Сознание. философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:30, реферат

Описание работы

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Работа содержит 1 файл

реферат Сознание. философия.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Введение 

    В течение  многих веков  не  смолкают  горячие  споры  вокруг  сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают  сознание  как крохотную искру  величественного  пламени  божественного  разума.  Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания  по  отношению  к  материи.  Вырывая сознание из  объективных  связей  реального  мира  и  рассматривая  его  как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты  трактуют сознание как нечто изначальное:  оно  не  только  не  объяснимо  ничем,  что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все  совершающееся  в природе,  истории  и  поведении  каждого  отдельного  человека.  Единственно достоверной   реальностью   признают   сознание   сторонники    объективного идеализма.  

    Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира.   

    Другими словами, если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то  материализм ищет общность,  единство  между  явлениями  сознания  и  объективным  миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят  в  решении  этой проблемы  из  двух  кардинальных  принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.     

    Сознание  современного человека есть продукт  всей  всемирной  истории, итог  многовекового  развития  практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений  людей. 

    Философия ставит в центр своего внимания как  основной вопрос отношение материи  и сознания, а тем самым и  проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что  вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок. 

    Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной  действительности, способ его отношения  к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею. 

    Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:

    • внешний предметный и духовный мир, природные факторы
    • социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею
    • социо-культурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества
    • Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т. д.
    • Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание.

    Источником  сознания выступает и космическое  информационно-смысловое поле, одним  из звеньев которого является сознание человека.  

    З.Фрейд  говорил: “Быть сознательным – это, прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным... 

    Понятие «бессознательного» мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может  стать сознательным...Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное», «предсознательное» и «бессознательное». 

    Сознание  -  это,   прежде   всего,   осознание    ближайшей    чувственно воспринимаемой среды и осознание  ограниченной  связи  с  другими  лицами  и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же  время оно - осознание природы. 

    Сознанию  человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет  себя  из окружающей среды. Самосознание  -  важнейшее  отличие  психики  человека  от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем  формам  движения  материи  (механической,   физической,   химической), отражение в живой природе - биологической форме,  а  сознание  -  социальной форме движения материи. 

    Происхождение сознания

    Процесс   становления   человека   был    процессом    разложения инстинктивной   основы   психики   животных   и   формирования    механизмов сознательной  деятельности.  Сознание  могло  возникнуть  лишь  как  функция высокоорганизованного мозга, который  сформировался  под  влиянием  труда  и речи.  Зачатки  труда  характерны  для австралопитеков,   труд   же   стал отличительным признаком  их  преемников  - питекантропов  и  синантропов  - первых людей на земле, положивших начало  изготовлению  орудий  и  покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в  изготовлении и использовании орудий, увеличил их  ассортимент  и  вовлек  в  производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные  ножи,  костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек  современного  типа  -  человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту. 

    Решающая  роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное  выражение  в  том,  что  мозг  как орган сознания развивался одновременно с развитием руки  как  органа  труда. Именно  рука  как  “воспринимающий”  (непосредственно  соприкасающийся   с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств,  например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем  сама  стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические  действия. В  процессе  развития  трудовой  деятельности   уточнялись   и   обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась  в  голове и превращалась в логику  мышления:  человек  учился  думать.  И  прежде  чем приступить к делу, он уже  мог  мысленно  представить  и  его  результат,  и способ осуществления, и средства достижения этого результата. 

    Ключ  к  решению  вопроса,  который  представляет  собой  происхождение человека и его сознания заключается в одном слове  -  труд.  Как  говорится, обивая клинок своего каменного топора,  человек  в  то  же  время  оттачивал лезвие своих умственных способностей.  

    Вместе  с возникновением  труда  формировался  человек  и  человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей  и  тем  самым хотя бы элементарное разделение трудовых  действий  между  его  участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если  участники  как- то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива  и тем самым  с  достижением  конечной  цели.  Формирование  сознания  человека связано  с  возникновением   общественных   отношений,   которые   требовали одчинения  жизни  индивида  социально-фиксированной  системе  потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов. 

    Сущность  сознания

    Сознание  реализуется  в  двух  ипостасях:  отражательной  и  активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит,  что  оно  может отражать общественное  бытие  только  при  условии  одновременного  активно- творческого преобразования  его. Функция опережающего  отражения сознания наиболее  четко реализуется в отношении общественного   бытия,   которое существенным образом связано с устремленностью в будущее.  Это неоднократно подтверждалось  в истории тем обстоятельством,  что идеи,  в   частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества  и  даже преобразовывать  его.  Общество   есть   материально-идеальная   реальность. 

    Совокупность  обобщенных  представлений,  идей,  теорий,   чувств,   нравов, традиций и т.п., то  есть  того,  что  составляет  содержание  общественного сознания  и  образует  духовную  реальность,  выступает   составной   частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида. 

    Но  подчеркивая единство общественного  бытия и общественного  сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую  разъединенность.  Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их  относительной самостоятельности реализуется таким  образом,  что  если  на  ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный  характер  -  через   государство,   политические,   правовые отношения и др., а обратное  воздействие  общественного  сознания  на  бытие приобретает,   напротив,   все   более   непосредственный   характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного  сознания  на общественное бытие заключается в  способности  сознания  правильно  отражать бытие. 

    Итак, сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание, в свою очередь, - результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенциалы и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Формируем мы его с помощью языка. Связь  между  сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг  от  друга не разрушая того и другого. В  своем  существовании   они предполагают друг  друга  как  внутренне,  логически  оформленное  идеальное содержание  предполагает  свою  внешнюю  материальную   форму.   Язык   есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует  в  процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие.  

    Посредством языка происходит переход от восприятий и  представлений  к понятиям,  протекает процесс оперирования  понятиями.   В   речи   человек фиксирует  свои  мысли,  чувства  и  благодаря   этому   имеет   возможность  подвергать их анализу как вне его лежащий  идеальный  объект.  Выражая  свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из того, что сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует. Но бытие - более широкая система, и сознание выступает как условие и средство для того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую, целостную системы бытия. Человек понимает  себя  только испытав на других понятность своих слов.  Язык  и  сознание  едины.  В  этом единстве  определяющей  стороной   является   сознание,   мышление:   будучи отражением действительности, оно  “лепит”  формы  и  диктует  законы  своего языкового бытия. Через сознание  и  практику  структура   языка, в конечном счете, выражает,  хотя  и в модифицированном  виде,  структуру  бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются  друг  от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее  и  выражает в мысли.     Речь - это не мышление, иначе величайшие  болтуны  должны  были  бы быть величайшими мыслителями. 

    Язык  и сознание  образуют  противоречивое  единство.  Язык  влияет  на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у  каждого  народа, в одном и том же объекте оттеняют  различные  признаки.  Однако  зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление  детерминируется  главным  образом своими связями с действительностью,  язык  же  может  лишь  частично модифицировать форму и стиль мышления. Познавательная деятельность невозможна без языка, в формах которого выражаются и закрепляются результаты познания.  

Информация о работе Сознание. философия