Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:31, курс лекций
Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как уст¬роен мир и каково место человека в нем? Почему он смер¬тен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчи¬вость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина?
«Веды» (в переводе означает «священное знание») в них собраны молитвы, гимны, обращенные к богам, олицетворяющим силы природы: богу грозы, богу огня и т.д.
«Упанишады» (в переводе - «тайное учение») они представляют комментарии к ведам, составленные жрецами, и содержат догадки о причинах мироздания, тайнах вселенной, раздумья о смысле жизни, причинах многообразия явлений окружающего мира, о месте человека в нем.
«Веды» и «упанишады» отражали официальную идеологию древнеиндийского рабовладельческого общества – религию брахманизма.
В 8 – 7 веках до н.э. в Индии сформировалось материалистическое философское мировоззрение, которое называлось ЛОКАЯТА (буквально: взгляды людей, признающих только этот мир - ЛОКА), а последователи этого учения назывались ЛОКАЯТИКАМИ. Основателем этой школы считается БРИХАСПАТИ.
Брихаспати и его последователи выступали против брахманизма, составителей вед называли шутами и плутами, вскрывали противоречия в их поучениях. Они объясняли природу, исходя из нее самой, отвергали существование каких-либо сверхъестественных сил.
Наиболее развитым материалистическим течением в школе локаята была философия ЧАРВАКА (буквально: «ЧАР» - четыре, «ВАК» - слово, Т.е. «четыре слова»).
Все в мире, считали сторонники философии чарвака, состоит из четырех основных материальных элементов: земли, воды, воздуха, огня. Они отвергают религиозно-идеалистические вымыслы о существовании бога как творца Вселенной. «Нет никакого другого мира, кроме этого, нет ни небес, ни ада», - утверждали чарваки. Учение чарваков имело огромное значение в развитии материалистической философии в Древней Индии.
Одной из древнейших является и философская культура Китая. Классовое общество в Китае образовалось примерно три тысячи лет тому нaзaд.
Духовным оружием господствующих классов была религия, выступавшая с Проповедью всемогущества «небесного владыки» и «доказательствами» того, что земной царь - это посланец неба и воплощение божественной мудрости.
В 6 веке до н.э. возникла философия КОНФУЦИАНСТВА.
КОНФУЦИЙ (551-479 гг. до н.э.) родился в обедневшей семье аристократов-чиновников и военных. В 22 года начал обучать и прославился как самый знаменитый философ Китая. В его школе преподавали четыре Дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.
В 50 лет он начал свою политическую деятельность и он стал высоким сановником в царстве Лу. Однако вследствие интриг вынужден был уйти со службы. В течение 13 лет путешествует по другим китайским государствам, но там он не находит применения своим идеям. В 484 году до н.э. он возвращается в царство Лу, занимается преподаванием.
Главным источником сведений о Конфуции является Книга «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Она представляет собой записи высказываний и бесед Конфуция, сделанные его учениками и последователями.
Характерной чертой учения Конфуция является АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. Его почти не интересуют проблемы космогонии. Он мало уделяет внимания духам и потустороннему миру. «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть»? «Не умея служить людям, как можно служить духам»? - говорил Конфуций. В то же время он считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире.
В центре его внимания стоят проблемы человека, его умственный u нравственный облик.
Конфуций разработал концепцию идеального человека, благородного мужа не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Такой человек должен обладать особым качеством, которое он называет ЖЕНЬ. Это качество проявляется в гуманности, человечности, любви к людям, а также в справедливости, верности, искренности и т.д. Главным принципом в отношениях между людьми в семье, обществе является требование: «ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ, ТОГО НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ».
Другое качество, присущее благородному мужу, Конфуций называет СЯО. Оно проявляется в сыновней почтительности, уважении к родителям и к старшим вообще.
Конфуций считал СЯО основой ЖЕНЬ и других добродетелей, а также самым эффективным методом управления страной (ибо страна, считал Конфуций, - это большая семья).
Конфуций придавал большое значение МУЗЫКЕ как лучшему средству искоренения плохих нравов и обычаев.
