Диалектическая логика как методология научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, включающей противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.

Работа содержит 1 файл

Диалектическая логика как методология научного познания.docx

— 82.34 Кб (Скачать)

1 Эйнштейн  А. Физика и реальность. - М., 1995. С. 228-229. 
 
 
 

Иначе говоря, теории современной науки  создаются не просто путем индуктивного обобщения опыта (хотя такой путь не исключается), а за счет первоначального  движения в поле ранее созданных  идеализированных объектов, которые  используются в качестве средств  конструирования гипотетических моделей  новой области взаимодействий. Обоснование  таких моделей опытом превращает их в ядро будущей теории. "Именно теоретическое исследование, основанное на относительно самостоятельном оперировании идеализированными объектами, способно открывать новые предметные области  до того, как они начинают осваиваться  практикой. Теоретизация выступает  своеобразным индикатором развитой науки" [2]. 

2 Степин  В. С. Теоретическое знание. - М., 2000. С. 704. 
 

Идеализированный  объект выступает, таким образом, не только как теоретическая модель реальности, но он неявно содержит в  себе определенную программу исследования, которая 
 

279 

реализуется в построении теории. Соотношения  элементов идеализированного объекта - как исходные, так и выводные, представляют собой теоретические  законы, которые (в отличие от эмпирических законов) формулируются не непосредственно  на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом. 

Из этого  вытекает, в частности, что законы, формулируемые в рамках теории и  относящиеся по существу не к эмпирически  данной реальности, а к реальности, как она представлена идеализированным объектом, должны быть соответствующим  образом конкретизированы при их применении к изучению реальной действительности. Имея в виду данное обстоятельство, А. Эйнштейн ввел термин "физическая реальность" и выделил два аспекта этого термина. Первое его значение использовалось им для характеристики объективного мира, существующего вне и независимо от сознания. "Вера в существование внешнего мира, - отмечал Эйнштейн, - независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания" [1]. 

1 Эйнштейн  А. Собр. науч. трудов: В 4 т. - М., 1967. Т. 4. С. 136. 
 

Во втором своем значении термин "физическая реальность" используется для рассмотрения теоретизированного мира как совокупности теоретических объектов, представляющих свойства реального мира в рамках данной физической теории. "Реальность, изучаемая наукой, есть не что иное, как конструкция нашего разума, а  не только данность" [2]. В этом плане  физическая реальность задается посредством  языка науки, причем одна и та же реальность может быть описана при  помощи разных языков. 
 

Характеризуя  науку, научное познание в целом, необходимо выделить ее главную задачу, основную функцию - открытие законов  изучаемой области действительности. Без установления законов действительности, без выражения их в системе  понятий нет науки, не может быть научной теории. Перефразируя слова  известного поэта, можно сказать: мы говорим наука - подразумеваем закон, мы говорим закон - подразумеваем  наука. 

2 Пригожин  И., Стенгерс И. Порядок из хаоса:  Новый диалог человека с природой. - М., 1986. С. 290. 

280 
 

Само  понятие научности (о чем выше уже шла речь) предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых  явлений, определение многообразных  условий практической применимости законов. 

Изучение  законов действительности находит  свое выражение в создании научной  теории, адекватно отражающей исследуемую  предметную область в целостности  ее законов и закономерностей. Поэтому  закон - ключевой элемент теории, которая  есть не что иное, как система  законов, выражающих сущность, глубинные  связи изучаемого объекта (а не только эмпирические зависимости) во всей его  целостности и конкретности, как  единство многообразного. 

В самом  общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: 

а) объективной, так как присуща прежде всего  реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей; 

б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного  типа (вида) и действует всегда и  везде, где развертываются соответствующие  процессы и условия; 

в) необходимой, ибо будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с "железной необходимостью" в  соответствующих условиях; 

г) внутренней, так как отражает самые глубинные  связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой  целостной системы; 

д) повторяющейся, устойчивой, так как "закон есть прочное (остающееся) в явлении", "идентичное в явлении", 
 

их "спокойное  отражение" (Гегель). Он есть выражение  некоторого постоянства определенного  процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных  условиях. 

Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится  с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает данную инвариантность и порождает новую, что и означает изменение законов, их углубление, расширение или сужение  сферы их действия, их модификации  и т.п. Любой закон не есть нечто  неизменное, а представляет собой  конкретно-исторический феномен. С  изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь  появляются, меняются формы действия законов, способы их использования  и т.д. 

Важнейшая, ключевая задача научного исследования - "поднять опыт до всеобщего", найти законы данной предметной области, определенной сферы (фрагмента) реальной действительности, выразить их в соответствующих  понятиях, абстракциях, теориях, идеях, принципах и т.п. Решение этой задачи может быть успешным в том  случае, если ученый будет исходить из двухосновных посылок: реальности мира в его целостности и развитии и законосообразности этого мира, т.е. того, что он "пронизан" совокупностью  объективных законов. Последние  регулируют весь мировой процесс, обеспечивают в нем определенный порядок, необходимость, принцип самодвижения и вполне познаваемы. Выдающийся математик А. Пуанкаре справедливо  утверждал, что законы как "наилучшее  выражение" внутренней гармонии мира есть основные начала, предписания, отражающие отношения между вещами. "Однако произвольны ли эти предписания? Нет; иначе они были бы бесплодны. Опыт предоставляет нам свободный  выбор, но при этом он руководит нами" [1]. 
 

Надо  иметь в виду, что мышление людей  и объективный мир подчинены  одним и тем же законам и  что поэтому они в своих  результатах должны согласовываться  между собой. Необходимое соответствие между законами объективной действительности и законами мышления достигается  тогда, когда они надлежащим образом  познаны. 

Познание  законов - сложный, трудный и глубоко  противоречивый процесс отражения  действительности. Но познающий субъект  не может отобразить весь реальный мир, тем более сразу, полностью  и целиком. Он может лишь вечно  приближаться к этому, создавая различные  понятия и другие абстракции, формулируя те или иные законы, применяя целый  ряд приемов и методов в  их совокупности (эксперимент, наблюдение, идеализация, моделирование и т.п.). Характеризуя особенности законов  науки, известный американский физик  Р. Фейнман писал, что, в частности, "законы физики нередко не имеют  очевидного прямого отношения к  нашему опыту, а представляют собой  его более или менее абстрактное выражение... Очень часто между элементарными законами и основными аспектами реальных явлений дистанция огромного размера" [1]. 
 
 
 

     Закон как ключевой элемент 

В. Гейзенберг, полагая, что открытие законов - важнейшая  задача науки, отмечал, что, во-первых, когда формулируются великие  всеобъемлющие законы природы - а  это стало впервые возможным  в ньютоновской механике - "речь идет об идеализации действительности, а  не о ней самой". Идеализация  возникает оттого, что мы исследуем  действительность с помощью понятий. Во-вторых, каждый закон обладает ограниченной областью применения, вне которой  он неспособен отражать явления, потому что его понятийный аппарат не охватывает новые явления (например, в понятиях ньютоновской механики не могут быть описаны все явления  природы). В-третьих, теория относительности  и квантовая механика представляют собой "очень общие идеализации  весьма широкой сферы опыта и  их законы будут справедливы в  любом месте и в любое время - но только относительно той сферы  опыта, в которой применимы понятия этих теорий". 

Законы  открываются сначала в форме  предположений, гипотез. Дальнейший опытный  материал, новые факты приводят к "очищению этих гипотез", устраняют  одни из них, исправляют другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон. Одно из важнейших требований, которому должна удовлетворять научная  гипотеза, состоит в ее принципиальной проверяемости на практике (в опыте, эксперименте и т.п.), что отличает гипотезу от всякого рода умозрительных  построений, беспочвенных вымыслов, необоснованных фантазий и т.д. 

Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самые глубокие знания о них  достигаются не на уровне непосредственного  восприятия, а на этапе теоретического исследования. Именно здесь и происходит в конечном счете сведение случайного, видимого лишь в явлениях, к действительному  внутреннему движению. Результатом  этого процесса является открытие закона, точнее совокупности законов, присущих данной сфере, которые в своей  взаимосвязи образуют "ядро" определенной научной теории. 

Раскрывая механизм открытия новых законов, Р. Фейнман отмечал, что "... поиск  нового закона ведется следующим  образом. Прежде всего о нем догадываются. Затем вычисляют следствия этой догадки и выясняют, что повлечет за собой этот закон, если окажется, что он справедлив. Затем результаты расчетов сравнивают с тем, что наблюдается  в природе, с результатами специальных  экспериментов или с нашим  опытом, и по результатам таких  наблюдений выясняют, так это или  не так. Если расчеты расходятся с  экспериментальными данными, то закон  неправилен" [2]. При этом Фейнман  обращает внимание на то, что на всех этапах движения познания важную роль играют философские установки, которыми руководствуется исследователь. Уже  в начале пути к закону именно философия  помогает строить догадки, здесь  трудно сделать окончательный выбор.

Открытие  и формулирование закона - важнейшая, но не последняя задача науки, которая  еще должна показать, как открытый ею закон прокладывает себе путь. Для  этого надо с помощью закона, опираясь на него, объяснить все явления  данной предметной области (даже те, которые  кажутся ему противоречащими), вывести  их все из соответствующего закона через целый ряд посредствующих звеньев. 

Следует иметь в виду, что каждый конкретный закон практически никогда не проявляется в "чистом виде", а  всегда во взаимосвязи с другими  законами разных уровней и порядков. Кроме того, нельзя забывать, что  хотя объективные законы действуют  с "железной необходимостью", сами по себе они отнюдь не "железные", а очень даже "мягкие", эластичные в том смысле, что в зависимости  от конкретных условий получает перевес  то тот, то другой закон. Эластичность законов (особенно общественных) проявляется  также в том, что они зачастую действуют как законы-тенденции, осуществляются весьма запутанным и  приблизительным образом, как некоторая  никогда твердо не устанавливающаяся  средняя постоянных колебаний. 

Условия, в которых осуществляется каждый данный закон, могут стимулировать  и углублять, или наоборот "пресекать" и снимать его действие. Тем  самым любой закон в своей  реализации всегда модифицируется конкретно-историческими  обстоятельствами, которые либо позволяют  закону набрать полную силу, либо замедляют, ослабляют его действие, выражая  закон в виде пробивающейся тенденции. Кроме того, действие того или иного  закона неизбежно видоизменяется сопутствующим  действием других законов. 

Каждый  закон "узок, неполон, приблизителен" (Гегель), поскольку имеет границы  своего действия, определенную сферу  своего осуществления (например, рамки  данной фор-

мы движения материи, конкретная ступень развития и т.д.). Как бы вторя Гегелю, Р. Фейнман отмечал, что даже закон  всемирного тяготения не точен - "то же относится и к другим нашим  законам - они не точны. Где-то на краю их всегда лежит тайна, всегда есть, над чем поломать голову" [1]. На основе законов осуществляется не только объяснение явлений данного класса (группы), но и предсказание, предвидение  новых явлений, событий, процессов  и т.п., возможных путей, форм и  тенденций познавательной и практической деятельности людей.

Открытые  законы, познанные закономерности могут - при их умелом и правильном применении - быть использованы людьми для того, чтобы они могли изменять природу  и свои собственные общественные отношения. Поскольку законы внешнего мира - основы целесообразной деятельности человека, то люди должны сознательно  руководствоваться требованиями, вытекающими  из объективных законов, как регулятивами своей деятельности. Иначе последняя  не станет эффективной и результативной, а будет осуществляться в лучшем случае методом проб и ошибок. На основе познанных законов люди могут  действительно научно управлять  как природными, так и социальными  процессами, оптимально их регулировать. 

Информация о работе Диалектическая логика как методология научного познания