Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка
Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.
Важное место в духовной жизни Московской Руси заняла полемика иосифлян и нестяжателей. Прежде всего идейная борьба их духовных лидеров — Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, охватившая такие глубокие нравственно-политические, богословские и философские проблемы, как социальное служение и призвание церкви, пути духовно-нравственного преображения личности, отношение к еретикам, проблема царской власти и ее божественной природы.
Одно из центральных мест в русской мысли XV—XVI вв. заняла проблема государства, власти и права. Взгляд на Московское православное царство — Святую Русь — как преемницу Византии, призванную выполнить особую историческую миссию, нашел отражение в сформулированной старцем Филофеем историософской концепции «Москва — третий Рим». Проблемы власти и права были ведущими в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского, им посвящены сочинения Федора Карпова и Ивана Пересветова, отстаивавшего идеи укрепления самодержавного правления.
Проблемы человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного спасения были в центре внимания выдающегося византийского гуманиста-просветителя Максима Грека, философское творчество которого стало величайшим достижением русской средневековой философии.
Существенное влияние
на духовную жизнь русского общества
XV—XVI веков оказывали еретические
учения, связанные с европейским
реформационно-гуманистическим
Заключительный этап развития
русской средневековой
Значительную роль в распространении философских знаний играли крупнейшие центры образования и культуры — Киевско-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин.
Начало XVIII века стало завершающим
периодом в истории русской
При характеристике особенностей
развития философии в России необходимо
прежде всего учитывать условия
ее существования, которые по сравнению
с западноевропейскими были крайне
неблагоприятными. В то время, когда
в университетах Германии свои философские
системы свободно излагали И. Кант,
В. Шеллинг, Г. Гегель и другие мыслители,
в России преподавание философии
находилось под строжайшим государственным
контролем, не допускавшим никакого
философского свободомыслия по чисто
политическим мотивам. Отношение государственной
власти к философии наглядно выражено
в известном высказывании попечителя
учебных заведений князя
Вплоть до второй половины
XIX в. философская проблематика осваивалась
в России преимущественно в философско-
С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность. Поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизированием и не откликался бы на животрепещущие проблемы.
С другой стороны — эти
же условия привели к такому ненормальному
для самой философии состоянию,
когда при восприятии философских
учений политические установки приобретали
доминирующее значение и сами эти
учения оценивались прежде всего
с точки зрения их «прогрессивности»
или «реакционности», «полезности»
или «бесполезности» для
При характеристике особенностей
русской философии нужно
Существование на перекрестке различных культур во многом определило форму философствования и проблематику русской философии. Что касается формы философствования, то ее специфика удачно определена А.Ф. Лосевым, который показал, что русской философии в отличие от западноевропейской чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части она «представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего»2.
С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, сталатема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.
Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем.
Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно справославным миросозерцанием. Говоря об этом, В. В. Зеньковский отмечает, что «русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой1.
В настоящее время бесценный
духовный опыт, добытый русской философией,
выступает как необходимая
Билет 21.
Основные проблемы русской религиозно-
Русский философский Ренессанс,
или Возрождение русской
Будучи тесно связанной с основной линией развития национальной философии, русская религиозно-идеалистическая философия начала XX в. как бы следовала по пути славянофилов. Однако она отличалась от них положительной оценкой современных им исканий западной философской мысли. При всем значении для русского религиозно-философского Ренессанса и западных, и славянофильских идей его подлинными духовными отцами были Ф. М. Достоевский и В. С. Соловьев. Идея Соловьева о возможности достижения единства русского православия и западной религии и культуры оказала воздействие на философские построения Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова и др.
Центральным пунктом философского
творчества ряда оказавшихся в эмиграции
русских философов стало
Богатство содержания и форм русской философии обусловили ее непреходящее значение не только для России, но и для Запада. Западная философия ассимилировала многие идеи русских философов-идеалистов, точно так же, как это произошло с достижениями русской музыки, балета, живописи, литературы. В западной философии часто воспроизводились философские построения В. Розанова, Н. Бердяева, Л. Шестова и других мыслителей. Их труды, несмотря на присущие им особенности своего времени, представляют непреходящий познавательный интерес.
Василий Васильевич Розанов (1856—1919), был в высшей степени оригинальным философом, обладавшим большим литературным талантом. По мнению М. Горького, Розанов был гениальным человеком, замечательным мыслителем и превосходным писателем.
В. Розанов родился в 1856
г. в г. Ветлуге — уездном городке Костромской
губернии, в семье бедного учителя, и сам
в течение многих лет преподавал историю
и географию в провинциальных городах.
Но эта работа не слишком его привлекала.
Весь свой досуг Розанов отдавал работе
над большим философским сочинением «О
понимании». В 1886 г. работа была опубликована
и осталась бы совсем незамеченной, если
бы не обратила на себя внимание известного
философа и публициста Н. Н. Страхова, который
оценил талант Розанова и устроил его
в Петербурге. Начался период наибольшей
творческой активности и быстрого роста
популярности Розанова. Одно за другим
выходят его самые известные произведения,
принесшие ему громкую славу: «Около церковных
стен» (1906), «Люди лунного света (1911), «Опавшие
листья» (1913), знаменитое «Уединенное»
(1916), сравнимое с «Исповедью»
Ж.-Ж. Руссо по духовной обнаженности и
глубокой искренности. Последнее произведение
Розанова — «Апокалипсис нашего времени»,
в котором отразились его растерянность,
боль и неприятие революции, написано
перед самой смертью и издано посмертно.
Умер он в 1919 г. в Сергиеве-Посаде, где через
семьдесят лет ему был установлен памятник.
В своих основных произведениях Розанов предстает перед нами прежде всего как религиозный мыслитель. Он был глубоко верующим человеком. Бог для него безусловно существует. «В конце всех вещей — Бог. И в начале вещей — Бог. Он — все. Корень всего», — писал он в «Опавших листьях». Хотя он резко критиковал христианскую религию и церковь, его критика была формой богоискательства.
Критикуя христианство, Розанов указывал на преобладание в нем аскетических мотивов. Христианство иногда представляется ему столь же черным, как и цвет монашеской рясы, а сами христиане — сумеречными людьми, людьми «лунного света».
Однако в острых критических выступлениях Розанова на тему религии явно ощущалось, что любви здесь никак не меньше, чем отрицания. Так горячо спорят только о предмете очень близком. Критикуя религию, он тем не менее испытывал неодолимое тяготение к ней, не мыслил себя без бога и молитвы. «Без молитвы, — писал он, — совершенно нельзя жить. Без молитвы — безумие и ужас»1.
Он верил в Бога на уровне
интуиции, подсознания. Редко кто
находил такие слова для восхва
Иисус, действительно, прекраснее всего в мире... Когда он появился, то как Солнце затмил собою звезды. Звезды — это наука, искусство, семья.
Проблема сравнительной ценности науки и религии, разума и веры была для него решенной однозначно в пользу религии и веры.
Однако, как тонко заметил один из наиболее вдумчивых исследователей творчества Розанова, сложность его позиции связана с тем, что, мистически принимая Бога сердцем, он не мог столь же прочно принять его рассудком2.
Онтологические проблемы тесно связывались у Розанова с другой волновавшей его темой — темой человека, антропологической проблематикой. В понимании сущности человека он отстаивал представления о единстве божественного и природного начал духа и плоти человека.
Особенность его подхода к этой традиционной в философии теме состояла в том, что ярчайшим воплощением человеческой сущности он считал половую любовь — высший синтез души и тела. Философ утверждал простую в своей основе мысль: половая любовь всегда одухотворена, ибо она от Бога, а дух всегда связан с полом. Половая жизнь, убеждал Розанов, не есть нечто постыдное, запретное, а есть мистическая основа жизни человека, семьи, общества.
Глубокое проникновение в тайны пола является, по-видимому, самым ценным вкладом Розанова в историюфилософской мысли.
По той большой роли,
которую Розанов отводит
Постоянные размышления о вере, о человеческой любви естественно подводят Розанова к третьей его основной теме — теме Родины, России. Тема судеб России — одна из главных связующих нитей его творчества. Розанов — очень русский писатель, настолько русский, что зарубежная литература, политика для него почти не существуют. Но его позиция — не узкий национализм. Просто, по Розанову, истоки всякого гуманизма — в сердечной привязанности ко всему родному, к стране, к семье, где вырос. Отсюда реальный путь к единой семье «всечеловечества».
С большой любовью относясь к своему народу, В. В. Розанов в то же время резко выступал против темных саморазрушительных сил в русской натуре. Главными причинами этой тяжелой духовной болезни он считал «ложный пафос общественности» в сочетании с традиционной русской ленью, нежеланием делать регулярную работу, нигилизм.
Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии