Философия Древнего Китая и Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:19, реферат

Описание работы

Китай- страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 129.06 Кб (Скачать)

     2. Деизм (не путать с дуализмом  Декарта — взаимосвязанностью  и равноправием материализма  и идеализма) — направление  в философии, сторонники которого:  

     • отвергали идею личного Бога;  

     • не соглашались с отождествлением  Бога и Природы (пантеизмом);  

     • видели в Боге первоначало, причину  всего сущего (но не более);  

     • отвергали возможность вмешательства  Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после  его сотворения.  

     К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.  

     3. Другим возможным направлением  философии французского Просвещения  было атеистическо-материалистическое.  

     Атеисты отвергали саму идею существования  Бога в любых формах, объясняли  происхождение мира и человека с  материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.  

     Представителями атеистическо-материалистической философии  были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.  

     4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского  Просвещения начало формироваться  еще в середине XVIII в., но особое  распространение получило во  время Великой французской революции  1789 — 1794 гг. и после ее завершения.  

     К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.  

     Основной  интерес социалисты-утописты сосредоточили  на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

     Вопрос 32. Деистическое направление философии  французского Просвещения XVIII в.  

     1. Деизм - направление в философии,  сторонники которого допускали  существование Бога только как  первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо  последующее влияние на окружающий  мир, человека, ход истории, выступали  как  

     94  

     против  персонификации Бога (наделения Его  личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов  принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.  

     2. Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:  

     • страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии  ему принадлежит известное высказывание: "Раздавите гадину!");  

     • считал Бога основателем окружающего  мира, связующим началом всего  сущего, однако был убежден, что никакая  теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;  

     • видел необходимость в признании  существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;  

     • в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;  

     • выступал за гуманное отношение к  простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного  абсолютизма"), а также вел переписку  с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица  России Екатерина II ) и давал практические рекомендации по обустройству государства. 3. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:  

     • выступал с позиций деизма — видел  в Боге создателя, но отвергал Его  возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы;  

     • видел в Боге средство для поддержания  порядка и воспитания нравственности;  

     • отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь  за претензии на власть и влияние  в обществе, введение в заблуждение  верующих (во многих вопросах) и подавление человеческой инициативы;  

     • считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;  

     • видел влияние климата и географии  на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к дес-  

     95  

     потизму, северные с холодным климатом —  к демократии, среднеевропейские  с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);  

     • считал, что до появления государства  существовало "естественное состояние", где люди беспрепятственно проявляли Свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе "общественного договора", который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;  

     • выдвинул идею "разделения властей" — то есть разделение государственной  власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;  

     • выступал за верховенство закона.  

     Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство  современных демократических государств:  

     • идея приоритета закона;  

     • идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.  

     4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное  внимание уделял социально-политической  философии, выступал с позиций  революционной демократии.  

     В целом можно выделить следующие  основные положения философии Руссо. Он:  

     • видел в Боге мировую волю и  мировой разум;  

     • считал, что материя несотворима  и объективно существует всегда;  

     • считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной  

     души;  

     • был убежден, что человек не в  силах до конца познать мир  

     (в  частности, сущностей вещей и  явлений);  

     • выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии  упадут нравы и исчезнут моральные  ограничения, предлагал создать  заменитель религии — "гражданскую  религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;  

     • был сторонником эмпирического (опытного) познания;  

     • считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;  

     • обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности  большинство имеет право свергнуть  

     96  

     паразитирующее  меньшинство и властителя и создать  общество по собственному усмотрению);  

     • в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми  гражданами в размерах, необходимых  для жизни (но не для обогащения);  

     • власть должна осуществляться не через  парламент, а гражданами — непосредственно  через собрания, сходы,  

     • в будущем государстве должна быть применена принципиально новая  система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего  мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать  людей нового общества — на идеях  личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих  профессией И понимающих ведущие науки.  

     5. Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) меньше  уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследованию проблем познания (гносеологии). Можно выделить следующие основополагающие идеи его философии:  

     • мир познаваем;  

     • человек может познать внешний  мир настолько, насколько это  позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);  

     • окружающий мир является источником всех знаний;  

     • в основе познания лежит чувственное  восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);  

     • самостоятельного познания разумом  без участия чувственного восприятия не существует.

     Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление  философии французского Просвещения XVIII в.  

     1. Атеизм — направление в философии,  сторонники которого полностью  отрицают существование Бога  в каких-либо его проявлениях,  а также религию.  

     Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и  бытии окружающего мира и объясняющее  окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.  

     Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой  французской революции.  

     97  

     Ее  видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.  

     2. Жан Мелье (1664 — 1729) — священник  по профессии, в процессе жизни  пришедший к полному отрицанию  Бога и религии (атеизму), философ-материалист:  

     • не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);  

     • не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;  

     • считал, что весь окружающий мир  состоит из особой субстанции —  материи;  

     • материя является первопричиной  всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря  заложенному в ней самой свойству - движению;  

     • материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых  образуются вещи;  

     • познание — отражение материи  самой материей;  

     • источником большинства знаний являются чувства;  

     • причиной социальных антагонизмов видел  частную собственность, которая  возникла "по злой воле" некоторых  лиц, желающих избавиться от физического  труда;  

     • выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства  и частной собственности;  

Информация о работе Философия Древнего Китая и Древней Индии