Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:22, контрольная работа
Философия изучает наиболее общие законы природы. Категории фило¬софии по Платону: мудрость и разумность.
Мудрость—не мёртвое знание, а действие, основанное на знании и ве¬дущее к благу. Платон разграничил мудрость и разумность.
Введение.
I. Философия как особая форма общественного сознания.
II. Мифология и религия—важнейшие предпосылки к возникновению философского сознания.
III. Предмет философии и его изменения.
IV. Современные функции философии в обществе.
V. Философия и мировоззрение.
VI. О соотношении материального и идеального в философии как ос¬новной вопрос философии.
Ошибка естествоиспытателей—
Не учли, что масса электрона, обусловленная полем, изменяется в зависимости от скорости. Т. к. масса считалась мерой материи, то открытие непостоянства массы было истолковано как исчезновение материи. В этом же духе был истолкован радиоактивный распад атома (превращение материи в энергию, т. е. её исчезновение). Метафизичность идеологии о материи—невозможность чувственно воспринимать микрообъекты вынудила физиков прибегнуть к математическим формулам. Материя исчезла—остались одни уравнения. Ленин проанализировал это состояние и сделал вывод: нельзя смешивать естественнонаучные представления с философским понятием. Материя—философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас. Свойства материи: объективность, субстанциональность.
Движение—непрерывное изменение чего-то (элеаты). Аристотель видел шесть видов движения: возникновение, уничтожение, изменение по качеству, увеличение или уменьшение, перемещение, изменение по положению. Ньютон обосновал механическую форму движения, но видел источником движения первотолчок, т. е. Бог. Французские мыслители отвергали идею первотолчка и считали, что движение—свойство материи. Гегель всю действительность рассматривал в виде процесса, т. е. движения. Энгельс в своей работе ”Диалектика природы” указал на пять форм движения материи:
Основные характеристики классификации форм движения:
Классификация подвела науку к пониманию развития мира, позволила понять развитие науки и классифицировать её, она объяснила систему познания мира, указала на логику развития науки, дала основание к построению научной картины мира, составила научное мировоззрение.
2 СЕМЕСТР
Диалектика и её альтернативы.
Фролов с.95-171
С вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а диалектика материалистической. Диалектика и природа естествознания существуют в нерасторжимом единстве. Материалистическая диалектика поставила по-новому проблему познания.
Диалектика—учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи.
Материалистическая диалектика выступает как наука о всеобщей связи и развитии и как всеобщий метод познания и преобразования мира (мета метод). Предметом диалектики являются различные виды связей и всеобщие законы развития природы, общества и мышления.
В окружающем мире всё взаимодействует. Эта связь всего со всем—главный предмет диалектики. В результате взаимодействия материя проявляет свою сущность (так же и человек формируется в обществе).
В мире существует всеобщее взаимодействие, которое следует из общественной практики людей. Человек различает не только вещи, но и их длительность, форму и объём (пространственные характеристики связи), замечает изменения, развитие и движение связей, т. е. связь—способ существования материи.
Связь—взаимодействие, взаимообусловленность, неуничтожимость материи, переход вещей. Если связь—взаимодействия, то её можно рассматривать на основе пяти форм движения материи: механические, химические, биологические, физические, социальные; по формам бытия: пространственные связи, временные; по степени общности: общие и частные; по времени: постоянные и временные. Каждая наука исследует конкретную форму связей. Материалистическая диалектика исследует природу универсальных связей, присущих всему объективному миру и сознанию людей.
Внутренние связи и внешние, существенные и несущественные, прямые и косвенные, случайные и закономерные.
Мы рассматриваем диалектику как науку о связях. Но вещи в природе ещё находятся в развитии. Развитие вытекает из всеобщей связи явлений.
Развитие—не простое изменение, а высший этап движения материи и сознания. Понятие развития шире понятия прогресса, который лишь момент развития, осуществляемый на конкретном этапе. Развитие противоречиво, оно ведёт к старому на новой основе, отклоняется.
В развитии в основном преобладают прогрессивные тенденции. Существует две концепции развития: метафизическая и диалектическая.
Различия:
Метафизическая—развитие—рост или уменьшение, т. е. как простое повторение, а диалектическая—развитие как единство противоположностей, раздвоение единого.
При первой концепции остаётся в тени источник развития—во внешних силах, двигательная сила, во второй—самодвижение.
Пример метафизической теории—теория преформизма, а именно: живой организм складывается в зародыше, а потом идёт рост.
Вторая концепция—отвечает требованиям науки и научной методики познания; развитие—закономерный процесс перехода от простого к сложному, от низшего к высшему.
Метафизика рассматривает предметы и явления как застывшие, лишённые внутренних противоречий, с точки зрения количественного роста. Диалектическая концепция даёт ключ к пониманию самодвижения.
Метафизика:
Диалектика:
Отступление от
принципов диалектики ведёт к
догматизму, т. е. отстаиванию устаревших
положений, авантюре или пассивному выжиданию,
ложному формализму. Нарушение требований
диалектики ведёт и к эклектике—
Диалектика противоположна и софистике—ложно построенному умозаключению. В софистике прослеживаются приводы двусмысленных доводов, экстраполяция одних сторон на другие вещи.
Ещё одна альтернатива диалектики схоластика—с др. греч. ”схоластос” —школа, место учения.
Требования диалектики:
Принципы диалектической логики:
Субъективная—отражённая в мышлении и познании объективная диалектика, она вторична по отношению к объективной.
Известны и другие формы диалектики:
Закон—общая, необходимая, внутренняя, существенная, повторяющаяся связь явлений и вещей. Сущность и явления взаимосвязаны. Сущность детерминирует явление. Понятие закона—одна из ступеней познания человеком единства и связей, зависимостей и ценностей мирового процесса. Какими связями проявляется закон:
Понятие закона отличается от понятия закономерности. Закон означает выраженную определённую связь, а закономерность многие связи (совокупность законов, действующих в одной области мира). Различают законы развития, функционирования, строения. Живым организмам присущи законы развития. Законы функционирования—физиология. Законы строения—анатомия. Различают динамические и статистические законы. Динамические—выражают такую форму причинной связи, при которой по начальным данным можно определить последнее состояние объекта. Статистические—выражают необходимость случайных связей (среднее состояние множества величин). Законы по сфере их действия: частные, общие и всеобщие. Частные—выражают связи и отношения между конкретными явлениями и свойствами. Общие—проявляются в более широких, но ограниченных сферах, например, в природе—естественные законы. Всеобщие—законы диалектики.
Законы по длительности действия: вечные (диалектики), долговечные, недолговечные (законы развития общественных формаций). Законы диалектики отражают всеобщие связи, присущие всем областям мира:
Диалектические законы имеют объективный характер—1) Отражает явления и процессы, происходящие независимо от человека и не относящиеся к нему. 2) Законы действуют до того, как их познают. 3) Эти законы человек не может отменить или изменить, они развиваются самостоятельно.
Различные трактовки в понимании законов:
Информация о работе Философия как особая форма общественного сознания