Философия как особая форма общественного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Философия изучает наиболее общие законы природы. Категории фило¬софии по Платону: мудрость и разумность.
Мудрость—не мёртвое знание, а действие, основанное на знании и ве¬дущее к благу. Платон разграничил мудрость и разумность.

Содержание

Введение.
I. Философия как особая форма общественного сознания.
II. Мифология и религия—важнейшие предпосылки к возникновению философского сознания.
III. Предмет философии и его изменения.
IV. Современные функции философии в обществе.
V. Философия и мировоззрение.
VI. О соотношении материального и идеального в философии как ос¬новной вопрос философии.

Работа содержит 1 файл

Философия -лекции.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

Ошибка естествоиспытателей—атомистическая концепция Демокрита имела прогрессивное  значение в конце 19-начале 20, однако, она рушилась, когда были открыты рентгеновские лучи (1865), явление радиоактивности (1896), электрон (1897), теория относительности (1905). В физике появилось новое понятие материи—поле, качественно отличное от вещества. Сначала поле (окружающее вещество пространство)—атрибут материи. Затем оно стало мыслиться как самостоятельная физическая реальность, способная существовать в пространстве независимо. Поле превратилось в новый вид материи.

Не учли, что  масса электрона, обусловленная  полем, изменяется в зависимости от скорости. Т. к. масса считалась мерой материи, то открытие непостоянства массы было истолковано как исчезновение материи. В этом же духе был истолкован радиоактивный распад атома (превращение материи в энергию, т. е. её исчезновение). Метафизичность идеологии о материи—невозможность чувственно воспринимать микрообъекты вынудила физиков прибегнуть к математическим формулам. Материя исчезла—остались одни уравнения. Ленин проанализировал это состояние и сделал вывод: нельзя смешивать естественнонаучные представления с философским понятием. Материя—философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас. Свойства материи: объективность, субстанциональность.

 

  1. Философский взгляд на движение сложился не сразу.

Движение—непрерывное  изменение чего-то (элеаты). Аристотель видел шесть видов движения: возникновение, уничтожение, изменение по качеству, увеличение или уменьшение, перемещение, изменение по положению. Ньютон обосновал механическую форму движения, но видел источником движения первотолчок, т. е. Бог. Французские мыслители отвергали идею первотолчка и считали, что движение—свойство материи. Гегель всю действительность рассматривал в виде процесса, т. е. движения. Энгельс в своей работе ”Диалектика природы” указал на пять форм движения материи:

  1. Механическая (пространственное перемещение макрообъектов).
  2. Физическая (изменения в микромире).
  3. Химическая (связана с соединением или разъединением атомов).
  4. Биологическая (все многообразные процессы живых организмов, связанные с обменом веществ, жизнедеятельностью).
  5. Социальная (изменения в человеческом обществе, начиная с материального производства и заканчивая человеческим мышлением).

 

Основные характеристики классификации форм движения:

  1. Формы движения соответствуют уровням структуры материи.
  2. Формы движения расположены так, что каждая последующая включает в себя предыдущую.

 

Классификация подвела науку к пониманию  развития мира, позволила понять развитие науки и классифицировать её, она объяснила систему познания мира, указала на логику развития науки, дала основание к построению научной картины мира, составила научное мировоззрение.

 

 


 

2 СЕМЕСТР

 

 

 

Диалектика  и её альтернативы.

  1. Философское понимание диалектики как науки.
  2. Объективная и субъективная диалектика.
  3. Понятие закона.
  4. Классификация законов.
  5. Сущность закона перехода количественных изменений в качественные и его методологическое значение.
  6. Закон единства и борьбы противоположностей как общий закон бытия и познания.
  7. Закон отрицания отрицания.
  8. Общая характеристика категорий диалектики.

 

Фролов с.95-171

  1. Диалектика выполняет методологическую роль для всех наук.

С вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а диалектика материалистической. Диалектика и природа естествознания существуют в нерасторжимом единстве. Материалистическая диалектика поставила по-новому проблему познания.

Диалектика—учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи.

Материалистическая  диалектика выступает как наука  о всеобщей связи и развитии и  как всеобщий метод познания и  преобразования мира (мета метод). Предметом диалектики являются различные виды связей и всеобщие законы развития природы, общества и мышления.

В окружающем мире всё взаимодействует. Эта связь  всего со всем—главный предмет диалектики. В результате взаимодействия материя  проявляет свою сущность (так же и человек формируется в обществе).

В мире существует всеобщее взаимодействие, которое следует  из общественной практики людей. Человек различает не только вещи, но и их длительность, форму и объём (пространственные характеристики связи), замечает изменения, развитие и движение связей, т. е. связь—способ существования материи.

Связь—взаимодействие, взаимообусловленность, неуничтожимость  материи, переход вещей. Если связь—взаимодействия, то её можно рассматривать на основе пяти форм движения материи: механические, химические, биологические, физические, социальные; по формам бытия: пространственные связи, временные; по степени общности: общие и частные; по времени: постоянные и временные. Каждая наука исследует конкретную форму связей. Материалистическая диалектика исследует природу универсальных связей, присущих всему объективному миру и сознанию людей.

Внутренние  связи и внешние, существенные и  несущественные, прямые и косвенные, случайные и закономерные.

Мы рассматриваем  диалектику как науку о связях. Но вещи в природе ещё находятся в развитии. Развитие вытекает из всеобщей связи явлений.

Развитие—не простое  изменение, а высший этап движения материи  и сознания. Понятие развития шире понятия прогресса, который лишь момент развития, осуществляемый на конкретном этапе. Развитие противоречиво, оно ведёт к старому на новой основе, отклоняется.

В развитии в  основном преобладают прогрессивные  тенденции. Существует две концепции развития: метафизическая и диалектическая.

