Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:22, контрольная работа
Философия изучает наиболее общие законы природы. Категории фило¬софии по Платону: мудрость и разумность.
Мудрость—не мёртвое знание, а действие, основанное на знании и ве¬дущее к благу. Платон разграничил мудрость и разумность.
Введение.
I. Философия как особая форма общественного сознания.
II. Мифология и религия—важнейшие предпосылки к возникновению философского сознания.
III. Предмет философии и его изменения.
IV. Современные функции философии в обществе.
V. Философия и мировоззрение.
VI. О соотношении материального и идеального в философии как ос¬новной вопрос философии.
Диалектика проявляется не только с помощью законов, но и с помощью категорий (самостоятельно).
Качественные особенности предметов не лежат на поверхности, они раскрываются в свойствах. Свойство—способ проявления качества предмета по отношению к другим предметам, с которыми он взаимодействует, т. е. свойство—форма проявления качества, но свойство характеризует не всю вещь, а лишь отдельные стороны, кроме того, бывают существенные и несущественные свойства, от которых изменяется сущность предмета. Существенными считаются такие свойства, от потери или приобретения которых предмет имеет своё качество. Вещи различаются не только в качественном, но и в количественном отношении.
Количество—такая определённость предмета, которая характеризует его величину, числовой состав, темпы движения и т. п. Количество и качество существуют объективно и неотделимо друг от друга и от предметов тоже, а диалектическая их взаимосвязь показала новую категорию—меру.
Мера—качественное количество, органическое единство качества и количества какого-либо предмета. Сущность закона состоит в том, что в начале незначительные количественные изменения, постепенно накапливаясь на определённом этапе, нарушают меру предмета, т. е. процесса, что приводит к изменениям качества; изменение качества предмета вызывает изменение количества и т. д. Закон имеет всеобщий характер. Мировоззренческое значение—1) Он объясняет усложнение качественного многообразия в процессе развития, 2) указывает на источник диалектической связи количества и качества, 3) отмечает единство прерывности и непрерывности развития, движения, 4) отвечает на вопрос, как происходит развитие, как изучить объект с разных сторон, учесть диалектику.
Закон называется так, всецело включая в себя теоретические противоречия, которые борются. Сначала противоречивые стороны существуют вместе, а затем борются. Борьба одного начала с другим—источник следующего этапа развития.
Происхождение и сущность сознания.
Теологическая: сознание—божественная искра, которая внедряется в момент рождения. ”Это то, что мы не знаем и никогда не узнаем”. Философы предложили происхождение слова сознание, т. е. совместное знание. Люди привыкли информацию получать с помощью ощущений. Сознание—идеально, его нельзя воспринимать чувствительно. Существует два способа изучения сознания: 1) Опосредованно, т. е. через предметную деятельность и поведение человека. 2) Т. к. человек происходит из природы, то, изучая эту природу, можно узнать предпосылки возникновения сознания.
Сознание изучают все те науки, которые изучают природу. Естествознание—не столько наука о природе, сколько о человеке и его деятельности. Оно раскрывает всю историю возникновения сознания. Физиология головного мозга раскрывает механизмы, лежащие в основе мышления. Психология раскрывает сознание посредством поведения человека в окружающей среде. Кибернетика позволяет исследовать сознание через моделирование психических процессов. Логика исследует законы развития мышления. Философия:
История проблемы сознания. Религия ставит вопрос о сознании в виде представлений о душе. Душа—первая гипотеза о происхождении сознания, т. к. в религии ставится вопрос об отношениях души и тела. О Боге говорить без человека не имеет смысла. Философы античности сравнивали сознание с воском, на котором оставляла следы природная действительность. Ими идея понималась как важнейший вид объекта, который оставлял след на поле разума. Античные философы говорили о душе как об источнике движения вещей. Христианство свело сознание со своими переживаниями, с общением человека и Бога через молитвы. Душа была самостоятельной при исповеди, и совершался самоанализ души, т. е. это было знание о собственном состоянии духовного опыта ибо мысль о Боге придавала особую святость человеку, его ”я” которую ощущал верующий. Верующий знал, с кем имеет дело, и таким образом появлялось содержание сознания, т. е. оно становилось духовным переживанием, духовным явлением. Гегель—дух представлял объективно существующим и над индивидуальным. Дарвин объяснял сознание через эволюцию природы, т. е. происхождение человека из мира животных. Декарт: я мыслю=>существует Бог—гарант того, что человек мыслит. Кант: сознание человека связывал с его априорными знаниями (доопытными). Фрейд говорил о сознательном и подсознательном (бессознательном). Сознательное засоряет бессознательное—совокупность психических явлений, лежащих вне человеческого разума и не поддающихся контролю. Фрейд считал, что психика человека имеет три сферы: оно, я и сверхъя. Оно—слой бессознательных влечений и наслаждений. Я—сфера сознательного или посредник между сознательным и внешним миром. Сверхъя—внутренние установки совести, обусловленные моралью общества. Фрейд не учитывает общественную сторону в развитии сознания.
