Философия Древнего Китая и Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:19, реферат

Описание работы

Китай- страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 129.06 Кб (Скачать)

     1) Патристика (pater - отец) – это философские  учения «отцов» церкви, система  теолого-философских взглядов, обосновывающих  и разрабатывающих идеи христианства. Августин Блаженный – яркий  представитель (354-430гг). Епископ северной  Африки доказал необходимость  существования церкви, как посредника  между богом и людьми. Основным  из его произведений является  «Оградие Божие», «Об истинной религии» и т.д., более 40 томов. Учение о бытии (онтология) – Бог создал мир из ничего. Бог есть источник бытия. Все существующее есть благо, а зло это не субстанция, а ее порча или недостаток. Поддержание мира есть постоянное творение его богом вновь. Доказывает, что мир один. Т.о., мировоззрение Августина глубоко теоцентрично, т.е. проблема Бога и его отношения к миру выступает как основная. Он обосновал криоценизм – учение о сотворении природы Богом. «Сотворив природу и вещи, бог сотворил и время. Бесспорно, вещи находятся во времени они меняются и время есть мера их изменения». 

              Разрабатывает философскую антропологию  и выдвигает проблему свободы  личности. С Августина Блаженного  начинается разработка философии  истории. Он впервые осмыслил  связь прошлого, настоящего и  будущего. Он сделал попытку охватить  всемирно исторический процесс,  поставив историю человечества  в тесную связь с планами  и намерениями Бога. По Августину:  «Человечество в историческом  процессе образует два «града»,  с одной стороны светское государство  – царство зла, дьявола, а  с другой – христианская церковь  – царство божие на земле». Град божий – это мир добра,  поэтому власть церкви выше  светской власти, а потому монархи  должны быть в подчинении у  церкви. История (Бог) ведет к  тому, что силы света постепенно  одолевают силы тьмы, но процесс  этот бесконечен. 

              2) Схоластика (6-15вв) (school - школа) –  это средневековая христианская  философская, господствовавшая в  школьном преподавании и всецело  зависящая от теологии. Ее представители  – схоласты, стремились на рациональной  основе объяснить и систематизировать  христианские вероучения. Центральное  место занимал спор об «универсалиях» (это общие понятия) – это  дискуссия длилась несколько  столетий. В итоге философы разделились  на: 1) реалистов (realis - вещественны). Стремились доказать, что общие  понятия имеют реальное существование  по отношению к отдельным вещам  природы и предшествуют им, т.е.  существуют дерево вообще, человек  вообще и т.д. Отдельно от  единых вещей, как их духовные  сущности – прообразы. б) номиналистов (nomen - имя). Считали общие понятия лишь именами, названиями вещей. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия создаются нашим мышлением и не  только не существуют, не зависят от вещей, но даже не отражают их реальных качеств. 

              Спор реалистов и номиналистов  явился философским, т.к. в нем  фактически обсуждались проблемы  природы единичного и общего  и их диалектика. 

     Центральной фигурой схоластической философии  был Фома Аквинский (1225-1274). Он создал систему, сосредотачивающую в себе все достижения схоластики. Основные труды: «Сумма теологии и сумма против язычников» (сумма философии). Среди  обсуждаемых проблем, была проблема соотношения философии и теологии. Он считал, что по своему предмету философия  и теология не различаются, обе имеют  предметом бога и то, что он создает. Только теология идет от бога к природе, а философия от природы к богу. А отличаются они методом. Философия  опирается на опыт и разум, а теология – на веру. Фома считает, что не разум  должен направлять веру, а наоборот вера должна определять пути разума. А  философия должна служить теологии. Древняя  проблема – это проблема существования Бога. Фома приводит 5 рациональных доказательств существования  Бога: 1) все что движется имеет причиной своего движения нечто иное, приходится признать, что существует перводвигатель, т.е. Бог 2) Все, что мы видим, с чем соприкасаемся, есть следствие чего-то, т.е. все имеет свою причину, но и эти причины имеют свою причину, т.е. есть первопричина – Бог 3) высшая необходимость – это Бог 4) высшая степень или эталон – это Бог 5) разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе.  

     В антологии Фома принимает аристотельскую концепцию материи и формы, приспосабливая к христианству. Рассматривая проблему универсалий, Фома выступает с позиции умеренного реализма, он утверждает, что общее существует до вещей, в вещах и поле вещей. 

     Антропоцентризм философской эпохи Возрождения. Гуманизм и натуральная философия. 

     Эпоха Возрождения (14-16вв). Происходит распад феодальных отношений и начало складывания  капитализма. Много научных открытий. 1-е печатные книги, открытие Америки  и т.д. Развивается география, математика, медицина, химия и т.д. Сломана  диктатура церкви. В центре культуры человек. В этот исторический период меняется общая ориентация философии. На 1-й план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии.                        

     Основные  черты: 1) возрождение интереса к  изучению природы 2) использовали прежде всего материалистические произведения философов античности 3) тесная связь с естествознанием 4)  исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентричную по своей направленности. 

     Характерным типом философского мышления стала  философия Николая Кузанского (1401-1464). Высказывал ряд диалектических идей, применив к природе, разработал методологический принцип совпадения противоположностей в едином предмете. В теории познания обосновалось понятие, проблема творчества и безграничных возможностей человека. Человек – это своеобразное подобие  природы и Бога. Показал, что Земля  не центр мира, положил начало крушению космологической теории Платона, Аристотеля и Птолимея. В эпоху возрождения  формируются основы современного естествознания, радикально изменяет миропонимание, которое  явилось средством появления гелиоцентрического учения Николая Коперника. 

     Коперник  создал новую гелиоцентрическую  систему мира, что явилось 1-ой научной  революцией. Высказал мысль о движении, как естественном свойстве небесных и земных объектах. В 1616г произведение Коперника было внесено в черной список Папы Римского. 

     Джордано  Бруно (1548-1600). Его воззрения тоже характеризуется как пантеизм. Цель философии в познании не сверхприродного  бога, а природы. Его взгляды соединяются  с элементами стихийной диалектики. Выдвинул теорию о существовании  множества миров. В 1592г был арестован  и в 1600 он и его труды были сожжены. Он был последним представителем эпохи Возрождения.       

     Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 

     1. Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) —  немецкий ученый-математик, юрист,  философ — считается последним  видным представителем  

     91  

     философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.  

     Лейбниц принадлежал к философскому направлению  рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:  

     • субстанции;  

     • познания.  

     2. Изучив теории Декарта и Спинозы  о субстанции, Лейбниц пришел  к выводу об их несовершенстве.  

     Во-первых, он не принял дуализма Декарта в  смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной  стороны, — на высшую — Бога и  сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных —  на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).  

     Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так  как разделил все модусы (единичные  вещи — проявления субстанции) на два  класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало  двумя видами субстанций, у Спинозы  стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.  

     В противовес теории Декарта и Спинозы  Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:  

     • весь мир состоит из огромного  количества субстанций,  

     имеющих не дуалистическую (двойственную, как  у Декарта и  

     Спинозы), а единую природу;  

     • данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — "единое", "единица");  

     • монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является  

     материально-вещественным образованием;  

     • монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;  

     • по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;  

     • в силу непрерывности своего существования  монада осознает себя;  

     • монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").  

     Все существующие монады Лейбниц делит  на четыре класса:  

     • "голые монады" — лежат в  основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);  

     92  

     • монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;  

     • монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;  

     • высшая монада — Бог.  

     Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.  

     3. Другой сферой философских интересов  Лейбница наряду с проблемами  бытия и учением о субстанциях  (монадах) была гносеология (философия  познания).  

     Лейбниц попытался примирить эмпиризм и  рационализм и сделал это следующим  образом:  

     • все знания разделил на два вида — "истины разума" и "истины факта";  

     • "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;  

     • "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура  кипения воды, температура плавления  различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам  факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;  

     • несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам  разума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.

     Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика  

     1.  Французскую философию XVIII в. принято  называть философией Просвещения.  Такое название французская философия  XVIII в. получила в связи с  тем, что ее представители разрушали  устоявшиеся представления о  Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих  философских исследованиях, открыто  пропагандировали идеи нарождающейся  буржуазии и, в конечном итоге,  идеологически подготовили Великую  французскую революцию 1789 — 1794 гг.  

     93  

     В философии французского Просвещения  можно выделить три основных направления:  

     • деистическое;  

     • атеистическо-материалистическое;  

     • утопическо-социалистическое (коммунистическое).  

Информация о работе Философия Древнего Китая и Древней Индии