Диалектическая логика как методология научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, включающей противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.

Работа содержит 1 файл

Диалектическая логика как методология научного познания.docx

— 82.34 Кб (Скачать)

    Категории «система», «структура», «элемент»  в настоящее время отмечены растущей методологической значимостью как  в сфере теоретических научных  исследований, так и прикладных разработках, используемых практически во всех областях человеческой деятельности (природопользовании и природоохранительной деятельности, экономике, социальном управлении, сфере  образования, оборонной сфере и  др.). Содержание данных категорий упорядочивает  ход мыслей, ориентирует на восприятие предмета мысли в его целостности  и выработку представления о  том, за счет чего обеспечивается его  целостность. В этом плане их значение выходи далеко за рамки науки, способствуя  выработке навыков системного мышления у отдельных людей и превращению  системного мышления в эталон интеллектуальной деятельности для всего человеческого  сообщества. Необходимость этого  диктуется реалиями современной  жизни.

    Категории «система», «структура», «элемент»  имеют много точек соприкосновения  с категориями «содержание» и  «форма», в чьих смысловых рамках протекал процесс их исторического  формирования и выделения в самостоятельную  группу. Содержание – это философская  категория, обозначающая совокупность элементов, образующих вещь (явление, процесс), взаимодействий элементов и результатов  взаимодействий. Таким образом категория  «содержание» охватывает всю совокупность субстратных и процессуальных составляющих предмета, а также его изменений. Форма – это философская категория, означающая совокупность относительно устойчивых отношений и связей, элементов  образующих предмет, явление, процесс. Содержание определяет основное качество предмета, явления, процесса, его тип. Форма фиксирует, закрепляет достигнутое  качество, образовавшийся тип объекта.

    Относительно  самостоятельное значение формы  колеблется в различных сферах человеческой деятельности в довольно широких  пределах. Наряду с известными вариантами ее взаимодействия с содержанием, где  они изменялись как бы во взаимнокорректируемых  направлениях, существует возможность  более полного отвлечения формы  от содержания. Оно проявляется в  искусственных языках, логике, математических науках, в ряде праксеологических  установок и предписаний. На возможности  отвлечения в мышлении формы от содержания основан один из методов научного познания – формализация.

    Философские категории «содержание» и «форма»  являются важным средством выработки  навыков продуктивного мышления, свободного от деформирующих воздействий  эмоциональных факторов, в частности, навыка видеть за несовершенной формой выражения мысли нетривиальное  содержание (серьезную проблему, правильное направление поиска, оптимальное  решение и т.д.), и наоборот, за изящной совершенной выражения  подлинное содержание.

      Группа  категорий диалектики, объединенных на основе принципа детерминизма, в  методологическом плане наиболее наглядно и непосредственно связана с  процессами конкретнонаучных исследований, направленных прежде всего на выявление  причинно-следственных связей в сфере  исследуемой реальности.

      Для выяснения специфики причинно-следственных связей недостаточно иметь представление  об их общей структуре, необходимо еще  знание определенной совокупности обстоятельств, сопутствующих их установлению. Она  фиксируется в понятии причинного основания. Причинное основание  – это совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие. Оно включает следующие элементы:

    1. собственно причины как явления, порождающие или изменяющие другие явления;
    2. 2) условия – обстановка, в которой осуществляются причинно-следственные связи;
    3. Повод – обстоятельство, приближающее начало причинно-следственного взаимодействия;
    4. Стимулы – обстоятельства, ускоряющие порождение следствия.

    Установление  причинно-следственных связей делает мышление доказательным. В это состоит  фундаментальное значение категорий  «причина» и «следствие» для  процессов интеллектуальной человеческой деятельности. «Объяснить явление –  значит найти его причину» - афоризм, и в настоящее время верно схватывающий главное. Вместе с тем, необоснованное установление (декларирование) причинно-следственных связей по принципу «После этого, значит по причине этого» лежит в основе многих суеверий и предрассудков, надуманных неверных объяснений. Избежать этого можно, ориентируясь при установлении причинно-следственной связи не только на ее временную характеристику, а учитывая полное содержание причинного основания, придающее этим связям необходимый характер. Основные ориентиры при этом пути обеспечивает содержание категорий «необходимость» и «случайность».

