Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка
Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.
Особенность исторического материализма состоит в том, что общественное развитие он рассматривает как естественно-исторический процесс, т. е. такой же закономерный и объективный, как и природные явления, не только не зависящий от людей, но формирующий их волю и сознание [5. Т. 13. С. 6 — 7].
Далее рассмотрим основополагающие
идеи исторического материализма. При
изучении человеческого общества основоположники
марксизма исходят из того, что
фундаментальной основой
Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, материальное производство есть не что иное, как воздействие людей на природу с целью получения необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья, одежды и т. д. Самое главное в этом процессе — трудовая деятельность людей.
Важную роль в материальном
производстве основоположники марксистской
философии отводят
Главная роль в материальном производстве, по мнению Маркса и Энгельса, принадлежит общественным производительным силам, под которыми подразумеваются созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ.
Важное значение в материальном производстве имеют производственные отношения. В силу того, что производство всегда было и есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены вступать друг с другом в определенные отношения — экономические, политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе материального производства товары обмениваются, распределяются между людьми. Вот эти отношения и другие отношения, которые при этом возникают, марксизм называет производственными отношениями.
Фундаментальную роль в производственных отношениях играет собственность на основные средства производства, но важно, является ли она общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная собственность служит интересам всех, частная собственность используется для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей.
Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать лучшие условия для развития производительных сил, марксизм считает необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства, превращая ее в общественную.
Согласно представлениям
основоположников марксистской философии,
взаимодействие производительных сил
и производственных отношений осуществляется
в соответствии с законом соответствия
производственных отношений характеру
и уровню развития производительных
сил. Это означает зависимость производственных
отношений от производительных сил.
Радикальные изменения в
Одним из существенных компонентов
исторического материализма является
учение об общественно-экономической
формации. Анализируя историю существования
человеческого рода от глубокой древности
до XIX в., основоположники марксизма
выделили ряд периодов, имеющих много
общего и одновременно отличающихся
друг от друга. Исторический материализм
выделяет пять основных общественно-экономических
формаций, различающихся друг от друга
формами собственности и
При анализе общественно-
Надстройка представляет
собой совокупность общественных идей,
учреждений и отношений, возникающих
на основе существующего экономического
базиса. По мере исторического развития
общества активность надстройки увеличивается,
и она может оказывать
Поступательное развитие
человеческой цивилизации, согласно марксизму,
осуществляется благодаря смене
общественно-экономических
Значительное место в социальной философии марксизма отводится изучению социальной структуры общества, происхождению классов, классовой борьбе и социальной революции.
Кроме рассмотренных проблем, исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса уделяет внимание вопросам значения науки в истории человечества, роли народных масс и личности в истории общества, а также проблемам этики и эстетики.
Билет 19. Иррационалистическая философия конца XIX века (Шопенгауэр, Ницше) **
Европейская философско-эстетическая
мысль второй половины XIX века подвергла
решительному пересмотру классические
формы философствования, нравственно-гуманистические
принципы, на которых стояла философия
Нового времени. Неклассическая эстетика
начинается с кризиса классического рационализма.
Своеобразие неклассических эстетических
теорий состояло в том, что они уже не стремились
к воплощению эстетического знания в рамках
универсальных систем. Для неклассической эстетики характерна максимальная свобода
от традиций, устойчивости стилей и жанров
в искусстве, доминирования категорий
прекрасного, красоты, гармонии; происходит
постепенное нарастание черт пессимизма.
Традиционные доктрины эстетики и искусства
были подорваны эстетикой А. Шопенгауэра, С.
Кьеркегора, Ф. Ницше.
Философия и эстетика Артура Шопенгауера (1788-1860) явилась поворотным этапом
от классической немецкой философии и
эстетики к современной.
Намечается поворот к иррационализму,
интуитивизму, а в целом – к явному или завуалированному
примирению с буржуазной действительностью
и ее оправданием.
После революционных событий 1848 г. Шопенгауэр
становится «властителем дум» западноевропейцев.
В своем основополагающем труде - «Мир как воля и представление» философ создает основные элементы
элитарной концепции культуры, в которой
в социологическом плане разделяет человечество
на две части: «людей гения» (то есть способных
к эстетическому созерцанию и художественно-творческой
деятельности) и «людей пользы» (то есть
ориентированных только на чисто практическую,
утилитарную деятельность).
Реальный мир, по Шопенгауэру, является
двойственным: с одной стороны, в своей
сущности он есть воля (сама по себе бессознательна
и представляет собой лишь слепой, неудержимый
порыв), а с другой сто оны – представление
(возможность незаинтересованного созерцания
объектов и объективности).
Эстетическая доктрина А. Шопенгауэра
основана на концепции эстетического
созерцания. Понятие воли у него соседствует
с понятием красоты, однако сам мир заключает
в себе не красоту, а зло. Заменив разум
созерцанием, философ саму идею созерцания
переносит из области философии в сферу
искусства, заменяя тем самым понятие
духовной жизни концепцией утонченного
эстетического наслаждения. Человек стремится
освободиться от воли, от служения ей.
