Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:19, реферат
Китай- страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.
Также
Сен-Симон считал, что:
•
пролетариат и буржуазия
•
оптимистически смотрел в будущее
— человечество обречено (в силу
неуклонного прогресса
•
считал, что новое общество возникнет
не революционным, а эволюционным путем
— неуклонно развивающаяся
•
выдвинул идею о замене существующей
религии "новой религией", смыслом
которой будет лозунг: "Человек
человеку - брат". 5. Франсуа Фурье
(1772 - 1837) также принадлежал к числу
видных социалистов-утопистов. Можно
выделить следующие основные положения
его философии:
•
буржуазная мораль лжива;
•
атеизм опасен, так как лишает человека
надежды на будущее;
•
человек, история, общество развиваются
по законам природы;
•
буржуазное общество имеет три основных
вида противоречий — между личными
интересами (магнатов, буржуа) и общественными
(остальным народом), социально-экономические
(несбалансированное, дающее то избытки,
то кризис производства), моральные (буржуазный
брак и т. д.);
• идеальное общество — "общество гармонии", которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.
В
первые десятилетия XIX в. в России существовал
столь же интенсивный интерес
к европейской философии. В центре
внимания находились учения прежде всего
крупнейших представителей немецкой классической
философии Канта, Гегеля и Шеллинга. В
1823 г. в Москве возник философский кружок
"Общество любомудров". Для любомудров
были характерны эстетическое восприятие
и переживание философских идей, что в
значительной мере определило своеобразие
русского романтизма. "Философия есть
истинная поэзия, а истинные поэты были
всегда глубокими мыслителями, были философами",
- провозглашал Д.В. Веневитинов (1805 - 1827),
выражая символ веры не только участников
"Общества любомудров". Другой романтик
- В.Ф. Одоевский вспоминал в "Русских
ночах": "Моя юность протекала в ту
эпоху, когда метафизика была такой же
общей атмосферой, как ныне политические
науки".
Если
же говорить о философских истоках
российского романтизма более определенно,
то в первую очередь следует назвать
имя Шеллинга. "Не Канту, не Фихте,
а именно Шеллингу суждено было стать
властителем русских душ
1
ГулыгаА.В. Шеллинг. М., 1984. С. 289.
2
Натуральная история //Атеней. 1830.
№ 4; Философия трансцендентальная
и натуральная // Там же.
Владимир
Федорович Одоевский (1803 - 1869) - замечательный
писатель, крупнейший представитель
русского романтизма - принадлежал
к роду Рюриковичей. Он был человеком
исключительно широких
"Русские
ночи" (1844), главная книга Одоевского,
содержит исключительно
В
этой работе обнаруживается влияние
идей Шеллинга. Так, критика западной
цивилизации, содержащаяся в "Русских
ночах", в определенной мере восходит
именно к тезису Шеллинга о кризисе
западной рационалистической традиции
[1]. То, что прежде всего не принимал русский
романтик в современной ему европейской
жизни, можно выразить одним постоянно
используемым им понятием - "односторонность".
"Односторонность есть яд нынешних
обществ и причина всех жалоб, смут и недоумений",
- утверждал Одоевский в "Русских ночах"
[2]. Эта универсальная односторонность,
считал мыслитель, есть следствие рационалистического
схематизма, неспособного предложить
сколько-нибудь полное и целостное понимание
природы, истории и человека. По Одоевскому,
только символическое познание может
приблизить познающего к постижению "таинственных
стихий, образующих и связующих жизнь
духовную и жизнь вещественную". Для
этого, писал он, "естествоиспытатель
воспринимает произведения вещественного
мира, эти символы вещественной жизни,
историк - живые символы, внесенные в летописи
народов, поэт - живые символы души своей"
[3].
1
Эта мысль прозвучала в курсе лекций "Философия
мифологии", который Одоевский слушал
в 1842 г., находясь в Берлине. Тогда же состоялось
и его личное знакомство с Шеллингом.
2
Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л.,
1975. С. 35.
3
Там же. С. 7.
Мысли
Одоевского о символическом характере
познания близки общей традиции европейского
романтизма, в частности теории символа
Шеллинга (в его философии искусства)
и учению Ф. Шлегеля и Ф. Шлейермахера
об особой роли в познании герменевтики
как искусства понимания и
интерпретации. Человек, по Одоевскому,
в буквальном смысле живет в мире
символов, причем это относится не
только к культурно-исторической жизни,
но и к природной: "В природе
все есть метафора одно другого".
Сущностно символичен и сам человек.
В человеке, утверждал мыслитель-романтик,
"слиты три стихии - верующая, познающая
и эстетическая". Эти начала могут
и должны образовывать гармоническое
единство не только в человеческой
душе, но и в общественной жизни.
