Диалектическая логика как методология научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, включающей противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.

Работа содержит 1 файл

Диалектическая логика как методология научного познания.docx

— 82.34 Кб (Скачать)

Диалектическая  логика как методология  научного познания 

    Диалектическая  логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении  исследуемого объекта в виде развивающейся  системы, включающей противоположные  по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и  взаимодействии с другими системами  и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.

    В исследуемом объекте согласно данной концепции ключевое значение имеет  противоречие между его противоположными свойствами, силами, тенденциями, которое  является внутренним источником изменения  и развития объекта. Это общее  положение стало своего рода логотипом  логико-диалектической концепции. Однако столь же важный смысл заключен в  характеристике системы как способной  воспроизводить условия своего существования. Придавая ключевое значение наличию  отмеченной характеристики, К. Маркс  назвал систему, обладающую ей органической.

    К числу ключевых положений диалектической логики относят также указание на роль практики, которая в рамках данной концепции предстает не только критерием истины, но и выразителем  «того, что нужно человеку» (В.И. Ленин), т.е. как целеполагающий принцип, включаемый в схемы объяснения, а также  принцип конкретности истины (Гегель), согласно которому наибольшую ценность в науке представляет собой знание характеризующее исследуемый объект в данных конкретных условиях, но при  этом обоснованное общими законами, выражающими  строение, функции и тенденции  развития объекта.

    Конкретизация отмеченных принципов (противоречия, взаимосвязи, взаимодействия, развития, самовоспроизводства, практики, конкретности) осуществляется в законах и категориях диалектики в русле выполняемых ими методологических функций, о которых чаще всего  говорят как о методологическом значении законов и категорий  диалектики.   

      5.1. Методологическое  значение основных  законов диалектики 

    Законы  диалектики, наряду с философскими принципами и категориями, являются  фундаментальной формой выражения  философского знания. Как известно, к основным законам диалектики относятся  закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода качественных и количественных изменений (другое название – закон перехода количественных изменений в качественные) и закон  отрицания отрицания. В литературе можно встретить различные дефиниции  данных законов, но в целом это  существенно не влияет на воспроизведение  их смысла через систему достаточно устоявшихся и определенных понятий  и категорий, а также и главной  идеи (принципа), интегрирующей содержание понятий (категорий) и не сводящейся к их простой сумме. Именно эти  понятия и категории, выражающие содержание и механизм действия законов  диалектики, являются носителями их эвристического и методологического потенциала. Соответственно методологическое значение основных законов диалектики в реальном исследовании определяется во-первых, степенью полноты понятийного аппарата, используемого для выражения  их содержания. Неполный набор понятий  и категорий, посредством которых  выражается содержание того или иного  закона диалектики в конкретном произведении (тексте), их нечетная экспликация могут  существенно повлиять на характер восприятия информации о его содержании и  соответственно о методологическом потенциале. Во-вторых, методологическое значение основных законов диалектики в русле конкретного научного исследователя будет зависеть от степени отчетливости и нетривиальности  идеи (принципа), интегрирующей содержание понятий и категорий, посредством  которых выражается их содержание. Эта идея (принцип) должна быть выражена максимально определенно, в том  числе (и даже прежде всего) на уровне дефиниций законов.

    Акцентируя  внимание на значении общего смысла (интегрирующей  идее) каждого из законов диалектики, их содержание можно представить  на уровне дефиниций в следующем  виде. Закон единства и борьбы противоположностей – развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимопредполагающие противоположные стороны (свойства, силы, тенденции), взаимоотношение и взаимодействие которых характеризует данную систему как целостное и качественно определенное образование, и в то же время составляет внутренний импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений – накопление количественных изменений в определенный для каждого отдельного предмета (явления процесса) момент с необходимостью приводит к его качественному изменению, к скачкообразному переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными характеристиками и новыми возможностями их динамики. Закон отрицания отрицания – в процессе развития предметов (явлений, процессов) имеют место существенные необходимые отношения и связи между прошлым, настоящим и будущим, которые обеспечивают преемственность содержания и цикличность развития.

    Соответственно  главные аспекты  их методологического  значения следующие: закон единства и борьбы противоположностей ориентирует на обнаружение внутреннего источника изменения и развития конкретного материального или духовного образования (предмета, явления, процесса), закон взаимного перехода качественных и количественных изменений – на выбор адекватных средств и методов качественного и количественного анализа, закон отрицания отрицания – на выявление тенденций в изменении и развитии.

    В системе понятий и категорий, выражающих содержание и механизмы  действия основных законов диалектики конкретизируются аспекты познаваемого объекта (явления, процесса), подлежащие обязательному исследованию. Так  содержание и механизмы действия закона единства и борьбы противоположностей выражаются посредством следующих  понятий:  диалектические противоположности, единство противоположностей, борьба противоположностей, диалектическое противоречие.

    Диалектическое  противоречие является ключевым понятием в содержании не только закона единства и борьбы противоположностей, но и  всей системы законов диалектики. Поэтому, анализируя их методологическое значение следует обратить особое внимание на их типологию (выделяют внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, общие и  специфические, антагонистические  и неантагонистические противоречия), их внутреннюю структуру (включающую основание  как то, по поводу чего выделено противоречие; элементы противоречия – диалектические противоположности и взаимодействие противоположностей), а также процессуальные особенности разрешения (разрушение единства противоположностей вследствие того, что предметы, явления, процессы не могут «выдержать» существующий тип единства противоположностей; преобразование диалектических противоположностей в  случае вхождения их в новые системы  связей и отношений, в новые системы  объектов, что приводит к накоплению нового содержания; образование нового единства противоположностей как переход  предмета, явления, процесса в новое  качество).

    Принципиально важно также подчеркнуть: во-первых, что противоречия не исчезают, не уничтожаются, а разрешаются порождая новые противоречия, определяющие направление дальнейшего развития их носителей; во-вторых, что противоречия, объективно присущие самому предмету (явлению, процессу), обусловливают противоречия познания. При этом противоречия познания не являются «простым слепком» с противоречий исследуемого объекта, но имеют свою специфику.

    Содержание  и механизмы действия закона взаимного  перехода качественных изменений в  количественные выражаются посредством  следующих понятий и категорий: свойство, качество, количество, мера, границы меры, скачок.

    Понятие «скачок» имеет ключевое значение для  осмысления характера изменений  и развития исследуемого объекта (явления, процесса). Соответственно статусу  этого понятия разработана типология  скачков (частные, общие, постепенные, скачки со взрывом), ориентирующая на детальное изучение процессуальной специфики его перехода из старого  качества в новое.

    Содержание  и механизмы действия закона отрицания  отрицания выражены в понятиях отрицание, деструкция, снятие, трансформация, отрицание  отрицания как выражение последовательности процессов отмирания старого  и замены его новым по линейной или циклической схеме.

    Категории, выражающие содержание и механизмы  действия основных законов диалектики, являются качественно самостоятельной  формой выражения философского знания и поэтому обладают методологическим потенциалом, реализации которого может  осуществляться вне непосредственной связи с содержанием основных законов диалектики, в содержательных контекстах, определяемых прежде всего  принципами диалектики. 

      5.2. Место категорий  диалектики в системе  метатеоретического  знания и методологическое  значение в конкретнонаучном  исследовании  

    Как основные законы диалектики ее категории  включаются в процесс конкретнонаучного  через систему метатеоретического знания; прежде всего через философски основания науки и научную  картину исследуемой реальности. Этот канал методологического воздействия  «категориальной матрицы» на способ репрезентации исследуемой реальности и конкретных познаваемых объектов (явлений, процессов) рассматривался ранее. Поэтому в данном разделе основное внимание будет уделено тем методологическим ориентирам, конкретнонаучного исследования, которые категории диалектики задают ему непосредственно в контексте  реальной исследовательской работы.

    В этом плане следует особо акцентировать  группу категорий, выделяемых на основе принципа универсальной связи, без  которых невозможно обойтись при  раскрытии содержания категорий  других групп, а также категориально-понятийного  содержания научных систем. В учебной  литературе категории этой группы (отношение, связь, взаимосвязь, действие, взаимодействие) очень часто остаются на периферии  и не всегда эксплицированы (определены) достаточно четко.

