Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:31, курс лекций
Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как уст¬роен мир и каково место человека в нем? Почему он смер¬тен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчи¬вость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина?
Из этого фрагмента следует, что атомы неделимы, существуют вечно, бесчисленны, невидимы глазу и постигаются поэтому лишь мыслью. Они отличаются друг от друга формой, фигурой, величиной и пребывают в непрерывном и самопроизвольном движении. Атомы имеют своей противоположностью пустоту. Пустота, по Демокриту, не есть просто ничто. Она беспредельна, неоформлена, неподвижна, нечто противоположное атомам. Особую ценность представляет догадка Демокрита о том, что движение неотделимо от материи, оно вечно и не имеет начала во времени.
Теория познания Демокрита – материалистическая, хотя и была наивной. Он считал, что с поверхности предметов отделяются тончайшие истечения – их образы (по-гречески - «идолы»), которые воздействуют на воздух и через него передаются человеку. Так возникают ощущения, дающие «темное знание», знание по «общему мнению». Это знание идет не от самих атомов, а от их сочетаний.
Для постижения атомов и пустоты самих по себе нужно более тонкое средство познания, а именно разум, то есть теоретическое мышление, с помощью которого достигается «истинное» знание.
Философия Демокрита оказала громадное влияние на прогресс науки в последующие времена. Его Высоко ценили все поколения философов от Аристотеля до наших дней.
Развивался и идеализм, но до Платона он находился в зачаточном состоянии. К этому философскому течению относилось учение пифагорейцев. Главой школы был Пифагор (около 580 – 500 гг. до н.э.). Он и его ученики были выдающимися математиками и выдвигали ряд философских представлений. Пифагорейцы основу всех явлений усматривали не в объективном мире или его отдельных состояниях, а в числах, которые якобы управляют миром. Космос, вселенная есть предопределенная богом гармония чисел. А душа, по их взглядам, вечна и переселяется из одного тела в другое. Сам Пифагор уверял, что он прошел ряд перевоплощений и прожил более двухсот лет, что он слышит «гармонию сфер», имеет общение с богами.
Первым философом, наметившим поворот к цельному идеалистическому учению был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Единственной реальностью, заслуживающей рассмотрения и обсуждения, он считал человеческий дух (душу), имеющий к тому же божественную природу. Все внимание он сосредоточил только на человеке. Его девизом был: «Познай самого себя».
Всеобъемлющую систему объективного идеализма философии античной эпохи впервые создал Платон Афинский (427-347 гг. до н.э.). Он был основателелем Афинской Академии, то есть школы философов и математиков, в которой учился универсальный гений античной культуры Аристотель – ученик Платона и учитель Александра Македонского.
Платон оставил нам значительные сочинения, которые почти все дошли до наших дней. Они написаны в форме, как правило, диалогов и реже – в форме трактатов. Диалоги Платона обычно связаны с именами тех или иных Мыслителей: «Апология Сократа», «Парменид», «Федр», «Критий», «Кратил» и другие. К числу трактатов относятся такие труды, как «Государство» и «Законы».
Платон считал, что действительной реальностью и сущностью мира является не материя, а идея. Под идеями Платон понимал объективно существующую вне и независимо от человека идеальную действительность, Идеи образуют особый мир, где каждая идея является смыслом (сущностью) каждой и вообще всех вещей. Отражением этого мира идей, его воспроизведением и осуществлением является чувственный космос с заключенными в нем природой обществом.
Мир идей Платона имеет сложную иерархию (пирамиду, лестницу). У подножия находятся идеи-прообразы отдельных предметов, а на вершине – идеи истины и прекрасного. Самой наивысшей идеей является идея блага. Идея блага как бы стягивает все множество идей в некоторое единство. Единство является целью мира идей. Поэтому порядок, господствующий в мире, есть порядок целеобразный. Все направляется к благой цели (иначе говоря - к Богу). Бог и есть само благо. Направляя все к благой цели, он создает мир по собственному подобию.
Теория познания Платона – идеалистическая и связана с его учением о душе. До того как душа селилась на землю и приняла телесную оболочку, она будто бы созерцала истинно сущее бытие. Она сохранила знание о нем даже под гнетом земной жизни. Познавать – это припоминать то, что было в вечности. Все стремятся к этому, но, стремясь к сущности, многие обрываются вниз с тропы познания и вновь вступают на нее. И так всю жизнь.
Другие, избранные, благодаря громадным усилиям и таланту, доходят до божественных идей (сущностей, истины) и сливаются с богом. Только душа, которая принадлежит философам, способна пробиться к сущности, К идеям. Таким образом, познание сущности мира удел – избранных (философов).
Все виды знаний Платон делит на: а) чувственное знание, включающее в себя «веру» и «подобие»; б) интеллектуальное знание, включающее мышление и рассудок.
Чувственное знание - это низкий вид знания. Из него слагается «мнение», то есть недостоверное, темное знание. Интеллектуальное знание существует независимо от чувственного знания, то есть само по себе, и способно давать «истинные» знания. Оно приближает нас к сфере божественных сущностей.
В учении Платона развивались некоторые проблемы диалектики. Произведения Платона были написаны в форме диалогов, в которых применялся диалектический метод, то есть выяснение истины посредством полемики, столкновения противоположных взглядов. Это имело немаловажное значение для последующего развития философского мышления.
Платон знаменит разработкой учения об идеальном государстве. Такое государство должно быть сильным своей политической, экономической и военной организацией, оно должно обеспечивать всех материальными благами и осуществлять руководство всей духовной деятельностью и творчеством людей.
Идеализм Платона был подвергнут критике передовыми мыслителями того времени и, прежде всего, Аристотелем.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – один из гениальных мыслителей античного мира. В его творениях философская и естественнонаучная мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Он разрабатывал вопросы философии, логики, психологии, естествознания, истории, политики, этики, эстетики.
Философские взгляды Аристотеля изложены в ряде произведений, которые можно разделить на несколько групп:
1) логические трактаты, совокупность которых получила название «Органон» (т.е. орудие или метод). Сюда входят «Категорию», «Аналитика первая и вторая», «Топика», «О софистических опровержениях».
2) Трактаты о природе и движении: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе» и др.
3) биологические трактаты: «О душе», «О движении животных» и др.
4) сочинения о «Первой философии», как назвал их Аристотель. Впоследствии эти «сочинения» получили название «Метафизика» (буквально «сочинения», следующие после физики»).
5) социально-политические - главное из них «Политика».
В своем философском учении Аристотель признавал существование мира объективно (независимо от человека). Материю он считал вечной, несотворимой и неуничтожимой. Но материя, по Аристотелю, – это не мир вещей и явлений, а только его возможность. Материя сама по себе неопределенна, инертна.
Подвижность, жизненность, деятельное начало в материю вносит другая реальная, а именно идеальная реальность. Ее он называет формой.
Аристотель указывает на существование множества форм, составляющих определенную иерархию (лестницу). Поднимаясь по лестнице этих форм, он доходит до форм всех форм – бога. Бог, по Аристотелю, - это неподвижный «перводвигатель» мира. Аристотель, в определенной мере, развивал учение объективного идеализма.
У Аристотеля единичная вещь – это своего рода оживление безжизненной материи посредством «формы».
Процесс превращения возможности (материи) в действительность (форму данной вещи) причинно обусловлен. Учение о причинно-следственных связях называется детермuнизмом. Детерминизм Аристотеля включает признание различных видов причин.
Каждое явление, по Аристотелю, содержит в себе изначальную внутреннюю цель – энтелехию. Здесь сказывается идеалистическое и религиозное истолкование Аристотелем природных явлений по образу целеустремленной человеческой деятельности.
Большой заслугой Аристотеля является учение о многообразии форм движения. Он впервые расчленил движения на:
а) движение в общем смысле (возникновение и уничтожение);
б) движение в узком смысле: изменение по качеству (переход из одного состояния в другое); изменение по количеству; изменение по положению (перемещение).
Теория познания Аристотеля по тем временам была глубоко материалистична. Источником человеческого познания, по Аристотелю, является внешний мир или «вещи» как «единства» материи и формы. Единичные вещи воспринимаются ощущениями. В ощущениях при этом отражается не сама материя, а ее форма. Ощущение выступает в виде отпечатка форм. В этом проявлялась идеалистическая трактовка ощущений как отпечатка форм. Но в целом Аристотель развивал материалистический принцип теории познания, считал ощущение первоисточником знания.
Аристотель развивает учение о двух видах познания:
а) «диалектическое» познание, которое выступает как область «мнений».
«Мнения» – это суждения, основанные на опыте; они могут быть различными, противоположными, с различной степенью обоснования и достоверности. Однако «мнения» сами по себе не могут быть, безусловно, достоверными и истинными.
б) научное знание – это знание общего, сущностного; это знание может быть абсолютно достоверным и истинным. Достигается это знание «непосредственным созерцанием ума». Этот вид познания Аристотель трактовал не как врожденное свойство человека, а как приобретенную возможность в процессе его жизнедеятельности. Человек собирает факты, направляет мысль на эти факты и таким путем вызывает (возбуждает) непосредственное созерцание умом высших истин.
Аристотель, с одной стороны, указывает на взаимосвязь, чувственных и умственных знаний, а с другой - наделяет «созерцание ума» исключительностью в постижении истины, то есть про водит определенную пропасть между чувственным познанием и абстрактным мышлением, не видит их диалектики.
Исключительно велико значение Аристотеля в разработке логики как учения о законах и формах правильного мышления (именно поэтому формальную логику называют еще аристотелевской логикой).
Аристотель был идеологом рабовладельческого класса (как и его учитель Платон). Он стремился оправдать рабство теоретически. Аристотель считал, что рабы и их хозяева (рабовладельцы) должны быть теми, кем они есть, в силу своей физической организации: рабы предназначены для физического труда, а рабовладельцы способны заниматься умственным трудом.
В то же время Аристотель высказал ряд рациональных (т.е. разумных) идей по проблемам социальной жизни:
а) указал на общественную природу человека («человек – это общественное животное»);
б) высказался против корыстного использования власти и т .д.
Аристотель является величайшим философом античного мира. Его взгляды оказали огромное влияние на последующее развитие философской и научной мысли. На протяжении многих столетий он являлся непререкаемым авторитетом для многих философов и ученых многих стран мира.
Тема 3. Философия европейского Средневековья.
1. Специфика средневековой философии эпохи Возрождения.
2. Номинализм и реализм о природе общих понятий (универсалий)
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ СХОЛАСТИКА
Особенности философии Средневековья, европейская схоластика
В первых веках нашей эры на развалинах рабовладельческого строя возникло новое феодальное общество. Его появление отражало поступательное движение общества.
Однако в эпоху средневековья установилась жесточайшая духовная диктатура церкви. Она наложила оковы (отпечаток) на все стороны жизни общества. В условиях феодальной раздробленности церковь, особенно христианская, оказалась наиболее сильной организацией в экономическом, политическом и идеологическом отношении.
В условиях всеобъемлющей духовной диктатуры церкви философская мысль могла открыто выражаться только в религиозно-идеалистической форме. Однако даже этих условиях в отдельные периоды в некоторых странах пробивала себе дорогу смелая материалистическая и атеистическая мысль.
Духовная диктатура церкви в западноевропейских странах была особенно жестокой. Это весьма отрицательно казалось на развитии философии и науки. Христианская церковь монополизировала духовную жизнь настолько, что философия была превращена в служанку богословия. Задача философии сводилась к тому, чтобы придумывать наукообразные ухищрения для оправдания веры в бога, толковать «священное писание» в интересах укрепления власти церкви. Научное проникновение в природу и общество считалось греховным делом. Но даже в этих условиях идет борьба между материалистической философией, естественнонаучным мышлением (с одной стороны) и религиозной идеологией (с другой стороны).
Утверждение идейного господства христианства в Европе относится к началу 6 века нашей эры. Римский император Юстиниан в 529 году закрыл последнюю нехристианскую школу неоплатонизма, хотя христианство как государственная религия римской империи провозглашена была задолго до этого решения.
Информация о работе Философия как особенная форма общественного сознания