Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:30, реферат
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.
Введение
В течение
многих веков не смолкают горячие
споры вокруг сущности сознания
и возможностей его познания. Богословы
рассматривают сознание как крохотную
искру величественного пламени
божественного разума. Идеалисты
отстаивают мысль о первичности сознания
по отношению к материи. Вырывая
сознание из объективных связей
реального мира и рассматривая
его как самостоятельную и созидающую
сущность бытия, объективные идеалисты
трактуют сознание как нечто изначальное:
оно не только не объяснимо
ничем, что существует вне его, но само
из себя призвано объяснить все совершающееся
в природе, истории и поведении
каждого отдельного человека.
Единственно достоверной реальностью
признают сознание сторонники
объективного идеализма.
Идеалистический
подход фактически мистифицирует сознание,
поскольку рассматривает его в качестве
продукта души, превращая сознание в нечто
таинственное и недоступное рациональному,
с научных позиций исследованию. Материализм,
напротив, снимает с сознания покров таинственности
и исходит из того, что оно есть функция
мозга, во-вторых, рассматривает сознание
как отражение материи, отражение внешнего
мира и, наконец, с материалистической
точки зрения оно является продуктом развития
материального мира.
Другими словами, если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Сознание
современного человека есть продукт
всей всемирной истории, итог
многовекового развития практической
и познавательной деятельности бесчисленных
поколений людей.
Философия
ставит в центр своего внимания как
основной вопрос отношение материи
и сознания, а тем самым и
проблему сознания. Значение этой проблемы
обнаруживается уже в том, что
вид, к которому принадлежим мы, люди,
обозначают как человек разумный. Исходя
из этого, можно с полным правом сказать,
что философский анализ сущности сознания
исключительно важен для правильного
понимания места и роли человека в мире.
Уже поэтому проблема сознания изначально
привлекала самое пристальное внимание
философов при выработке ими исходных
мировоззренческих и методологических
установок.
Сознание
- это высшая, свойственная лишь человеку
форма отражения объективной
действительности, способ его отношения
к миру и к самому себе, который
представляет собой единство психических
процессов, активно участвующих в осмыслении
человеком объективного мира и своего
собственного бытия и определяется не
непосредственно его телесной организацией
(как у животных), а приобретаемыми только
через общение с другими людьми навыками
предметных действий. Сознание состоит
из чувственных образов предметов, являющихся
ощущением или представлением и поэтому
обладающих значением и смыслом, знания
как совокупности ощущений, запечатленных
в памяти, и обобщений, созданных в результате
высшей психической деятельности, мышления
и языка. Таким образом, сознание является
особой формой взаимодействия человека
с действительностью и управления ею.
Философско-реалистическое
направление в понимании
Источником
сознания выступает и космическое
информационно-смысловое поле, одним
из звеньев которого является сознание
человека.
З.Фрейд
говорил: “Быть сознательным – это,
прежде всего, чисто описательный термин,
который опирается на самое непосредственное
и надежное восприятие. Опыт показывает
нам далее, что психический элемент, например,
представление, обыкновенно не бывает
длительно сознательным. Наоборот, характерным
является то, что состояние сознательности
быстро проходит; представление в данный
момент сознательное, в следующее мгновение
перестает быть таковым, однако может
вновь стать сознательным при известных,
легко достижимых условиях. Каким оно
было в промежуточный период, мы не знаем;
можно сказать, что оно было скрытым (латент),
подразумевая под этим то, что оно в любой
момент способно было стать сознательным.
Если мы скажем, что оно было бессознательным,
мы также дадим правильное описание. Это
бессознательное в такое случае совпадает
со скрыто или потенциально сознательным...