В основе сознания лежат два свойства мозга: отражение и память. Древнегреческий анатом Алкмеон впервые выдвинул идею о мозге как о главном органе психики. Идею рефлекса развили в учении об условных и безусловных рефлексах (Декарт). Мозг способен получать, хранить и перерабатывать различную информацию и на её основе составлять план действий. Мозг—высокоорганизованная материя, способная к ощущению=>можно предположить, что вся материя и её низшие структуры обладают таким свойством, т. е. свойством отражения. Эта теория доказала, что отражение—всеобщее свойство материи. Различные виды материи обладают различными свойствами отражения, т. е. познание истории развития отражения—познание происхождения сознания. В природе и в обществе отражение идёт по восходящей линии. Раздражимость, чувствительность, ощущение и восприятие, представление, понятие, рассуждение и умозаключение. Кроме того, есть узловые ступени развития отражения:
ЦНС функционирует в виде рефлексов, т. е. идея безусловного и условного рефлексов—ступень в развитии механизма памяти, т. е. рефлекс, позволяет организму ориентироваться в повторяющейся обстановке. На основе этого возникла возможность опережающего отражения. Возникновение условных рефлексов привело к психической форме отражения. Особенности:
Мозг после рождения и до двух лет увеличивается в шесть раз (2900-650 грамм). Затем сильно развивается память. Мозг превратился в сложный биологический орган или компьютер. Американский учёный Тригер доказал, что глаз тоже участвует в переработке информации.
Энгельс—труд и членораздельная речь способствовали возникновению сознания. Социальное надстраивалось над биологическим. Всемирная история—порождение человека человеческим трудом. Первобытный человек не отличался сознательным мышлением (инстинктивный—по деятельности человек, а по психике животное). Труд—условие возникновения сознания. Труд и орудийная деятельность порождала в человеке целепорождающее начало. Труд порождал потребность общения,—первобытное стада превратилось в первобытнообщинное общество, т. е. общество—обобществившееся в труде человечество. Появился социальный механизм, который надстраивался над биологическим механизмом. Отражение связывало людей, затем появилось отношение, ум, начало, управление и память, которая развивалась в виде механизма традиций, моральные нормы поведения, письменность и т. д.
Философские школы, которые отрицают познаваемость мира, относятся к агностицизму:
Ошибки агностицизма:
Вывод:
Здесь работают эти категории: субъектно-объектные отношения.
..............
В материализме берётся за основу действий человек, который связан с объектом, а потом происходит осмысление предметной деятельности человека. Во взаимной связи человека и природы берёт чисто отражательную сторону. Материализм берёт за критерий истины практику и исследует её, а в идеализме это начало не исследуется. Т. е. познание—созерцательное отражение. У Фейербаха—человек как бы эхо природы. У материалистов человек—действующее существо=>субъектом познания является действующий человек и всё человечество. Объектом познания является та часть природы, на которую направлена человеческая деятельность. Объект познания может выступать как результат человеческого труда, это не весь мир Вселенной, а только малая его часть, но сфера деятельности человека расширяется, т. е. расширяется объект познания.
В проблеме однозначного толкования не было. В истории философии отмечаются такие учения как:
Диалектика чувственного познания формулируется немецкими философами (Кантом, Гегелем), а завершается в марксизме. Чувственное познание—процесс образования психологических образов с помощью чувств:
Выделяют пять органов чувств, которые отражают не все сигналы окружающей среды, а лишь только те, которые необходимы человеку.
Рациональное познание—психологические образы, создаваемые с помощью абстрагирования, обобщения и идеализации в виде понятий, суждений и умозаключений. Здесь появляется способность мысли отвлекаться и сосредотачиваться на главном. Характерные особенности:
Информация о работе Философия как особая форма общественного сознания