Философия как особенная форма общественного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:31, курс лекций

Описание работы

Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как уст¬роен мир и каково место человека в нем? Почему он смер¬тен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчи¬вость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина?

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 582.00 Кб (Скачать)


Тема 1. Философия как особенная форма общественного сознания.                            

1.  К вопросу определения философии.

2.          Возникновение философии. Анализ разных точек зрения на проблему возникновения философии.

3.          Типы философствования.

4.          Отношение "мышления к бытию" как один из исторически возможных принципов теоретической философии.

Сущность мировоззрения и его исторические типы

Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как уст­роен мир и каково место человека в нем? Почему он смер­тен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчи­вость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина? Можно ли ее познать? Как отличить исти­ну от заблуждения? Что такое совесть, долг, честь, ответст­венность, справедливость, добро и зло, прекрасное и без­образное?

К этим вечным Вопросам сегодня добавляются все новые и новые вопросы. Каковы причины трудностей на­шего общественного развития, каковы тенденции и пер­спективы преодоления Экономического и социального кри­зиса? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экономическое состояние нашей планеты на се­годня?

Все эти проблемы, так или иначе, отражаются в обобщенном взгляде человека на мир, называемом мировоззрением.

Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В мировоззрение входят не все взгляды и представ­ления об окружающем мире, а только их предельное обоб­щение.

В состав мировоззрения входят: 

1. Обобщенные знания о мире и человеке – повседнев­ныe или жизненно-практические, профессиональные, на­учные. Чем солиднее запас знаний, тем более серьезная опора для мировоззрения.

2. Ценностные ориентации. Это отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потреб­ностями и интересами, тем или иным пониманием жизни, представление человека о добре и зле, его образ прошлого и проекты будущего и т.д.

3. Поведенческие ориентации. Обобщенные знания и ценностные ориентации определяют направление и характер деятельности человека.

Мировоззрение подвержено историческим переме­нам. На том или ином этапе истории преобладают определен­ные убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизни, Т.е. можно говорить об определенном типе мировоззрения, или о господствующем мировоззрении в античную эпоху, эпоху Средневековья, Нового времени. Носителем мировоз­зрения, т.е. субъектом мировоззрения, реально выступают социальная группа (народ, нация, класс и т.д.) или личность.

Выделяют три исторических типа мировоззрения: ми­фологическое мировоззрение (мифология), религиозное мировоззрение (религия), философское мировоззрение (философия).

В мировоззрении есть две стороны: чувственная и интеллектуальная (понятийная) сторона.

Чувственная – мироощущение, мировосприятие.

Интеллектуальная - миропонимание.

Разум и чувства в мировоззрение входят (прелом­ляются в нем) не обособленно, а в тесной взаимосвязи друг с другом, а также с волей. Сплав чувств, разума и воли в мировоззрении формирует у людей убеждение.

Убеждения – это  взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их сознанию, жизненным устрем­лениям. Убеждения – это целостный способ видения, понима­ния мира, ориентации и деятельности в нем. Силу убеждения приобретают нравственные, правовые, политические и др. взгляды - ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, дейст­вия личностей, общественных групп, наций, народов.

Первым этапом в становлении мировоззрения явля­ется мифология.

Мифология (от греческого mifos - предание, ска­зание, logos - слово, понятие, учение). Это форма мировоз­зрения, характерная для ранних стадий общественного раз­вития. Мифы существовали у всех народов. В них отража­лись фантастические существа, дела богов и героев.

Но в то же время они пытались ответить на вопро­сы о начале, происхождении и устройстве мира, о причинах наиболее важных явлений природы. Много внимания они уделяли вопросам происхождения людей и народов, их достижениям в развитии культуры – добывании огня, изо­бретении ремесел, возникновении народных обычаев и обрядов. Мифы выражали мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которой они создавались. Они вы­полняли многообразные функции: с их помощью Прошлое связывалось с настоящим и будущим; формировалось коллективное представление того или иного народа; обеспечи­валась духовная связь поколений.