Конфуций создал также учение о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе - концепция (ЧЖЕН МИН).
Основная идея конфуцианского учения - это идея об обязательном, беспрекословном повиновении и подчинении младших старшим, нижестоящих вышестоящим, некитайцев китайцам, т.е. насаждение социального, политического и этнического неравенства.
Повиновение нижестоящих вышестоящим, подданных правителям, по Конфуцию, обеспечивалось жесткой системой этических норм, регламентировавших поведение человека в течение всей его жизни, а также Нормами права и наказаниями.
Идеи Конфуция сыграли огромную роль в последующей истории Китая и наложили свой отпечаток на все стороны жизни страны, а сам философ стал объектом поклонения, не свободного от элементов религиозного культа.
Одним из древнейших философских течений в древнем Китае был также ДАОСИЗМ, основателем которого считают Лао-Цзы (6 в. до н.э.).
В центре даосизма – проблема всеединого, невидuмoгo ДАО, своего рода всеобщего закона, основы бытия, а также принципа поведения человека. Даосистом мог быть как материалист, так и идеалист. Все зависело от того, что понимать под ДАО как основой всего существующего: материю или дух.
У Лао-Цзы было много последователей, значительная часть которых (Ян Чжу - 4 век до н.э.; Сун Цзянь, Инь Вень, Чжуан-Цзы - 4-3 вв. до н.э. и др.) высказывала смелые, прогрессивные для своего времени наивноматериалистические и атеистические мысли.
Они, в частности, считали, что мир вещей управляется естественными законами, в основе мира находятся вечно движущиеся частицы «ЦИ» (воздух, эфир). Рождение, жизнь и смерть - это процессы, связанные со скоплением и рассеиванием «ЦИ» по принципам «ДАО». Душа человека тоже материальная и состоит из тончайших частиц «ЦИ». После смерти людей их души образуют в совокупности такое сочетание тончайших «ЦИ», которое и есть то, что называется богами или демонами.
В последующем большая часть приверженцев учения Лао-Цзы под ДАО стала понимать «волю богов», был выработан даосский культ, образовалась иерархия жрецов даосизма, торговавших амулетами и искавших мистический «эликсир жизни». С 1 в. до н.э. даосизм превратился в обычную религию.
Таким образом, философия впервые в истории человечества возникла в странах Древнего Востока – в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Это было крупным достижением человеческой мысли.
С самого начала в философии начали обозначаться и развиваться материалистические и идеалистические взгляды, в которых находили отражение интересы различных общественных сил.
Тема 2. Античная философия и ее специфика.
1. Поиск первооснов: от милетцив к олеату.
2. Исторические формы античной диалектики:
• Наивная, стихийная диалектика (Гераклит, Кратил);
• Логическая форма античной диалектики (Парменид, Зенон, софисты, Аристотель).
• Художественно образная форма диалектики (Сократ, Платон);
• Логика развития античной диалектики.
3. Аристотель и его место в истории философии.
4. Эпикурейство, стоицизм и неоплатонизм.
Становление античной философии
Античной философией называют совокупность философских учений, возникших и развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с 6 века до н.э. до 4 века н.э.
Интенсивное развитие философии в Древней Греции связано с утверждением в ней рабовладельческих общественных отношений, дальнейшим развитием ремесел, торговли, мореплавания, накоплением естественнонаучных знаний. Древнегреческие философы были, как правило, и
выдающимися естествоиспытателями. Они опирались на те зачатки науки, которые сложились в странах Востока.
Античная философия существенно отличалась от философии стран Древнего Востока. Если восточная. философия развивалась главным образом в лоне религии, то греческая философия - в лоне естествознания. Если древневосточная философия тяготела к· морально-этическим проблемам, к поучениям о праведной жизни, воспитанию послушного и благонравного члена общества, то древнегреческая философия тяготела к рационалистическому объяснению мира.