Различия:

Метафизическая—развитие—рост  или уменьшение, т. е. как простое  повторение, а диалектическая—развитие как единство противоположностей, раздвоение единого.

При первой концепции  остаётся в тени источник развития—во  внешних силах, двигательная сила, во второй—самодвижение.

Пример метафизической теории—теория преформизма, а именно: живой организм складывается в зародыше, а потом идёт рост.

Вторая концепция—отвечает требованиям науки и научной  методики познания; развитие—закономерный процесс перехода от простого к сложному, от низшего к высшему.

Метафизика  рассматривает предметы и явления  как застывшие, лишённые внутренних противоречий, с точки зрения количественного роста. Диалектическая концепция даёт ключ к пониманию самодвижения.

Метафизика:

  1. Неспособна вскрыть источник развития.
  2. Отвергает развитие как появление нового, абсолютизирует количественное развитие.
  3. Существует связь с идеализмом.
  4. Основа механистического материализма.

 

Диалектика:

  1. Рассматривает развитие как взаимопревращение различных форм движения материи.
  2. Понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей количественных  и качественных изменений.
  3. Закрепляет это понимание в специальном законе взаимного перехода количественных и качественных изменений.
  4. Рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемственности, что отражается в законе отрицания отрицания.
  5. Видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и борьбы противоположностей.

 

Отступление от принципов диалектики ведёт к  догматизму, т. е. отстаиванию устаревших положений, авантюре или пассивному выжиданию, ложному формализму. Нарушение требований диалектики ведёт и к эклектике—непоследовательность, беспринципное смешивание разнородных взглядов, абсолютизация разрозненных фактов, неумение отличать главное от второстепенного, стремление притупить противоположности, сгладить противоречия.

Диалектика  противоположна и софистике—ложно  построенному умозаключению. В софистике прослеживаются приводы двусмысленных доводов, экстраполяция одних сторон на другие вещи.

Ещё одна альтернатива диалектики схоластика—с др. греч. ”схоластос”  —школа, место учения.

Требования  диалектики:

  1. Объективность подхода.
  2. Всеобщность анализа (всесторонность).
  3. Соблюдение принципов всеобщей связи и развития.
  4. Конкретность  (историчность) анализа.

 

Принципы диалектической логики:

  1. Конкретность анализа.
  2. Предмет надо брать в развитии и изменении.
  3. Человеческая практика должна уходить в определение истины.
  4. Истина конкретна, а не абстрактна.

 

  1. Объективная— диалектика материальной действительности, она существует независимо от человеческого сознания и лишь отражается им.

Субъективная—отражённая в мышлении и познании объективная  диалектика, она вторична по отношению к объективной.

Известны и  другие формы диалектики:

  1. Стихийная бездоказательная диалектика древних греков (Гераклит).
  2. Диалектика материалистов эпохи Возрождения (Бруно, Кузанский).
  3. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель).
  4. Диалектика русских революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский).
  5. Материалистическая диалектика —и теория познания, и логика, т. к. одни и те же диалектические законы действуют как во внешнем мире, так и в мышлении человека, но это совпадение относительно.

 

 


 

 

 

  1. Диалектика объективируется в мире с помощью своих законов и категорий.

Закон—общая, необходимая, внутренняя, существенная, повторяющаяся  связь явлений и вещей. Сущность и явления взаимосвязаны. Сущность детерминирует явление. Понятие закона—одна из ступеней познания человеком единства и связей, зависимостей и ценностей мирового процесса. Какими связями проявляется закон:

  1. Закон выражает существующие связи и отношения между предметами и их свойствами, вытекающими из их сущности.
  2. Закон выражает не только существующие, но и необходимые связи (это означает неизбежность его проявления при определённых условиях).
  3. Закон выражает такие отношения, которые имеют общий характер (закон является формой всеобщности в природе, т. е. закон отражает то общее, что присуще группе предметов).
  4. Закон—устойчивые повторяющиеся связи и отношения предметов.

 

Понятие закона отличается от понятия закономерности. Закон означает выраженную определённую связь, а закономерность многие связи (совокупность законов, действующих в одной области мира). Различают законы развития, функционирования, строения. Живым организмам присущи законы развития. Законы функционирования—физиология. Законы строения—анатомия. Различают динамические и статистические законы. Динамические—выражают такую форму причинной связи, при которой по начальным данным можно определить последнее состояние объекта. Статистические—выражают необходимость случайных связей (среднее состояние множества величин). Законы по сфере их действия: частные, общие и всеобщие. Частные—выражают связи и отношения между конкретными явлениями и свойствами. Общие—проявляются в более широких, но ограниченных сферах, например, в природе—естественные законы. Всеобщие—законы диалектики.

Законы по длительности действия: вечные (диалектики), долговечные, недолговечные (законы развития общественных формаций). Законы диалектики отражают всеобщие связи, присущие всем областям мира:

  1. Закон перехода количественного изменения в качественное и обратно—отвечает на вопрос, как происходит процесс развития, он как бы раскрывает технологию развития.
  2. Закон единства и борьбы противоположностей—раскрывает источник развития явлений.
  3. Закон отрицания-отрицания —отвечает на вопрос, в каком направлении совершается развитие (показывает вектор развития).

Диалектические  законы имеют объективный характер—1) Отражает явления и процессы, происходящие независимо от человека и не относящиеся к нему. 2) Законы действуют до того, как их познают. 3) Эти законы человек не может отменить или изменить, они развиваются самостоятельно.

Различные трактовки  в понимании законов:

  1. Объективные идеалисты считают, что законы мира творятся сверхъестественной силой.
  2. Субъективные идеалисты считают, что законы творятся разумом и вносятся в природу.

Информация о работе Философия как особая форма общественного сознания