Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:22, контрольная работа
Философия изучает наиболее общие законы природы. Категории фило¬софии по Платону: мудрость и разумность.
Мудрость—не мёртвое знание, а действие, основанное на знании и ве¬дущее к благу. Платон разграничил мудрость и разумность.
Введение.
I. Философия как особая форма общественного сознания.
II. Мифология и религия—важнейшие предпосылки к возникновению философского сознания.
III. Предмет философии и его изменения.
IV. Современные функции философии в обществе.
V. Философия и мировоззрение.
VI. О соотношении материального и идеального в философии как ос¬новной вопрос философии.
Математика
возможна как наука на основе пространства.
Доопытные формы создают
По Канту рассудок—это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок выполняет функцию подведения материала под категорию. Можно познать только то, что сами создали. Знание, основанное на категориях, принимает объективный характер. У Канта логика понятий превращается в логику вещей. Теория Канта: вещи существуют сами по себе, и они действуют на органы чувств человека, однако эти ощущения упорядочиваются формами чувственности, т. е. пространством и временем. Такая деятельность рассудка с помощью этих категорий и придаёт восприятию всеобщий необходимый характер, т. е. даёт картину. Не понятия—отражение вещей, а наоборот. Человек знает о вещах только в соответствии со своими априорными качествами. У человека нет средств, чтобы установить связь между сущностью вещи и явлением.
Движущей силой в деятельности человека является не мышление, а воля. Кантовский субъект ставит волевой закон над своим сознанием. ”Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”, т. е. поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они относились к тебе. Своими поступками ты формируешь действия других и создаёшь характер взаимоотношений. Новая концепция субъекта—разделение бытия на мир природы и мир человека со своими законами, между которыми нет противоречия. Кант ограничил возможности познающего субъекта миром явлений и оставил непознаваемыми вещи в себе. Для канта общественные отношения также являются хаотичными. Сквозь бессвязность исторических событий проникает высокая разумная цель, предопределяющая ход истории. Человеческому обществу свойственны неуживчивость, раздоры. Только пройдя сквозь эти испытания и полностью истощив себя в войнах человечество способно прийти к миру.
Представлял субъективный идеализм. Абсолютное ”я” даёт начало объективному миру. Самое главное—самосознание, из деятельности которого возникает акт совпадения субъекта и объекта. В таком суждении человек утверждает себя, выражает свою автономию, создаёт свой собственный мир, не обременённый никакими природными факторами. У Витте идеализм свободы. У него природа не объективна, как у Канта, она для деятельной человеческой свободы. Субъективно деятельное даёт жизнь объективному. Проблемы познания—познание природы строится на актах самодеятельного ”я”, но только в формах созерцания. Субъективное ”я” не означает как личностно-индивидуальное, а божественное, таинственное. Абсолютное я и не я —противоположности, которые то взаимно уничтожают друг друга, то совпадают.
Представитель объективного идеализма и задача его философии в изучении природы. Шеллинг пытался изучить природу с точки зрения развития от простого к сложному. У него природа—не просто объект, а носитель бессознательной жизни разума. У него природа развивается от неорганического мира к органическому. Ставит задачу познания натурфилософии. Он опирается на диалектический опыт познания и разрабатывает диалектическую картину мира. Он подчёркивает целесообразность в основе жизни. По мнению Шеллинга, мировая душа обеспечивает единство природы и её целесообразность в развитии. В природе происходит борьба противоположных сил.
Считал источником всей действительности абсолютную идею, которой представлял свой источник развития—настоящую действительность. Абсолютная идея представляет субстанцию мира (универсум), существует вечно, содержит в себе в сжатом виде все возможные определения духовных, общественных явлений. Она же есть и разумное мышление. Она же—истина, суть всего. Гегель ставит задачу —рассмотреть, как из единого появляется множество. Реальный мир и чувства есть отражение. Абсолютная идея—субъективное и объективное начала. Абсолютная идея проходит ... в виде движения от абстрактных (общих определений0 к определениям, обогащенных конкретным содержанием. Три её ступени:
Последняя ступень показана в философии духа. Задачи философии по Гегелю—расширить исторический путь абсолютной идеи. Его философская система—система объективного диалектического идеализма (в целом система метафизична). Гегель стремится показать свою философию в форме взаимосвязанных идей. О чём бы Гегель ни рассуждал, он всюду видит идеи. Эти идеи—суть вещей, в том числе и понятия. Идеи Гегеля изменчивы. Происходит диалектическое отрицание понятий (тезис переходит в антитезис). Все идеи Гегеля—стихийны. Его идеи существуют на трёх уровнях: идеи сами по себе, идеи в природе, идеи в духе. Всю тотальность идей Гегель называет абсолютной идеей—саморазвивающейся. Учение о бытии начинается с рассмотрения чистого бытия. Затем триада бытия—качество, количество, мера. Качество и количество хранит нечто, а ничто уже перестало существовать. Единство, качество и количество образуют меру. Переход от одной меры к другой есть скачок.