С самого начала развития философии Древней Греции доминирующее положение в ней занимали наивный материализм и стихийная диалектика. Наряду с этим возникают и развиваются и идеалистические взгляды. Борьба материализма и идеализма пронизывает античную философию на всем протяжении ее существования. Рассмотрим основные школы античной философии, их сущность и особенности.
Основные школы античной философии, их учения о бытии, человеке, обществе
Первыми древнегреческими материалистами были представители так называемой милетской школы:
Фалес (ок.625 – ок.547 гг. до н.э).
Анаксимандр (oк.610 – ок.540 гг. до н.э.)
Анаксимен (ок.585 - ок.525 гг. до н.э.).
Согласно учению Фалеса, первоосновой всего существующего является единое материалистическое начало - вода, все произошло из воды, и все, в конце концов, превращается вводу. Вероятно, исходя из того, что все одушевленное рождается, живет и размножается через воду (влагу, кровь), он считал, что вода – источник жизни.
Характерной чертой древнегреческой философии является то, что она развилась в органической связи с развитием естествознания, стремилась к рационалистическому объяснению мира, в центре ее внимания стояли проблемы мироздания, космоса.
Фалес был богатым и родовитым гражданином торгового города Милета, расположенного на малоазиатском берегу.
Фалес был человеком разносторонним и по своим интересам, и по занятиям.
Он известен и как «мудрый советчик в государственных и военных делах» (по свидетельству Плутарха), и как «первый геометр» (по словам Апулея), и как «первый астроном» (по словам Эвдема), и как «первый физик» (по словам Плиния). Его также можно было бы назвать метеорологом; путешественником, купцом, поэтом, моралистом. У Фалеса много заслуг. Он установил, что год равняется 365 дням. Согласно преданию, предсказал солнечное затмение, нашел простой и верный способ измерять высоту египетских пирамид, отвел течение реки в другое русло, чтобы дать войску беспрепятственно двигаться вперед.
Анаксимандр считал первоначалом апейрон - неопределенное «бесконечное» начало, которое порождает вещи и все существующее. Возникающие и просуществовавшие определенное время вещи (и целые миры) в силу движения выделения противоположных начал разрушаются, исчезают и снова превращаются в апейрон.
В мире, заключал он, происходит вечный круговорот, в процессе которого одно возникает из апейрона, другое исчезает, превращаясь в апейрон.
Аналогичный взгляд на мир развивал Анаксимен, считавший первоосновой всего сущего единое материалистическое начало - воздух. Согласно его концепции, все вещи возникают из воздуха и представляют собой его модификации («порождения»), образующиеся путем его сгущения и разряжения.
Большой вклад в развитие материалиcтических воззрений внес древнегреческий философ Гераклит (ок.520 – 460 гг. до н.э.). Согласно его учению, материальной сyбcтанцией всего существующего в мире является огонь; все происходит из огня, и все, в конечном счете, превращается в огонь.
Мир, по Гераклиту, никем не создан, но существует вечно.
Он писал: «Этот космос один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимися и мерами потухающими»
Гераклит подчеркивал мысль о непрерывности движения, о противоречии как источнике движения, о возможности перехода противоположностей друг в друга. Он высказывал ряд диалектических положений, которые занимают особое место в истории развития диалектической мысли:
«На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые волны».
«В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем».
«Холодное нагревается, горячее охлаждается; влажное сохнет, сухое увлажняется».
«Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе - в третьем».
Вершиной развития античного материализма является философия атомистов. Основателем атомистического материализма считается Левкипп (около 500 – 440 гг. до н.э). Согласно его учению, мир материален и состоит из атомов (неделимых, то есть абсолютно простых и неразделенных элементарных частиц) и пустоты.
Идеи Левкина глубоко и всесторонне развил Демокрит (около 460-370 гг. до н.э.). Главным его произведением явился труд «Великий Диакосмос». Он считал, что основой всего существующего являются атомы.
«Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же – некоторое место, в котором – все эти тела, в течение всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и таким образом, они производят и все прочие сложные (тела) и наши тела, и их состояния и ощущения».
Информация о работе Философия как особенная форма общественного сознания