Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:53, реферат
Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, включающей противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.
Общая
структура гипотетико-
а) ознакомление
с фактическим материалом, требующим
теоретического объяснения и попытка
такового с помощью уже существующих
теорий и законов. Если нет, то:
б) выдвижение
догадки (гипотезы, предположения) о
причинах и закономерностях данных
явлений с помощью
в) оценка
основательности и серьезности
предположений и отбор из множества
из них наиболее вероятного;
г) выведение
из гипотезы (обычно дедуктивным путем)
следствий с уточнением ее содержания;
д) экспериментальная
проверка выведенных из гипотезы следствий.
Тут гипотеза или получает экспериментальное
подтверждение, или опровергается.
Однако подтверждение отдельных следствий
не гарантирует ее истинности (или ложности)
в целом. Лучшая по результатам проверки
гипотеза переходит в теорию.
Разновидностью
гипотетико-дедуктивного метода можно
считать математическую гипотезу, где
в качестве гипотез выступают
некоторые уравнения, предоставляющие
модификацию ранее известных
и проверенных состояний. Изменяя
последние, составляют новое уравнение,
выражающее гипотезу, которая относится
к новым явлениям. Гипотетико-дедуктивный
метод (как и аксиоматический) является
не столько методом открытия, сколько
способом построения и обоснования
научного знания, поскольку он показывает
каким именно путем можно прийти
к новой гипотезе.
342
4. Восхождение
от абстрактного к конкретному
- метод теоретического
1 Подробно
об этом методе см.: Ильенков
Э. В. Диалектика абстрактного
и конфетного в научно-
III. Общелогические
методы и приемы исследования.
1. Анализ
- реальное или мысленное
Применяя
эти приемы исследования, следует
иметь в виду, что, во-первых, анализ
не должен упускать качество
343
предметов.
В каждой области знания есть свой
предел членения объекта, за которым
мы переходим в иной мир свойств
и закономерностей (атом, молекула и
т.п.). Во-вторых, разновидностью анализа
является также разделение классов
(множеств) предметов на подклассы -
их классификация и периодизация. В-третьих,
анализ и синтез диалектически взаимосвязаны.
Но некоторые виды научной деятельности
являются по преимуществу аналитическими
(например, аналитическая химия) или синтетическими
(например, синергетика).
2. Абстрагирование
- процесс мысленного отвлечения
от ряда свойств и отношений
изучаемого явления с
Выяснение
того, какие из рассматриваемых свойств
являются существенными, а какие
второстепенными - главный вопрос абстрагирования.
Этот вопрос в каждом конкретном случае
решается прежде всего в зависимости
от природы изучаемого предмета, а
также от конкретных задач исследования.
3. Обобщение
- процесс установления общих
свойств и признаков предмета,
тесно связано с
4. Идеализация
- мыслительная процедура,
344
весьма
сложное и очень опосредованное
выражение реальных процессов. Они
представляют собой некоторые предельные
случаи последних, служат средством
их анализа и построения теоретических
представлений о них.
Идеализированный
объект в конечном счете выступает
как отражение реальных предметов
и процессов. Образовав с помощью
идеализации о такого рода объектах
теоретические конструкты, можно
в дальнейшем оперировать с ними
в рассуждениях как с реально
существующей вещью и строить
абстрактные схемы реальных процессов,
служащие для более глубокого
их понимания.
Теоретические
утверждения, как правило, непосредственно
относятся не к реальным, а к
идеализированным объектам, познавательная
деятельность с которыми позволяет
устанавливать существенные связи
и закономерности, недоступные при
изучении реальных объектов, взятых во
всем многообразии их эмпирических свойств
и отношений.
5. Индукция
- движение мысли от единичного
(опыта, фактов) к общему (их обобщению
в выводах) и дедукция - восхождение
процесса познания от общего
к единичному. Это противоположные,
взаимно дополняющие ходы
Из видов
индуктивных обобщений выделяют
индукцию популярную, неполную, полную,
научную и математическую. В логике
рассматриваются также
345
Характерная
особенность дедукции заключается
в том, что от истинных посылок
она всегда ведет к истинному,
достоверному заключению, а не к
вероятностному (проблематичному). Дедуктивные
умозаключения позволяют из уже
имеющегося знания получать новые истины,
и притом с помощью чистого
рассуждения, без обращения к
опыту, интуиции, здравому смыслу и
т.п.
6. Аналогия
(соответствие, сходство) - установление
сходства в некоторых сторонах,
свойствах и отношениях между
нетождественными объектами.
7. Моделирование
- метод исследования
Формы
моделирования весьма разнообразны
и зависят от используемых моделей
и сферы применения моделирования.
По характеру моделей выделяют материальное
(предметное) и идеальное моделирование,
выраженное в соответствующей знаковой
форме. Материальные модели являются природными
объектами, подчиняющимися в своем
функционировании естественным законам
-
346
физики,
механики и т.п. При материальном
(предметном) моделировании конкретного
объекта его изучение заменяется
исследованием некоторой
При идеальном
(знаковом) моделировании модели выступают
в виде графиков, чертежей, формул, систем
уравнений, предложений естественного
и искусственного (символы) языка
и т.п. В настоящее время широкое
распространение получило математическое
(компьютерное) моделирование.
8. Системный
подход - совокупность общенаучных
методологических принципов (
Специфика
системного подхода определяется тем,
что он ориентирует исследование
на раскрытие целостности
Важным
понятием системного подхода является
понятие "самоорганизация". Данное
понятие характеризует процесс
создания, воспроизведения или
347
саморазвивающейся
системы, связи между элементами
которой имеют не жесткий, а вероятностный
характер (живая клетка, организм, биологическая
популяция, человеческий коллектив
и т.п.).
В современной
науке самоорганизующиеся системы
являются специальным предметом
исследования синергетики, общенаучной
теории самоорганизации, ориентированной
на поиск законов любой природы
- природных, социальных, когнитивных (познавательных).
9. Структурно-функциональный (структурный)
метод строится на основе выделения
в целостных системах их структуры
- совокупности устойчивых отношений
и взаимосвязей между ее элементами
и их роли (функций) относительно друг
друга.
Структура
понимается как нечто инвариантное
(неизменное) при определенных преобразованиях,
а функция как "назначение"
каждого из элементов данной системы
(функции какого-либо биологического
органа, функции государства, функции
теории и т.д.).
Основные
требования (процедуры) структурно-функционального
метода (который часто
а) изучение
строения, структуры системного объекта;
б) исследование
его элементов и их функциональных
характеристик;
в) анализ
изменения этих элементов и их
функций;
г) рассмотрение
развития (истории) системного объекта
в целом;
д) представление
объекта как гармонически функционирующей
системы, все элементы которой "работают"
на поддержание этой гармонии.
10. Вероятностно-статистические
методы основаны на учете
348
через
совокупное действие множества случайностей.
Названные методы опираются на теорию
вероятностей, которую зачастую называют
наукой о случайном.
Информация о работе Диалектическая логика как методология научного познания