Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:53, реферат
Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, включающей противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.
5.3.
Метод восхождения
от абстрактного
к конкретному
как выражение
когнитивного потенциала
диалектики
В соответствии с принципами диалектической логики познавательный процесс в конкретнонаучном исследовании представляется как движение мысли от эмпирического знания к теоретическим абстракциям все более высокого порядка до тех пор, пока не будет найден носитель основного противоречия исследуемого объекта (минимально связанная с эмпирией «клеточка» теоретического анализа) и далее в обратном порядке: осуществляется анализ основного противоречия, в процессе теоретического разрешения которого выявляются более конкретные противоречия, ассимилирующие более обширный эмпирический материал, в результате чего вырабатывается конкретно-всеобщее понятие исследуемого объекта. При этом в диалектическом материализме отмечалась связь создаваемого таким образом мыслей и действий метода восхождения от абстрактного к конкретному с философским методом Гегеля, у которого диалектика абстрактного и конкретного выражает не непосредственно отношения предметов (явлений, процессов) материального мира, а прежде всего движение абсолютного понятия (абсолютной идеи) как духовного начала всей реальности. О прямом заимствовании системы принципов диалектической логики с ее последующей материалистической интерпретацией свидетельствует неоднократные прямые высказывания одного из основоположников диалектического материализма К. Маркса. В частности, наиболее показательно следующее: «Мистифицирующую сторону гегелевской диалектики я подверг критике почти 30 лет тому назад, в то время, когда она была еще в моде. Но как раз в то время, когда я работал над первым томом «Капитала», крикливые, претенциозные и весьма посредственные эпигоны, задающие тон в современной образованной Германии, усвоили манеру тренировать Гегеля, как «мертвую собаку». Я поэтому открыто объявил себя учеником этого великого мыслителя и в главе о теории стоимости местами даже кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения. Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».
Образцом
практической реализации научного исследования
на основе метода восхождения от абстрактного
к конкретному считается
Не
акцентируя внимания на последнем, отметим,
что разработка метода восхождения
от абстрактного к конкретному в
его материалистической интерпретации
осталась незавершенной. Прежде всего
неясно было (кроме упоминаний К. Маркса
о массовидности явлений, связанных
с основным противоречием, по каким
критериям следовало выделять совокупность
экономических явлений, процессов,
предметов, в сфере которых следовало
искать основное противоречие. Выходя
за рамки марксовых представлений
о базисе и надстройке, правомерно
было ставить вопрос о расширении
сферы поисков основного
Вместе
с тем система принципов того
метода не содержит внутренних противоречий
и обладает потенциальной способностью
интегрировать большой массив знания
(практически все, что известно об
исследуемом объекте). Основная трудность
его применения состоит в «выстраивании»
логически и эмпирически
2.
Философско-
Философско-
3.
СТРУКТУРА
И ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ. ЗАКОН
КАК КЛЮЧЕВОЙ ЕЕ ЭЛЕМЕНТ
Любая
теория - это целостная развивающаяся
система истинного знания (включающая
и элементы заблуждения), которая
имеет сложную структуру и
выполняет ряд функций. В современной
методологии науки выделяют следующие
основные элементы структуры теории:
1) Исходные основания - фундаментальные
понятия, принципы, законы, уравнения,
аксиомы и т.п. 2) Идеализированный
объект - абстрактная модель существенных
свойств и связей изучаемых предметов
(например, "абсолютно черное тело",
"идеальный газ" и т.п.). 3) Логика
теории - совокупность определенных правил
и способов доказательства, нацеленных
на прояснение структуры и изменения
знания. 4) Философские установки, социокультурные
и ценностные факторы. 5) Совокупность
законов и утверждений, выведенных
в качестве следствий из основоположений
данной теории в соответствии с конкретными
принципами.
Например,
в физических теориях можно выделить
две основные части: формальные исчисления
(математические уравнения, логические
символы, правила и др.) и содержательную
интерпретацию (категории, законы, принципы).
Единство содержательного и формального
аспектов теории - один из источников ее
совершенствования и развития.
Методологически
важную роль в формировании теории
играет идеализированный объект ("идеальный
тип"), построение которого - необходимый
этап создания любой теории, осуществляемый
в специфических для разных областей
знания формах. Этот объект выступает
не только как мысленная модель определенного
фрагмента реальности, но и содержит
в себе конкретную программу исследования,
которая реализуется в
Говоря
о целях и путях теоретического
исследования вообще, А. Эйнштейн отмечал,
что "теория преследует две цели:
1. Охватить по возможности все явления
в их взаимосвязи
(полнота).
2. Добиваться этого, взяв за
основу как можно меньше
Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, "открытые" и "закрытые", объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т.д.
Для современной
(постнеклассической) науки характерны
усиливающаяся математизация ее
теорий (особенно естественнонаучных)
и возрастающий уровень их абстрактности
и сложности. Эта особенность
современного естествознания привела
к тому, что работа с его новыми
теориями из-за высокого уровня абстрактности
вводимых в них понятий превратилась
в новый и своеобразный вид
деятельности. В этой связи некоторые
ученые говорят, в частности, об угрозе
превращения теоретической
В современной
науке резко возросло значение вычислительной
математики (ставшей самостоятельной
ветвью математики), так как ответ
на поставленную задачу часто требуется
дать в числовой форме. В настоящее
время важнейшим инструментом научно-технического
прогресса становится математическое
моделирование. Его сущность - замена
исходного объекта
Общая структура теории специфически выражается в разных типах (видах) теорий. Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Они опираются на теорию множеств как на свой фундамент. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция. Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация.
Многие
математические теории возникают за
счет комбинации, синтеза нескольких
основных, или порождающих, структур.
Потребности науки (в том числе
и самой математики) привели в
последнее время к появлению
целого ряда новых математических дисциплин:
теория графов, теория игр, теория информации,
дискретная математика, теория оптимального
управления и др. В последние годы
все чаще обращаются к сравнительно
недавно возникшей
Теории опытных (эмпирических) наук - физики, химии, биологии, социологии, истории - по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.
Феноменологические
(их называют также описательными, эмпирическими)
описывают наблюдаемые в опыте
свойства и величины предметов и
процессов, но не вникают глубоко
в их внутренние механизмы (например,
геометрическая оптика, термодинамика,
многие педагогические, психологические
и социологические теории и др.).
Такие теории не анализируют природу
исследуемых явлений и поэтому
не используют сколь-нибудь сложные
абстрактные объекты, хотя, разумеется,
в известной мере схематизируют
и строят некоторые идеализации
изучаемой области явлений.
Феноменологические
теории решают прежде всего задачу
упорядочивания и первичного обобщения
относящихся к ним фактов. Они
формулируются в обычных
рактер. С феноменологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактологического эмпирического материала. Такие теории - вполне закономерное явление в процессе научного познания.
С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они не только отображают связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы (такова, например, физическая оптика и ряд других теорий). Наряду с наблюдаемыми эмпирическими фактами, понятиями и величинами здесь вводятся весьма сложные и ненаблюдаемые, в том числе весьма абстрактные понятия. Несомненно, что феноменологические теории благодаря своей простоте легче поддаются логическому анализу, формализации и математической обработке, чем нефеноменологические. Не случайно поэтому в физике одними из первых были аксиоматизированы такие ее разделы, как классическая механика, геометрическая оптика и термодинамика.
Информация о работе Диалектическая логика как методология научного познания