Философия как особенная форма общественного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:31, курс лекций

Описание работы

Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как уст¬роен мир и каково место человека в нем? Почему он смер¬тен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчи¬вость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина?

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 582.00 Кб (Скачать)

Главным направлением в развитии философии фео­дальногo общества была схоластика (от лат. schola, т.е. школа). Она так называлась потому, что была предметом преподавания сначала в школах, а затем, с 12 века, в уни­верситетах. Отсюда схоластическая, т.е. школьная филосо­фия. В ее развитии выделяют три периода: ранняя схола­стика (9 – 12вв.); период зрелости и расцвета (13 в.); период упадка(14 – 15 вв.).

Часто схоласты решали вопросы, оторванные от жизни: «Усидит ли черт на острие иглы?», «Есть ли у крота глаза?» и т.д. В более зрелый период схоластики ставили и более серьезные вопросы. Среди таких вопросов и был во­прос об «универсалиях», о природе общих понятий. Схоласты выдвигали множество решений этого вопроса, но в ос­новном они разделились в решении этой проблемы на два лагеря, две группировки - на реалистов и номиналистов.

Реалисты считали, что «универсалии» существуют реально, независимо от человеческой мысли, они предше­ствуют вещам. Таким образом, реалисты находились на по­зициях объективного идеализма. Они, по существу, про­должали линию Платона в вопросе о соотношении понятия и объективного мира, единичного и общего.

Номиналисты считали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами (свойствами). Общие понятия (универсалии) являются все­го лишь именами отдельных предметов или групп предме­тов. Отсюда их учение получило название номинализм (от лат. nоminis - имя, наименование). Номинализм выражал материалистическую тенденцию в философии (линию Де­мокрита), так как доказывал первичность вещей и вторичность идеи о вещах.

Господствующим направлением в схоластике был «реализм». Крупнейшими представителями этого направ­ления являлись Иоанн Скот (9 в.) – ирландский философ; Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) – английский фило­соф; фома Аквинский (1225 – 1274) – итальянский философ и богослов.

К числу видных номиналистов относились Дунс Скотт (1265 – 1308), Роджер Бэкон (1210 – 1294), Вильям Ок­кам (1300 – 1350) – английские философы.

Центральной фигурой среди схоластов был Фома Аквинский. Он родился В знатной семье в Неаполитанском королевстве. С раннего детства воспитывался в монастыре, затем учился в Неаполитанском университете, потом в Па­рижском университете, где стал магистром философии. Здесь он провел большую часть жизни, преподавая теоло­гию и занимаясь писательской деятельностью.

В отличие от своих предшественников, требовавших от людей безоговорочной веры в Бога, Фома Аквин­ский считает, что когда есть выбор, лучше понять Бога, чем просто верить в него. Он пытается дать «глубокое» обосно­вание бытия Бога, разрабатывает целую систему «доказа­тельств» существования божественных начал в мире. Он утверждает, что существует перводвигатель, первопричина и целесообразность в мире, ибо в его основе лежит наисо­вершеннейшее существо – Бог. Учение Фомы Аквинского­ томизм (от имени Томас – Фома) было объявлено офици­альной философией католической церкви, а сам он был возведен после смерти в ранг святых.

Ф.Аквинский стремился доказать, что философия стоит ниже богословия в той же мере, в какой человеческий разум ниже божественной премудрости. Первопричиной возникновения и развития материального мира Фома счи­тал Бога. Бог, согласно его учению, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо. Это чис­тая форма, источник всех форм, благодаря которым из пассивной материи возникают разнообразные вещи. Таким образом, он опирался и развивал идеалистические взгляды Аристотеля о форме и материи. Он доказывал первичность божественного начала и вторичность материального мира.

В учении о познании Фома подчеркивал приоритет богословия над философией и наукой. Истины богословия являются не разумными, а сверхразумными. Философия, оперирующая разумом, приближает человека к истине. Следовательно, делает вывод Фома Аквинский, философия призвана быть служанкой богословия.

В учении об универсалиях Ф. Аквинский проявлял определенную гибкость. Он выступал в роли умеренного реалиста. Он утверждал, что универсалии существуют до вещей в божественном разуме. Они являются идеальными прообразами предметов и вещей. Универсалии I10рождают предметы и существуют в них. Вещи образуют уже понятия в человеческом разуме. Таким образом, несмотря на целый ряд оговорок, универсалий у Фомы Аквинского оказывaют­ся божественными и первичными, а материальные вещи ­вторичными.

В своих социально-политических взглядах Фома Аквинский указывал на «божественную природу» монар­хической власти, представлял папу римского как наместни­ка Христа на Земле, призывал к укреплению влияния като­лической церкви во всех сферах общественной жизни и требовал беспощадного подавления всех ее противников.

Учению Ф.Аквинского противостояло учение но­миналиста Дунса Скота. Хотя он, в основном, разделял ре­лигиозно-идеалистические взгляды Фомы Аквинского, В то же время он выступал гораздо резче в разделении веры и знания, теологии и философии.

Дунс Скот считал, что человеческий ум (интеллект) познает только сотворенные вещи. Бог сам по себе не является естественным объектом человеческого ума. Таким объектом выступает бытие – то, что обще и Богу и творе­нию, и притом в одном и том же смысле. Конечное и бес­конечное – различные модусы (виды) бытия. Человеческий разум может знать Бога лишь как бесконечное бытие.

Дунс Скот считал, что первичным являются не уни­версалы, а предметы (индивиды). Реальны только индиви­ды, обладающие совокупностью определенных свойств. Общие понятия сами по себе не имеют онтологического аналога. (Аналог имеют понятия, выражающие предикат, т.е. можно сказать, конкретные понятия). Мир не может определяться универсалиями.

Вильям Оккам - английский философ, логик и цер­ковно-политический писатель, представитель поздней схола­стики – был главным представителем номинализма в 14 в. Он считал, что реальным существованием обладают только еди­ничные вещи и их абсолютные свойства; универсалии суть только имена, термины, обозначающие классы предметов.

Первичным знанием, по Оккаму, является интуи­тивное знание, которое включает внешнее восприятие и интроспекцию (самонаблюдение). Понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки. «Сущности не следует умножать без необходимости» - утверждал он, Этот принцип, получивший название «бритвы Оккама», сыграл важную роль в борьбе против средневекового реализма.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения.

1.              Антропоцентрический характер философии эпохи Возрождения.

2.              Гуманизм как мировоззренческий феномен эпохи Ренессанса.

3.    Протестантизм как ренессансный феномен.

Философия эпохи Возрождения

В конце 13 – начале 14 вв. начался кризис и разло­жение религиозно-идеалистической схоластики. Развива­ются буржуазные отношения в Европе, наступает эпоха Возрождения. Внешне она характеризовалась возрождени­ем античной культуры. (Отсюда и название «Эпоха Возро­ждения»). В центре внимания эта эпоха ставит человека с его стремлением к познанию, свободе, красоте реального существования.

Ярчайшим олицетворением гуманизма этого периода было творчество Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был гениальным художником, автором «Тайной вечери», «Джоконды», «Мадонны с цветком», а также философом, инженером, ученым. Гуманистические традиции выражал также Микеланджело - гениальный художник, скульптор; архитектор. Его скульптуры - «Давид», «Моисей», «Раб, рвущий цепи».

Наступление этой эпохи обусловлено развитием материального производства, ростом естественнонаучных зна­ний. Появляются новые орудия и средства труда, повышаю­щие производительность труда (самопрялки, усовершенствованный ткацкий станок, водяное колесо, ветряной двига­тель, доменная печь и т.д.). Совершаются важные географи­ческие открытия, расширяются знания о земле. Географиче­ские открытия обогатили науку знаниями в области геогра­фии, астрономии, ботаники, зоологии, геологии, антрополо­гии и т.д. Эта эпоха ознаменовалась рядом выдающихся тех­нических изобретений: изобретение пороха, вслед за ним огнестрельное оружие; книгопечатание в 15 в; микроскоп (Левенгук – 1590); телескоп (Кеплер, Галилей – 1617); баро­метр (Торричелли – 1643).

В эпоху Возрождения в ряде европейских городов возникают университеты, академии, научные общества. Искусство и философия обращаются к шедеврам античной культуры, овеянные образы которой словно мощные лучи све­та рассеивали средневековую религиозно-идеалистическую схоластику.

Важнейшие открытия в эту эпоху были сделаны в области астрономии. Великий польский ученый Николай Коперник (1473 – 1543) разработал гелиоцентрическую тео­рию в своей книге «Об обращении небесных сфер» (1543). Согласно его учению, Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как считали Аристотель и Птолемей и последующие философы, а вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также видимое враще­ние звездного неба. Центр Вселенной, по Копернику, зани­мает Солнце, вокруг которого и обращается Земля. Этим объясняется видимое перемещение Солнца относительно звезд и петлеобразное движение планет при их наблюдении с Земли.

Значение учения Н.Коперника состоит в том, что оно нанесло решающий удар по религиозным представле­ниям о Земле как центре Вселенной. Земля, считавшаяся раньше центром мира, низводилась до положения одной из планет. Возникла новая идея о единстве мира, то есть о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Это послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики.

Католической церковью книга Н.Коперника в 1616 г. была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 г.

Джордано Бруно (1548 – 1600) - итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалисти­ческого мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма.

Мировоззрение Бруно сложилось под влиянием идей античной философии (сначала неоплатонизма и пифагоре­изма, а затем материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпику­ра и Лукреция), итальянского материалистического вольно­мыслия эпохи Возрождения и современной ему науки.

Он опирался на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. В своих трудах «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584) Джордано Бруно философски обосновал и далее равивал учение Н.Коперника. Он высказал замечательную мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, что она веч­на и неисчерпаема в своих проявлениях. Он утверждал, что существуют бесчисленные солнца и бесчисленные земли, что ни один из бесчисленных миров бесконечной, но в то же время единой Вселенной не. создан богом. Он опровер­гал и отбрасывал как ненужные церковные догмы о сотво­рении мира, о якобы имевшем место начале и грядущем конце мира.

Джордано Бруно материалистически решал вопрос о познаваемости мира. Познание, считал он, является правильным в том случае, если оно опирается на изучение природы. Истинное знание может быть дано только наукой.

Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и после восьмилетнего заключения в 1600 году был сожжен инквизицией на костре в Риме.

Джордано Бруно был одним из ярких представителей эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Философия Нового времени.

1.     Философия Нового времени и ее связь с наукой.

2.              Эмпиризм и рационализм как философские направления.

3.              Проблема метода познания в философии Нового времени.,

 

Начиная с конца 18 века, в Европе происходит ин­тенсивный процесс разложения феодализма и формирова­ние новых, исторически более прогрессивных капитали­стических отношений. Из так называемого «третьего со­словия» выделяется новый, самостоятельный класс – бур­жуазия, которая возглавляет революционную борьбу про­тив феодальных порядков. Разрушению феодальных отно­шений способствовали, прежде всего, ранние буржуазные революции, которые произошли в 16 – 17 веках в Нидерландах и Англии.

Буржуазия, пришедшая к власти, была заинтересована в развитии промышленности, сельского хозяйства, расширении торговли и мореплавания. Для этого необхо­димо было накапливать и расширять знания в области механики, астрономии, физики, физиологии и т.д., что невоз­можно было без решительного освобождения от господства религии, диктатуры церкви, как в политической, так и в ду­ховной сфере жизни общества. Все это обусловило возрож­дение материалистического мировоззрения, которое на протяжении многих веков подавлялось господством рели­гиозной схоластики. Возрождающийся материал отве­чал духовным запросам нового времени. Он был механи­стическим, метафизическим материализмом. Он был тес­нейшим образом связан с естествознанием.

В системе научных знаний, сложившихся в 17 веке, наиболее развитой наукой, которая наложила свой отпеча­ток на развитие всех наук, была механика. В результате этого любое явление, где бы оно аи происходило, в том числе в живой природе и общественной жизни, рассматри­валось с позиций механики. Поэтому материалистическая философия, обобщавшая науки, не могла быть никакой другой, кроме как механистической.

В то же время материализм этого времени был ме­тафизическим, так как основывался на метафизическом ме­тоде, Явления природы и общества рассматривались в их обособленности, качественной неизменности. Все тела природы делились на три обособленных друг от друга «царства»: царство минералов, растительное и животное. Наука ориентировалась главным образом на наблюдение, собирание фактов. Без этого невозможно было бы в даль­нейшем раскрытие взаимосвязи явлений и процессов в природе и обществе, их качественного преобразования.

Информация о работе Философия как особенная форма общественного сознания