Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:53, реферат
Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, включающей противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.
Вероятность
- количественная мера (степень) возможности
появления некоторого явления, события
при определенных условиях. Диапазон
вероятности - от нуля (невозможность)
до единицы (действительность). Указанные
методы основаны на различении динамических
и статистических законов по такому
критерию (основанию), как характер
вытекающих из них предсказаний. В
законах динамического типа предсказания
имеют точно определенный однозначный
характер (например, в классической
механике).
В статистических
законах предсказания носят не достоверный,
а лишь вероятностный характер, который
обусловлен действием множества
случайных факторов, через сложное
переплетение которых и выражается
необходимость. Как показала история
научного познания, "мы лишь теперь
начинаем по достоинству оценивать
значение всего круга проблем, связанных
с необходимостью и случайностью"
[1].
1 Пригожин
И., Стенгерс И. Порядок из хаоса:
Новый диалог человека с
Вероятностно-статистические
методы широко применяются при изучении
массовых, а не отдельных явлений
случайного характера (квантовая механика,
статистическая физика, синергетика, социология
и др.). Сегодня все чаще говорят
о проникновении в науку
Важная
роль общенаучных подходов состоит
в том, что в силу своего "промежуточного
характера" они опосредствуют
взаимопереход философского и частнонаучного
знания (а также соответствующих
методов). Названные методы потому и
называются общенаучными, что применяются
во всех науках, но обязательно с
учетом особенностей предмета каждой
науки или научной дисциплины
и специфики познания природных,
социальных и духовных явлений.
349
Так, в
социально-гуманитарных науках результаты
наблюдения в большей степени
зависят от личности наблюдателя, его
жизненных установок, ценностных ориентаций
и других субъективных факторов. В
этих науках различают простое (обычное)
наблюдение, когда факты и события
регистрируются со стороны, и соучаствующее
(включенное наблюдение), когда исследователь
включается, "вживается" в определенную
социальную среду, адаптируется к ней
и анализирует события "изнутри".
В психологии давно применяются
такие формы наблюдения, как самонаблюдение
(интроспекция) и эмпатия - проникновение
в переживания других людей, стремление
понять их внутренний мир - их чувства,
мысли, желания и т.д.
Разновидностью
включенного наблюдения является этнометодология,
суть которой состоит в том, чтобы
результаты описания и наблюдения социальных
явлений и событий дополнить
идеей их понимания. Такой подход
сегодня все более широкое
применение находит в этнографии,
социальной антропологии, социологии
и культурологии.
Все шире
развиваются социальные эксперименты,
которые способствуют внедрению
в жизнь новых форм социальной
организации и оптимизации
В психологии
для выявления того, как формируется
та или иная психическая деятельность,
испытуемого ставят в различные
экспериментальные условия, предлагая
решать определенные задачи. При этом
оказывается возможным
350
Социальные
эксперименты требуют от исследователя
строгого соблюдения моральных и
юридических норм и принципов. Здесь
(как и в медицине) очень важно
требование - "не навреди!". Главная
особенность социальных экспериментов
- в "способности служить орудием
проникновения в тайники
В социально-гуманитарных
науках кроме философских и
1. Идиографический
метод - описание индивидуальных
особенностей единичных
2. Диалог
("вопросно-ответный метод").
3. Понимание
и рациональное (интенциальное) объяснение
(об этом подробнее см. следующий
параграф данной главы).
4. Анализ
документов - качественный и количественный
(контент-анализ).
5. Опросы
- либо "лицом к лицу" (интервью),
либо заочно (анкетный, почтовый, телефонный
и т.п. опросы). Различают опросы
массовые и специализированные,
в которых главный источник
информации - компетентные эксперты-
6. Проективные
методы (характерные для психологии)
- способ опосредованного
7. Тестирование
(в психологии и педагогике) - стандартизированные
задания, результат выполнения
которых позволяет измерить
351
8. Биографический
и автобиографический методы.
9. Метод
социометрии - применение математических
средств к изучению социальных
явлений. Чаще всего
10. Игровые
методы - применяются при выработке
управленческих решений - имитационные
(деловые) игры и игры
Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий и предмета исследования.
Информация о работе Диалектическая логика как методология научного познания