Философия, ее предмет. Структура и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Работа содержит 1 файл

Философия. Билеты.docx

— 386.99 Кб (Скачать)

Нигилизм и революция  были для Розанова однопорядковыми явлениями. В революции он видел лишь разрушение национальной жизни, «конец России», поэтому он не принял ее. Не верил он и в плодотворность социализма.

Но, что бы ни творилось  в России, он неизменно любил ее страстной, преданной любовью, он верил  в ее будущее.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948) был самой яркой личностью в русской философии XX в.

Для Запада, где он прожил значительную часть своей жизни, он стал главным выразителем духа русского религиозного Ренессанса. Вместе с тем позднее творчество Бердяева выходит уже за пределы Ренессанса и представляет собой самостоятельную  ценность.

Родился он в 1874 г. в Киевской губернии. Не пожелав продолжить традиционную для его семьи военную карьеру, он поступил в Киевский университет. Но закончить его не удалось, так  как вскоре он был сослан в Вологду  за участие в деятельности социалистического  кружка. Это, однако, не помешало ему  стать одним из самых высокообразованных людей своего времени.

Бердяев обладал исключительным даром синтеза различных философских  идей. Его творчество — результат  самых разнообразных влияний: Достоевского, Вл. Соловьева, Канта, Шопенгауэра, Маркса, средневековых мистиков. Постоянное внимание к чужим идеям сочеталось с таким даром синтеза, что в его творчестве чужие идеи, будучи переварены в собственном котле, принимали особый «бердяевский» оттенок.

Духовная биография Бердяева началась с его раннего увлечения  марксизмом. Но это увлечение было недолгим. Под влиянием углубленного чтения Достоевского и Соловьева  он проходит типичную для многих философов  Ренессанса эволюцию от марксизма к  идеализму и далее — к православию.

После возвращения из ссылки он принимает активное участие в  проходивших в Петербурге религиозно-философских  собраниях и скоро выдвигается  в первые ряды деятелей Ренессанса. Наиболее полно свою религиозно-философскую  позицию он изложил в одной  из лучших своих книг — «Смысл творчества» (1916).

Его философия является подлинным  гимном человеку, ярким выражением абсолютного поклонения ему. По мнению философа, человек является абсолютным центром не только данной замкнутой планетной системы, но и центром всего бытия. Идее личности, считает он, должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании.

По Бердяеву, человек в его творческой деятельности как бы дополняет божественную жизнь. Личность не только сопоставима с Богом, но имеет еще и безусловный приоритет перед обществом. Она представляет собой большую ценность, чем общество, нация, государство.

Рассматривая человеческую личность в качестве высшей ценности, Бердяев по праву считал свою философию антропоцентристской, илиперсоналистской. Не без основания его также относят к числу ведущих представителей одного из основных направлений в современной западной философии — экзистенциализма, или философии человеческого существования.

В своей этической теории и концепции личности Бердяев  подходит к построению и своей историософии, т. е. к своему пониманию исторического процесса и характера социальной жизни.

Исторический процесс  для него — сфера иррационального, непостижимого, зачатого в недрах первичного хаоса, изначального небытия. Его восприятие истории проникнуто настроениями трагичности, неразрешимости противоречий, предчувствия близости неизбежного конца, возвращения  истории к первоначальному хаосу.

Во всей всемирной истории  наиболее позитивно философ оценивает период Средневековья. Поистине великим достижением этого периода является то, что иррационалистическая природа человека была уравновешена дисциплиной рыцарей и монастырей. Благодаря средневековой религии человек вырвался из природного хаоса.

Но, начиная с эпохи  Возрождения, он также стал отрешаться и от Бога, началось отпадение человека от религии и от подлинного гуманизма.

Анализ предшествующих этапов исторического развития помогает понять характер современной эпохи, ее противоречии. Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой  антирелигиозна и античеловечна.

Выход из глубокого кризиса, в котором оказалась Россия и  вся современная цивилизация, виделся  мыслителю в возврате на новом, высшем уровне к «вечной правде христианства».

Билет 22. Позитивизм и основные этапы его  развития. Проблема соотношения философии  и науки.