Понятие
«бессознательного» мы, таким образом,
получаем из учения о вытеснении. Вытесненное
мы рассматриваем как типичный пример
бессознательного. Мы видим, однако, что
есть двоякое бессознательное: скрытое,
но способное стать сознательным, и вытесненное,
которое само по себе и без дальнейшего
не может стать сознательным...Скрытое
бессознательное, являющееся таковым
только в описательном, но не в динамическом
смысле, называется нами предсознательным;
термин «бессознательное» мы применяем
только к вытесненному динамическому
бессознательному; таким образом, мы имеем
теперь три термина: «сознательное», «предсознательное»
и «бессознательное».
Сознание
- это, прежде всего,
осознание ближайшей чувственно
воспринимаемой среды и осознание
ограниченной связи с другими
лицами и вещами, находящимися вне
начинающего сознавать себя индивида;
в то же время оно - осознание природы.
Сознанию
человека присущи такие стороны,
как самосознание, самоанализ, самоконтроль.
А они формируются лишь тогда, когда человек
выделяет себя из окружающей среды.
Самосознание - важнейшее отличие
психики человека от психики самых
развитых представителей животного мира.
Следует заметить, что отражение в неживой
природе соответствует первым трем
формам движения материи (механической,
физической, химической), отражение
в живой природе - биологической форме,
а сознание - социальной форме
движения материи.
Происхождение сознания
Процесс
становления человека был
процессом разложения инстинктивной
основы психики животных
и формирования механизмов
сознательной деятельности. Сознание
могло возникнуть лишь как
функция высокоорганизованного мозга,
который сформировался под влиянием
труда и речи. Зачатки труда
характерны для австралопитеков,
труд же стал отличительным
признаком их преемников - питекантропов
и синантропов - первых людей на
земле, положивших начало изготовлению
орудий и покорению огня. Неандертальский
человек значительно продвинулся вперед
в изготовлении и использовании орудий,
увеличил их ассортимент и вовлек
в производство новый прикладной материал
(научился изготавливать каменные
ножи, костяные иглы, строил жилища
и пр.). Наконец, человек современного
типа - человек разумный, поднял
уровень техники на еще большую высоту.
Решающая
роль трудовых операций в формировании
человека и его сознания получила свое
материальное фиксированное выражение
в том, что мозг как орган
сознания развивался одновременно с развитием
руки как органа труда. Именно
рука как “воспринимающий”
(непосредственно соприкасающийся
с предметами) орган давала поучительные
уроки другим органам чувств, например
глазу. Активно действующая рука учила
голову думать, прежде чем сама
стала орудием исполнения воли головы,
заведомо планирующей практические
действия. В процессе развития
трудовой деятельности уточнялись
и обогащались осязательные ощущения.
Логика практических действий фиксировалась
в голове и превращалась в логику
мышления: человек учился думать.
И прежде чем приступить к делу,
он уже мог мысленно представить
и его результат, и способ осуществления,
и средства достижения этого результата.
Ключ
к решению вопроса, который
представляет собой происхождение
человека и его сознания заключается в
одном слове - труд. Как говорится,
обивая клинок своего каменного топора,
человек в то же время
оттачивал лезвие своих умственных способностей.
Вместе
с возникновением труда формировался
человек и человеческое общество.
Коллективный труд предполагает сотрудничество
людей и тем самым хотя бы элементарное
разделение трудовых действий между
его участниками. Разделение трудовых
усилий возможно лишь в том случае, если
участники как- то осмысливают связь
своих действий с действиями других членов
коллектива и тем самым с достижением
конечной цели. Формирование
сознания человека связано с
возникновением общественных
отношений, которые требовали
одчинения жизни индивида социально-фиксированной
системе потребностей, обязанностей,
исторически сложившихся обычаев и нравов.
Сущность сознания
Сознание
реализуется в двух ипостасях:
отражательной и активно-творческой
способностях. Сущность сознания в том
и состоит, что оно может отражать
общественное бытие только при
условии одновременного активно-
творческого преобразования его. Функция
опережающего отражения сознания
наиболее четко реализуется в отношении
общественного бытия, которое
существенным образом связано с устремленностью
в будущее. Это неоднократно подтверждалось
в истории тем обстоятельством, что
идеи, в частности социально-политические,
могут опережать наличное состояние общества
и даже преобразовывать его.
Общество есть материально-идеальная
реальность.
Совокупность
обобщенных представлений, идей,
теорий, чувств, нравов, традиций
и т.п., то есть того, что составляет
содержание общественного сознания
и образует духовную реальность,
выступает составной частью
общественного бытия, так как оно дано
сознанию отдельного индивида.
Но
подчеркивая единство общественного
бытия и общественного сознания, нельзя
забывать и их различие, специфическую
разъединенность. Историческая взаимосвязь
общественного бытия и общественного
сознания в их относительной самостоятельности
реализуется таким образом, что
если на ранних этапах развития
общества общественное сознание формировалось
под непосредственным воздействием бытия,
то в дальнейшем это воздействие приобретало
все более опосредованный характер
- через государство, политические,
правовые отношения и др., а обратное
воздействие общественного сознания
на бытие приобретает, напротив,
все более непосредственный
характер. Сама возможность такого непосредственного
воздействия общественного сознания
на общественное бытие заключается в
способности сознания правильно
отражать бытие.
Итак,
сознание - это в первую очередь совокупность
знаний о мире. Не случайно оно тесно связано
с познанием. Если познание есть сознание
в его активной направленности вовне,
на объект, то само сознание, в свою очередь,
- результат познания. Здесь обнаруживается
диалектика: чем больше мы знаем, тем выше
наши познавательные потенциалы и наоборот
- чем больше мы познаем мир, тем богаче
наше сознание. Формируем мы его с помощью
языка. Связь между сознанием и
языком не механическая, а органическая.
Их нельзя отделить друг от друга
не разрушая того и другого. В своем
существовании они предполагают
друг друга как внутренне,
логически оформленное идеальное
содержание предполагает свою
внешнюю материальную форму.
Язык есть непосредственная действительность
мысли, сознания. Он участвует в
процессе мыслительной деятельности как
ее чувственная основа или орудие.
Посредством
языка происходит переход от восприятий
и представлений к понятиям,
протекает процесс оперирования понятиями.
В речи человек фиксирует
свои мысли, чувства и благодаря
этому имеет возможность
подвергать их анализу как вне его лежащий
идеальный объект. Выражая свои
мысли и чувства человек отчетливее уясняет
их сам. Диалектико-материалистический
подход к сознанию исходит из того, что
сам способ бытия человека в мире всегда
предполагает сознание, что человеческая
деятельность вся пронизана сознанием
и без него не существует. Но бытие - более
широкая система, и сознание выступает
как условие и средство для того, чтобы
человек мог вписаться в эту более широкую,
целостную системы бытия. Человек понимает
себя только испытав на других понятность
своих слов. Язык и сознание
едины. В этом единстве определяющей
стороной является сознание,
мышление: будучи отражением действительности,
оно “лепит” формы и диктует
законы своего языкового бытия. Через
сознание и практику структура
языка, в конечном счете, выражает,
хотя и в модифицированном виде,
структуру бытия. Но единство - это
не тождество. Обе стороны этого единства
отличаются друг от друга: сознание
отражает действительность, а язык обозначает
ее и выражает в мысли.
Речь - это не мышление, иначе величайшие
болтуны должны были бы быть
величайшими мыслителями.
Язык
и сознание образуют противоречивое
единство. Язык влияет на сознание:
его исторически сложившиеся нормы, специфичные
у каждого народа, в одном и том
же объекте оттеняют различные
признаки. Однако зависимость мышления
от языка не является абсолютной. Мышление
детерминируется главным образом
своими связями с действительностью,
язык же может лишь частично
модифицировать форму и стиль мышления.
Познавательная деятельность невозможна
без языка, в формах которого выражаются
и закрепляются результаты познания.