Философия, ее предмет. Структура и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Работа содержит 1 файл

Философия. Билеты.docx

— 386.99 Кб (Скачать)

Фома немало сделал для  обоснования божественного происхождения  власти монарха и необходимости  подчинения простых людей господам. В то же время он доказывал, что  светской власти подчиняются только тела людей, а не их души. Души должны, по его мнению, направлять к Богу церковь.

Западная христианская философия  развивалась в полемике между  сторонниками разных точек зрения на соотношения общего и единичного. Схоласты предложили несколько решений  этого вопроса. Основных решений  данного вопроса было два. Первое, отстаивавшееся Иоганом Скотом (Эриугеной) (810 — 877), Ансельмом Кентерберийским (1033 — 1109), Альбертом Великим и Фомой Аквинским, состояло в утверждении, что общее или “универсалии существуют реально, независимо от человеческой мысли речи”, подобно платоновским идеям. Взгляд этот получил название “реализма”.

Так, Фома Аквинский доказывал, что универсалии существуют до вещей  как реальные прообразы индивидуальных предметов в Божественном разуме, где они возникают как понятия  путем абстрагирования от отдельных  вещей. Первичными и общими, следовательно, являются Божественные универсалии, а  вторичными — материальные вещи.

Другое решение проблемы соотношения общего и единичного было предложено оппонентами реализма, получившими прозвание номиналистов.

Номиналисты (от латин. nomina — имена) доказывали, что реально существуют конкретные вещи, предметы, явления с их качествами и свойствами, а общее, понятия связаны лишь с человеческим сознанием. Это имена, которые человек дает вещам, группам и классам вещей. Одни номиналисты, например, Росцелин (ок. 1050 — 1110), Пьер Абеляр (1079 — 1142), Уильям Оккам (ок. 1300 — 1350) считали, что общее суть лишь дуновение звука, существует только в уме человека. В самих вещах нет ни ничего общего, ни частного. Другие, как, например, Дунс Скот (ок. 1265 — 1308) полагали, что общее не есть только продукт ума, оно имеет основание и в самих вещах, как их сущность, и после них, как понятия, которые наш ум отвлекает от этих сущностей.

Номинализм представлял  собой умонастроение, содержащее зародыш  материалистического понимания  мира вещей. Не случайно поэтому в 1092 г. в Суассоне было осуждено церковным собором учение Росцелина, а в 1121 г. — учение Абеляра. Не следует забывать, что средневековый номинализм содержал лишь зародыши материализма, но не отрицал Бога и его могущества.

Уильям Оккам приобрел особую известность среди представителей номинализма в европейской средневековой  схоластике. Ему принадлежит идея, согласно которой “сущности не следует  умножать без необходимости”. Эту  идею он выразил на самом деле иначе, а именно: “Бессмысленно делать из большего то, что может быть сделано  из меньшего”. Данная идея получила в  философии статус принципа, названного “бритвой Оккама”. Согласно этому  принципу, имея дело с предметами, важно  установить, какие сущности явно присутствуют и далее необходимо формулировать  высказывания в терминах этих сущностей.

Билет 9. Философия эпохи  Возрождения. Общая характеристика

 
Сами деятели Ренессанса противопоставляли  новую эпоху Средневековью как  периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени  скорее составляет не движение цивилизации  против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. 
Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. 
Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. 
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи — некоронованный правитель Флоренции — говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле. 
Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время, но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. 
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). 
Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. 
Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV—XVI вв. становится общеевропейским явлением. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид  приобретает гораздо большую  самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта  становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения  склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом  самого себя. В результате человек  уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни  и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как  результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает  своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный  для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда  раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху  ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается  к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое  отношение к природе как несамостоятельной  сфере.

В понимании природы, так же как  и в трактовке человека, философия  Возрождения имеет свою специфику  — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик  и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением  управлять природой с помощью  тайных, оккультных сил, характерное  именно для XV-XVI веков. Натурфилософы  стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как  имманентная самой природе жизненная  сила, благодаря которой природа  обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем  начале.

Билет 11. Рационалистическая философия Нового времени. Декарт. Спиноза. Лейбниц.

Рационалистическая тенденция  в западноевропейской философии  получает особенное развитие в эпоху  нового времени. Разумеется, есть все  основания говорить о рационалистической тенденции в античной философии  и даже в философии средневековья. Но именно новоевропейский рационализм  наиболее полно воплотил в себе культурно-исторические особенности своей эпохи. В известном  смысле он явился теоретико-методологическим обоснованием революционных преобразований в науке, выразившихся в создании классической научной парадигмы, образца  подлинной научности. Математизация  естествознания и применение экспериментальных  процедур (включая и метод мысленного эксперимента) потребовали четкого  прояснения основных эпистемологических понятий, создания концепций, обосновывающих их применение. Философы стремились объяснить  всеобщий и необходимый характер истин точного естествознания. Эти  задачи решались одновременно с построением  универсальных метафизических систем, в которых устанавливалась тесная связь между эпистемологическими  и онтологическими принципами. 

 

Признание разума в качестве источника истинного знания еще  не может служить бесспорным критерием  принадлежности философа к рационалистической школе как таковой. Многое зависит  от трактовки самого разума и его  взаимоотношения с чувственностью. В этом плане построения представителей классического эмпиризма XVII - XVIII вв., рассматривавших разум как высшую способность комбинирования и обобщения  элементов чувственного опыта, также  можно характеризовать как рационалистические в самом широком смысле слова. Собственно рационалисты рассматривали  разум как самостоятельный и  наиболее достоверный источник знания, отмечая при этом, что и интуиция носит разумный (интеллектуальный) характер. Их эпистемологические идеи предполагали определенную онтологическую основу, а некоторые рационалисты даже говорили о совпадении закономерностей  действительности и логических законов  правильного мышления, обосновывая  это метафизическим принципом тождества  мышления и бытия. Этим намечался  определенный разлад с чувственностью, преодолеть который предстояло в  конце XVIII в. кантовской критической  философии. Особенность метода Канта  по сравнению с подходом его предшественников заключалась не столько в априористской трактовке познания, сколько в самой установке на критику разума в широком смысле слова, т.е. на определение пределов и сферы действия главных познавательных способностей человека. После Канта большинство западноевропейских философов явно или неявно придерживались такой установки. Критика и рефлексия по поводу познавательных процессов и средств, с помощью которых они осуществляются, составляют то идейное наследство, которое философская классика передает философии XX в.

Наукоцентрична. Проблема метода познания – центральная проблема.

Одним из наиболее влиятельных  течений в философии XVII — начала XVHI в. был рационализм, представители  которого рассматривали разум как  решающую инстанцию в процессе познания. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Н. Мальбранш) стремились исходить из самоочевидных и ясных начал  и при помощи дедукции выводили из них все остальное.

 

ФИЛОСОФИЮ Рене Декарта (1596- 1650) можно считать образцовой системой рационализма. Своей главной задачей Декарт считал построение системы наук при помощи рационального метода, исходя из подлинно достоверных начал(найти единственный правильный путь познания). С этой целью он подверг все знания, которыми может обладать человек, радикальному сомнению: все, в чем возникает хотя бы малейшее сомнение, должно быть отброшено. Для этого Декарт ввел гипотезу злого демона, очень могущественного существа, которое стремится нас обмануть и окружает иллюзиями. Согласно Декарту, сомнению подлежит вся информация, получаемая человеком от других людей и от собственных органов чувств (поскольку и другие люди, и чувства могут обманываться). Можно сомневаться и в существовании как внешнего мира, так и собственного тела (на что указывает феномен фантомных болей, когда человеку кажется, что у него болит ампутированная конечность) .

Единственная истина, в  которой невозможно усомниться: «cogito ergo sum» — «мыслю, следовательно, существую».

Человек наблюдая себя осознаёт, что он несовершенен, а елси он это понимает, то в его разуме есть идея совершенного существа,т.е Бога. Сам Бог вложил в наш разум идею существования внешнего мира, как предмет внешнего познания.

Декарт дуалист, он говорит  о 2 независимых субстанциях : протяженной  и мыслящей, объединяет эти две  субстанции Бог.

Из существования Бога Декарт выводит существование внешнего мира: то, что я мыслю ясно и  отчетливо, на самом деле существует, поскольку в ином случае Бог, сотворивший  людей ясно воспринимающими окружающий мир, был бы обманщиком, что противоречит Его совершенству. Согласно Декарту, в материи не может быть никаких  внутренних сил; материальный мир получает движение от «первого толчка», данного  Богом, передающегося затем при  непосредственном контакте частиц материи.

МАТЕРИЮ ДЕКАРТ отождествлял с пространством, отвергая существование  пустоты; движение он рассматривал как  вихреобразное замещение друг другом частиц пространства, а не перемещение  в пустоте. Он отвергал и существование  атомов (неделимые части), полагая, что  делимость — одно из основных свойств  материи.

Рациональное решение  вопроса о морали связано с  учением о страстях (переживаниях) души. Согласно Декарту, та часть мира, на которую распространяется человеческое познание, меньше, нежели та, где действует  воля. Правильное мышление Декарт считал необходимым для того, чтобы разум  мог управлять волей.

4 правила:

  • Принимай за истины только то, что воспринимаешь ясно и отчётливо
  • Надо всякую сложную вещь делить на простые составляющие, и дойти до того, чтобы мыслить ясно
  • В познании нужно идти от вещей простейших к более сложным
  • Правило энумерации – при анализе нельзя пропускать ничего

 

Бенедикт Спиноза в трактате «Этика» создал философскую систему, построенную геометрическим способом (ordine geometrico): она начинается с определений и аксиом, на их основании доказываются теоремы, из которых выводятся следствия (королларии). 
Исходная точка этой системы — бесконечная субстанция, являющаяся причиной самой себя (causa sui). Все остальные вещи представляют собой единичные проявления этой субстанции. 
Протяжение и мышление Спиноза считал не субстанциями, а атрибутами (неотъемлемые свойства): субстанция обладает бесконечным числом атрибутов, из которых человек в состоянии познавать только два. 
Спиноза развивал учение о детерминизме (изначальное предопределение) и ограничивал свободу воли «свободной необходимостью» (libera necessitas), познанием необходимости и ее разумным принятием. Свобода достигается прежде всего благодаря избавлению от страстей, однако Спиноза считал, что сам по себе разум не в состоянии подавить негативные эмоции.

Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии