Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:19, реферат
Китай- страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.
Джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и , наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются, прежде всего, веры и знания джайнистского учения. Правильная жизнь по сути большая или меньшая степень аскезы. Путь освобождения души от самсары – сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам, и никто ему не может помочь. Этим объясняется эгоцентрический характер джайнистской этики.
Космос,
согласно джайнистам, вечен, он не был
никогда создан и не может быть
уничтожен. Представления об упорядочении
мира исходят из науки о душе,
которая постоянно
С
течением времени в джайнизме
сформировалось два направления, которые
отличались пониманием аскезы. Ортодоксальные
взгляды отстаивали дигамбары (буквально:
одетые воздухом, то есть отвергающие
одежду), более умеренный подход
провозглашали шветамбары (буквально:
одетые в белое). Влияние джайнизма
постепенно падало, хотя он сохранился
в Индии и поныне.
Буддизм.
В 6 веке до н.э. в Северной Индии возникает буддизм-учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (585-483 до н. э.). В 29 лет он покидает семью и уходит в «бездомность». После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения, то есть постигает правильный жизненный путь , который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (буквально: Пробужденный). В течение жизни у него было много последователей. Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его учение приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.
Центром учения являются четыре благородные истины, которые Будда провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, сметь, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого – это все ведет к страданию.
Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды. Путь, ведущий к устранению страданий, - благой восьмеричный путь – заключается в следующем: правильное суждение, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная как чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания.
Всего
выделяются пять групп этих факторов.
Кроме физических тел существуют
психические, такие, как чувства, сознание
и т.д. Рассматриваются и влияния,
действующие на эти факторы в
течение жизни индивида. Особое внимание
уделяется дальнейшему
На этой основе разрабатывается содержание отдельных разделов восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с правильным пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное решение понимается как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь заключается в предписании нравственности – знаменитых буддийских пяти заповедей, которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками. Подвергаются анализу и остальные ступени восьмеричного пути, в частности последняя ступень – вершина этого пути, к которой ведут все остальные ступени, рассматриваемые лишь как подготовка к ней. Правильное сосредоточение, характеризуемое четырьмя степенями погружения, относится к медитации и медитационной практике. В текстах ей уделяется весьма много места, рассматриваются отдельные аспекты всех психических состояний, которые сопровождают медитацию и медитационную практику.
Монах, пошедший все стадии восьмеричного пути и с помощью медитаций пришедший к освобожденному сознанию, становится архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели – нирваны (буквально: угасание). Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны.
Наиболее
последовательно исходного
Кроме
хинаяны и махаяны – этих главных
направлений – существовал и
целый ряд других школ. Буддизм
вскоре после возникновения
Греческая философия в VII -
VI веках до н.э. и явилась по
сути
своей
первой попыткой рационального постижения
окружающего мира.
В развитии философии древней
этапа:
I VII-V века до н.э. - досократовская
философия
II V-IV века до н.э. - классический
этап
Выдающиеся философы классического
этапа: Сократ, Платон,
Аристотель. В общественной жизни
этот этап характеризуется
как
высший подъем
афинской
демократии
III IV-II века до н.э.- эллинистический
этап.
( Упадок Греческих городов и
установление господства
IV I век до н.э. - V, VI века н.э.
- Римская философия.
------------------------------
Греческая культура VII - V вв. до н.э.
- это культура общества, в
котором
ведущая роль принадлежит рабскому
труду, хотя в отдельных
отраслях,
требовавших высокой квалификации
производителей, как,
например,
художественное ремесло, широко применялся
свободный труд.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Мировоззрение широких масс
периода
в основном сохранило те представления,
которые имели место еще
во
втором тысячелетии до н.э. Природа
по-прежнему представлялась греку
населенной
и управляемой различными существами,
о которых народная
фантазия
слагала красочные поэтические
мифы. Эти существа в основном
можно
объединить в три цикла: верховные
олимпийские боги-небожители с
Зевсом
во главе, многочисленные второстепенные
божества гор, лесов,
ручьев
и т.п. и, наконец, герои-родоначальники,
покровители общины.
Согласно эллинским
ни
изначальной, ни беспредельной. Предшественникам
олимпийцев считались
старшие
поколения богов, свергнутые их
потомками. Греки думали, что
первоначально
существовали Хаос и Земля (Гея),
подземный мир Тартар и
Эрос-
жизненное начало, любовь. Гея- Земля породила
звездное небо Уран,
который
стал первоначальным властителем
мира и супругом богини
Земли
Геи. Уран и Гея родили второе поколение
богов- Титанов.
Захватившие власть над миром
олимпийские боги разделили
между
собой следующим образом. Верховным
богом стал Зевс- властитель
неба,
небесных явлений и особенно
грома и молнии. Посейдон был
властителем
влаги, орошающей землю, властителем
моря, ветров и
землетрясений.
Аид, или Плутон, был владыкой
преисподней- подземного
мира,
где влачили жалкое существование
тени умерших.
Супруга Зевса- Гера считалась
покровительницей брака. Гестия
являлась
богиней домашнего очага, наименование
которого она и носила
(Гестия
по-гречески- очаг ).
С возникновением нового классового
общества и установлением
полисов
ряд богов, особенно Аполлон,
становятся покровителями
государств..
Значение Аполлона еще более выросло в
связи с основанием
большого
числа новых городов. В результате
культ Аполлона стал
оттеснять
на второй план культ Зевса; особенно
он был популярен в
среде
греческих аристократов.
Помимо главных богов,
олицетворявших наиболее
значительные
явления
природы, а также жизни человека
и его общественных отношений,
весь
окружающий грека мир представлялся
ему обильно заселенным
многочисленными
божественными существами.
О происхождении людей
у эллинов существовал
миф, согласно
которому
один из титанов- Прометей слепил из глины
первого человека, а
Афина
наделила его жизнью. Прометей был
покровителем и наставником
человеческого
рода в первые
времена его существования.
Благодетельствуя
людям, Прометей похитил с неба
и принес им огонь. За
это
он был жестоко наказан Зевсом,
приказавшим пригвоздить
скале,
где орел каждый день терзал его
печень, пока его не освободил
Геракл
( сын Зевса и земной женщины ).
Местом почитания эллинских
рощи,
ручьи, реки. Культовые обряды
у греков были связаны с
общественной
и частной жизнью. Почитание
богов сопровождалось
принесением
в жертву животных на алтарях перед
храмами и молитвенными
обращениями
к богам. Особенными обрядами
сопровождались рождение
ребенка,
свадьба и похороны.
НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ
Религиозно- мифологическое объяснение
происхождения и развития
Информация о работе Философия Древнего Китая и Древней Индии