Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:42, курсовая работа
Воспитательным называют такое мероприятие, которое имеет конкретные воспитательные цели, задачи, методы, формы и средства, содержание и результат. Воспитательное мероприятие - это педагоги ческая единица всей воспитательной работы образовательного учреж дения. Каждое новое воспитательное мероприятие представляет элемент нового витка развития воспитательной работы. Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить качественный рывок в повышении его эффективности и дальнейшей эволюции. Эволюция содержания, целей и задач и др. осуществляется постепенно, без скачков от организационной формы простого классного часа до организации мероприятия на уровне города или области. Воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных результатов
Добровольные: 1) фронтальные (конференция, КТД, соревнование, субботник, дискуссия, конкурс, игра, олимпиада, референдум...); 2) групповые (агидбригада, конкурс, слёт, игра, консультация, соревнование, викторина, экскурсия, круглый стол, диспут, самообслуживание, экспедиция, встреча, устный журнал, турнир ораторов, интеллектуальный аукцион, литературная гостиная, эстафета, выставка, рейд, операция, посиделки, ярмарка, день (старшего поколения, старшеклассника, птиц...)...); 3) индивидуальные (поручение, консультация, открытый микрофон, игра...).
Данный перечень форм организации воспитания не претендует на полноту и является ориентационным.
По мнению Ю.А. Конаржевского «... этапов в воспитательном мероприятии пять: анализ обстановки и формулировка цели, планирование, организация воспитательного воздействия на коллектив, непосредственное воспитательное воздействие на коллектив, и, наконец, заключительная фаза воспитательного мероприятия» [Конаржевский Ю. А. 1. С.123].
Этапы проведения программного воспитательного мероприятия: планирование (анализ ситуации, целеполагание, формулировка задач, организация планирования, коррекция процесса планирования); осуществление плана подготовки воспитательного мероприятия мотивация, организация, коррекция, учёт); осуществление плана воспитательного мероприятия (состав участников, содержание, организация, охрана труда, жизни и здоровья); анализ; оценка; учет и отчетность.
Ситуативное воспитательное
мероприятие будет
При проведении воспитательных
мероприятий целесообразно
- сочетания форм
- разнообразие форм воспитания. По мнению Н. И. Болдырева, важнейшим требованием к проведению воспитательной работы, является «Применение разнообразных форм ее организации» [5. С.72];
- взаимосвязи форм
воспитания, ибо «одним из ведущих
способов осуществления
- сотрудничества участников на всех этапах проведения;
- оптимизации времени.
«... для воспитания нужно не
большее время, а разумное
При проведении воспитательного мероприятия следует учитывать, что оно «...чаще всего вносит небольшой вклад в формирование личности учащегося... Тем не менее, накапливаясь, и малозаметные результаты воспитательных воздействий в своей совокупности в течение определенного времени приводят к ощутимым качественным изменениям...» [Монахов Н. И. 9. С.39]. Именно последовательность воспитательных мероприятий составляет одну из важнейших содержательных линий целостного процесса воспитания в школе. Такое понимание места и роли воспитательных мероприятий и определяет элементы методики их проведения, как то: 1) установление места и роли данного воспитательного мероприятия в системе воспитания (школы, класса, клуба и т.п.); 2) определение (инициирование самозаявления) участников; 3) постановка целей: образовательных (мотивационных, информативных, развивающих, самоорганизации, оздоровительных, коррекционных, профилактики, ориентационных, релаксационных и др.); побочных (продукты совместной деятельности); 4) отбор и структурирование содержания воспитания (знания, деятельностные умения, поведенческие умения, чувства, отношения, ценности); 5) разработка плана мероприятия (определение ограничений, организация, используемые методы, средства, условия, время, продолжительность); 6) разработка плана подготовки мероприятия (изучение плана мероприятия, анализ имеющихся ресурсов, мотивация, распределение работ, распределение компетенций и ответственности, прогнозирование срывов, инструктирование, подготовка обеспечения, график подготовки, контроль подготовки); 7) осуществление плана мероприятия (предъявление и усвоение содержания воспитания, интенсивность, коррекция хода); 8) анализ; 9) оценка; 10) учет и отчетность.
Для обеспечения функционирования и развития воспитательной системы того или иного уровня «...важно, - по мнению Н.И. Монахова,- по мере воз-можности иметь представление об эффективности каждого воспитательного мероприятия» [9. С.39]. Однако установить конкретный воспитывающий эффект отдельного мероприятия невозможно (насколько ребенок стал аккуратнее, добрее, трудолюбие и т.п.). Поэтому, важнейшим методологическим принципом анализа воспитательного мероприятия является положение: «Воспитательный эффект определяется качеством подготовки и осуществления мероприятия и может быть оценен по косвенным показателям». К таким косвенным показателям можно отнести: 1) интерес участников к мероприятию (явка, дисциплинированность, эмоциональное возбуждение, активность и др. признаки); 2) удовлетворенность участников мероприятием (удовлетворенность ожиданий, хорошее настроение, оптимизм, желание повторить мероприятие); 3) качество и количество побочных продуктов (рисунков, поделок, рефератов, инсценировок, фотографий, сообщений и т.п.). При этом следует учитывать, что данные косвенные показатели отражают не только данное мероприятие, но и все предыдущую воспитательную работу.
Таким образом, анализ воспитательного мероприятия предполагает изучение: 1) уровня его готовности; 2) уровня осуществления; 3) косвенных показателей.
1. Конаржевский Ю. А.
Педагогический анализ учебно-
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980.
3. Макаренко А. С. Соч.: В 7 т.-М.:1958.-Т.IV.