    Необходимость – это философская категория, выражающая устойчивую регулярную связь  явлений. Наблюдается регулярная последовательность в смене времен года, дня и ночи, что связано с движением объектов Солнечной системы, устойчивая связь  между условиями существования  и численностью биологической популяции, производительностью труда и  себестоимостью продукции и т.д. Случайность – это философская  категория, выражающая связь явлений, не обладающую четко выраженной регулярностью  и устойчивостью. Случайным является столкновение двух метеоритов и столкновение автотранспортных средств в дорожных происшествиях, выигрыш определенного  лотерейного билета, случайными бывают контакты людей, «роковое» стечение обстоятельств и др.

    Необходимость выражает неотвратимость, обязательность осуществления связей (наступления  определенных событий) в строго определенном «однозначном» варианте, случайность  – подвижность, непохожесть вариантов  связи. Как необходимость, так и  случайность выражают прежде всего  причинные связи. Вместе с тем  необходимыми и случайными могут  быть пространственные и временные  связи.

    Как необходимость, так и случайность  выражают объективную связь явлений. Разница между ними в том, что  необходимая связь выражена, как  правило, однозначно, случайная –  в виде вероятности. Вероятность  – это степень необходимого в  случайном, выраженная количественно  величинами от нуля до единицы и  определяемая количественным соотношением ситуаций (случаев), при которых данное (интересующее нас) явление произошло  и ситуаций (случаев), при которых  оно могло произойти.

    В ряде познавательных ситуаций необходимые  и случайные события трудно различимы, не до конца выяснена природа случайности: что это? Проявление (свойство) объектов самой реальности или проявление (следствие) несовершенства познавательных средств человека? До настоящего времени  не окончательно опровергнута концепция  «скрытых параметров», согласно которой  вероятностно-статистические методы можно  уподобить грубому слесарному инструменту, которым орудуют в током механизме  часов, а при наличии соответствующих  средств все случайные события  можно описать на основе представления  об однозначной необходимой связи  явлений. Представление о случайности  как непознанной необходимости  поднимает случайность до уровня необходимости и вообще не оставляет  ей места в действительном мире. Но это входит в противоречие с  реально наблюдаемым статусом событий, которые далеко не равнозначны по степени необходимости. Поэтому  при различении необходимых и  случайных событий больше работает практический критерий, учитывающий  их неодинаковое значение в жизнедеятельности  человека. В рамках философского осмысления природы случайности предложено ее понимание как характеристики событий, происходящий при пересечении  самостоятельных, относящихся к  различным сферам реальности и человеческой деятельности причинно-следственных цепей. Наступление этих событий невозможно объяснить на основе причинно-следственных связей одной из цепей, а цепи не связаны между собой причинно-следственной связью.

    Выявить соотношение случайного и необходимого в предмете – значит определить в нем устойчивое, инвариантное, сохраняющееся в диапазоне определенных изменений объекта, то, на что можно  «положиться» в теоретическом анализе  и практических делах. В наиболее полном системном виде это качество предметов (явлений, процессов) выражает категория «сущность».

    Сущность  – это философская категория, обозначающая совокупность внутренних, необходимых, наиболее устойчивых свойств  и связей предметов и процессов, определяющих их бытие и тенденции  развития. Явление – это философская  категория, обозначающая внешние, наблюдаемые, обычно наиболее подвижные и изменчивые характеристики (свойства и отношения) предметов и процессов.

    Различие  сущности и явления не абсолютно. «Явление» охватывает широкую, подвижную  и изменчивую совокупность свойств  и связей, в то время как сущность – фиксирует лишь только те, которые  наиболее устойчивы, без которых  предмет теряет свое качество. Однако эта грань подвижна.

