Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:53, реферат
Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, включающей противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.
Диалектическая
логика как методология
научного познания
Диалектическая
логика – это философско-
В исследуемом объекте согласно данной концепции ключевое значение имеет противоречие между его противоположными свойствами, силами, тенденциями, которое является внутренним источником изменения и развития объекта. Это общее положение стало своего рода логотипом логико-диалектической концепции. Однако столь же важный смысл заключен в характеристике системы как способной воспроизводить условия своего существования. Придавая ключевое значение наличию отмеченной характеристики, К. Маркс назвал систему, обладающую ей органической.
К
числу ключевых положений диалектической
логики относят также указание на
роль практики, которая в рамках
данной концепции предстает не только
критерием истины, но и выразителем
«того, что нужно человеку» (В.И. Ленин),
т.е. как целеполагающий принцип, включаемый
в схемы объяснения, а также
принцип конкретности истины (Гегель),
согласно которому наибольшую ценность
в науке представляет собой знание
характеризующее исследуемый
Конкретизация
отмеченных принципов (противоречия, взаимосвязи,
взаимодействия, развития, самовоспроизводства,
практики, конкретности) осуществляется
в законах и категориях диалектики
в русле выполняемых ими
5.1.
Методологическое
значение основных
законов диалектики
Законы
диалектики, наряду с философскими
принципами и категориями, являются
фундаментальной формой выражения
философского знания. Как известно,
к основным законам диалектики относятся
закон единства и борьбы противоположностей,
закон взаимного перехода качественных
и количественных изменений (другое
название – закон перехода количественных
изменений в качественные) и закон
отрицания отрицания. В литературе
можно встретить различные
Акцентируя внимание на значении общего смысла (интегрирующей идее) каждого из законов диалектики, их содержание можно представить на уровне дефиниций в следующем виде. Закон единства и борьбы противоположностей – развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимопредполагающие противоположные стороны (свойства, силы, тенденции), взаимоотношение и взаимодействие которых характеризует данную систему как целостное и качественно определенное образование, и в то же время составляет внутренний импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений – накопление количественных изменений в определенный для каждого отдельного предмета (явления процесса) момент с необходимостью приводит к его качественному изменению, к скачкообразному переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными характеристиками и новыми возможностями их динамики. Закон отрицания отрицания – в процессе развития предметов (явлений, процессов) имеют место существенные необходимые отношения и связи между прошлым, настоящим и будущим, которые обеспечивают преемственность содержания и цикличность развития.
Соответственно главные аспекты их методологического значения следующие: закон единства и борьбы противоположностей ориентирует на обнаружение внутреннего источника изменения и развития конкретного материального или духовного образования (предмета, явления, процесса), закон взаимного перехода качественных и количественных изменений – на выбор адекватных средств и методов качественного и количественного анализа, закон отрицания отрицания – на выявление тенденций в изменении и развитии.
В системе понятий и категорий, выражающих содержание и механизмы действия основных законов диалектики конкретизируются аспекты познаваемого объекта (явления, процесса), подлежащие обязательному исследованию. Так содержание и механизмы действия закона единства и борьбы противоположностей выражаются посредством следующих понятий: диалектические противоположности, единство противоположностей, борьба противоположностей, диалектическое противоречие.
Диалектическое
противоречие является ключевым понятием
в содержании не только закона единства
и борьбы противоположностей, но и
всей системы законов диалектики.
Поэтому, анализируя их методологическое
значение следует обратить особое внимание
на их типологию (выделяют внутренние
и внешние, основные и неосновные,
главные и неглавные, общие и
специфические, антагонистические
и неантагонистические
Принципиально важно также подчеркнуть: во-первых, что противоречия не исчезают, не уничтожаются, а разрешаются порождая новые противоречия, определяющие направление дальнейшего развития их носителей; во-вторых, что противоречия, объективно присущие самому предмету (явлению, процессу), обусловливают противоречия познания. При этом противоречия познания не являются «простым слепком» с противоречий исследуемого объекта, но имеют свою специфику.
Содержание
и механизмы действия закона взаимного
перехода качественных изменений в
количественные выражаются посредством
следующих понятий и категорий:
Понятие
«скачок» имеет ключевое значение для
осмысления характера изменений
и развития исследуемого объекта (явления,
процесса). Соответственно статусу
этого понятия разработана
Содержание
и механизмы действия закона отрицания
отрицания выражены в понятиях отрицание,
деструкция, снятие, трансформация, отрицание
отрицания как выражение
Категории,
выражающие содержание и механизмы
действия основных законов диалектики,
являются качественно самостоятельной
формой выражения философского знания
и поэтому обладают методологическим
потенциалом, реализации которого может
осуществляться вне непосредственной
связи с содержанием основных
законов диалектики, в содержательных
контекстах, определяемых прежде всего
принципами диалектики.
5.2.
Место категорий
диалектики в системе
метатеоретического
знания и методологическое
значение в конкретнонаучном
исследовании
Как
основные законы диалектики ее категории
включаются в процесс конкретнонаучного
через систему
В
этом плане следует особо
Отношение - это философская категория, выражающая способ бытия объектов как взаимообусловленных и взаимосвязанных. В рамках отношения как явления реальности выделяют (достаточно условно) два типа отношений: отношение изолированности и отношение связи. Их содержание выражают две философские категории – изолированность и связь. Изолированность – это философская категория, выражающая отсутствие (достаточно условное) взаимообусловленности и взаимосвязи объектов. Ситуации, близкие к данной, существуют в Большой Вселенной, некоторых технических системах и теоретических построениях наук. Связь – это философская категория, выражающая отношение, при котором наличие, отсутствие или изменение одних объектов является условием наличия, отсутствия или изменения других объектов.
Подобно
тому как в реальности превалируют
не отношения изолированности, а
отношения связи, связь в ней
дополняется взаимосвязью. Взаимосвязь
– это отношение, при котором
не только наличие, отсутствие или изменение
одних объектов является условием наличия,
отсутствия или изменения других
объектов, но и наоборот, изменения
во второй группе объектов вызывают изменения
в первой группе. Их соотношение
в различных сферах реальности изучают
конкретные науки. Философия же фиксирует
содержание этих типов отношения
в категориальной форме на основе
понятия «условие» и
Группа философских категорий, образованных на основе принципа структурности включает в себя категории единичное, общее, особенное, часть, целое, система, структура, элемент, содержание, форма.
С категориями единичное и общее близко соотносятся понятия уникальное и типовое, различение которых и сознательное культивирование имеют важное значение в искусстве, науке, технике, производстве. Особенно важны приемы выделения общего и создания типового, обеспечивающего устойчивость и воспроизводимость предметов, явлений, процессов, и пути научно-технической сфере, производстве, экономике и других областях человеческой деятельности. Недооценка общего ведет к поверхностности и беспринципности в мышлении; игнорирование единичного – к отрыву от конкретных условий, догматизму, потере правильной ориентации в тенденциях развития предметов; упускается то, что со временем может оказаться главным.
В
своем единстве категории «часть»
и «целое» выражают взаимообусловленность
между совокупностью предметов,
с одной стороны, и характером
связи, которая их объединяет и приводит
к появлению у этой совокупности
новых свойств и
Соответственно характеру связей, объединяющих части, выделяют три основных типа целого:
1) неорганизованное,
2) организованное,
3) органическое.
Неорганизованное
целое – это тип целого, части
которого объединены только пространственными
связями (естественное скопление валунов
на местности, куча песка или щебня,
случайное скопление людей в
определенном месте и др.). Организованное
целое – это тип целого, части
которого объединены композиционными
и функциональными связями
Категории части и целого, наряду с мировоззренческой функцией имеют непреходящее методологическое значение, причем оно очень часто реализуется как бы в конкурентном варианте в зависимости от того, какой из данных категорий придается ведущее значение. Акцентирование роли частей, более простого, наблюдается в подходах, получивших название механицизм (в основе понимание сложного лишь как суммы частей), элементаризм (в основе установка на сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому). Доминирование целого присуще таким подходам как холлизм (в основе установка не безусловное признание ведущей роли целого по отношению к частям и признание невозможности раскрыть природу целого) и витализм (в основе утверждение о принципиальной невозможности сведения жизненных процессов к силам и законам неорганической природы).
Информация о работе Диалектическая логика как методология научного познания