Философия Древнего Китая и Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:19, реферат

Описание работы

Китай- страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 129.06 Кб (Скачать)

       Сам Шопенгауэр без всякой  ложной скромности был очень  высокого мнения о своем уме.  С другой стороны, будучи высокого мнения о своем уме, Шопенгауэр признавал в то же время, что ум и вообще интеллект как нечто физическое, как мозговая деятельность органического тела, может цвести лишь сравнительно непродолжительное время, что достигнув кульминационного пункта, ум идет на уклон, - и это сознание Шопенгауэр переносит и на свой ум. 

         Поделиться 

       Взять код 

       Другая статья по теме: Философы  » 

     ШПЕНГЛЕР

      (Spengler) Освальд (1880-1936) — нем. философ,  теоретик культуры, представитель  философии жизни. На труды Ш.  непосредственно повлияли идеи  А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А.  Бергсона. «Закат Европы» (1918) —основной  труд Ш. — оказал сильнейшее  влияние на философию истории  20 в., породил огромное количество  комментариев и толкований, массу  критических откликов — от  доброжелательной критики до  полного отрицания. Основная цель  «Заката Европы» — создать  новую методологию анализа мировой  истории культуры. Почти всем, писал  Ш. в Предисловии к книге,  я обязан И.В. Гёте и Ницше.  У Гёте Ш., по его словам, заимствовал  метод, а у Ницше — постановку  вопросов, «и если бы мне пришлось  выразить в одной формуле мое  отношение к последнему, то я  был бы вправе сказать: я  сделал из его прозрения своего  рода обозрение». Ш. отмечал, что  в книге он пишет своего  рода философию судьбы и что  она написана на языке, силящемся  чувственно копировать предметы  и отношения, а не заменять  их понятийными рядами. Философы  Нового времени не представляли, согласно Ш., что кроме логики  пространства существует еше  органическая необходимость судьбы  — логика времени. Это глубочайший  и внутренне достоверный факт, который исчерпывает весь объем  мифологического, религиозного и  художественного мышления, и составляет  суть и ядро всей истории  в противоположность природе.  Если, согласно Галилею, природа  говорит на языке математики, то мы еще и сегодня ждем  ответа философа, на каком языке написана история и как ее следует читать. Та картина «всемирной истории», которая восторжествовала на Западе, является для Ш. европейской картиной мира, а не картиной «человечества». «Для индуса и грека не существовало картины становящегося мира, и, когда однажды угаснет цивилизация Запада, возможно, никогда не появится такая культура и, значит, такой человеческий тип, для которого «всемирная история» была бы столь мощной формой бодрствования». С.т.зр. Ш., вживание, созерцание, сравнение, непосредственная внутренняя уверенность, точная чувственная фантазия — таковы средства познания живых явлений вообще и человеческой истории в частности. Ш. здесь пытался следовать Гёте. Подобно тому как последний прослеживал развитие растительной формы из листа, развитие типа позвоночного животного, образование геологических пластов как судьбу природы, а не как совокупность причинных взаимосвязей, так и Ш. полагал, что из полноты очевидных подробностей должен быть развит язык форм человеческой истории, ее периодическая структура, ее органическая логика. История не может быть наукой на манер физики или математики, которые отыскивают в природе необходимые каузальные взаимосвязи. В природе заложена необходимость математического, в истории — трагического. В действительности оба мира переплетаются. «Каждый закон, дабы существовать для разумения, должен однажды велением судьбы быть открытым, т.е. пережитым в рамках духовной истории; каждая судьба предстает в чувственном обличье — персоны, деяния, сцены, жеста, — в каковом действуют естественные законы... История и природа противостоят в нас друг другу как жизнь и смерть, как вечно становящееся время и вечно ставшее пространство». Для антич. души эта противоположность выступает в фигурах Платона и Аристотеля, для зап. — Гете и И. Канта: чистая физиономия мира, созерцаемая душой ребенка, и чистая систематика, признанная рассудком вечного старца. Основным методом исторического исследования является для Ш. выделение прафеноменов истории. Прафеномен — это чистое созерцание идеи. Таким прафеноменом истории, как прошедшей, так и будущей, является культура. Культура — организм, имеющий определенную форму, и историю нужно создавать не как науку о неживом, а как морфологию. Нет единой культуры, а есть культура егип., инд., вавилонская и т.д., — каждая имеет свою античность, свое Средневековье, свое Новое время. Умирая, культура (живой организм) становится цивилизацией (мертвым механизмом). Европа в настоящее время переживает, по Ш., этап такого перерождения.

     В одной из наиболее значительных работ  «Человек и техника» (1932) Ш. отходит  от своего противопоставления культуры и цивилизации: Запад, по его мнению, не только не находится в упадке, но и переживает триумф научных открытий, порожденный техническим гением Европы. Техника становится важнейшим  выражением «фаустовского человека».

     Многие  идеи Ш. были с одобрением восприняты нацистской идеологией, но когда он отклонил предложение о сотрудничестве с властью, его имя запрещено  было упоминать в печати. 

     Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

     ШПЕНГЛЕР

             (Spengler) Освальд (29. 5. 1880, Бланкенбург,  Гарц, — 8. 5. 1936, Мюнхен), нем. философ-идеалист, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха гл. труда «Закат Европы» (Bd 1—2, 1918—22, рус. пер., т. 1, 1923). В 20-х гг. выступал как публицист консервативно-националистич. направления, близкий к фашизму, однако в 1933 отклонил предложение нацистов о сотрудничестве. Гитлеровский режим подверг Ш. бойкоту, что не помешало идеологам нацизма широко использовать положения Ш., превращая их в орудие своей демагогии.

             Решающее влияние на Ш. оказала  философия Ницше. Ш. исходит  из понятия органич. жизни,  подвергнутого неогранич. расширению. Культура трактуется им как  «организм», крый, во-первых, обладает  жёстким сквозным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных ему «организмов». Это означает, что единой общечеловеч. культуры нет и быть не может. Ш. насчитывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (грекоримская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому культурному «организму», по Ш., заранее отмерен определ. (ОКОЛО тысячелетия) срок, зависящий от внутр. жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация как противоположность культуры есть, с одной стороны, эквивалент шпенглеровских понятий мёртвой «протяжённости», бездушного «интеллекта», а с другой — стоит в контексте восходящих к Ницше концепций «массового общества». Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героич. «деяний» к механич. «работе»; для грекорим. культуры он произошёл в эпоху эллинизма, а для зап. мира — в 19 в., с которого начинается его «закат».

             С наступлением цивилизации художеств. и лит. творчество делается якобы ненужным; поэтому Ш. предлагает отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму.

             Стиль изложения у Ш. построен  на оперировании развёрнутыми  метафорами, причём метафорич. сближение  слов часто подменяет логику  понятий.

             Der Mensch und die Technik. Beitrag zu einer Philosophie des Lebens, Munch., 1931; Reden und Aufsatze, Munch., 195l3; TJr-fragen. Fragmente aus dem Nachlass, Munch., 1965; в рус. пер.— Философия будущего, Иваново-Вознесенск, 1922, Пруссачество и социализм, П., 1922; Пессимизм ли это?, М., 1922.

             Лазарев В. Н., О. Ш. и его  взгляды на искусство, М., 1922; О.  Ш. и закат Европы, М., 1922; Асмус  В. Ф., Маркс и бурж. историзм, в  его кн.: Избр. филос. труды, т. 2, М., 1971; Hughes H. S., Oswald Spengler. A critical estimate, N. ?., [1962]; Spengler-Studien. Festgabe fur M. Schroterzum 85. Geburtstag, hrsg. v. A. M. Koktanek, Munch., 1965. 

     Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

     ШПЕНГЛЕР

     ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (род. 28 мая 1880, Бланкенбург, Гарц – ум. 8 июня 1936, Мюнхен) – нем. представитель философии культуры. Известен благодаря своему осн. произв. «Der Untergang des Abendlandes. UmriЯ einer Morphologie der Weltgeschichte», 1918 (рус. пер. «Причинность и судьба. Закат Европы». Пг., 1923), в котором он рассматривает культуры, образующие мировую историю, как организмы с ограниченной, определяемой им приблизительно в тысячу лет длительностью жизни. Он хочет предсказать будущее западной культуры, сравнивая ее с исчезнувшей греч. культурой. Западная культура, по его мнению, уже вступила в такую стадию цивилизации, на которой начинается ее неумолимая фатальная гибель. Его книга в период между двумя мировыми войнами имела необыкновенный успех, потому что была проникнута основанной якобы на исторических фактах враждебностью духу, которой придерживались тогда сторонники философии жизни (Эрнст Юнгер, Людвиг Клагес и др.), а также широкие круги образованной публики (см. ОЖИДАНИЕ ГИБЕЛИ). Но, уже тогда сильно критикуемая, сейчас она обсуждается во все более неблагоприятном тоне в основном из-за обнаружившегося в ней дилетантизма (Шпенглер признавался в том, что всегда принципиально презирал философию ради самой философии) и культа фактов («факты важнее, чем истина»). В целом Шпенглер представлял весьма плоский позитивизм, упрощающий трудную проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действительности. Позже он написал еще ряд работ: «PreuЯentum und Sozialismus», t920; «Der Mensch und Technik», 1931; «Politische Schriften»; «Gedanken», 1941. 

     Философский энциклопедический словарь. 2010. 
 

     Фридрих Вильгельм Ницше, первый сын священника, лютеранского пастора Карла Людвига  Ницше и Франциски Ницше, урождённой Элер, родился 15 октября в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с Днем рождения короля – Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко верующей семье, и вера составляла основу его мироощущения в детские годы.

     Отец  его умер после года безумия и  изнурительных страданий. 4 января 1850 года умирает маленький брат от нервного припадка. Трагизм пережитых дней надолго остается в сознании Ницше. В отрочестве Ницше пользуется престижем  у товарищей по гимназии, учится игре на рояле, совершает первые пробы  стихотворчества и музыкальных  композиций. Однажды, за 12 дней он пишет  историю своего детства.

     6 октября 1858 года Ницше поступает  в знаменитую школу Пфорта (под  Наумбургом). Он переживает сильное  желание стать музыкантом вопреки  осуществлявшейся им подготовке  к гуманитарной научной деятельности. Уже в это время его занимают  философские, этические проблемы. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гёльдерлин.

     С 1862 года Ницше начинает мучиться регулярными  головными болями, не мешающими, однако, усиленным занятиям в школе и в свободное время. Он пишет стихотворение “Эрманарих” и три статьи: “Фатум и история”, “Свобода воли и фатум”, “О христианстве”. Его восторгает опыт его творчества.

     В середине октября 1862 года Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет, где изучает теологию и филологию. Затем переезжает продолжать обучение филологии в Лейпцигский университет (к профессору Ричлю). Первое чтение Шопенгауэра, сопровождается для Ницше глубокими внутренними потрясениями, он даже называет Шопенгауэра отцом. Ницше стремится глубже изучить искусство и философские системы гениального античного мира.

     С 1867 по 1888 гг. Ницше создает все  свои выдающиеся труды, занимается преподавательской  деятельностью – все это сопровождается неуклонным ухудшением здоровья. Ницше  теряет зрение, прогрессируют головные боли. После выхода статьи «Публика и популярность» Вагнера –  кумира и учителя Ницше, содержащей (впрочем, без упоминания имени) резкие нападки на Ницше, происходит резкое ухудшение здоровья. Этим подтверждается очевидный факт – состояние здоровья Ницше напрямую связано с его  душевным состоянием, которое в свою очередь сильно зависело от признания  его творчества. Однако ни один его  труд в этот период не принимается  одобрительно.

     3 января 1889 г Ницше настигает апоплексический  удар на улице и окончательное  помрачение рассудка. Он рассылает  безумные почтовые открытки до 7 января. 5 января большое письмо  к Я. Буркхардту, настолько встревожившее последнего, что он вынужден поделиться этой тревогой с Ф. Овербеком. Овербек, и сам получивший 7 января аналогичное письмо, консультируется с базельским психиатром Л. Вилли. Безумие Ницше очевидно и бесспорно, однако природа этого безумия до сих пор является загадкой.

     25 августа 1900 Фридрих Ницше умер  в Веймаре. 
 

 

      1. Воля и разум в философии Ф.Ницше 

     Ницше воплотил в своем творчестве, довел  до предела то, что в философии  всегда присутствовало как одна из ее характерных черт - разрушение. Философия всегда разрушала.

     «Посмотри на добрых и праведных! Кого ненавидят  они больше всего? Того, кто разбивает  их скрижали ценностей, разрушителя, преступника - но это и есть созидающий. Посмотри на правоверных! Кого ненавидят они больше всего? Того, кто разбивает их скрижали ценностей, разрушителя, преступника - но это и есть созидающий. Спутников ищет созидающий, а не трупов, а также не стад и не верующих. Созидающих так же, как он, ищет созидающий, тех, кто пишут новые ценности на новых скрижалях»1.

     Она разрушала существующие убеждения, принципы, систему ценностей. Но философия  не только разрушала, она, как правило, на месте разрушенного строила нечто  новое, предлагала новые идеи и принципы, которые ложились в фундамент  новой культуры. Философия - это стремление к системе, к дисциплине, к упорядоченности бытия. Именно это преобладает в немецкой классической философии от Канта до Гегеля.

     С. Цвейг в биографической повести  о Фридрихе Ницше, писал: «Ницше вторгается в немецкую философию, как флибустьеры  XVI века в Испанию, орда необузданных, неустрашимых, своевольных варваров, без вождя, без короля, без знамени, без дома и родины. Он разрушитель всякого покоя и жаждет только одного: разорять, разрушать всякую собственность, громить обеспеченный, самодовольный покой. Неустрашимо совершает он свои набеги, врывается в крепости морали, проникает сквозь частоколы религии, никому и ничему не дает он пощады, никакие запреты церкви и государства не останавливают его».

Информация о работе Философия Древнего Китая и Древней Индии