидности идеализма – субъективный и объективный идеализм.
Сторонники субъективного идеализма за первичное принимают сознание индивида ( субъекта) (Кант, Беркли).
Объективные идеалисты за первичное принимают обособленное, оторванное от человека сознание, которое существует как абсолютная идея, абсолютный дух, творящий природу, мир (Платон, Гегель).
Основной вопрос философии имеет и другую сторону: Познаваем ли мир? Можем ли мы в своих чувствах, разуме иметь достоверные знания о мире?
Здесь философы также разделились на два лагеря: те, кто признают познаваемость мира? и те, кто отрицают такую возможность полностью или частично. Вторых называют агностиками («а» – не; «гносис» – знание÷незнание ).
Философия не может обойти такие проблемы, как: находится ли мир в движении, развитии или он пребывает в неизменном состоянии; что является источником развития, движения и где он находится - внутри процессов, явлений или вне их; если мир развивается, то в каком направлении и какова будущность нашей Вселенной, растительного и животного мира, человеческого общества.
В зависимости от ответов на вопрос о состоянии и развитии мира в философии сложились два метода (подхода, взгляда) – диалектики и метафизики.
Философский метод – это способ построения и обоснования философского знания, отражающего окружающий человека мир.
Диалектический метод (диалектика) состоит в том, что предметы и вещи окружающего человека мира рассматриваются во взаимосвязи, движении и развитии. Развитие понимается как качественное превращение одних явлений в другие, как уничтожение отживающего, устаревшего и утверждение нового. Источником развития считается противоречие, то есть борьба противоположностей. Диалектический метод признает самодвижение, саморазвитие природы и общества.
Метафизический метод (метафизика) заключается в том, что предметы и явления рассматриваются вне связи друг с другом. А развитие понимается как простое увеличение или уменьшение готовых качеств. Источник развития видится либо во внешнем столкновении одних предметов с другими, либо таким источником считается сверхъестественная сила.
Развитие диалектики и метафизики обусловлено уровнем развития общества и науки.
Между диалектикой и метафизикой шла непрерывная борьба. В этой борьбе диалектика прошла ряд этапов в своем развитии:
1) стихийная диалектика древних ( античная диалектика);
2) немецкая идеалистическая диалектика; 3) материалистическая диалектика;
Философия как общественная наука выполняет ряд важных функций.
I. Мировоззренческая функция:
1) дает наиболее общие знания о мире и месте человека в нем;
2) ориентирует человека определенным образом в его жизни и деятельности, помогает вырабатывать активное, творческое отношение к жизни.
II. Методологическая функция (methodos - греч.- способ, путь; logos - учение):
1) философия подсказывает наиболее общие методы познания и преобразования действительности человеком; 2) служит методологией для других наук.
III. Гносеологическая функция:
1) философия изучает проблемы процесса познания, его возможности и закономерности, выявляет условия достоверности и истинности знаний.
IV. Воспитательная и образовательная функция:
1) изучение философии расширяет кругозор человека, формирует определенное отношение к миру, повышает общую культуру, развивает мышление.
Условия и предпосылки возникновения философии
Философия возникла и сложилась в рабовладельческом обществе в период, когда совершался переход от племенного строя к государству, в котором различные группы рабовладельцев вели борьбу за экономическое и политическое господство.
Это стало возможным в результате развития производительных сил и накопления средств производства в руках немногих. Происходит отделение умственного труда от физического. Появляется наука как более или менее систематическое обобщение практического опыта людей. Умственный труд стал привилегией экономически и политически господствующего класса, а тяжелый физический труд – уделом угнетенных.
Идеологи рабовладельцев создают и внедряют угодное им миропонимание, которое представляет собой, в конечном счете, теоретическое выражение экономических интересов господствующего класса, хотя эти теории и выдаются за мысли, отражающие интересы всех слоев общества.
Философия вначале не отделяется от религии как фантастического отражения в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отражения, в котором земные силы принимают форму небесных.
Религиозно-идеалистическое понимание в рабовладельческом обществе было господствующим. Оно облекает в фантастическую· форму частную собственность, социальное неравенство, всю систему угнетения и порабощения рабовладельческого общества, считая все это божественным установлением. Религия обожествляет власть имущих, стремится увековечить рабство.
Путь философского анализа труден и длителен. О первых шагах его мы узнаем из истории развития философии рабовладельческих государств Юго-Восточной Азии, в частности, Древней Индии и Древнего Китая.
Особенности философии Древней Индии и Китая
Существенные сведения о развитии философской мысли относятся лишь к концу 2- началу 1 тысячелетия до н.э. и к последующему времени. Они отражены уже в первых письменных источниках Древней Индии.
Информация о работе Философия как особенная форма общественного сознания