Философия Древнего Китая и Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:19, реферат

Описание работы

Китай- страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 129.06 Кб (Скачать)

     Джайнизм  уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три  драгоценности (триратна). В ней говорится  о правильном понимании, обусловленном  правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и , наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются, прежде всего, веры и знания джайнистского учения. Правильная жизнь по сути большая или меньшая степень аскезы. Путь освобождения души от самсары – сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам, и никто ему не может помочь. Этим объясняется эгоцентрический характер джайнистской этики.

     Космос, согласно джайнистам, вечен, он не был  никогда создан и не может быть уничтожен. Представления об упорядочении мира исходят из науки о душе, которая постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в  большей степени обременены, помещаются наиболее низко и по мере того как они избавляются от кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут наивысшей границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных сущностях (джива-аджива), об отдельных компонентах, из которых состоит космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и времени.

     С течением времени в джайнизме  сформировалось два направления, которые  отличались пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом, то есть отвергающие  одежду), более умеренный подход провозглашали шветамбары (буквально: одетые в белое). Влияние джайнизма  постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.  

     Буддизм. 

     В 6 веке до н.э. в Северной Индии возникает  буддизм-учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (585-483 до н. э.). В 29 лет он покидает семью и уходит в «бездомность». После многих лет  бесполезной аскезы он достигает  пробуждения, то есть постигает правильный жизненный путь , который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (буквально: Пробужденный). В течение жизни у него было много последователей. Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его учение приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.

     Центром учения являются четыре благородные истины, которые Будда провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, сметь, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого – это все ведет к страданию.

     Причиной  страдания является жажда, ведущая  через радости и страсти к  перерождению, рождению вновь. Устранение причин страдания заключается в  устранении этой жажды. Путь, ведущий  к устранению страданий, - благой восьмеричный путь – заключается в следующем: правильное суждение, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная как чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания.

     Всего выделяются пять групп этих факторов. Кроме физических тел существуют психические, такие, как чувства, сознание и т.д. Рассматриваются и влияния, действующие на эти факторы в  течение жизни индивида. Особое внимание уделяется дальнейшему уточнению  понятия «жажда».

     На  этой основе разрабатывается содержание отдельных разделов восьмеричного  пути. Правильное суждение отождествляется  с правильным пониманием жизни как  юдоли скорби и страданий, правильное решение понимается как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь заключается в предписании нравственности – знаменитых буддийских пяти заповедей, которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками. Подвергаются анализу и остальные ступени восьмеричного пути, в частности последняя ступень – вершина этого пути, к которой ведут все остальные ступени, рассматриваемые лишь как подготовка к ней. Правильное сосредоточение, характеризуемое четырьмя степенями погружения, относится к медитации и медитационной практике. В текстах ей уделяется весьма много места, рассматриваются отдельные аспекты всех психических состояний, которые сопровождают медитацию и медитационную практику.

     Монах, пошедший все стадии восьмеричного  пути и с помощью медитаций пришедший к освобожденному сознанию, становится архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели – нирваны (буквально: угасание). Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны.

     Наиболее  последовательно исходного учения Будды придерживалось направление  хинаяна («малая повозка»), в котором путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. Другие школы буддизма указывают на это направление лишь как на индивидуальную доктрину, не подходящую для распространения учения Будды. В учении махаяны («большая повозка») важную роль играет культ бодхисатв – индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении другим. Бодхисатва добровольно принимает страдания и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от страдания все. Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее абсолютное существо. Сущность Будды выступает в трех телах, из них только одно проявление Будды – в образе человека – наполняет все живое. Особое значение приобретают в махаяне обряды и ритуальные действия. Будда и бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого учения (например, некоторые ступени восьмеричного пути) наполняется новым содержанием.

     Кроме хинаяны и махаяны – этих главных  направлений – существовал и  целый ряд других школ. Буддизм  вскоре после возникновения распространился  на Цейлоне, позже через Китай  проник на Дальний Восток.

         Греческая философия  в  VII - VI веках до н.э.  и явилась по сути 

     своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира. 