В учении о сущности Гегель выделяет определяющее главное нечто, а это уже сущность, которая определяет явление. Сущность, в силу своей внутренней противоречивости сама себя отталкивает и переходит в явление, т. е. существование. Источником этого существования является её противоречивость, т. е. наличие в ней противоположности идей.
Учение о понятии—раздел науки. Здесь речь идёт не только о субъективных понятиях. Все дальнейшие развития приводят к тождеству субъекта и объекта. Объект проходит три ступени развития: механизм, кенизм и теологизм. Понятие есть внутренняя цель развития объекта по идее. Оно же есть доля единства.
В своей философии природы Гегель пишет, что абсолютная идея решается из самой себя свободно отпустить одно понятие природы. Философия Гегеля старается показать, что природа и есть становление духа. Именно здесь Гегель приходит к метафизическому постулату о неизменности мира. Движение идеальной природы идёт от абстрактных понятий к конкретным. Гегелю принадлежит идея о единстве пространства-времени и материи.
Учение об обществе. Здесь дух стремится найти себе полное воплощение. В учении об объективном духе Гегель рассматривает цели духа в обществе. Объективный дух в своём развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность (семья, гражданское общество, государство). Объективный ум поднимается на уровень мировой истории. Мораль—глубокое убеждение человека. Насилие в области морали недопустимо. Нравственность—высшая ступень развития объективного духа. Нравственность проводится в семье, как природное единство. А образование множества семей ведёт к образованию общества. Их высшее единство—государство. Религия—вторая ступень воплощения абсолютного духа.
Представитель антропологического материализма. Возражения Фейербаха против Гегеля основательны, философия ничего не достигнет, если будет изучать свои собственные стили. Лишь изучая природу, философ приобретает знание. Для философии единственный путь—возврат к природе. Он утверждал, что сознание есть порождение материи. Бог —отражение сущности человека. По Фейербаху человек—не творение Бога, а часть природы (продукт природы). Душа не может быть отделена от тела человека. Первый объект, который видит человек—это другой человек, и только любовь к другому человеку и есть путь познания объективности, т. е. существования. Любовь к другому человеку должна стать на место любви к Богу. Фейербах тип государства связывает с религией.
Формирование и развитие философии марксизма.
В наиболее развитых
странах Западной Европы победил
капитализм. Резко обострились противоречия
между производительными силами
и производственными отношениям
30-50-е годы—чартизм:
боролись за всеобщее
30-е годы—волнения во Франции.
1831—установление рабочей власти в Лионе.
1844—восстания в Германии (бедственное положение рабочих—из 35000 5000 умирает).
40-е годы 19 века—центр
движения переместился в
1834—германские
политические эмигранты
1836—от него отделилась социалистическая группа ”Союз справедливых”.
1847—он был
преобразован в ”Союз
Выводы:
Говорили о глубокой социальной противоречивости того общества. Теоретики не смогли объяснить переходный характер капитализма 9они не верили в историческую миссию пролетариата, выступали против самостоятельного движения рабочих, отказались от социалистической революции, пропагандировали союз).
начало 19 века—классовый антагонизм ещё не обострился.
середина 19 века—ситуация изменилась (рабочие—сила).
Создана новая теория научного социализма, создан путь освобождения от эксплуатации.
Маркс и Энгельс критически использовали немецкую классическую философию, материализм Фейербаха и диалектику Гегеля.
Учение о материи и её самодвижении, Взгляд на познание и философию бытия.
Недостатки—ограниченность материализма. В целом не понята всеобщность развития.
Открытия: закон сохранения энергии, клеточная теория, учение Дарвина.
В философии марксизма было показано, что не общественная жизнь связана с деятельностью человека. Общество—это обработка людей людьми. Общество развивается по законам, носителем которых является человек. Человек, прежде чем начать деятельность, должен поставить цель. Закономерное развитие общества и исключает сознание в человеке. Каждый отдельный человек действует сознательно. В природе законы проявляются стихийно, а в обществе через сознательную деятельность человека. Человеческая деятельность направляется человеческими потребностями. Бытие определяет сознание. Человек есть совокупность всех общественных отношений. Общество есть непосредственная колыбель человека, мир человека, а исторический процесс—становление человека. В марксизме новым его содержанием был гуманизм, т. к. человек рассматривается как высшая цель общества. В марксизме центральной идеей было обеспечение свободного всестороннего развития человека. Особое внимание уделялось практике, практика—есть критерий истины, истина—основа познания, цель познания. Центральное место в марксизме занимает проблема познания и преобразования мира. Важной заслугой является развитие диалектики, соединение её с материализмом. Диалектика обуславливает творческую деятельность человека в обществе.
Русская философия.
Информация о работе Философия как особая форма общественного сознания