Именно подобной цельности Одоевский
не обнаруживал в современной
ему цивилизации. Он видел торжество
"односторонности", причем в наиболее
худшем варианте - односторонности
материальной. Несмотря на постоянный
рост цивилизационных благ и мощь
технического прогресса, западная цивилизация,
по убеждению Одоевского, из-за "одностороннего
погружения в материальную природу"
может предоставить человеку лишь иллюзию
полноты жизни. Но за бегство от бытия
в "мир грез" современной цивилизации
человеку рано или поздно приходится
расплачиваться. Неизбежно наступает
пробуждение, которое приносит с
собой "невыносимую тоску", "тоску
и раздражительность" [1].
1
Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л.,1975.
С. 36.
Отстаивая свои общественные и философские взгляды, Одоевский нередко вступал в полемику как с российскими западниками, так и со славянофилами. В письме (1845) лидеру славянофилов А. Хомякову он так характеризовал собственную позицию: "Странная моя судьба, для вас я западный прогрессист, для Петербурга - отъявленный старовер-мистик; это меня радует, ибо служит признаком, что я именно на том узком пути, который один ведет к истине" [2]. Действительно, В.Ф. Одоевский, замечательный писатель-романтик и своеобразный мыслитель, не может быть безоговорочно отнесен ни к одному из двух важнейших направлений русской мысли первой половины XIX в. - славянофильству или западничеству. В то же время он никогда не стоял в стороне от этого русского спора и, следуя своим самостоятельным ("узким") путем, был также его непосредственным участником. Полемика славянофилов и западников прошлого века - это не только идейное противоборство. Этот спор-диалог многое определил в характере русской мысли и национальной культурной традиции.
В
1818 году Шопенгауэр написал книгу
«Мир как воля и представление»,
особенно популярной она стала на
рубеже XIX - XX столетий. Отталкиваясь от
кантовской идеи о примате практического
разума, важнейшим компонентом которого
была свободная, «автономная» воля, Шопенгауэр
затем стал отстаивать примат воли
по отношению к разуму, то есть начал
двигаться скорее в антикантовском,
антиклассическом направлении. На этом
пути он развил немало интересных и
здравых идей относительно специфики
волютивных (связанных с волей) и
эмотивных (связанных с эмоциями)
сторон человеческого духа, их роли
в жизни людей. Например, он критиковал
классический рационализм за противоречащее
реальной жизни превращение воли
в простой придаток разума. На деле
же, рассуждал Шопенгауэр, воля, то есть
мотивы, желания человека, побуждения
к действию и сами процессы совершения
его специфичны, относительно самостоятельны
и в значительной степени определяют направленность
, результаты разумного познания. «Разум»»,
как его понимала классическая философия,
Шопенгауэр объявлял фикцией и резко критиковал
традиционный рационализм. На место разума
и должна быть, по Шопенгауэру, поставлена
воля. Но чтобы воля могла «померяться
силами»с «всемогущим» разумом, каким
его сделали философы-классики, Шопенгауэр,
во-первых, в своем толковании представлял
волю независимой от контроля со стороны
разума, превратил ее в «абсолютно свободное
хотение», которое якобы не имеет ни причин
ни оснований. Во-вторых, воля была им как
бы опрокинута на мир, вселенную: Шопенгауэр
объявил, что человеческая воля родственна
«неисповедимым силам» вселенной, неким
ее «волевым порывам». Итак, воля была
превращена в первоначало и абсолют - мир
в изображении Шопенгауэра стал «волей
и представлением». Идеализм рационализма,
«мифология разума» классической философии
уступили место идеалистической «мифологии
воли». Односторонностям рационализма
были противопоставлены крайности волюнтаризма.
Шопенгауэр известен
Сущность взгляда Шопенгауэра
на историю, в том виде, в
каком она изложена в его
«Мире как воля и
В связи со взглядами Шопенгауэра
на историю, на ее роль и значение, находятся
и взгляды его на современные ему политические
и социальные порядки. Из изучения истории
он пришел к тому убеждению, что в очень
редких случаях торжество остается на
стороне правого дела, что правое дело
чаще всего само себя компрометирует и
гибнет в следствии избытка принципиальности.
По мнению Шопенгауэра, правовое государство
есть не что иное, как фикция: политика,
чем яснее она сознает свою задачу, тем
скорее становится наукой, имеющей в виду
прежде всего ближайшие потребности. Он,
с одной стороны, отрицает за каким либо
смертным право властвовать над народом
против воли последнего, но, с другой стороны,
называет этот самый народ «вечно несовершеннолетним
державцем», который постоянно должен
находится под опекой.
Информация о работе Философия Древнего Китая и Древней Индии