          В развитии философии  древней   Греции  выделяют  четыре  основных 

     этапа: 

          I   VII-V века до н.э. - досократовская  философия 

          II  V-IV века до н.э. - классический  этап 

          Выдающиеся философы    классического   этапа:   Сократ,   Платон, 

          Аристотель.  В общественной жизни  этот этап  характеризуется   как 

          высший подъем 

     афинской  демократии 

          III IV-II века до н.э.- эллинистический  этап. 

          ( Упадок Греческих городов и  установление господства Македонии ) 

          IV  I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия. 

          ---------------------------------------------------------------- 

          Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в 

     котором ведущая роль  принадлежит рабскому  труду,  хотя в отдельных 

     отраслях, требовавших высокой   квалификации   производителей,   как, 

     например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд. 

          МИРОВОЗЗРЕНИЕ 

          Мировоззрение широких масс греческого  общества  рассматриваемого 

     периода в основном сохранило те представления, которые имели место еще 

     во  втором тысячелетии до н.э. Природа  по-прежнему представлялась  греку 

     населенной  и управляемой различными существами,  о которых народная 

     фантазия  слагала красочные поэтические  мифы. Эти  существа  в  основном 

     можно объединить в три цикла:  верховные  олимпийские боги-небожители с 

     Зевсом  во главе,  многочисленные второстепенные божества  гор,  лесов, 

     ручьев  и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины. 

          Согласно эллинским представлениям,  власть олимпийских богов была 

     ни  изначальной, ни беспредельной. Предшественникам олимпийцев считались 

     старшие поколения богов,  свергнутые их  потомками. Греки  думали,  что 

     первоначально существовали Хаос и Земля (Гея),  подземный мир Тартар и 

     Эрос- жизненное начало, любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран, 

     который   стал  первоначальным  властителем  мира  и  супругом  богини 

     Земли Геи. Уран и Гея родили второе поколение  богов- Титанов. 

          Захватившие власть над миром  олимпийские боги разделили вселенную 

     между собой следующим образом.  Верховным  богом стал Зевс-  властитель 

     неба,   небесных  явлений  и  особенно  грома  и  молнии. Посейдон  был 

     властителем  влаги,  орошающей  землю,  властителем  моря,  ветров   и 

     землетрясений. Аид,  или  Плутон,  был владыкой преисподней- подземного 

     мира, где влачили жалкое существование  тени умерших. 

          Супруга Зевса-  Гера  считалась покровительницей  брака.  Гестия 

     являлась  богиней домашнего очага,  наименование которого она и  носила 

     (Гестия  по-гречески- очаг ). 

          С возникновением  нового  классового  общества  и   установлением 

     полисов   ряд   богов,   особенно  Аполлон,  становятся  покровителями 

     государств..  Значение Аполлона еще более выросло в связи с основанием 

     большого  числа  новых  городов.  В  результате  культ  Аполлона  стал 

     оттеснять на второй план культ Зевса;  особенно  он  был  популярен  в 

     среде греческих аристократов. 

          Помимо главных  богов,   олицетворявших   наиболее   значительные 

     явления природы,  а также жизни человека и его общественных отношений, 

     весь  окружающий  грека  мир  представлялся  ему  обильно   заселенным 

     многочисленными божественными существами. 

          О происхождении  людей   у  эллинов  существовал   миф,   согласно 

     которому  один из титанов- Прометей слепил из глины первого человека, а 

     Афина наделила его жизнью.  Прометей был  покровителем  и  наставником 

     человеческого    рода    в    первые    времена   его   существования. 

     Благодетельствуя  людям,  Прометей похитил с неба и принес им огонь. За 

     это он был жестоко наказан Зевсом,  приказавшим пригвоздить Прометея к 

     скале,  где орел каждый день терзал его  печень,  пока его не освободил 

     Геракл  ( сын Зевса и земной женщины ). 

          Местом почитания эллинских богов  были  храмы,  алтари,  священные 

     рощи,   ручьи,   реки.  Культовые  обряды  у  греков  были  связаны  с 

     общественной   и   частной   жизнью. Почитание   богов   сопровождалось 

     принесением  в жертву животных на алтарях перед  храмами и молитвенными 

     обращениями  к  богам. Особенными  обрядами   сопровождались   рождение 

     ребенка, свадьба и похороны. 

          НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ 

          Религиозно- мифологическое объяснение  происхождения и развития 

Информация о работе Философия Древнего Китая и Древней Индии