Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:42, курсовая работа
Воспитательным называют такое мероприятие, которое имеет конкретные воспитательные цели, задачи, методы, формы и средства, содержание и результат. Воспитательное мероприятие - это педагоги ческая единица всей воспитательной работы образовательного учреж дения. Каждое новое воспитательное мероприятие представляет элемент нового витка развития воспитательной работы. Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить качественный рывок в повышении его эффективности и дальнейшей эволюции. Эволюция содержания, целей и задач и др. осуществляется постепенно, без скачков от организационной формы простого классного часа до организации мероприятия на уровне города или области. Воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных результатов
Таким образом, модернизированные
воспитательные мероприятия чаще всего
является открытыми и представляют
собой квинтэссенцию большой работы, проводимой
специалистами воспитательных подразделений.
Поэтому ответственность, лежащая на специалистах
очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия
чаще всего судят об эффективности воспитательной
работы учреждения образования. Существует
и теоретическая проблема соотношения
способностей, качеств личности участников
того или иного мероприятия, которая требует
отдельного исследования и разрешения.
Методика подготовки и проведения
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Методические рекомендации
Составитель
Методист ГОУ ДПО ЦПК
«Нефтегорский Ресурсный центр»
Польникова М.И.
Внеклассные мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Подготовка и проведение воспитательного мероприятия начинается с всестороннего анализа и подготовки плана работы. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма педагога. Грамотно выполненные анализ и план подготовки позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности обучающихся, с которыми эта работа проводилась.
Подготовка воспитательного мероприятия
2. Воспитательное
мероприятие имеет свою цель,
достижение которой призвано
способствовать решению конкрет
3. Воспитательное
мероприятие представляет
I - этап анализа
предшествующей педагогической ситуации
и формулировки цели;
II - этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V - этап подведения итогов (анализ).
4. Наряду с
задачами воспитательного
5. На каждом
этапе мероприятия
I. Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели
Предшествующая педагогическая
ситуация или обстановка
Степень удовлетворенности
Алгоритм анализа
1.Определить
ожидаемые результаты
2.Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия в соответствии с критериями эффективности: критический, допустимый и оптимальный (таблица 1).
Таблица 1
Критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий
Уровни эффективности |
Характеристика |
1.Критический |
Мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации |
2.Допустимый |
Мероприятие проводится в соответствии с планом работы коллектива. Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер |
3.Оптимальный |
В основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей учащихся (воспитанников). Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия |
3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.
4.Установить, соответствует
ли данное мероприятие
5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы.
Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся
Делаем ВЫВОДЫ из АНАЛИЗА и следуем далее.
II Этап
планирования (моделирования) воспитательног
Подготовка и моделирование
От планирования
План составляется педагогом с привлечением обучающихся и воспитанников. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством классного руководителя (основы самоуправления).
Учащиеся учатся правильно
Алгоритм планирования
1.Выяснить, какие
задачи по воспитанию, обучению
и развитию поставлены на
2.Наметить план
подготовки и проведения
3.Выяснить путем бесед с коллективом какое участие примут в планировании учащиеся (другие члены сообщества), чему они при этом научатся? Важно учесть способствует ли планирование мероприятия проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействует ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в классе (школе)? Способствует ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и учащимися?
4.Установить
при планировании связь
5.Выяснить, существует ли связь между анализом предыдущего мероприятия и планируемого.
6.Проанализировать,
способствует ли планирование
подготовительного этапа
воспитательного мероприятия
7. Структура
плана подготовки
III. Этап организации мероприятия
Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе.
Алгоритм организации мероприятия
1.Выяснить какие
задачи по воспитанию, обучению
и развитию поставлены на
2. Определить основные требования к организационной деятельности (распределить роли и место в организации мероприятия, отведенные педагогу, учащимся, другим участникам процесса; продумать насколько это оправдано и обосновано).
3. Установить степень и значимость участия в организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и творчества (подбор организаторов и исполнителей)
4. Организовать
вводный инструктаж, определяющий
уровень разделения труда
5. Организовать текущий инструктаж с организаторами и исполнителями и выяснить процесс подготовки и организации, оказать помощь в решении проблем.
6. Установить,
степень реализации плана
7.Проанализировать
качество осуществления
8. Внести поправки в ход мероприятия в связи со степенью подготовки.
IV. Этап проведения мероприятия
Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией.
Алгоритм проведения мероприятия
1. Важно помнить, что любое мероприятие имеет:
- организационную часть;
- основную часть;
- заключительную часть.
2. Обратить внимание на следующие моменты:
а) подготовка помещения, оборудования и оформления к проведению мероприятия;
б) эмоциональный настрой всех участников мероприятия;
в) убедительность, четкость, естественность выполнения учащимися заданий и упражнений для достижения цели проводимого мероприятия;
г) осознанность цели учащимися;
д) содействие (участие) в достижении цели мероприятия всех участников процесса.
V. Этап подведения итогов
1. Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.