Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:53, реферат
Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, включающей противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводящей в процессе деятельности условия своего существования.
Одним
из важных критериев, по которому можно
классифицировать теории, является точность
предсказаний. По этому критерию можно
выделить два больших класса теорий.
К первому из них относятся
теории, в которых предсказание имеет
достоверный характер (например, многие
теории классической механики, классической
физики и химии). В теориях второго
класса предсказание имеет вероятностный
характер, который обусловливается
совокупным действием большого числа
случайных факторов. Такого рода стохастические
(от греч. - догадка) теории встречаются
не только в современной физике но
и в большом количестве в биологии
и социально-гуманитарных науках в
силу специфики и сложности самого
объекта их исследования. Важнейшим
методом построения и
развития теорий (особенно нефеноменологических) является метод восхождения от абстрактного к конкретному.
А. Эйнштейн
различал в физике два основных типа
теорий - конструктивные и фундаментальные.
Большинство физических теорий, по
его мнению, является конструктивными,
т.е. их задачей является построение
картины сложных явлений на основе
некоторых относительно простых
предположений (такова, например, кинетическая
теория газов). Исходным пунктом и
основой фундаментальных теорий
являются не гипотетические положения,
а эмпирически найденные общие
свойства явлений, принципы, из которых
следуют математически
Несмотря на то, какого бы типа теория ни была, какими бы методами она ни была построена, "всегда остается неизменным самое существенное требование к любой научной теории - теория должна соответствовать фактам... В конечном счете только опыт вынесет решающий приговор" [2], - резюмирует великий мыслитель.
В этом своем выводе Эйнштейн вовсе не случайно использует выражение "в конечном счете". Дело в том, что, как разъяснял он сам, в процессе развития науки наши теории становятся все более и более абстрактными, их связь с опытом (фактами, наблюдениями, экспериментами) оказывается все более сложной и опосредованной, а путь от теории к наблюдениям - длиннее, тоньше и сложнее. Чтобы реализовать нашу постоянную конечную цель - "все лучшее и лучшее понимание реальности", надо четко представлять себе следующее объективное
обстоятельство. А именно, что "к логической цепи, связывающей теорию и наблюдение, прибавляются новые звенья. Чтобы очистить путь, ведущий от теории к эксперименту, от ненужных и искусственных допущений, чтобы охватить все более обширную область фактов, мы должны делать цепь все длиннее и длиннее" [1]. При этом, добавляет Эйнштейн, чем проще и фундаментальнее становятся наши допущения, тем сложнее математическое орудие нашего рассуждения.
В. Гейзенберг
считал, что научная теория должна
быть непротиворечивой (в формально-логическом
смысле), обладать простотой, красотой,
компактностью, определенной (всегда офаниченной)
областью своего применения, целостностью
и "окончательной завершенностью"
Специфическую структуру имеют теории социально-гуманитарных наук. Так, в современной социологии со времени работ крупного американского социолога Роберта Мертона (т.е. с начала XX в.) принято выделять три уровня предметного изучения социальных явлений и соответственно три типа теорий.
Первый
- общая социологическая теория ("общая
социология"), дающая абстрактно-обобщенный
анализ социальной реальности в ее
целостности, сущности и истории
развития; на этом уровне познания фиксируется
структура и общие
реальности.
При этом теоретическим и
Второй
уровень предметного
Специальные теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов (процессов, общностей, институтов) собственно социальной сферы общественной жизни, понимая последнюю как относительно самостоятельную область общественной деятельности, ответственную за непосредственное воспроизводство человека и личности. Таковы социологии пола, возраста, этнич-ности, семьи, города, образования и т.д. Каждая из них, исследуя особый класс социальных явлений, выступает прежде всего как общая теория этого класса явлений. По сути, отмечал П. А. Сорокин, эти теории делают то же самое, что и общая социология, "но в отношении специального класса социокультурных явлений".
Отраслевые теории исследуют социальные (в указанном выше смысле этого термина) аспекты классов явлений, принадлежащие к другим сферам общественной жизни - экономической, политической, культурной. Таковы социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т.д. В отличие от специальных теорий отраслевые не являются общими теориями данных классов явлений, ибо исследуют лишь один из аспектов их проявления - социальный. Для отраслевых теорий характерен "стыковочный" характер их исследовательской практики.
В онтологическом
плане все социологические
Важное
значение для построения социальных
теорий имеет введенное М. Вебером
понятие "идеальный тип" - мысленно
сконструированные образования
как вспомогательные средства, продукт
синтеза определенных понятий ("капитализм",
"религия", "культура" и др.).
Иначе говоря, идеальный тип - это
целостная развивающаяся
Таким
образом, теория (независимо от своего
типа) имеет следующие основные особенности:
1. Теория
- это не отдельные взятые
2. Не
всякая совокупность положений
об изучаемом предмете
3. Для
теории обязательным является
обоснование, доказательство
4. Теоретическое
знание должно стремиться к
объяснению как можно более
широкого круга явлений, к
276
5. Характер
теории определяет степень
6. Структура
научных теорий содержательно
"определена системной
1 Степин
В. С. Теоретическое знание. - М.,
2000. С. 707.
7. Теория
- это не только готовое,
К числу
основных функций теории можно отнести
следующие:
1. Синтетическая
функция - объединение отдельных
достоверных знаний в единую,
целостную систему.
2. Объяснительная
функция - выявление причинных
и иных зависимостей, многообразия
связей данного явления, его
существенных характеристик,
3. Методологическая
функция - на базе теории формулируются
многообразные методы, способы и
приемы исследовательской
4. Предсказательная
- функция предвидения. На
5. Практическая
функция. Конечное
277
ководством
к действию" по изменению реальной
действительности. Поэтому вполне справедливо
утверждение о том, что нет
ничего практичнее, чем хорошая теория.
Но как из множества конкурирующих
теорий выбрать хорошую?
Как считает
К. Поппер, важную роль при выборе теорий
играет степень их проверяемости: чем
она выше, тем больше шансов выбрать
хорошую и надежную теорию. Так
называемый "критерий относительной
приемлемости", согласно Попперу, отдает
предпочтение той теории, которая: а)
сообщает наибольшее количество информации,
т.е. имеет более глубокое содержание;
б) является логически более строгой;
в) обладает большей объяснительной
и предсказательной силой; г) может
быть более точно проверена
В ходе
развития науки в связи с новыми
фундаментальными открытиями (особенно
в периоды научных революций)
происходят кардинальные изменения
представлений о механизме
Сказанное
Эйнштейном не означает, что он отвергал
роль опыта как источника знания.
Однако великий физик считал, что
"не всегда является вредным" в
науке такое использование
278
тельное
существование: "из голой эмпирии
не может расцветать познание". Эволюцию
опытной науки "как непрерывного
процесса индукции" Эйнштейн сравнивал
с составлением каталога и считал
подобное развитие науки чисто эмпирическим
делом, поскольку такой подход, с
его точки зрения, не охватывает
весь действительный процесс познания
в целом. А именно - "умалчивает
о важной роли интуиции и дедуктивного
мышления в развитии точной науки. Как
только какая-нибудь наука выходит
из начальной стадии своего развития,
прогресс теории достигается уже
не просто в процессе упорядочения.
Исследователь, отталкиваясь от опытных
фактов, старается развивать систему
понятий, которая, вообще говора, логически
опиралась бы на небольшое число
основных предположений, так называемых
аксиом. Такую систему понятий
мы называем теорией... Для одного и
того же комплекса опытных фактов
может существовать несколько теорий,
значительно различающихся друг
от друга" [1].
Информация о работе Диалектическая логика как методология научного познания