Джордж Толанд

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:13, реферат

Описание работы

Учень та послідовник Д.Локка, Джон Толанд продовжив та поглибив критику релігії з позицій деїзму та матеріалізму, сприяв подальшому розвиткові вільнодумства. У своїх антирелігійних виступах він критикував релігійне нетерпіння, відкидав ідею безсмерття душі, потойбічного життя. Основою походження релігійних вірувань Толанд вважав хибні уявлення про душу як самостійне нематеріальне начало. В основних філософських творах — "Листи до Серени" (1704), "Пантеїстикон" (1720) — Толанд розвинув матеріалізм і наблизився до атеїзму, хоча залишився в цілому в межах деїзму.

Работа содержит 1 файл

толанд.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

Напротив, он вновь повторил свой довод, что «бог так же мог создать материю

активной, как и протяженной...»  И все же, несмотря на эти  колебания,  мысль

Толанда о движении как существенном свойстве материи знаменовала  новый  шаг

в разработке учения о материи. Толанд первым из  мыслителей  нового  времени

выдвинул и обосновал положение  о движении как атрибуте материи. Опираясь  на

это положение, французские  материалисты  XVIII  в.,  в  частности  Гольбах,

определили  движение  как  «способ  существования,  вытекающий   необходимым

образом из сущности материи...».

 

  Пространство и время. Отвергнув  представление о  пространстве  и  времени

как  самостоятельных  сущностях  (субстанциях),  отличных   от   материи   и

независимых от нее, Толанд настаивал  на  неразрывной  связи  пространства  и

времени с материей, а следовательно, и  с  движением.  Новаторский  характер

этой  точки  зрения  заключался   в   отказе   от   метафизического   отрыва

пространства и  времени  от  материи,  а  также  от  ньютоновской  концепции

абсолютного пространства и времени. «Что касается меня, —  писал  Толанд,  —

то  я  не  могу  поверить  в  абсолютное  пространство,  существующее  якобы

отдельно от материи и вмещающее  ее в себе, как не могу поверить и  тому,  что

есть абсолютное время, оторванное от  вещей,  о  длительности  которых  идет

речь»

 

    «Пантеистикон».  К   числу  основных  философских   произведений  Толанда

принадлежит также «Пантеистикон». Он представляет  значительный  интерес  не

только в связи с необычной  литературной формой (в  нем  проза  чередуется  с

белыми  стихами,  поются   оды   и   гимны,   прославляющие   «сократическое

содружество» мудрецов, а также  идею «лучшего  и  славнейшего  мужа»),  но  и

благодаря  своему  содержанию.  Здесь  Толанд  углубляет  и   конкретизирует

материалистический взгляд на природу, утверждает идею «бесконечной и  вечной

Вселенной».   Обосновывая   свой   материализм,   философ    ссылается    на

«коперниковскую астрономию», привлекает  учение  Ньютона  «о  взаимодействии

мировых тел», корпускулярную теорию  строения  вещества,  использует  данные

других наук.

 

  «Пантеистикон»  интересен   и   тем,   что   в   нем   Толанд   развивает

материалистическую трактовку  мышления. Еще в «Письмах к Серене»  он  отмечал

связь мышления с  деятельностью  мозга,  подчеркивая,  что  «мы  мыслим  при

помощи мозга, и только его одного».  Однако  при  этом  философ  не  касался

вопроса о  природе  мышления.  В  «Пантеистиконе»  же  Толанд  предпринимает

попытку ответить на названный вопрос: «Мышление... есть  особенное  движение

мозга, специального органа этой способности; вернее  сказать,  оно — некая

часть мозга, переходящая в  спинной  мозг  и  нервы  с  их  разветвлениями».

Ограниченность   механистического   материализма,   отсутствие   необходимых

естественнонаучных знаний не позволяли Толанду выявить специфику мышления  и

тем более раскрыть его сущность. Отсюда идет отождествление мышления  с  его

биологическим субстратом, а также  попытка использования  понятия  эфира  для

объяснения механизма психической  деятельности.  Именно  эфир,  или эфирный

огонь, указывает Толанд, «более подвижный, чем даже мысль, и  гораздо  более

тонкий, чем всякое другое вещество», быстро пробегая «по  натянутым  струнам

нервов» и проникая в мозг, «выполняет всю механику восприятия,  воображения,

воспоминания, расширения и сокращения понятий».

 

  Отталкиваясь от концепции  эфира, разработанной  античными   философами,  и

трактуя эфир как особый вид  материи,  Толанд  стремился  тем  самым  свести

идеальное, психическое к материальному, физическому.  При  этом  он  исходил

также  из  предположения,  что  мозг,  будучи   телесным   органом,   «может

производить только телесное». Такое  решение  психофизической  проблемы  при

всей его ограниченности утверждало верный в своей основе  тезис  о  сознании

как функции мозга, о зависимости мышления от своего материального  носителя;

«Язык — не более орган вкуса, чем мозг — орган мышления».

 

  Натуралистический пантеизм. Если  в «Письмах к  Серене»   Толанд  выступает

как  материалист  и  деист,  то  в  «Пантеистиконе»  он  больше  тяготеет  к

натуралистическому  пантеизму.  Идейная  эволюция  Толанда   от   деизма   к

пантеизму была обусловлена рядом  причин. Следует прежде  всего  отметить  то

большое влияние, которое оказало  на  Толанда  знакомство  с  философией  Д.

Бруно. Интерес к Бруно и его  сочинениям усилился в последний  период жизни  и

деятельности Толанда. Именно в  эти годы  он  переводит  на  английский  язык

один из самых известит диалогов Бруно  —  «Изгнание  торжествующего  зверя».

Другим источником толандовского пантеизма была  философия  стоиков,  которую

он    усиленно    пропагандирует    в    «Пантеистиконе».    Обращение     к

натуралистическому пантеизму, растворявшему  бога в природе, было также,  по-

видимому,  вызвано  неудовлетворительностью   Толанда   деистским   решением

проблемы бога и мира, в особенности  же  креационистской  установкой  деизма.

Пантеизм, противостоящий креационизму  с  его  идеей  творения  мира  богом,

утверждавший, что природа есть не что  иное,  как  «бог  в  вещах»  (Бруно),

безусловно  больше  соответствовал  духу  толандовского  материализма,   чем

деизм.

 

  В   «Пантеистиконе»   явственно    обнаруживается    близкое    пантеизму

гилозоистическое понимание  природы,  признание  ее  одушевленности.  Толанд

приписывает  неорганической  материи  свойства  живой  природы:  способность

питаться, дышать, расти. «...В недрах земли нет ничего  неорганического...».

Земля  сравнивается  с  всеродящей  матерью,  а  Солнце  —  с  животворящим,

оплодотворяющим   началом.   Немало   в   «Пантеистиконе»   высказываний   и

рассуждений, созвучных  натуралистическому  пантеизму  и  гилозоизму  Бруно.

Излагая кредо пантеистов, Толанд пишет о «неизмеримой и  вечной  Вселенной»,

управляемой богом, «которого можно  назвать  если  угодно,  разумом  и  духом

Вселенной». А в уста «распорядителя»  сократического  содружества  пантеистов

он вкладывает следующие слова: «Частями мира является  все  то,  что  в  нем

заключено  и  объемлется  чувствующей   природой,   обладающей   совершенным

разумом... Эту живую  силу  они  считают  душой  мира,  умом  и  совершенной

мудростью, которую называют также  богом».

 

  Толанд подчеркивает, что в  «Пантеистиконе» содержится «философское, а  не

теологическое описание содружества». И это становится особенно ясным,  когда

читатель  знакомится  с  обычаями  и  Правилами   членов   содружества,   их

философским   каноном,   представляющим   собой   сочетание    материализма,

натуралистического пантеизма  с элементами  деизма.  Что  касается  «религии»

пантеистов, то Толанд  характеризует  ее  как  «простую,  ясную,  доступную,

свободную от всяких нелепостей и  никем не навязанную».  Целью  этой  религии

является познание природы, служение добродетели и искоренение суеверий.  Она

не лицемерна и не продажна, не служит корыстным интересам отдельных лиц,  не

преследует инакомыслящих, не подвергает их пыткам и казням.  Такая  религия,

отмечает  Толанд,  имеет  «просветительское  значение»,  а  ее  приверженцы,

философы-пантеисты «по заслугам могут  называться  служителями  и  пророками

природы».

 

  Речь идет, таким образом,  не о религии в собственном  смысле слова  и  уже

во всяком случае не  о  христианстве.  Последнее  вообще  не  упоминается  в

«Пантеистиконе».  «Религия»  пантеистов  —  это  безрелигиозное  по   своему

содержанию философское учение, направленное на утверждение «тройного  завета

мудрецов»: истины, свободы и здравомыслия.

 

  Отношение к атеизму. Духовное  развитие Толанда вплотную  подводило  его  к

отказу от религии, к атеизму. Но  Толанд  не  стал  атеистом,  и  не  только

потому, что его материализм  сочетался с деизмом и пантеизмом.  «Деизм  —  по

крайней мере для материалиста —  есть не более, как удобный и  легкий  способ

отделаться от религии». Не подлежит сомнению и атеистическая  направленность

натуралистического пантеизма. Переход  на позиции атеизма  требовал,  однако,

преодоления  того  негативного  отношения  к  нему,  которое  выражалось   в

идентификации  атеизма   с   аморализмом,   безнравственностью   и   которое

разделялось Толандом вместе со многими  мыслителями своей  эпохи[2].  Нельзя,

наконец, забывать, что полный отказ  от религии был сопряжен в условиях  того

времени с большой опасностью, а  в Англии  приравнивался  к  государственному

преступлению. И Толанд, всю жизнь  преследуемый  за  свои  материалистические

убеждения, отдавал себе полный отчет  в том, какая судьба ждет отступника  от

религий и церкви: «Если он  не  будет  предан  смерти,  изгнан  из  пределов

страны, лишен своих должностей, подвергнут штрафу  или  отлучен  (смотря  по

размерам власти той церкви, к  которой он принадлежит), то  в  лучшем  случае

им будут гнушаться и его  будут сторониться другие члены  общества, а  это  не

всякий способен выдержать даже во имя величайших истин».

 

  Думается, что в этих словах  — ключ к  пониманию  не  только  высказываний

Толанда о пользе «истинной религии», «истинного благочестия» и  т.п.,  но  и

развиваемой  им  в  ряде   сочинений   концепции   двойственной   философии:

экзотерической (явной, открытой) и  эзотерической (скрытой и  тайной).  Смысл

этой концепции заключается  в  утверждении,  что  распространение  передовых

научно-философских взглядов в  условиях отсутствия политической,  гражданской

свободы  чревато  опасностью,  связано  с  риском.  Вот  почему  вольнодумцы

вынуждены  скрывать  свои  истинные  взгляды  и,  исповедуя  их   в   тайне,

поддерживают для виду «ходячие воззрения».  Толанд  признает,  что  подобное

поведение порождает неискренность, усиливает подозрительность. И  все  же  у

вольнодумцев  нет  другого  выхода,  ^ни  «до  тех  пор  не   будут   вполне

откровенны, пока им самим не будет  разрешено мыслить так, как они  хотят,  и

высказывать то, что они мыслят».

 

  Концепция двойственной философии  использовалась, таким образом,  Толандом

в интересах борьбы за свободу мысли  и слова.  Вместе  с  тем  эта  концепция

проливает дополнительный свет  на  свободомыслие  Толанда,  позволяет  лучше

понять его особенности. Несомненно, Толанд вынужден был делать  определенные

уступки господствующей религиозной  идеологии, заявлять  о  своей  лояльности

по отношению  к  государственной  англиканской  церкви,  прибегать  в  своих

сочинениях к фигуре умолчания, оговоркам. Но с другой стороны,  нет  никаких

оснований сомневаться в том, что во всех  произведениях  Толанда  излагаются

подлинные взгляды философа, которые  он  отстаивал  с  большим  мужеством  и

достоинством. Не следует поэтому  считать, что колебания Толанда  в  отношении

атеизма были обусловлены исключительно теми обстоятельствами, в которых жил

и творил английский мыслитель и  о  которых  говорилось  выше.  Учитывая  эти

обстоятельства и принимая во внимание  их  влияние  на  Толанда,  нельзя  не

видеть сложности и противоречивости его мировоззрения, развивавшегося  через

материализм к атеизму  и  вместе  с  тем  ограниченного   рамками  деизма  и

пантеизма.

 

                          Используемая литература:

 

  В.Н.  Кузнецов,  Б.В.  Мееровский,  А.Ф.   Грязнов.   Западно-европейская

философия XVIII века. М., Высшая школа, 1986.

-----------------------

[1] Атрибутами субстанции Спиноза  считал протяжение и мышление.

[2] Это отношение наиболее четко  выражено в трактате Толанда  «Адеисидемон».

 

Перекладене

Джон Толанд народився 30 листопада 1670 р. у Північній Ірландії, поблизу м.Лондондеррі. Як писав згодом філософ, він «виховувався з колиски в обстановці грубого марновірства і ідолопоклонства ». Мабуть, це обставина викликала у Толанда з ранніх років неприязнь до релігії, сприяло формуванню його вільнодумства.

 Свою освіту Толанд отримав в університетах Англії, Шотландії і Голландії. Він вивчав філософію, теологію, гуманітарні науки і древні мови. Толанд володів також основними європейськими мовами. У 1691 р. він видав першу книгу, названу ним «Плем'я Левитів». Це був памфлет, в якому гострій критиці піддавалися священнослужителі (Левити), уподібнювався до страшної виразці, роз'їдає людське тіло. У 1696 р. виходить у світ «Християнство без таємниць», який приніс Толанду широку популярність і що викликало злісні нападки з боку захисників релігії. (Перше видання було анонімним, але незабаром вийшло друге, доповнене видання із зазначенням автора. У 1702 р. вийшло третє і останнє видання книги.)

 Протягом ряду років книга  Толанд «Християнство без таємниць»  була предметом бурхливої ​​полеміки. На неї писалися численні спростування, а автора «Богопротивного» твори вимагали притягнути до суду. У 1697 р. книга була дійсно засуджена на спалення. Самому ж Толанду загрожувало тюремне закінчення, і він змушений був рятуватися втечею від своїх переслідувачів, а також публічно захищатися від пред'явлених йому звинувачень. І хоча надалі судову справу проти Толанда було припинено, його книга «Християнство без таємниць», так само як і інші твори, піддалася запеклій критиці.

Информация о работе Джордж Толанд