С переходом от первобытно-общинных форм жизни к рабовладельческим на смену мифам приходят религия и философия. Религия (от лат.rеligiо - благочестие, набож­ность, святыня, предмет культа). Основу религиозного ми­ровоззрения составляет вера в существовании сверхъесте­ственных сил (бога, богов) и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.

Вера - это позиция и психологическая установка человека, заключающаяся в принятии определенных ут­верждений (догматов) религии и решимости придержи­ваться их вопреки всем сомнениям; в личном доверии к Бо­гу как устроителю жизни верующих, их руководителю, по­мощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях; в личной верности Богу, на «служение» которому верующий отдает себя. Внешней формой веры является культ - систе­ма определенных ритуалов, догматов.

 

Существовали и существуют множество вариантов религиозных верований: христианство, буддизм, ислам и др.

Религия – сложное духовное образование и общест­венно-историческое явление, которое нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, она формировала и форми­рует сознание единства человеческого рода, значимости нравственных общечеловеческих норм и ценностей. С дру­гой стороны, она может формировать настроения, идеи, такие как фанатизм, вражда к людям другой веры и т.д.

Философия (от греческого phileo - люблю и sopl1ia - мудрость - означает буквально «любовь к мудро­сти»). Впервые это слово употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.)

 

Философия, ее предмет и метод, функции в обществе

Философия отличается от мифологии и религиозно­го мировоззрения тем, что она опирается на разум, интел­лект человека и человечества. Философия является сино­нимом теоретической мысли, Т.е. связана с зарождением научных знаний. Она сложилась в 7-5 вв. до н.э. в Древней Греции. Словом «философия» в Древней Греции обознача­ли всю совокупность имеющихся знаний о мире и человеке.

По мере развития общества, накопления и расшире­ния знаний о мире из единой науки философии выделяются; такие самостоятельные науки как математика, астрономия, медицина, география, физика и т.д. Дифференциация наук все более и более ускоряется.

Каждая наука имеет объект и предмет изучения.

Объектом изучения философии является весь мир, человек и общество в целом. Предметом философии являются наи­более общие законы развития природы, общества и мыш­ления.

Всякая философия решает также вопрос об отноше­нии мышления к бытию, духа к природе. Эта проблема на­зывается основным вопросом философии.

Основной вопрос Философии имеет две стороны.

Во-первых, что первично и что вторично: дух или материя? В решении этой стороны основного вопроса философии философы разделились на два основных лагеря  материа­листов и идеалистов.

Материалисты – те философы, котopыe за первич­ное принимают природу, материю, а сознание считают вто­ричным, производным от материи, особым свойством ма­терии (Фалес, Демокрит, Гераклит).

Идеалисты принимают за первичное дух, сознание; оно творит материю, мир. Существуют две разновидности идеализма – субъективный и объективный идеализм.

Сторонники субъективного идеализма за первичное  принимают сознание индивида ( субъекта) (Кант, Беркли).

Объективные идеалисты за первичное принимают обособленное, оторванное от человека сознание, которое существует как абсолютная идея, абсолютный дух, творя­щий природу, мир (Платон, Гегель).

Основной вопрос философии имеет и другую сто­рону: Познаваем ли мир? Можем ли мы в своих чувствах, разуме иметь достоверные знания о мире?

Здесь философы также разделились на два лагеря: те, кто признают познаваемость мира? и те, кто отрицают такую возможность полностью или частично. Вторых на­зывают агностиками («а» – не; «гносис» – знание÷незнание ).

Философия не может обойти такие проблемы, как: находится ли мир в движении, развитии или он пребывает в неизменном состоянии; что является источником развития, движения и где он находится - внутри процессов, явлений или вне их; если мир развивается, то в каком направлении и какова будущность нашей Вселенной, растительного и жи­вотного мира, человеческого общества.