4. Победоносцев Г. А.
Совершенствуем систему
5. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе.- М.: Просвещение, 1974.
6. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург, 1996.
7. Ильина Т. А. Педагогика.- М.: Просвещение, 1984.
8. Лялина Е. В. Ученический коллектив в школе. - В кн. Педагогика школы / Под ред. проф. И. Т. Огородникова. - М.: Просвещение,1978.
9. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. - М.: Педагогика, 1981.
10.Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высш.шк.,1990.
I. Общие положения
1. Целью конкурса воспитательных
мероприятий является
2. Конкурс проводится на добровольной основе в заявительном порядке.
II. Содержание конкурса
1. Общешкольные воспитательные мероприятия (вечера, праздники, спортивные соревнования, КТД и др.);
2. Воспитательные мероприятия
(вечера, праздники, спортивные
III. Участники конкурса (авторы, исполнители)
1. Группы педагогических работников школы;
2. Отдельные педагогические работники школы.
IV. Организация конкурса
1. Конкурс проводится ежегодно с 25-го мая по 25-е мая.
2. Желающие принять
участие в конкурсе подают
устную заявку. Экран конкурса
воспитательных мероприятий
3. Участники конкурса (авторы, исполнители) могут заявлять на конкурс любое число воспитательных мероприятий. В зачёт идет воспитательное мероприятие, набравшее большее число баллов.
V. Подведение итогов
1. Для подведения итогов
конкурса создается Большое
2. Малое жюри оценивает
воспитательное мероприятие,
3. Итоговый протокол
включает следующие показатели
и отметки в заданных
1) психолого-педагогическая целесообразность..............
2) новизна содержания
и формы.......................
3) объем подготовительной
работы (трудоемкость)................
4) интерес детей к
воспитательному мероприятию...
5) участие педагогических работников
(до 3, 4, 5,7, 10, больше).
6) участие родителей (до 3, 5, 8, 10, 15, больше)... ................... ..(0 - 12)
7) массовость (до 40, 60, 80, до100, больше)........ ....................... (0 - 10)
8) дисциплинированность
детей.........................
9) оформление (объявление,
цвет, музыка...)....................
10) внешний вид детей
(чистота, аккуратность...)....
11) продолжительность (до 30 мин, 45, 60, 75, 90, дольше )........(0 - 6)
4. Воспитательные мероприятия
ранжируются по уменьшению
VI. Награждение
Награждаются первые пять мест. За I место – 5, II место – 4, III место – 3, IV место – 2, V место – 1 минимальная заработная плата. Источники финансирования конкурса определяет директор школы.
VII. Документация конкурса
Положение о конкурсе воспитательных мероприятий. 2. Приказ директора школы о проведении конкурса (состав Большого жюри, ответственный за конкурс); 3. Экраны конкурса (5 штук); 4. Тетрадь протоколов и кратких отзывов; 5. Приказ директора школы о награждении участников конкурса.
Воспитательное мероприятие — это педагогическая единица всей воспитательной работы учреждения образования. Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы, её постоянной модернизации. Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить, качественный рывок в повышении эффективности и дальнейшеё его эволюции. Эволюция содержания, целей и задач и др. осуществляется постепенно без скачков от организационной формы простого классного часа до организации мероприятия на уровне города или субъекта РФ. С позиций модернизации, воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных в мероприятии результатах. А воспитательные мероприятия будут жить до тех пор, пока останется возможность прямого педагогического контакта между педагогом и учащимися. Если предположить, что через сто лет весь образовательный процесс переместиться в сферу Интернет-образования, то и существование воспитательных мероприятий, в том виде, в котором мы их находим в настоящем, становиться под большим вопросом, хотя определенная эволюция в этом смысле будет продолжаться. С одной стороны, воспитательные мероприятия представляют собой продукт воспитывающей среды учреждения образования. С другой стороны, эффекты воспитывающей среды и воспитательного мероприятия связаны прямопропорциональной зависимостью. Чем выше уровень воспитательной среды, чем выше уровень воспитательных мероприятий и наоборот. А вот снижение качества воспитательный мероприятий существенно понижает уровень воспитательной среды учреждения образования. Возвращение потерянного уровня воспитательной среды образовательного учреждения всегда достигается большими усилиями, чем его потеря. На этом основывается сущность предельно осторожной работы по формированию оптимального уровня воспитательной среды учреждения образования, его сохранение и развитие, проводимой при максимально возможном учете наибольшего количества внешних и внутренних факторов (в том числе дестабилизирующих воспитательную среду). Воспитательная среда является частью образовательной, а та в свою очередь культурной. Таким образом, получается «эффект матрешки», включения одной среды в другую более объемную. Вместе с тем, при рассмотрении системы образовательных учреждений одного города, субъекта РФ и страны, отмечается тот же эффект. Кроме того, в городе воспитательная среда образуется совокупностью воспитательных сред учреждений образования. Это в конечном итоге формирует общекультурную среду города, субъекта РФ, страны. Повышение потенциала воспитательной среды, способствующей увеличению эффективности показателей мероприятия, достигается постоянной системной работой в образовательном учреждении. Также конструированием необходимой структуры воспитательной работы. Воспитательная среда, отвечая вызовам современности, должна конструироваться с учетом национальных, религиозных, социальных концептов, определяющих идентичность людей. При формировании воспитательной среды следует учитывать как историко-географические особенности его территории, так и внешние факторы, может пока скрытые, но так лил иначе, в будущем себя проявляющие (явление глобализации, Болонский процесс и т. д.).