Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:53, реферат
Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, включающей противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.
Категории
«система», «структура», «элемент»
в настоящее время отмечены растущей
методологической значимостью как
в сфере теоретических научных
исследований, так и прикладных разработках,
используемых практически во всех областях
человеческой деятельности (природопользовании
и природоохранительной деятельности,
экономике, социальном управлении, сфере
образования, оборонной сфере и
др.). Содержание данных категорий упорядочивает
ход мыслей, ориентирует на восприятие
предмета мысли в его целостности
и выработку представления о
том, за счет чего обеспечивается его
целостность. В этом плане их значение
выходи далеко за рамки науки, способствуя
выработке навыков системного мышления
у отдельных людей и
Категории
«система», «структура», «элемент»
имеют много точек
Относительно самостоятельное значение формы колеблется в различных сферах человеческой деятельности в довольно широких пределах. Наряду с известными вариантами ее взаимодействия с содержанием, где они изменялись как бы во взаимнокорректируемых направлениях, существует возможность более полного отвлечения формы от содержания. Оно проявляется в искусственных языках, логике, математических науках, в ряде праксеологических установок и предписаний. На возможности отвлечения в мышлении формы от содержания основан один из методов научного познания – формализация.
Философские
категории «содержание» и «форма»
являются важным средством выработки
навыков продуктивного
Группа категорий диалектики, объединенных на основе принципа детерминизма, в методологическом плане наиболее наглядно и непосредственно связана с процессами конкретнонаучных исследований, направленных прежде всего на выявление причинно-следственных связей в сфере исследуемой реальности.
Для
выяснения специфики причинно-
Установление причинно-следственных связей делает мышление доказательным. В это состоит фундаментальное значение категорий «причина» и «следствие» для процессов интеллектуальной человеческой деятельности. «Объяснить явление – значит найти его причину» - афоризм, и в настоящее время верно схватывающий главное. Вместе с тем, необоснованное установление (декларирование) причинно-следственных связей по принципу «После этого, значит по причине этого» лежит в основе многих суеверий и предрассудков, надуманных неверных объяснений. Избежать этого можно, ориентируясь при установлении причинно-следственной связи не только на ее временную характеристику, а учитывая полное содержание причинного основания, придающее этим связям необходимый характер. Основные ориентиры при этом пути обеспечивает содержание категорий «необходимость» и «случайность».
Необходимость
– это философская категория,
выражающая устойчивую регулярную связь
явлений. Наблюдается регулярная последовательность
в смене времен года, дня и ночи,
что связано с движением
Необходимость выражает неотвратимость, обязательность осуществления связей (наступления определенных событий) в строго определенном «однозначном» варианте, случайность – подвижность, непохожесть вариантов связи. Как необходимость, так и случайность выражают прежде всего причинные связи. Вместе с тем необходимыми и случайными могут быть пространственные и временные связи.
Как необходимость, так и случайность выражают объективную связь явлений. Разница между ними в том, что необходимая связь выражена, как правило, однозначно, случайная – в виде вероятности. Вероятность – это степень необходимого в случайном, выраженная количественно величинами от нуля до единицы и определяемая количественным соотношением ситуаций (случаев), при которых данное (интересующее нас) явление произошло и ситуаций (случаев), при которых оно могло произойти.
В
ряде познавательных ситуаций необходимые
и случайные события трудно различимы,
не до конца выяснена природа случайности:
что это? Проявление (свойство) объектов
самой реальности или проявление
(следствие) несовершенства познавательных
средств человека? До настоящего времени
не окончательно опровергнута концепция
«скрытых параметров», согласно которой
вероятностно-статистические методы можно
уподобить грубому слесарному инструменту,
которым орудуют в током
Выявить
соотношение случайного и необходимого
в предмете – значит определить
в нем устойчивое, инвариантное,
сохраняющееся в диапазоне
Сущность – это философская категория, обозначающая совокупность внутренних, необходимых, наиболее устойчивых свойств и связей предметов и процессов, определяющих их бытие и тенденции развития. Явление – это философская категория, обозначающая внешние, наблюдаемые, обычно наиболее подвижные и изменчивые характеристики (свойства и отношения) предметов и процессов.
Различие сущности и явления не абсолютно. «Явление» охватывает широкую, подвижную и изменчивую совокупность свойств и связей, в то время как сущность – фиксирует лишь только те, которые наиболее устойчивы, без которых предмет теряет свое качество. Однако эта грань подвижна.
В целом явление и сущность взаимопроникаемы: всякая сущность находит свое проявление, всякое явление содержит в себе частицу сущности.
Категория «сущность» близка по содержанию понятию «закон»я. Поскольку они охватывают однородные (внутренние, общие, устойчивые, регулярные) связи и отношения предметов. Отличие между ними в том, что закон обычно отражает какой-то один тип связей, а сущность представлена системой законов. Так, капиталистический способ производства отражает система законов: стоимости, величины средней прибыли, ценообразования, ренты и др.
Учет
содержания категорий «сущность» и
«явление» в мыслительной деятельности
вырабатывает навык судить о предметах
на основе данных науки и практики,
вырабатывающих и подтверждающих представления
об их сущности, а не определять ее по
первым внешним впечатлениям, произвольно
толковать сущность предметов на
основе субъективных предпочтений и
под влиянием изменившихся условий.
Вместе с тем изменение условий
является одним из факторов эволюции
сущности, превращения несущественных
свойств и отношений в
Возможность
– это философская категория,
обозначающая предметы, явления, процессы
еще не ставшие наличным бытием,
но предпосылки возникновения
Действительность
– это философская категория,
обозначающая реально существующие
предметы, явления, процессы. В плане
ее связи с возможностью можно
сказать, что это реализованная
возможность. Но не только. Это еще
и сфера существования всех возможностей,
поскольку кроме как в
Таким образом, возможность и действительность не исключают, а предполагают друг друга. Возможности противостоит не действительность, а невозможность. Невозможность – это понятие, обозначающее предметы, явления, процессы, возникновение которых исключается закономерностями действительности.
В зависимости от характера предпосылок перехода возможности в действительность и ее соотношения с законами действительности выделяют несколько видов возможностей:
Содержание
категорий «возможность» и «
Информация о работе Диалектическая логика как методология научного познания