Философия как особенная форма общественного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:31, курс лекций

Описание работы

Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как уст¬роен мир и каково место человека в нем? Почему он смер¬тен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчи¬вость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина?

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 582.00 Кб (Скачать)

«Веды» (в переводе означает «священное знание»)­ в них собраны молитвы, гимны, обращенные к богам, олице­творяющим силы природы: богу грозы, богу огня и т.д.

«Упанишады» (в переводе - «тайное учение») ­они представляют комментарии к ведам, составленные жрецами, и содержат догадки о причинах мироздания, тай­нах вселенной, раздумья о смысле жизни, причинах много­образия явлений окружающего мира, о месте человека в нем.

«Веды» и «упанишады» отражали официальную идеологию древнеиндийского рабовладельческого общест­ва – религию брахманизма.

В 8 – 7 веках до н.э. в Индии сформировалось мате­риалистическое философское мировоззрение, которое на­зывалось ЛОКАЯТА (буквально: взгляды людей, при­знающих только этот мир - ЛОКА), а последователи этого учения назывались ЛОКАЯТИКАМИ. Основателем этой школы считается БРИХАСПАТИ.

Брихаспати и его последователи выступали против брахманизма, составителей вед называли шутами и плута­ми, вскрывали противоречия в их поучениях. Они объясня­ли природу, исходя из нее самой, отвергали существование каких-либо сверхъестественных сил.

Наиболее развитым материалистическим течением в школе локаята была философия ЧАРВАКА (буквально: «ЧАР» - четыре, «ВАК» - слово, Т.е. «четыре слова»).

Все в мире, считали сторонники философии чарва­ка, состоит из четырех основных материальных элементов: земли, воды, воздуха, огня. Они отвергают религиозно­-идеалистические вымыслы о существовании бога как твор­ца Вселенной. «Нет никакого другого мира, кроме этого, нет ни небес, ни ада», - утверждали чарваки. Учение чарваков имело огромное значение в развитии материалистической философии в Древней Индии.

Одной из древнейших является и философская культура Китая. Классовое общество в Китае образовалось примерно три тысячи лет тому нaзaд.

Духовным оружием господствующих классов была религия, выступавшая с Проповедью всемогущества «не­бесного владыки» и «доказательствами» того, что земной царь - это посланец неба и воплощение божественной муд­рости.

В 6 веке до н.э. возникла философия КОНФУЦИАНСТВА.

КОНФУЦИЙ (551-479 гг. до н.э.) родился в обед­невшей семье аристократов-чиновников и военных. В 22 года начал обучать и прославился как самый знаменитый философ Китая. В его школе преподавали четыре Дисцип­лины: мораль, язык, политику и литературу.

В 50 лет он начал свою политическую деятельность и он стал высоким сановником в царстве Лу. Однако вследствие интриг вынужден был уйти со службы. В течение 13 лет путешествует по другим китайским государствам, но там он не находит применения своим идеям. В 484 году до н.э. он воз­вращается в царство Лу, занимается преподаванием.

 

Главным источником сведений о Конфуции являет­ся Книга «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Она пред­ставляет собой записи высказываний и бесед Конфуция, сделанные его учениками и последователями.

Характерной чертой учения Конфуция является АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. Его почти не интересуют пробле­мы космогонии. Он мало уделяет внимания духам и поту­стороннему миру. «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть»? «Не умея служить людям, как можно служить духам»? - говорил Конфуций. В то же время он считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире.

В центре его внимания стоят проблемы человека, его умственный u нравственный облик.

Конфуций разработал концепцию идеального чело­века, благородного мужа не по происхождению, а благода­ря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Такой человек должен обладать особым качест­вом, которое он называет ЖЕНЬ. Это качество проявля­ется в гуманности, человечности, любви к людям, а также в справедливости, верности, искренности и т.д. Главным принципом в отношениях между людьми в семье, обществе является требование: «ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ, ТОГО НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ».

Другое качество, присущее благородному мужу, Конфуций называет СЯО. Оно проявляется в сыновней почтительности, уважении к родителям и к старшим вообще.

Конфуций считал СЯО основой ЖЕНЬ и других добродетелей, а также самым эффективным методом управления страной (ибо страна, считал Конфуций, - это большая семья).