Искусство выполняет
двойную функцию:
1) делает доступным познание идеи. Художественное
произведение устраняет из сознания все
побочные, случайные факты, ставит человека
лицом к лицу с идеей;
2) делает возможным избавление от страданий.
Искусство несет в себе вечное, скрывает
истину жизни, сущностные характеристики
мира. Художник заставляет смотреть нас
на мир его глазами.
Идея искусства как высшей формы познания,
осуществляемого художником-гением, лежит
в центре эстетической доктрины Шопенгауэра.
Анализируя искусство, Шопенгауэр отмечает,
что искусство – это плод гения, чья сущность
состоит в незаинтересованном созерцании. Гениальность – это способность пребывать
в чистом созерцании. Вся сила гения направляется
на созерцание идей. Художник постигнув
идею, доносит ее смысл до других людей,
не одаренных талантом. Шопенгауэр видел
существенную разницу между обычным человеком
и художником: первому всегда присущи
желания, второй в жизни спокойный наблюдатель,
пребывающий в спокойствии, освобожденный
от индивидуальности и боли.
Шопенгауэр конструирует свою систему
видов искусства и анализирует эстетику
архитектуры, живописи, поэзии. Особую
роль немецкий философ отводит музыке,
усматривая в ней способность выражать
сущность мира и являться наиболее точным
языком чувства и страсти. Музыка – это
особый вид искусства, она является олицетворением
мировой воли и способом бессознательного
философствования.
Эстетика А. Шопенгауэра близка традициям
восточных философских систем, особенно
буддизма. И поскольку бытие есть страдание,
то человек, наслаждаясь созерцанием прекрасного,
избавляется от боли, страданий и ужаса.
Интуитивно Шопенгауэр отразил на строения
и взгляды, которые предопределили так
называемый «эстетизм» искусства конца
XIX — начала XX века.
Ницше
Философию Ницше также называют волюнтаризмом. Ницше вслед за Шопенгауэром признает существование мировой воли. Но он понимает ее как волю к власти.Чем сильнее воля к власти,тем ярче и полноценнее наша жизнь.
Порок-это всё то, что происходит от слабости.
Идеал Ницше это сверхчеловек. Свехчеловек – это тот, который может осуществить
свою волю к власти, который сам устанавливает
себе дорогу и сам по ней идет.
Сверхчеловек отличается от простых людей
прежде всего несокрушимой волей.
Подлинный сверхчеловек — это разрушитель
старых ценностей и творец новых.
Ницше различает мораль сильных
(господ) и мораль слабаков (рабов).
Ницше считает, что на протяжении всей
человеческой истории волю к власти, проявляющуюся
открыто у некоторых людей — вождей, аристократов,
господ «по природе», серая людская масса
пытается смирить, заставить служить собственным
низменным интересам.
Упадок культуры жизни и силы начался
в Греции с Сократа, а христианство продолжило
его.
Христианство, по Ницше, - религия рабов,
которая навязывает любовь к слабым и
убогим, отвращение к сильным и здоровым.
Христиане не потому превозносят такие
качества, как слабость, скромность и кротость,
что они их любят, а из-за скрытого недовольства
и ненависти против силы, зависти к чувству
гордости за жизнь и самоуважению, присущим
господам.
Расчищая дорогу Сверхчеловеку и новым
ценностям, Ницше провозглашает смерть
Бога: «Бог умер»
Билет 20. Основные черты и этапы развития русской философской мысли.
Русская философская мысль
— органическая часть мировой
философии и культуры. Русская
философия обращается к тем же
проблемам, что и западноевропейская,
хотя подход к ним, способы их осмысления
носили глубоко национальный характер.
Известный историк русской
Несмотря на то, что русская
философская мысль представлена
самыми различными направлениями, ориентациями
и школами, в ней при решении
философских проблем
Становление философской
мысли в Древней Руси относится
к X—XII векам — времени глубоких
социально-политических и культурных
изменений в жизни восточных
славян, обусловленных образованием
древнерусского государства — Киевской
Руси, влиянием византийской и болгарской
культур, возникновением славянской письменности
и принятием Русью
Начальный этап в развитии
русской философской мысли
Следующий этап в развитии
древнерусской философии
Новый этап развития русской философии охватывает период с конца XIV по XVI век, характеризующийся подъемом национального самосознания, образованием русского централизованного государства, укреплением связей со славянским югом и центрами византийской культуры.
Значительное воздействие на русскую философскую мысль этого периода оказал исихазм — мистическое направление в православном богословии, возникшее на Афоне в XIII—XIV вв., уходящее корнями в нравственно-аскетическое учение христианских подвижников IV — VII вв. Исихастская традиция в русской мысли представлена учением и деятельностью Нила Сорского, Максима Грека и их последователей.
Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии