Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:53, реферат
Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, включающей противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.
Вероятность 
- количественная мера (степень) возможности 
появления некоторого явления, события 
при определенных условиях. Диапазон 
вероятности - от нуля (невозможность) 
до единицы (действительность). Указанные 
методы основаны на различении динамических 
и статистических законов по такому 
критерию (основанию), как характер 
вытекающих из них предсказаний. В 
законах динамического типа предсказания 
имеют точно определенный однозначный 
характер (например, в классической 
механике). 
В статистических 
законах предсказания носят не достоверный, 
а лишь вероятностный характер, который 
обусловлен действием множества 
случайных факторов, через сложное 
переплетение которых и выражается 
необходимость. Как показала история 
научного познания, "мы лишь теперь 
начинаем по достоинству оценивать 
значение всего круга проблем, связанных 
с необходимостью и случайностью" 
[1]. 
1 Пригожин 
И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: 
Новый диалог человека с 
 
Вероятностно-статистические 
методы широко применяются при изучении 
массовых, а не отдельных явлений 
случайного характера (квантовая механика, 
статистическая физика, синергетика, социология 
и др.). Сегодня все чаще говорят 
о проникновении в науку 
Важная 
роль общенаучных подходов состоит 
в том, что в силу своего "промежуточного 
характера" они опосредствуют 
взаимопереход философского и частнонаучного 
знания (а также соответствующих 
методов). Названные методы потому и 
называются общенаучными, что применяются 
во всех науках, но обязательно с 
учетом особенностей предмета каждой 
науки или научной дисциплины 
и специфики познания природных, 
социальных и духовных явлений. 
349 
 
Так, в 
социально-гуманитарных науках результаты 
наблюдения в большей степени 
зависят от личности наблюдателя, его 
жизненных установок, ценностных ориентаций 
и других субъективных факторов. В 
этих науках различают простое (обычное) 
наблюдение, когда факты и события 
регистрируются со стороны, и соучаствующее 
(включенное наблюдение), когда исследователь 
включается, "вживается" в определенную 
социальную среду, адаптируется к ней 
и анализирует события "изнутри". 
В психологии давно применяются 
такие формы наблюдения, как самонаблюдение 
(интроспекция) и эмпатия - проникновение 
в переживания других людей, стремление 
понять их внутренний мир - их чувства, 
мысли, желания и т.д. 
Разновидностью 
включенного наблюдения является этнометодология, 
суть которой состоит в том, чтобы 
результаты описания и наблюдения социальных 
явлений и событий дополнить 
идеей их понимания. Такой подход 
сегодня все более широкое 
применение находит в этнографии, 
социальной антропологии, социологии 
и культурологии. 
Все шире 
развиваются социальные эксперименты, 
которые способствуют внедрению 
в жизнь новых форм социальной 
организации и оптимизации 
В психологии 
для выявления того, как формируется 
та или иная психическая деятельность, 
испытуемого ставят в различные 
экспериментальные условия, предлагая 
решать определенные задачи. При этом 
оказывается возможным 
350 
Социальные 
эксперименты требуют от исследователя 
строгого соблюдения моральных и 
юридических норм и принципов. Здесь 
(как и в медицине) очень важно 
требование - "не навреди!". Главная 
особенность социальных экспериментов 
- в "способности служить орудием 
проникновения в тайники 
В социально-гуманитарных 
науках кроме философских и 
1. Идиографический 
метод - описание индивидуальных 
особенностей единичных 
2. Диалог 
("вопросно-ответный метод"). 
3. Понимание 
и рациональное (интенциальное) объяснение 
(об этом подробнее см. следующий 
параграф данной главы). 
4. Анализ 
документов - качественный и количественный 
(контент-анализ). 
5. Опросы 
- либо "лицом к лицу" (интервью), 
либо заочно (анкетный, почтовый, телефонный 
и т.п. опросы). Различают опросы 
массовые и специализированные, 
в которых главный источник 
информации - компетентные эксперты-
6. Проективные 
методы (характерные для психологии) 
- способ опосредованного 
7. Тестирование 
(в психологии и педагогике) - стандартизированные 
задания, результат выполнения 
которых позволяет измерить 
351 
8. Биографический 
и автобиографический методы. 
9. Метод 
социометрии - применение математических 
средств к изучению социальных 
явлений. Чаще всего 
10. Игровые 
методы - применяются при выработке 
управленческих решений - имитационные 
(деловые) игры и игры 
Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий и предмета исследования.
Информация о работе Диалектическая логика как методология научного познания