Конфуций придавал большое значение МУЗЫКЕ как лучшему средству искоренения плохих нравов и обычаев.

Конфуций создал также учение о четком иерархи­ческом разделении обязанностей в обществе - концепция (ЧЖЕН МИН).

Основная идея конфуцианского учения - это идея об обязательном, беспрекословном повиновении и подчи­нении младших старшим, нижестоящих вышестоящим, не­китайцев китайцам, т.е. насаждение социального, полити­ческого и этнического неравенства.

Повиновение нижестоящих вышестоящим, подданных правителям, по Конфуцию, обеспечивалось жесткой системой этических норм, регламентировавших поведение человека в течение всей его жизни, а также Нормами права и наказаниями.

Идеи Конфуция сыграли огромную роль в после­дующей истории Китая и наложили свой отпечаток на все стороны жизни страны, а сам философ стал объектом по­клонения, не свободного от элементов религиозного культа.

Одним из древнейших философских течений в древнем Китае был также ДАОСИЗМ, основателем кото­рого считают Лао-Цзы (6 в. до н.э.).

В центре даосизма – проблема всеединого, неви­дuмoгo ДАО, своего рода всеобщего закона, основы бытия, а также принципа поведения человека. Даосистом мог быть как материалист, так и идеалист. Все зависело от того, что понимать под ДАО как основой всего существующего: материю или дух.

У Лао-Цзы было много последователей, значитель­ная часть которых (Ян Чжу - 4 век до н.э.; Сун Цзянь, Инь Вень, Чжуан-Цзы - 4-3 вв. до н.э. и др.) высказывала смелые, прогрессивные для своего времени наивно­материалистические и атеистические мысли.

Они, в частности, считали, что мир вещей управля­ется естественными законами, в основе мира находятся вечно движущиеся частицы «ЦИ» (воздух, эфир). Рождение, жизнь и смерть - это процессы, связанные со скопле­нием и рассеиванием «ЦИ» по принципам «ДАО». Душа человека тоже материальная и состоит из тончайших час­тиц «ЦИ». После смерти людей их души образуют в сово­купности такое сочетание тончайших «ЦИ», которое и есть то, что называется богами или демонами.

В последующем большая часть приверженцев уче­ния Лао-Цзы под ДАО стала понимать «волю богов», был выработан даосский культ, образовалась иерархия жрецов даосизма, торговавших амулетами и искавших мистический «эликсир жизни». С 1 в. до н.э. даосизм превратился в обычную религию.

Таким образом, философия впервые в истории че­ловечества возникла в странах Древнего Востока – в Егип­те, Вавилоне, Индии, Китае. Это было крупным достиже­нием человеческой мысли.

С самого начала в философии начали обозначаться и развиваться материалистические и идеалистические взгляды, в которых находили отражение интересы различ­ных общественных сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Античная философия и ее специфика.

1.              Поиск первооснов: от милетцив к олеату.

2.              Исторические формы античной диалектики:

•              Наивная, стихийная диалектика (Гераклит, Кратил);

•              Логическая форма античной диалектики (Парменид, Зенон, софисты, Аристотель).

•              Художественно образная форма диалектики (Сократ, Платон);

•    Логика развития античной диалектики.

3.              Аристотель и его место в истории философии.

4.              Эпикурейство, стоицизм и неоплатонизм.

Становление античной философии

Античной философией называют совокупность философских учений, возникших и развивавшихся в древне­греческом и древнеримском рабовладельческом обществе с 6 века до н.э. до 4 века н.э.

Интенсивное развитие философии в Древней Гре­ции связано с утверждением в ней рабовладельческих об­щественных отношений, дальнейшим развитием ремесел, торговли, мореплавания, накоплением естественнонаучных знаний. Древнегреческие философы были, как правило, и

выдающимися естествоиспытателями. Они опирались на те зачатки науки, которые сложились в странах Востока.

 

Античная философия существенно отличалась от философии стран Древнего Востока. Если восточная. фило­софия развивалась главным образом в лоне религии, то греческая философия - в лоне естествознания. Если древ­невосточная философия тяготела к· морально-этическим проблемам, к поучениям о праведной жизни, воспитанию послушного и благонравного члена общества, то древне­греческая философия тяготела к рационалистическому объ­яснению мира.

С самого начала развития философии Древней Греции доминирующее положение в ней занимали наивный материа­лизм и стихийная диалектика. Наряду с этим возникают и развиваются и идеалистические взгляды. Борьба материализ­ма и идеализма пронизывает античную философию на всем протяжении ее существования. Рассмотрим основные школы античной философии, их сущность и особенности.

Основные школы античной философии, их учения о бытии, человеке, обществе

Первыми древнегреческими материалистами были представители так называемой милетской школы:

Фалес (ок.625 – ок.547 гг. до н.э).

Анаксимандр (oк.610 – ок.540 гг. до н.э.)

Анаксимен (ок.585 - ок.525 гг. до н.э.).

 

Согласно учению Фалеса, первоосновой всего су­ществующего является единое материалистическое начало - вода, все произошло из воды, и все, в конце концов, пре­вращается вводу. Вероятно, исходя из того, что все одушевленное рождается, живет и размножается через воду (влагу, кровь), он считал, что вода – источник жизни.

Характерной чертой древнегреческой философии является то, что она развилась в органической связи с раз­витием естествознания, стремилась к рационалистическому объяснению мира, в центре ее внимания стояли проблемы мироздания, космоса.

Фалес был богатым и родовитым гражданином торгового города Милета, расположенного на малоазиатском берегу.

Фалес был человеком разносторонним и по своим интересам, и по занятиям.

Он известен и как «мудрый советчик в государственных и военных делах» (по свидетельству Плутарха), и как «первый геометр» (по словам Апулея), и как «первый астроном» (по словам Эвдема), и как «первый физик» (по словам Плиния). Его также можно было бы назвать метео­рологом; путешественником, купцом, поэтом, моралистом. У Фалеса много заслуг. Он установил, что год равняется 365 дням. Согласно преданию, предсказал солнечное за­тмение, нашел простой и верный способ измерять высоту египетских пирамид, отвел течение реки в другое русло, чтобы дать войску беспрепятственно двигаться вперед.

Анаксимандр считал первоначалом апейрон - неоп­ределенное  «бесконечное» начало, которое порождает вещи и все существующее. Возникающие и просуществовавшие определенное время вещи (и целые миры) в силу движения выделения противоположных начал разрушаются, исче­зают и снова превращаются в апейрон.

В мире, заключал он, происходит вечный кругово­рот, в процессе которого одно возникает из апейрона, другое ­исчезает, превращаясь в апейрон.

Аналогичный взгляд на мир развивал Анаксимен, считавший первоосновой всего сущего единое материали­стическое начало - воздух. Согласно его концепции, все вещи возникают из воздуха и представляют собой его мо­дификации («порождения»), образующиеся путем его сгу­щения и разряжения.

Большой вклад в развитие материалиcтических воззрений внес древнегреческий философ Гераклит (ок.520 – 460 гг. до н.э.). Согласно его учению, материальной сyбcтанцией всего сущест­вующего в мире является огонь; все происходит из огня, и все, в конечном счете, превращается в огонь.

Мир, по Гераклиту, никем не создан, но существует вечно.

Он писал: «Этот космос один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимися и мерами потухающими»

Гераклит подчеркивал мысль о непрерывности движения, о противоречии как источнике движения, о возможности перехода противоположностей друг в друга. Он высказывал ряд диалектических положений, которые зани­мают особое место в истории развития диалектической мысли:

«На входящих в ту же самую реку набегают все но­вые и новые волны».

«В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем».

«Холодное нагревается, горячее охлаждается; влажное сохнет, сухое увлажняется».

«Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе - в третьем».

Вершиной развития античного материализма является философия атомистов. Основателем атомистического материализма считается Левкипп (около 500 – 440 гг. до н.э). Согласно его учению, мир материален и состоит из атомов (неделимых, то есть абсолютно простых и неразделенных элементарных частиц) и пустоты.

Идеи Левкина глубоко и всесторонне развил Де­мокрит (около 460-370 гг. до н.э.). Главным его произведе­нием явился труд «Великий Диакосмос». Он считал, что основой всего существующего являются атомы.

«Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же – некоторое место, в котором – все эти тела, в течение всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и таким образом, они производят и все прочие сложные (тела) и наши тела, и их состояния и ощущения».

Информация о работе Философия как особенная форма общественного сознания