Диалектическая логика как методология научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, включающей противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.

Работа содержит 1 файл

Диалектическая логика как методология научного познания.docx

— 82.34 Кб (Скачать)

      5.3. Метод восхождения  от абстрактного  к конкретному  как выражение  когнитивного потенциала  диалектики  

    В соответствии с принципами диалектической логики познавательный процесс в  конкретнонаучном исследовании представляется как движение мысли от эмпирического  знания к теоретическим абстракциям все более высокого порядка до тех пор, пока не будет найден носитель основного противоречия исследуемого объекта (минимально связанная с эмпирией «клеточка» теоретического анализа) и далее в обратном порядке: осуществляется анализ основного противоречия, в процессе теоретического разрешения которого выявляются более конкретные противоречия, ассимилирующие более обширный эмпирический материал, в результате чего вырабатывается конкретно-всеобщее понятие исследуемого объекта. При этом в диалектическом материализме отмечалась связь создаваемого таким образом мыслей и действий метода восхождения от абстрактного к конкретному с философским методом Гегеля, у которого диалектика абстрактного и конкретного выражает не непосредственно отношения предметов (явлений, процессов) материального мира, а прежде всего движение абсолютного понятия (абсолютной идеи) как духовного начала всей реальности. О прямом заимствовании системы принципов диалектической логики с ее последующей материалистической интерпретацией свидетельствует неоднократные прямые высказывания одного из основоположников диалектического материализма К. Маркса. В частности, наиболее показательно следующее: «Мистифицирующую сторону гегелевской диалектики я подверг критике почти 30 лет тому назад, в то время, когда она была еще в моде. Но как раз в то время, когда я работал над первым томом «Капитала», крикливые, претенциозные и весьма посредственные эпигоны, задающие тон в современной образованной Германии, усвоили манеру тренировать Гегеля, как «мертвую собаку». Я поэтому открыто объявил себя учеником этого великого мыслителя и в главе о теории стоимости местами даже кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения. Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

    Образцом  практической реализации научного исследования на основе метода восхождения от абстрактного к конкретному считается изучение К. Марксом капиталистического общества и прежде всего его экономических  отношений. Вскрыв противоречие между  конкретным и абстрактным трудом (основное противоречие товарного способа  производства), К. Маркс, по его мнению, показал как в совокупности вытекающих из него менее общих противоречий (между стоимостью и прибавочной  стоимостью, трудом и капиталом, производством  и потреблением и т.д.) отражается во всей полноте жизнь капиталистического общества и каковы перспективы его  развития – социалистическая революция  и построение нового общества, основанного  на иной форме собственности.

    Не  акцентируя внимания на последнем, отметим, что разработка метода восхождения  от абстрактного к конкретному в  его материалистической интерпретации  осталась незавершенной. Прежде всего  неясно было (кроме упоминаний К. Маркса о массовидности явлений, связанных  с основным противоречием, по каким  критериям следовало выделять совокупность экономических явлений, процессов, предметов, в сфере которых следовало  искать основное противоречие. Выходя за рамки марксовых представлений  о базисе и надстройке, правомерно было ставить вопрос о расширении сферы поисков основного противоречия за пределы экономических явлений  и процессов. Сам К. Маркс не осуществил намерение написать (после того как  сбросит с себя «экономическое бремя») «Диалектику» как философско-методологическую работу, излагающую теорию использованного  им метода. Попытки его последователей сделать это на основе предложенного  В.И. Лениным принципа единства диалектики, логики и теории познания также остались незавершенными. В итоге степень  распространенности данного метода осталась невысокой. Пока нет оснований  утверждать о наличии физических, экономических или биологических  теорий, построенных по образцу экономической  теории К. Маркса. Видимо, правомерно лишь говорить о наличии историко-методологических реконструкций, выявляющих там некоторые  реальные черты методы восхождения  от абстрактного к конкретному post factum.

      Вместе  с тем система принципов того метода не содержит внутренних противоречий и обладает потенциальной способностью интегрировать большой массив знания (практически все, что известно об исследуемом объекте). Основная трудность  его применения состоит в «выстраивании» логически и эмпирически обоснованной системы противоречий, разрешение которых  представляет собой информацию, ассимилируемую в форме конкретно-всеобщего понятия  системное знание об исследуемом  объекте, наиболее адекватно выражающие его «собственную логику», т.е. исследуемый  объект в единстве в нем общего и специфического. Будет ли она  преодолена покажет будущее развитие методологического инструментария науки.  
 

    2.

    Философско-методологический анализ экономической науки предполагает углубленную рефлексию над ее основаниями, реконструкцию этапов ее исторического становления и  развития, выявления ее проблемного  поля, раскрытия содержания основных принципов и концептуально-понятийного  аппарата, взаимосвязи с политикой, моралью, идеологией, описания функций, задач и перспектив. 

