Диалектическая логика как методология научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, включающей противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.

Работа содержит 1 файл

Диалектическая логика как методология научного познания.docx

— 82.34 Кб (Скачать)

Вероятность - количественная мера (степень) возможности  появления некоторого явления, события  при определенных условиях. Диапазон вероятности - от нуля (невозможность) до единицы (действительность). Указанные  методы основаны на различении динамических и статистических законов по такому критерию (основанию), как характер вытекающих из них предсказаний. В  законах динамического типа предсказания имеют точно определенный однозначный  характер (например, в классической механике). 

В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер, который  обусловлен действием множества  случайных факторов, через сложное  переплетение которых и выражается необходимость. Как показала история  научного познания, "мы лишь теперь начинаем по достоинству оценивать  значение всего круга проблем, связанных  с необходимостью и случайностью" [1]. 

1 Пригожин  И., Стенгерс И. Порядок из хаоса:  Новый диалог человека с природой. - М., 1986. С. 50. 
 

Вероятностно-статистические методы широко применяются при изучении массовых, а не отдельных явлений  случайного характера (квантовая механика, статистическая физика, синергетика, социология и др.). Сегодня все чаще говорят  о проникновении в науку вероятностного стиля мышления. 

Важная  роль общенаучных подходов состоит  в том, что в силу своего "промежуточного характера" они опосредствуют  взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих  методов). Названные методы потому и  называются общенаучными, что применяются  во всех науках, но обязательно с  учетом особенностей предмета каждой науки или научной дисциплины и специфики познания природных, социальных и духовных явлений. 

349 
 

Так, в  социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени  зависят от личности наблюдателя, его  жизненных установок, ценностных ориентаций и других субъективных факторов. В  этих науках различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события  регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное наблюдение), когда исследователь  включается, "вживается" в определенную социальную среду, адаптируется к ней  и анализирует события "изнутри". В психологии давно применяются  такие формы наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия - проникновение  в переживания других людей, стремление понять их внутренний мир - их чувства, мысли, желания и т.д. 

Разновидностью  включенного наблюдения является этнометодология, суть которой состоит в том, чтобы  результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий дополнить  идеей их понимания. Такой подход сегодня все более широкое  применение находит в этнографии, социальной антропологии, социологии и культурологии. 

Все шире развиваются социальные эксперименты, которые способствуют внедрению  в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь  оказывается включенным в изучаемую  им ситуацию. 

В психологии для выявления того, как формируется  та или иная психическая деятельность, испытуемого ставят в различные  экспериментальные условия, предлагая  решать определенные задачи. При этом оказывается возможным экспериментально сформировать сложные психические  процессы и глубже исследовать их структуру. Такой подход получил  в педагогической психологии название формирующего эксперимента. 

350 

Социальные  эксперименты требуют от исследователя  строгого соблюдения моральных и  юридических норм и принципов. Здесь (как и в медицине) очень важно  требование - "не навреди!". Главная  особенность социальных экспериментов - в "способности служить орудием  проникновения в тайники интимно  человеческого" (В. В. Ильин). 

В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных  применяются специфические средства, методы и операции, обусловленные  особенностями предмета этих наук. В их числе: 

1. Идиографический  метод - описание индивидуальных  особенностей единичных исторических  фактов и событий. 

2. Диалог ("вопросно-ответный метод"). 

3. Понимание  и рациональное (интенциальное) объяснение (об этом подробнее см. следующий  параграф данной главы). 

4. Анализ  документов - качественный и количественный (контент-анализ). 

5. Опросы - либо "лицом к лицу" (интервью), либо заочно (анкетный, почтовый, телефонный  и т.п. опросы). Различают опросы  массовые и специализированные, в которых главный источник  информации - компетентные эксперты-профессионалы. 

6. Проективные  методы (характерные для психологии) - способ опосредованного изучения  личностных особенностей человека  по результатам его продуктивной  деятельности. 

7. Тестирование (в психологии и педагогике) - стандартизированные  задания, результат выполнения  которых позволяет измерить некоторые  личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.). Выделяют  две основных группы тестов - тесты  интеллекта (знаменитый коэффициент  IQ) и тесты достижений (профессиональных, спортивных и др.). При работе  с тестами очень важным является  этический аспект: в руках недобросовестного или некомпетентного исследователя тесты могут принести серьезный вред. 

351 

8. Биографический  и автобиографический методы. 

9. Метод  социометрии - применение математических  средств к изучению социальных  явлений. Чаще всего применяется  при изучении "малых групп"  и межличностных отношений в  них. 

10. Игровые  методы - применяются при выработке  управленческих решений - имитационные (деловые) игры и игры открытого  типа (особенно при анализе нестандартных  ситуаций). Среди игровых методов  выделяют психодраму и социодраму, где участники проигрывают соответственно  индивидуальные и групповые ситуации. 

Таким образом, в научном познании функционирует  сложная, динамичная, субординированная  система многообразных методов  разных уровней, сфер действия, направленности и т.п., которые всегда реализуются  с учетом конкретных условий и  предмета исследования.

Информация о работе Диалектическая логика как методология научного познания