    В целом явление и сущность взаимопроникаемы: всякая сущность находит свое проявление, всякое явление содержит в себе частицу  сущности.

    Категория «сущность» близка по содержанию понятию  «закон»я. Поскольку они охватывают однородные (внутренние, общие, устойчивые, регулярные) связи и отношения  предметов. Отличие между ними в  том, что закон обычно отражает какой-то один тип связей, а сущность представлена системой законов. Так, капиталистический  способ производства отражает система  законов: стоимости, величины средней  прибыли, ценообразования, ренты и  др.

    Учет  содержания категорий «сущность» и  «явление» в мыслительной деятельности вырабатывает навык судить о предметах  на основе данных науки и практики, вырабатывающих и подтверждающих представления  об их сущности, а не определять ее по первым внешним впечатлениям, произвольно  толковать сущность предметов на основе субъективных предпочтений и  под влиянием изменившихся условий. Вместе с тем изменение условий  является одним из факторов эволюции сущности, превращения несущественных свойств и отношений в существенные. Поэтому встает вопрос о механизмах и тенденциях ее эволюции, предпосылках, условиях и возможностях этих процессов. Наиболее общие представления об этом дает содержание категорий «возможность»  и «действительность».

    Возможность – это философская категория, обозначающая предметы, явления, процессы еще не ставшие наличным бытием, но предпосылки возникновения которых  уже имеются в действительности. Как возможность правомерно рассматривать  сближение уровня экономического развития стран и регионов, уровня жизни  их населения, стабилизацию климата  Земли путем ликвидации негативных антропогенных факторов, обеспечение  всеобщей занятости, компьютерной грамотности  и т.д. Станет ли все это реальность, осуществится ли в действительности  - вопрос, ответ на который даже в  самом общем плане невозможно дать без представления о том, как возможность соотносится  с действительностью и содержанием  парной категории «действительность».

    Действительность  – это философская категория, обозначающая реально существующие предметы, явления, процессы. В плане  ее связи с возможностью можно  сказать, что это реализованная  возможность. Но не только. Это еще  и сфера существования всех возможностей, поскольку кроме как в действительности им негде быть и неоткуда возникнуть.

    Таким образом, возможность и действительность не исключают, а предполагают друг друга. Возможности противостоит не действительность, а невозможность. Невозможность  – это понятие, обозначающее предметы, явления, процессы, возникновение которых  исключается закономерностями действительности.

    В зависимости от характера предпосылок  перехода возможности в действительность и ее соотношения с законами действительности выделяют несколько видов возможностей:

  • формальная – возможность, которая может мыслиться непротиворечиво, без нарушения законов формальной логики, но при это известными на данное время законами реального мира и всецело коррелирует с миром воображаемым (это представления о сверхъестественных силах и с миром воображаемым (это представления о сверхъестественных силах и превращениях, составляющих сюжеты мифов, сказок, суеверий и т.п.);
  • абстрактная – возможность, которая не противоречит известным на данное время законам реальности, но для ее превращении в действительность нет соответствующих условий (например, для Республики Беларусь имеется абстрактная возможность обеспечить уровень жизни населения, превышающий это показатель во Франции, но для этого пока нет соответствующих условий – устойчивого экономического роста, финансовой стабильности, необходимых средств для модернизации производства и др.);
  • реальная – возможность, осуществление которой согласуется с известными на данное время законами реального мира, а необходимые для этого условия уже возникли или находятся в процессе становления (так, реальной возможностью является включение в единое информационное пространство всех стран и обеспечение доступа к банкам данных каждого человека, обеспечение более экономного и сбалансированного потребления природных ресурсов, повышение коэффициента их полезного потребления).

    Содержание  категорий «возможность» и «действительность» определяет общие принципы прогнозных оценок реальных процессов, ориентирует  на взвешенный подход в выборе направлений  преобразующей предметно-практической деятельности, в определении характера  и пределов риска в экономике  и политике, природопользовании, испытании  возможностей человека. 

Информация о работе Диалектическая логика как методология научного познания