    Философско-методологический анализ правовой науки предполагает погружение категории права в  соответствующую категорийную матрицу  с целью выявления специфики  сущности права. В этом плане в  философии и методологии права  можно выделить два подхода, по-разному  раскрывающих сущность права. Согласно первому, сущность содержания права  раскрывается через такую категориальную матрицу, в которой основными  понятиями выступают: «справедливость», «свобода», «разум» и др. Согласно второму, сущность права определяется, исходя из действующего или положительного права. Здесь центральными понятиями выступают «норма», «принуждение», «авторитет», «обычай» и др. К первым относятся сторонники естественного права, в рамках которого определенные ценности и права признаются изначально соответствующими природе человека и поэтому незыблемыми (Т. Гоббе, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж-Ж. Руссо в 17-18вв.; Ж. Маритян, Дж. Финнис – в 20 в.). Ко вторым, в зависимости от утверждения или отрицания роли традиции – представители исторической школы права (возникает в Герамании в начале 19 в. как реакция и критика концепции естественного права 18 в., основанного на безграничной вере в разум, в возможность дедуктивного выведения основ правовой науки и как неприятие идеологических установок Французской революции, утверждавшей превосходство человеческой воли и желания над традицией и обычаями – Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта. С их точки зрения, право складывалось исторически, на основе обычаев) и является неприкосновенным, поскольку не зависит ни от воли законодателя, ни от воли правительства) и юридического позитивизма (возникшего во 2-й половине 19 в. и видевшего в праве совокупность норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти; право отождествляется с наличным законодательством; утверждается автономный характер права, его независимость от морали и исторических традиций – И. Бентам, Дж. Остин – 19 в., Г. Кельзен, Г.Л.А. Харт, Дж. Рац – 20 в.). 

      3.  

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ. ЗАКОН  КАК КЛЮЧЕВОЙ ЕЕ ЭЛЕМЕНТ 

Любая теория - это целостная развивающаяся  система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая  имеет сложную структуру и  выполняет ряд функций. В современной  методологии науки выделяют следующие  основные элементы структуры теории: 1) Исходные основания - фундаментальные  понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п. 2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.п.). 3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения  знания. 4) Философские установки, социокультурные  и ценностные факторы. 5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений  данной теории в соответствии с конкретными  принципами. 

Например, в физических теориях можно выделить две основные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Единство содержательного и формального  аспектов теории - один из источников ее совершенствования и развития. 

Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект ("идеальный  тип"), построение которого - необходимый  этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает  не только как мысленная модель определенного  фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории. 

Говоря  о целях и путях теоретического исследования вообще, А. Эйнштейн отмечал, что "теория преследует две цели: 1. Охватить по возможности все явления  в их взаимосвязи 

(полнота). 2. Добиваться этого, взяв за  основу как можно меньше логически  взаимно связанных логических  понятий и произвольно установленных  соотношений между ними (основных  законов и аксиом). Эту цель  я буду называть "логической  единственностью"  

Многообразию  форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует  и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В  зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные  и прикладные, формальные и содержательные, "открытые" и "закрытые", объясняющие  и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т.д.

Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий (особенно естественнонаучных) и возрастающий уровень их абстрактности  и сложности. Эта особенность  современного естествознания привела  к тому, что работа с его новыми теориями из-за высокого уровня абстрактности  вводимых в них понятий превратилась в новый и своеобразный вид  деятельности. В этой связи некоторые  ученые говорят, в частности, об угрозе превращения теоретической физики в математическую теорию.

В современной  науке резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной  ветвью математики), так как ответ  на поставленную задачу часто требуется  дать в числовой форме. В настоящее  время важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование. Его сущность - замена исходного объекта соответствующей  математической моделью и в дальнейшем ее изучение, экспериментирование с  нею на ЭВМ и с помощью вычислительных алгоритмов.

Общая структура теории специфически выражается в разных типах (видах) теорий. Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Они опираются на теорию множеств как на свой фундамент. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция. Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация.

Многие  математические теории возникают за счет комбинации, синтеза нескольких основных, или порождающих, структур. Потребности науки (в том числе  и самой математики) привели в  последнее время к появлению  целого ряда новых математических дисциплин: теория графов, теория игр, теория информации, дискретная математика, теория оптимального управления и др. В последние годы все чаще обращаются к сравнительно недавно возникшей алгебраической теории категорий, рассматривая ее как  новый фундамент для всей математики.

Теории  опытных (эмпирических) наук - физики, химии, биологии, социологии, истории - по глубине  проникновения в сущность изучаемых  явлений можно разделить на два  больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте  свойства и величины предметов и  процессов, но не вникают глубоко  в их внутренние механизмы (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педагогические, психологические  и социологические теории и др.). Такие теории не анализируют природу  исследуемых явлений и поэтому  не используют сколь-нибудь сложные  абстрактные объекты, хотя, разумеется, в известной мере схематизируют  и строят некоторые идеализации  изучаемой области явлений. 

Феноменологические  теории решают прежде всего задачу упорядочивания и первичного обобщения  относящихся к ним фактов. Они  формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной  терминологии соответствующей области  знания и имеют по преимуществу качественный ха-

рактер. С феноменологическими теориями исследователи сталкиваются, как  правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение  фактологического эмпирического материала. Такие теории - вполне закономерное явление в процессе научного познания.

С развитием  научного познания теории феноменологического  типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они  не только отображают связи между  явлениями и их свойствами, но и  раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы (такова, например, физическая оптика и ряд других теорий). Наряду с наблюдаемыми эмпирическими  фактами, понятиями и величинами здесь вводятся весьма сложные и  ненаблюдаемые, в том числе весьма абстрактные понятия. Несомненно, что  феноменологические теории благодаря  своей простоте легче поддаются  логическому анализу, формализации и математической обработке, чем  нефеноменологические. Не случайно поэтому  в физике одними из первых были аксиоматизированы  такие ее разделы, как классическая механика, геометрическая оптика и  термодинамика.

Информация о работе Диалектическая логика как методология научного познания