В зависимости от ответов на вопрос о состоянии и развитии мира в философии сложились два метода (подхо­да, взгляда) – диалектики и метафизики.

Философский метод – это способ построения и обоснования философского знания, отражающего окру­жающий человека мир.

Диалектический метод (диалектика) состоит в том, что предметы и вещи окружающего человека мира рассматриваются во взаимосвязи, движении и развитии. Разви­тие понимается как качественное превращение одних явле­ний в другие, как уничтожение отживающего, устаревшего и утверждение нового. Источником развития считается противоречие, то есть борьба противоположностей. Диа­лектический метод признает самодвижение, саморазвитие природы и общества.

Метафизический метод (метафизика) заключается в том, что предметы и явления рассматриваются вне связи друг с другом. А развитие понимается как простое увели­чение или уменьшение готовых качеств. Источник развития видится либо во внешнем столкновении одних предметов с другими, либо таким источником считается сверхъестест­венная сила.

Развитие диалектики и метафизики обусловлено уровнем развития общества и науки.

Между диалектикой и метафизикой шла непрерыв­ная борьба. В этой борьбе диалектика прошла ряд этапов в своем развитии:

1) стихийная диалектика древних ( античная диалектика);

2)                немецкая идеалистическая диалектика; 3) материалистическая диалектика;

Философия как общественная наука выполняет ряд важных функций.

I. Мировоззренческая функция:

1) дает наиболее общие знания о мире и месте человека в нем;

2) ориентирует человека определенным образом в его жиз­ни и деятельности, помогает вырабатывать активное, творческое отношение к жизни.

II. Методологическая функция (methodos - греч.- способ, путь; logos - учение):

1)                 философия подсказывает наиболее общие методы по­знания и преобразования действительности человеком; 2) служит методологией для других наук.

III. Гносеологическая функция:

1)  философия изучает проблемы процесса познания, его возможности и закономерности, выявляет условия дос­товерности и истинности знаний.

IV. Воспитательная и образовательная функция:

1)  изучение философии расширяет кругозор человека, фор­мирует определенное отношение к миру, повышает об­щую культуру, развивает мышление.

 

Условия и предпосылки возникновения философии

Философия возникла и сложилась в рабовладельче­ском обществе в период, когда совершался переход от пле­менного строя к государству, в котором различные группы рабовладельцев вели борьбу за экономическое и политиче­ское господство.

Это стало возможным в результате развития производительных сил и накопления средств производства в ру­ках немногих. Происходит отделение умственного труда от физического. Появляется наука как более или менее систе­матическое обобщение практического опыта людей. Умст­венный труд стал привилегией экономически и политически господствующего класса, а тяжелый физический труд – уделом угнетенных.

Идеологи рабовладельцев создают и внедряют угод­ное им миропонимание, которое представляет собой, в ко­нечном счете, теоретическое выражение экономических ин­тересов господствующего класса, хотя эти теории и выдаются за мысли, отражающие интересы всех слоев общества.

Философия вначале не отделяется от религии как фантастического отражения в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отра­жения, в котором земные силы принимают форму небесных.

Религиозно-идеалистическое понимание в рабовла­дельческом обществе было господствующим. Оно облекает в фантастическую· форму частную собственность, социальное неравенство, всю систему угнетения и порабощения рабовладельческого общества, считая все это божествен­ным установлением. Религия обожествляет власть имущих, стремится увековечить рабство.

Путь философского анализа труден и длителен. О первых шагах его мы узнаем из истории развития филосо­фии рабовладельческих государств Юго-Восточной Азии, в частности, Древней Индии и Древнего Китая.

 

Особенности философии Древней Индии и Китая

Существенные сведения о развитии философской мыс­ли относятся лишь к концу 2- началу 1 тысячелетия до н.э. и к последующему времени. Они отражены уже в первых письменных источниках Древней Индии.

Информация о работе Философия как особенная форма общественного сознания