Философия как особенная форма общественного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:31, курс лекций

Описание работы

Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как уст¬роен мир и каково место человека в нем? Почему он смер¬тен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчи¬вость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина?

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 582.00 Кб (Скачать)

Из этого фрагмента следует, что атомы неделимы, существуют вечно, бесчисленны, невидимы глазу и пости­гаются поэтому лишь мыслью. Они отличаются друг от друга формой, фигурой, величиной и пребывают в непрерывном и самопроизвольном движении. Атомы имеют сво­ей противоположностью пустоту. Пустота, по Демокриту, не есть просто ничто. Она беспредельна, неоформлена, неподвижна, нечто противоположное атомам. Особую ценн­ость представляет догадка Демокрита о том, что движение неотделимо от материи, оно вечно и не имеет начала во времени.

Теория познания Демокрита – материалистическая, хотя и была наивной. Он считал, что с поверхности предметов отделяются тончайшие истечения – их образы (по-гречески - «идолы»), которые воздействуют на воздух и через него передаются человеку. Так возникают ощущения, дающие «темное знание», знание по «общему мнению». Это знание идет не от самих атомов, а от их сочетаний.

Для постижения атомов и пустоты самих по себе нужно более тонкое средство познания, а именно разум, то есть теоретическое мышление, с помощью которого дости­гается «истинное» знание.

Философия Демокрита оказала громадное влияние на прогресс науки в последующие времена. Его Высоко це­нили все поколения философов от Аристотеля до наших дней.

Развивался и идеализм, но до Платона он находился в зачаточном состоянии. К этому философскому течению отно­силось учение пифагорейцев. Главой школы был Пифагор (около 580 – 500 гг. до н.э.). Он и его ученики были выдающимися математиками и выдвигали ряд философских представлений. Пифагорейцы основу всех явлений усматривали не в объективном мире или его отдельных состояниях, а в числах, которые якобы управляют миром. Космос, вселен­ная есть предопределенная богом гармония чисел. А душа, по их взглядам, вечна и переселяется из одного тела в другое. Сам Пифагор уверял, что он прошел ряд перевоплоще­ний и прожил более двухсот лет, что он слышит «гармонию сфер», имеет общение с богами.

Первым философом, наметившим поворот к цельному идеалистическому учению был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Единственной реальностью, заслуживающей рассмотрения и обсуждения, он считал человеческий дух (душу), имеющий к тому же божественную природу. Все внимание он сосре­доточил только на человеке. Его девизом был: «Познай самого себя».

Всеобъемлющую систему объективного идеализма философии античной эпохи впервые создал Платон Афин­ский (427-347 гг. до н.э.). Он был основателелем Афинской Академии, то есть школы философов и математиков, в кото­рой учился универсальный гений античной культуры Ари­стотель – ученик Платона и учитель Александра Македон­ского.

Платон оставил нам значительные сочинения, которые почти все дошли до наших дней. Они написаны в фор­ме, как правило, диалогов и реже – в форме трактатов. Диа­логи Платона обычно связаны с именами тех или иных Мыслителей: «Апология Сократа», «Парменид», «Федр», «Критий», «Кратил» и другие. К числу трактатов относятся такие труды, как «Государство» и «Законы».

Платон считал, что действительной реальностью и сущностью мира является не материя, а идея. Под идеями Платон понимал объективно существующую вне и незави­симо от человека идеальную действительность, Идеи образуют особый мир, где каждая идея является смыслом (сущ­ностью) каждой и вообще всех вещей. Отражением этого мира идей, его воспроизведением и осуществлением явля­ется чувственный космос с заключенными в нем природой обществом.

Мир идей Платона имеет сложную иерархию (пира­миду, лестницу). У подножия находятся идеи-прообразы отдельных предметов, а на вершине – идеи истины и пре­красного. Самой наивысшей идеей является идея блага. Идея блага как бы стягивает все множество идей в некото­рое единство. Единство является целью мира идей. Поэто­му порядок, господствующий в мире, есть порядок целе­образный. Все направляется к благой цели (иначе говоря - к Богу). Бог и есть само благо. Направляя все к благой це­ли, он создает мир по собственному подобию.

Теория познания Платона – идеалистическая и свя­зана с его учением о душе. До того как душа селилась на землю и приняла телесную оболочку, она будто бы созер­цала истинно сущее бытие. Она сохранила знание о нем даже под гнетом земной жизни. Познавать – это припоми­нать то, что было в вечности. Все стремятся к этому, но, стремясь к сущности, многие обрываются вниз с тропы по­знания и вновь вступают на нее. И так всю жизнь.

Другие, избранные, благодаря громадным усилиям и таланту, доходят до божественных идей (сущностей, ис­тины) и сливаются с богом. Только душа, которая принад­лежит философам, способна пробиться к сущности, К иде­ям. Таким образом, познание сущности мира удел – избран­ных (философов).

Все виды знаний Платон делит на: а) чувственное знание, включающее в себя «веру» и «подобие»; б) интел­лектуальное знание, включающее мышление и рассудок.

Чувственное знание - это низкий вид знания. Из не­го слагается «мнение», то есть недостоверное, темное зна­ние. Интеллектуальное знание существует независимо от чувственного знания, то есть само по себе, и способно да­вать «истинные» знания. Оно приближает нас к сфере бо­жественных сущностей.

В учении Платона развивались некоторые проблемы диалектики. Произведения Платона были написаны в форме диалогов, в которых применялся диалектический метод, то есть выяснение истины посредством полемики, столкновения противоположных взглядов. Это имело нема­ловажное значение для последующего развития философ­ского мышления.

Платон знаменит разработкой учения об идеальном государстве. Такое государство должно быть сильным сво­ей политической, экономической и военной организацией, оно должно обеспечивать всех материальными благами и осуществлять руководство всей духовной деятельностью и творчеством людей.

Идеализм Платона был подвергнут критике передовыми мыслителями того времени и, прежде всего, Аристотелем.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – один из гениальных мыслителей античного мира. В его творениях фило­софская и естественнонаучная мысль Древней Греции дос­тигла наибольшей высоты. Он разрабатывал вопросы философии, логики, психологии, естествознания, истории, политики, этики, эстетики.

Философские взгляды Аристотеля изложены в ряде произведений, которые можно разделить на несколько групп:

1)     логические трактаты, совокупность которых по­лучила название «Органон» (т.е. орудие или ме­тод). Сюда входят «Категорию», «Аналитика первая и вторая», «Топика», «О софистических опровержениях».

2)     Трактаты о природе и движении: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе» и др.

3)    биологические трактаты: «О душе», «О движе­нии животных» и др.

4)   сочинения о «Первой философии», как назвал их Аристотель. Впоследствии эти «сочинения» получили название «Метафизика» (буквально «сочинения», следующие после физики»).

5)     социально-политические - главное из них «По­литика».

В своем философском учении Аристотель призна­вал существование мира объективно (независимо от чело­века). Материю он считал вечной, несотворимой и неуничтожимой. Но материя, по Аристотелю, – это не мир вещей и явлений, а только его возможность. Материя сама по себе неопределенна, инертна.

Подвижность, жизненность, деятельное начало в материю вносит другая реальная, а именно идеальная ре­альность. Ее он называет формой.

Аристотель указывает на существование множества форм, составляющих определенную иерархию (лестницу). Поднимаясь по лестнице этих форм, он доходит до форм всех форм – бога. Бог, по Аристотелю, - это неподвижный «перводвигатель» мира. Аристотель, в определенной мере, развивал учение объективного идеализма.

У Аристотеля единичная вещь – это своего рода оживление безжизненной материи посредством «формы».

Процесс превращения возможности (материи) в действительность (форму данной вещи) причинно обуслов­лен. Учение о причинно-следственных связях называется детермuнизмом. Детерминизм Аристотеля включает при­знание различных видов причин.

Каждое явление, по Аристотелю, содержит в себе изначальную внутреннюю цель – энтелехию. Здесь сказы­вается идеалистическое и религиозное истолкование Аристотелем природных явлений по образу целеустремленной человеческой деятельности.

Большой заслугой Аристотеля является учение о многообразии форм движения. Он впервые расчленил дви­жения на:

а) движение в общем смысле (возникновение и уничтожение);              

б) движение в узком смысле: изменение по качеству (переход из одного состояния в другое); измене­ние по количеству; изменение по положению (перемещение).

Теория познания Аристотеля по тем временам была глубоко материалистична. Источником человеческого по­знания, по Аристотелю, является внешний мир или «вещи» как «единства» материи и формы. Единичные вещи воспринимаются ощущениями. В ощущениях при этом отражается не сама материя, а ее форма. Ощущение выступает в виде отпечатка форм. В этом проявлялась идеалистическая трактовка ощущений как отпечатка форм. Но в целом Ари­стотель развивал материалистический принцип теории по­знания, считал ощущение первоисточником знания.

Аристотель развивает учение о двух видах познания:

а) «диалектическое» познание, которое выступает как область «мнений».

«Мнения» – это суждения, основанные на опыте; они могут быть различными, противоположными, с различ­ной степенью обоснования и достоверности. Однако «мнения» сами по себе не могут быть, безусловно, достоверными и истинными.

б) научное знание – это знание общего, сущностного; это знание может быть абсолютно достоверным и истин­ным. Достигается это знание «непосредственным созер­цанием ума». Этот вид познания Аристотель трактовал не как врожденное свойство человека, а как приобретен­ную возможность в процессе его жизнедеятельности. Человек собирает факты, направляет мысль на эти факты и таким путем вызывает (возбуждает) непосредственное созерцание умом высших истин.

Аристотель, с одной стороны, указывает на взаимо­связь, чувственных и умственных знаний, а с другой - наде­ляет «созерцание ума» исключительностью в постижении истины, то есть про водит определенную пропасть между чувственным познанием и абстрактным мышлением, не видит их диалектики.

Исключительно велико значение Аристотеля в раз­работке логики как учения о законах и формах правильного мышления (именно поэтому формальную логику называют еще аристотелевской логикой).

Аристотель был идеологом рабовладельческого класса (как и его учитель Платон). Он стремился оправдать рабство теоретически. Аристотель считал, что рабы и их хозяева (рабовладельцы) должны быть теми, кем они есть, в силу своей физической организации: рабы предназначены для физического труда, а рабовладельцы способны зани­маться умственным трудом.

В то же время Аристотель высказал ряд рациональ­ных (т.е. разумных) идей по проблемам социальной жизни:

а) указал на общественную природу человека («че­ловек – это общественное животное»);

б) высказался против корыстного использования власти и т .д.

Аристотель является величайшим философом ан­тичного мира. Его взгляды оказали огромное влияние на последующее развитие философской и научной мысли. На протяжении многих столетий он являлся непререкаемым авторитетом для многих философов и ученых многих стран мира.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Философия европейского Средневековья.

1.              Специфика средневековой философии эпохи Возрождения.

2.              Номинализм и реализм о природе общих понятий (универсалий)

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ СХОЛАСТИКА

Особенности философии Средневековья, европейская схоластика

 

В первых веках нашей эры на развалинах рабовла­дельческого строя возникло новое феодальное общество. Его появление отражало поступательное движение общества.

Однако в эпоху средневековья установилась жесточайшая духовная диктатура церкви. Она наложила оковы (отпечаток) на все стороны жизни общества. В условиях феодальной раздробленности церковь, особенно христиан­ская, оказалась наиболее сильной организацией в экономи­ческом, политическом и идеологическом отношении.

В условиях всеобъемлющей духовной диктатуры церкви философская мысль могла открыто выражаться только в религиозно-идеалистической форме. Однако даже этих условиях в отдельные периоды в некоторых странах пробивала себе дорогу смелая материалистическая и атеистическая мысль.

Духовная диктатура церкви в западноевропейских странах была особенно жестокой. Это весьма отрицательно казалось на развитии философии и науки. Христианская церковь монополизировала духовную жизнь настолько, что философия была превращена в служанку богословия. Задача философии сводилась к тому, чтобы придумывать наукообразные ухищрения для оправдания веры в бога, толковать «священное писание» в интересах укрепления власти церкви. Научное проникновение в природу и общество считалось греховным делом. Но даже в этих условиях идет борьба между материалистической философией, естествен­нонаучным мышлением (с одной стороны) и религиозной идеологией (с другой стороны).

Утверждение идейного господства христианства в Европе относится к началу 6 века нашей эры. Римский им­ператор Юстиниан в 529 году закрыл последнюю нехристианскую школу неоплатонизма, хотя христианство как государственная религия римской империи провозглашена была задолго до этого решения.

Информация о работе Философия как особенная форма общественного сознания