Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:19, реферат
Китай- страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.
2.
Деизм (не путать с дуализмом
Декарта — взаимосвязанностью
и равноправием материализма
и идеализма) — направление
в философии, сторонники
•
отвергали идею личного Бога;
•
не соглашались с отождествлением
Бога и Природы (пантеизмом);
•
видели в Боге первоначало, причину
всего сущего (но не более);
•
отвергали возможность
К
деистическому направлению
3.
Другим возможным направлением
философии французского
Атеисты
отвергали саму идею существования
Бога в любых формах, объясняли
происхождение мира и человека с
материалистических и естественно-научных
позиций, в вопросах познания отдавали
предпочтение эмпиризму.
Представителями
атеистическо-
4.
Утопическо-социалистическое (коммунистическое)
направление в философии
К
числу французских социалистов-
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Вопрос
32. Деистическое направление философии
французского Просвещения XVIII в.
1.
Деизм - направление в философии,
сторонники которого допускали
существование Бога только как
первопричины, Творца всего сущего,
однако отвергали Его какое-
94
против
персонификации Бога (наделения Его
личностными чертами), так и против
отождествления Бога с природой (пантеизма).
К числу видных французских философов-деистов
принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо,
Кондильяк.
2.
Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа
(1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист,
один из основоположников французского
Просвещения, который:
•
страстно выступал против религии, особенно
католицизма (в отношении религии
ему принадлежит известное
•
считал Бога основателем окружающего
мира, связующим началом всего
сущего, однако был убежден, что никакая
теория и практика не сможет достоверно
доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
•
видел необходимость в
•
в отношении познания выступал за
совмещение эмпиризма и рационализма,
отдавая предпочтение первому;
•
выступал за гуманное отношение к
простому народу и уважение его прав,
однако идеалом государства считал
абсолютную монархию во главе с просвещенным
властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного
абсолютизма"), а также вел переписку
с рядом "просвещенных" монархов
(в числе которых была императрица
России Екатерина II ) и давал практические
рекомендации по обустройству государства.
3. Современником и во многом единомышленником
Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 -
1755) - французский философ, писатель, юрист,
ученый (во многих сферах знаний), который:
•
выступал с позиций деизма — видел
в Боге создателя, но отвергал Его
возможность вмешиваться в дела
людей и процессы природы;
•
видел в Боге средство для поддержания
порядка и воспитания нравственности;
•
отвергал идею бессмертия души, критиковал
христианство и католическую Церковь
за претензии на власть и влияние
в обществе, введение в заблуждение
верующих (во многих вопросах) и подавление
человеческой инициативы;
•
считал, что история делается людьми,
а не в силу Божественного предопределения;
•
видел влияние климата и
95
потизму,
северные с холодным климатом —
к демократии, среднеевропейские
с умеренным климатом периодически
переходят от деспотизма к демократии
и наоборот);
•
считал, что до появления государства
существовало "естественное состояние",
где люди беспрепятственно проявляли
Свои инстинкты и удовлетворяли потребности,
не считаясь друг с другом, но когда подобное
существование стало невозможным, люди
создали государство на основе "общественного
договора", который предусматривал
взаимное признание прав и обязанностей
друг друга и возникновение публичной
власти;
•
выдвинул идею "разделения властей"
— то есть разделение государственной
власти в целях ее более эффективного
функционирования и предотвращения
деспотизма на три ветви — законодательную,
исполнительную и судебную;
•
выступал за верховенство закона.
Философия
Монтескье имела большое
•
идея приоритета закона;
•
идея разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную.
4.
Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное
внимание уделял социально-
В
целом можно выделить следующие
основные положения философии Руссо.
Он:
•
видел в Боге мировую волю и
мировой разум;
•
считал, что материя несотворима
и объективно существует всегда;
•
считал, что человек состоит из
смертного тела и бессмертной
души;
•
был убежден, что человек не в
силах до конца познать мир
(в
частности, сущностей вещей и
явлений);
•
выступал против религии как таковой,
против христианства, однако из-за боязни
того, что в случае ликвидации религии
упадут нравы и исчезнут моральные
ограничения, предлагал создать
заменитель религии — "гражданскую
религию", "культ великого существа
(Бога)", "культ мировой воли"
и т. д.;
•
был сторонником эмпирического (опытного)
познания;
•
считал главной причиной противоречий
в обществе частную собственность;
•
обосновал право народа на восстание
(угнетенное, лишенное прав и собственности
большинство имеет право
96
паразитирующее
меньшинство и властителя и создать
общество по собственному усмотрению);
•
в справедливом, идеальном обществе
все должны обладать равными правами,
а частная собственность
•
власть должна осуществляться не через
парламент, а гражданами — непосредственно
через собрания, сходы,
•
в будущем государстве должна
быть применена принципиально новая
система воспитания детей: дети должны
быть изолированы от окружающего
мира в специальных учебных
5.
Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) меньше
уделял внимания проблемам
•
мир познаваем;
•
человек может познать внешний
мир настолько, насколько это
позволят сделать его человеческие
возможности (ума, органов чувств);
•
окружающий мир является источником
всех знаний;
•
в основе познания лежит чувственное
восприятие (отражение органами чувств
окружающей действительности в разуме
человека);
• самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.
Вопрос
33. Атеистическо-
1.
Атеизм — направление в
Материализм
— направление в философии, не
признающее самостоятельного идеального
(духовного) начала в сотворении и
бытии окружающего мира и объясняющее
окружающий мир, его явления, человека
с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-
97
Ее
видными представителями
2.
Жан Мелье (1664 — 1729) — священник
по профессии, в процессе
•
не допускал существования ничего сверхъестественного
(в том числе и Бога);
•
не верил в наличие идей, обособленных
от материи, бессмертие души;
•
считал, что весь окружающий мир
состоит из особой субстанции —
материи;
•
материя является первопричиной
всех вещей, всего сущего, она вечна,
несотворима, реально существует, изменяется
и постоянно развивается
•
материя состоит из мельчайших частиц,
в результате комбинации которых
образуются вещи;
•
познание — отражение материи
самой материей;
•
источником большинства знаний являются
чувства;
•
причиной социальных антагонизмов видел
частную собственность, которая
возникла "по злой воле" некоторых
лиц, желающих избавиться от физического
труда;
•
выступал за свержение абсолютизма,
ликвидацию существующего государства
и частной собственности;
Информация о работе Философия Древнего Китая и Древней Индии