    Отношение - это философская категория, выражающая способ бытия объектов как взаимообусловленных и взаимосвязанных. В рамках отношения как явления реальности выделяют (достаточно условно) два типа отношений: отношение изолированности и отношение связи. Их содержание выражают две философские категории – изолированность и связь. Изолированность – это философская категория, выражающая отсутствие (достаточно условное) взаимообусловленности и взаимосвязи объектов. Ситуации, близкие к данной, существуют в Большой Вселенной, некоторых технических системах и теоретических построениях наук. Связь – это философская категория, выражающая отношение, при котором наличие, отсутствие или изменение одних объектов является условием наличия, отсутствия или изменения других объектов.

    Подобно тому как в реальности превалируют  не отношения изолированности, а  отношения связи, связь в ней  дополняется взаимосвязью. Взаимосвязь  – это отношение, при котором  не только наличие, отсутствие или изменение  одних объектов является условием наличия, отсутствия или изменения других объектов, но и наоборот, изменения  во второй группе объектов вызывают изменения  в первой группе. Их соотношение  в различных сферах реальности изучают  конкретные науки. Философия же фиксирует  содержание этих типов отношения  в категориальной форме на основе понятия «условие» и конкретизирует на основе категорий «действие» и  «взаимодействие». Действие – это  философская категория, выражающая формы связи объектов, при которых  изменения одних объектов направлены на изменение других объектов. Взаимодействие – это философская категория, выражающая всеобщую форму взаимосвязи объектов, состоящую в их взаимообусловленном изменении. В рамках взаимодействия результаты направленного действия и обратного (ответного) действия несимметричны данную группу с группой категорий, объединяемых на основе принципа развития, содержания которых изложено в предыдущем фрагменте.

    Группа  философских категорий, образованных на основе принципа структурности включает в себя категории единичное, общее, особенное, часть, целое, система, структура, элемент, содержание, форма.

    С категориями единичное и общее  близко соотносятся понятия уникальное и типовое, различение которых и  сознательное культивирование имеют  важное значение в искусстве, науке, технике, производстве. Особенно важны  приемы выделения общего и создания типового, обеспечивающего устойчивость и воспроизводимость предметов, явлений, процессов, и пути научно-технической  сфере, производстве, экономике и  других областях человеческой деятельности. Недооценка общего ведет к поверхностности  и беспринципности в мышлении; игнорирование единичного – к  отрыву от конкретных условий, догматизму, потере правильной ориентации в тенденциях развития предметов; упускается то, что  со временем может оказаться главным.

    В своем единстве категории «часть»  и «целое» выражают взаимообусловленность  между совокупностью предметов, с одной стороны, и характером связи, которая их объединяет и приводит к появлению у этой совокупности новых свойств и закономерностей, с другой. На обыденном языке это  означает: каков характер составных  частей, таковы и связи. Примитивная  структура первых сопряжена с  невысокой степенью интенсивности  их связей, с ограниченным диапазоном динамики этих связей, в рамках которого сохраняется целое. И, наоборот, с  усложнением структуры частей, усложняются  и усиливаются связи, расширяется  диапазон их  модификаций.

      Соответственно  характеру связей, объединяющих части, выделяют три основных типа целого:

    1) неорганизованное,

    2) организованное,

    3) органическое.

      Неорганизованное  целое – это тип целого, части  которого объединены только пространственными  связями (естественное скопление валунов  на местности, куча песка или щебня, случайное скопление людей в  определенном месте и др.). Организованное целое – это тип целого, части  которого объединены композиционными  и функциональными связями физические тела, сплавы металлов, механические устройства, комплекс производственных сооружений и др.). Органическое целое – это  тип целого, части которого сохраняют  свое качество только в его рамках и развиваются одновременно с  развитием целого (живые организмы  и, прежде всего человек, социальные и экономические системы и  др.).

    Категории части и целого, наряду с мировоззренческой  функцией имеют непреходящее методологическое значение, причем оно очень часто  реализуется как бы в конкурентном варианте в зависимости от того, какой из данных категорий придается  ведущее значение. Акцентирование роли частей, более простого, наблюдается  в подходах, получивших название механицизм (в основе понимание сложного лишь как суммы частей), элементаризм (в основе установка на сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому). Доминирование  целого присуще таким подходам как  холлизм (в основе установка не безусловное  признание ведущей роли целого по отношению к частям и признание  невозможности раскрыть природу  целого) и витализм (в основе утверждение  о принципиальной невозможности  сведения жизненных процессов к  силам и законам неорганической природы).

Информация о работе Диалектическая логика как методология научного познания