Позитивизм в общем  смысле ≈ философское течение, основанное на принципе, что все подлинное, положительное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных дисциплин и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. С точки зрения позитивизма, умозрительная философия занимается бесплодными спекуляциями, химерами, не имеет практического выхода, следовательно, бесполезна. В первоначальном истолковании основателя позитивизма О. Конта позитивизм означал требование к философии отказаться от поисков первопричин, каких-либо субстанциальных начал и вообще сверхчувственных сущностей.

На формирование позитивизма  оказало влияние ускоренное развитие науки, а также утилитаристская  установка опытных наук, связанная  с развитием промышленной революции. Позитивизм явился формой самосознания науки, освободившейся от давления старых религиозных и философских концепций. Определенную роль в формировании позитивизма сыграло расl 333c25gd 7;ространение идей прогресса, прежде всего прогресса науки и его влияния на развитие общества. Позитивизм опирался на многие идеи философии Просвещения, хотя с другой стороны, явился реакцией на просветительскую идеологию. В истории позитивизма выделяют три основных этапа:

╚Первый позитивизм╩ ≈ 20-е гг. XIX в. √ начало XX в. Этот этап представлен основателем позитивизма Огюстом Контом и его непосредственными учениками и последователями: Э. Литтрс во Франции, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером в Англии, Е. B. Де Роберти, Г. Н. Вырубовым и В. В. Лесевичем в России.

О. Конт провозгласl 333c25gd 0;л решительный разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название философии. Она сводится, т. о., к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку позитивизм не имеет дела с философскими проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки философии, к которым относятся, по мнению Конта, претензии на расl 333c25gd 2;рытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает на вопрос ╚почему╩, а не на вопрос ╚как╩. Последовательное развитие этого тезиса ведет к точке зрения феноменализма. Однако наряду с субъективно-идеалистической тенденцией, контовский позитивизм сохраняет некоторые элементы естественно-научного материализма, идущего от традиций французского Просвещения XVIII в. Следуя за Просветителями, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию, утверждает, что любая научная истина относительна, неполна.

Позитивистский подход предполагает в сфере науки отказ от метафизических насl 333c25gd 3;оений. Отрицая прежнюю метафизическую философию, он не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для осознания действительности отдельных частных наук недостаточно. Существует объективная необходимость разработки общенаучных методов познания, а также расl 333c25gd 2;рытия связи между отдельным науками, создания системы научного знания. Решение этих задач является прерогативой ╚новой философии╩. Т. о., позитивизм претендует на роль философии науки.

Спенсер, используя в своих  обобщениях новые открытия естествознания второй половины XIX в., исследуя проблемы класl 333c25gd 9;ификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки. Позитивизм оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук, в т. ч. социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др. Философия, по мнению Спенсера, в отличие от науки, которая представляет собой лишь отчасти объединенное знание, есть вполне объединенное знание, высший теоретический синтез. Наиболее общие истины, составляющие область обшей философии, должны быть сформулированы в терминах вещества, движения, силы и т. д.

╚Второй позитивизм╩ (эмпириокритицизм, махизм) ≈ 70-е гг. XIX √ начало XX вв. Представителями его были в основном ученые-естествоиспытатели ≈ Э. Мах, Р. Авенариус. Эмпириокритицизм сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засl 333c25gd 0;льем метафизических подходов, на изъятие таких понятий, как субстанция, причинность, материальное, идеальное и т. д. Отличие от предшествующей стадии состоит в том, что основную задачу философии видели в создании теории научного знания. Если ╚первый позитивизм╩ предлагал просто отбросить всякую метафизику с пути научного познания и заменить её совокупностью наиболее важных достижений конкретных, позитивных наук, то ╚второй позитивизм╩ попытался радикально и навсегда избавить науку от опасl 333c25gd 5;ости любых ╚метафизических болезней╩. Для этого необходимо было обнаружить источники метафизических заблуждений, найти ╚гносеологические корни метафизики╩, а затем очистить научное знание от всего, что этими источниками питается. В качестве критической программы они предлагали продемонстрировать наличие в философских и научных построениях, не основанных на опыте (априорных) утверждений, а также ╚скачков мысли╩, разрывов в расl 333c25gd 9;уждениях, которые недопустимы для подлинной позитивной науки.

В конце XIX в. позитивизм переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания, коренной ломкой понятий в физике на рубеже XIX и XX вв. Этому способствовало интенсивное развитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых ╚предельных╩ философских вопросов, знания, которых избегал позитивизм. Все это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный позитивизм вступает в новый второй этап своей эволюции ≈ неопозитивизм. Неопозитивизм (логический позитивизм, логический эмпиризм) оформляется в 20-е гг. XX в. под влиянием работ Б. Расl 333c25gd 9;ела, Л. Витгенштейна, а затем существует в виде трех философских школ: Венского кружка, Берлинского общества эмпирической философии и Львовско-Варшавской школы.

Бертран Расl 333c25gd 9;ел сводил философию к логическому анализу. Математика ≈ ветвь логики. Все математические расl 333c25gd 9;уждения совершаются в силу одних лишь правил логики ≈ так же, как шахматные партии происходят на основании правил игры. В 1931 г. Гёдель доказал теорему, что в каждой, достаточно богатой средствами выражения формализованной системе имеются содержательные истинные утверждения, которые не могут быть доказаны средствами этой системы. Полная формализация арифметики, например, неосуществима.

В фундаментальной работе ╚Prinsipia Matematica╩ Расl 333c25gd 9;ел попытался разработать такую логику, а следовательно, и такой язык, которые бы полностью исключили возможность парадоксов. Эта логика должна стать логической структурой языка науки, т. е. языка, на котором можно было бы выразить всё, что может быть вообще сказано о мире. Это возможно, если структура мира и логическая структура языка будут соответствовать друг другу.

К общим чертам позитивизма  можно отнести следующие:

1.   Познание должно быть освобождено от всякой мировоззренческой и ценностной интерпретации.

2.   Прежняя традиционная философия как метафизическая должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками, либо обобщенным обзором системы знаний, либо учением о соотношении между науками, об их языке и т. д.

3.   Основная позиция позитивизма ≈ феноменализм, т. е. установка, согласl 333c25gd 5;о которой познание имеет дело с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, чувственных данных и т. д.). Считая, что все содержание познания может быть редуцировано к чувственным восприятиям, феноменализм признает их единственной реальностью, доступной человеку.

 

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ.


Натурфилософия — исторически первая, занимавшая до сер. XIX в. монопольное положение в культуре концепция, утверждавшая приоритет философии по отношению к частным наукам. Сущность этой концепции выражена в виде формул: «Философия — наука «наук» или «Философия — царица наук». На практике это приводило к навязыванию умозрительных философских схем бытия и познания частным наукам и стало существенным фактором, тормозящим развитие науки уже к середине XIX в. (Аристотель,Аквинский, Спиноза, Гегель, Шеллинг).

Позитивизм — концепция, возникшая в 30-х гг. XIX в. Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество и человека философия должна использовать для познания этих предметов научный метод, то есть наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов Согласно классическому позитивизму (О. Конт), наблюдение – универсальный метод познания (+ эксперимент), теория подчинена опыту. Эмпириокритицизм 70-е гг.(Э. Мах, Р. Авенариус) – связь опыта и теории, в основе знаний лежат ощущения, понятие науки д. б. ощутимо, проблема краткости мышления. Неопозитивизм 20-е гг. 20в. (Шлик, Карнап) – задача философии – анализ языка науки, принцип верификации – выявление научных и ненаучных знаний. К. Поппер - чистого опыта в науке не существует, проблема демаркации. Постпозитивизм – 2 пол. 20 в. (И. Лакатос) – в любой теории есть жесткое ядро и периферия. Т. Кун – понятие парадигмы, научная революция. П. Фейерабенд – против абсолютизации науки.

Антиинтеракционизм —философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи

Диалектическая  концепция соотношения философии  и науки —философия и наука, представляют собой качественно различные виды знания, однако внутренне взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них.

Остановимся на основных тезисах, раскрывающих суть соотношения философии  и науки:

- Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом. Справедливо определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах".

- Свои выводы наука  формулирует в теориях, законах  и формулах, вынося за скобки  личностное, эмоциональное отношение  ученого к изучаемым явлениям. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении человека к миру.

- Ни один из узких  специалистов в процессе непосредственной  научной деятельности не задается  вопросом, как возникла его дисциплина  и как она возможна. Философия  же в первую очередь стремится  выяснить исходные предпосылки  всякого знания.

- Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык.

- Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного. Она создает свой собственный язык - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости.- В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская, немецкая, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики

Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии