Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:19, реферат
Китай- страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.
1)
Патристика (pater - отец) – это философские
учения «отцов» церкви, система
теолого-философских взглядов, обосновывающих
и разрабатывающих идеи
Разрабатывает философскую
2) Схоластика (6-15вв) (school - школа) –
это средневековая
Спор реалистов и номиналистов
явился философским, т.к. в
Центральной
фигурой схоластической философии
был Фома Аквинский (1225-1274). Он создал
систему, сосредотачивающую в себе
все достижения схоластики. Основные
труды: «Сумма теологии и сумма против
язычников» (сумма философии). Среди
обсуждаемых проблем, была проблема
соотношения философии и
В
антологии Фома принимает аристотельскую
концепцию материи и формы, приспосабливая
к христианству. Рассматривая проблему
универсалий, Фома выступает с позиции
умеренного реализма, он утверждает, что
общее существует до вещей, в вещах и поле
вещей.
Антропоцентризм
философской эпохи Возрождения.
Гуманизм и натуральная философия.
Эпоха
Возрождения (14-16вв). Происходит распад
феодальных отношений и начало складывания
капитализма. Много научных открытий.
1-е печатные книги, открытие Америки
и т.д. Развивается география, математика,
медицина, химия и т.д. Сломана
диктатура церкви. В центре культуры
человек. В этот исторический период
меняется общая ориентация философии.
На 1-й план выходит проблема человека,
определившая гуманистическую направленность
философии.
Основные
черты: 1) возрождение интереса к
изучению природы 2) использовали прежде
всего материалистические произведения
философов античности 3) тесная связь с
естествознанием 4) исследование проблемы
человека, превращение философии в антропоцентричную
по своей направленности.
Характерным
типом философского мышления стала
философия Николая Кузанского (1401-1464).
Высказывал ряд диалектических идей,
применив к природе, разработал методологический
принцип совпадения противоположностей
в едином предмете. В теории познания
обосновалось понятие, проблема творчества
и безграничных возможностей человека.
Человек – это своеобразное подобие
природы и Бога. Показал, что Земля
не центр мира, положил начало крушению
космологической теории Платона, Аристотеля
и Птолимея. В эпоху возрождения
формируются основы современного естествознания,
радикально изменяет миропонимание, которое
явилось средством появления гелиоцентрического
учения Николая Коперника.
Коперник
создал новую гелиоцентрическую
систему мира, что явилось 1-ой научной
революцией. Высказал мысль о движении,
как естественном свойстве небесных
и земных объектах. В 1616г произведение
Коперника было внесено в черной
список Папы Римского.
Джордано
Бруно (1548-1600). Его воззрения тоже
характеризуется как пантеизм. Цель
философии в познании не сверхприродного
бога, а природы. Его взгляды соединяются
с элементами стихийной диалектики.
Выдвинул теорию о существовании
множества миров. В 1592г был арестован
и в 1600 он и его труды были сожжены.
Он был последним представителем
эпохи Возрождения.
Вопрос
30. Философия Лейбница. Учение о монадах
1.
Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) —
немецкий ученый-математик,
91
философии
нового времени и предшественником
немецкой классической философии.
Лейбниц
принадлежал к философскому направлению
рационализма. В сфере его исследования
основными являлись проблемы:
•
субстанции;
•
познания.
2.
Изучив теории Декарта и
Во-первых,
он не принял дуализма Декарта в
смысле разделения им всех субстанций
(сущностей, не нуждающихся для своего
существования ни в ком и ни
в чем, кроме самого себя), с одной
стороны, — на высшую — Бога и
сотворенные им, но независимые субстанции,
с другой — всех сотворенных —
на материальные (протяженные) и духовные
(мыслящие).
Во-вторых,
по мнению Лейбница, Спиноза, соединив
все субстанции в одну (Природу-Бога),
не преодолел дуализма Декарта, так
как разделил все модусы (единичные
вещи — проявления субстанции) на два
класса — протяженные и мыслящие;
то есть то, что у Декарта выступало
двумя видами субстанций, у Спинозы
стало аналогичными видами модусов
(проявлений) единой субстанции.
В
противовес теории Декарта и Спинозы
Лейбниц выдвинул теорию о монадах
(или о множественности
•
весь мир состоит из огромного
количества субстанций,
имеющих
не дуалистическую (двойственную, как
у Декарта и
Спинозы),
а единую природу;
•
данные субстанции называются монадами
(в переводе с греческого — "единое",
"единица");
•
монада проста, неделима, не имеет протяжения,
не является
материально-вещественным
образованием;
•
монада обладает четырьмя качествами:
стремлением, влечением, восприятием,
представлением;
•
по своей сути монада — это деятельность,
единое, непрерывно меняющее свое состояние;
•
в силу непрерывности своего существования
монада осознает себя;
•
монады абсолютно замкнуты и независимы
друг от друга (по мнению Лейбница: "не
имеют окон, через которые что-либо
могло бы войти туда и оттуда выйти").
Все
существующие монады Лейбниц делит
на четыре класса:
•
"голые монады" — лежат в
основе неорганической природы (камней,
земли, полезных ископаемых);
92
•
монады животных — обладают ощущениями,
но неразвитым самосознанием;
•
монады человека (души) — обладают сознанием,
памятью, уникальной способностью разума
мыслить;
•
высшая монада — Бог.
Чем
выше класс монады, тем больше ее
разумность и степень свободы.
3.
Другой сферой философских
Лейбниц
попытался примирить эмпиризм и
рационализм и сделал это следующим
образом:
•
все знания разделил на два вида
— "истины разума" и "истины факта";
•
"истины разума" выводятся из самого
разума, могут быть доказаны логически,
имеют необходимый и всеобщий
характер;
•
"истины факта" — знания, полученные
эмпирическим (опытным) путем (например,
магнитное притяжение, температура
кипения воды, температура плавления
различных металлов); как правило,
данные знания лишь констатируют сам
факт, но не говорят о его причинах,
имеют вероятностный характер;
• несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам разума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.
Вопрос
31. Философия французского Просвещения
XVIII в. Общая характеристика
1.
Французскую философию XVIII в. принято
называть философией
93
В
философии французского Просвещения
можно выделить три основных направления:
•
деистическое;
•
атеистическо-
•
утопическо-социалистическое (коммунистическое).
Информация о работе Философия Древнего Китая и Древней Индии