Воспитательное мероприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Воспитательным называют такое мероприятие, которое имеет конкретные воспитательные цели, задачи, методы, формы и средства, содержание и результат. Воспитательное мероприятие - это педагоги ческая единица всей воспитательной работы образовательного учреж дения. Каждое новое воспитательное мероприятие представляет элемент нового витка развития воспитательной работы. Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить качественный рывок в повышении его эффективности и дальнейшей эволюции. Эволюция содержания, целей и задач и др. осуществляется постепенно, без скачков от организационной формы простого классного часа до организации мероприятия на уровне города или области. Воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных результатов

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИНДИРА.doc

— 798.50 Кб (Скачать)
  • определенную систему отношений к окружающей действительности;
  • формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
  • влияет на общественное мнение;
  • приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.

Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации  и проведения воспитательного мероприятия  должно обеспечить, качественный рывок  в повышении эффективности и  дальнейшей его эволюции.

Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации.

Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Воспитательное мероприятие  является процессом, предполагающим в  своем развитии несколько взаимодействующих  между собой стадий:

  • Определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели
  • Организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия на обучающихся
  • Определение концепции включая цель, задачи
  • Планирование этапов мероприятия
  • Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия

Такая логическая цепочка  постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.

В процессе организации  и проведения любого воспитательного  мероприятия его организаторам  приходиться решать определенные вопросы:

  • Как же подготовить мероприятие?
  • С чего начать?
  • Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?

Постараемся ответить на вопросы организаторов.

Подготовительная часть

  • Определить цели и задачи мероприятия
  • Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников
  • Продумать об оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия
  • Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения
  • Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников
  • Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов

Организационная часть

  • Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности
  • Использование простых и сложных средств
  • Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия
  • Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения

Основная часть

  • В ней должны отражаться современные воспитательные технологии
  • Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности)
  • Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы
  • Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия
  • Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия
  • Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом

Заключительная часть

  • Имеет важное организационно-педагогическое значение
  • Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми
  • Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее
  • На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.

Организуя с детьми любую  форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т.е. «изюминку» мероприятия.

Подробное планирование (структура мероприятия)

Название мероприятия

Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная  и точно отражать содержание

  • «Вальс цветов»
  • «Эрудит»
  • «Джунгли зовут»
  • «Меткий стрелок»

Цель

Формулируется как общее  направление мероприятия, это идеальный  конечный результат.Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить  степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения

  • Сохранение и укрепление здоровья детей через…
  • Оказание психологической помощи обучающимся
  • Выявление одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие
  • Углубление знаний, умений воспитанников в области экологии, через конкурсно-игровую программу

Задачи

В них должны быть различимы  пути достижения заявленного результата.Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия

  • Расширять и закреплять знания детей о правовой системе Российского государства
  • Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности
  • Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности

Формы, методы и приемы

Должны подбираться  в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников

  • Формы (развлекательная программа, КВН, тематический вечер, дискотека, викторина, вечера, экскурсии, игровые программы, диспуты, музыкальные гостиные и др.)
  • Методы и приемы (беседа, отгадывание загадок, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.)

Материал и оборудование

Должны подбираться  в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников

  • карточки с заданиями, загадками; живые объекты, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакат-кроссворд, обручи, плотный картон, линейка, ножницы и др.

Оформление зала

Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия


Приведем пример разработки мероприятия «Щедрый хозяин Ямал».

Цель – расширение, закрепление и углубление знаний о Родном крае, экологии. 

Задачи:

  • формировать ценностные отношения к природным дарам Ямала
  • развивать познавательную активность детей
  • воспитывать патриотические чувства к северному краю, уважение к культуре и традициям народов Ямала
  • развивать, внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха

Форма – игра-акция

Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, зарисовки, отгадывание загадок, демонстрация фотоматериалов растений и животных Ямала, создание проекта «Прикоснись к природе сердцем»

Материалы и оборудования – схемы-рисунки, схемы-плакаты, иллюстрации, стихи и загадки о северном крае, аудиозапись «звуки природы», клей, ножницы, трафареты животных, растений, материалы неживой природы, цветные и простые карандаши, ластик, макет лесотундры, фотоаппарат, мультимедиа, компьютерная презентация.

Оформление зала

Зал оформлен рисунками, стулья расположены полукругом. Большая часть зала отведена для проведения игр.

Ход мероприятия

  • Организационный момент
  • Основная часть
  • Заключительная часть

Испытывая потребность  в организации и проведении воспитательного  мероприятия педагог нередко не может решать оперативно конкретные вопросы.

например

  • планируя воспитательную работу не все педагоги предвидят её результаты,
  • нередко формально ставят задачи воспитания,
  • не используют знания сильных и слабых сторон обучающихся,
  • не учитывают уровни самостоятельности воспитанников и всего коллектива

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательных мероприятий  занимает немаловажную роль при проведении современных мероприятий.

Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности, оно должно соответствовать его целям и содержанию. Музыка является наиболее действенным средством, обращенным к душе человека.

Художественное оформление зала играет важную роль в подготовке и проведении воспитательного мероприятия.

Фотосъемка и видеосъемка  в ходе воспитательного мероприятия  позволяет создавать необходимый  материал для наглядного анализа  выполненной работы, а также для  её рекламы (выполнение презентации  мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок и т. д.).

Выяснение мнения аудитории, выявление причин его изменений  или отрицательного эффекта воспитательного  мероприятия, возможно путем обратной связи.

С позиций модернизации, воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени  опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных в мероприятии результатов.

Таким образом, воспитательные мероприятия чаще всего являются открытыми или показательными и  представляют собой этапы большой работы, проводимой педагогами, а иногда и воспитанниками учреждения.

Поэтому ответственность, лежащая на организаторах мероприятия  очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят  об эффективности воспитательной работы в учреждении 

 

Публикация  книги

 

Панов А. И. Воспитательная работа в общеобразовательном учреждении: сборник рекомендательно-ориентационных материалов. – Томск: РЦРО, 2003. - 92 с.

Автор выражает признательность  коллективам школ Томской области: №12 г. Томска, №3 и №4 г. Стрежевого, №8 г. Асино, №1 с. Кожевниково, №1 с. Молчаново, ПУ №10 г. Северска за помощь разработке и опытно-инновационной апробации практико-ориентированных материалов.

Воспитательная работа разворачивается  не только в реальной, но и виртуальной  форме. Например, на http://dviger.com/

 

Воспитательная работа. Часть 4. Воспитательное мероприятие

 

 

Если вы сотрудничаете с НОУ  «Открытый молодёжный университет» и желаете заказать on-line сообщение на педагогическом совете, заседании НМС по теме: «Программирование содержание воспитания в школе» обращайтесь по адресу: Aleksandr.Panov@itdrom.com

 

С уважением, Александр  Панов, ведущий методист ОЦ «Школьный  университет», учитель-методист.

 

 

 

 

Воспитательное мероприятие

1. Понятие воспитательного  мероприятия

Полагают, что «...воспитательное мероприятие - это одна из организационных  форм, широко используемая как во внеурочной классной и внеклассной, так и  во внешкольной воспитательной работе» [Конаржевский Ю. А. 1. С. 123]. По мнению Н.И.Болдарева, «форма организации воспитания - это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников» [5. С.70]. На наш взгляд, воспитательное мероприятие - это форма совместной деятельности, в которой передается (предъявляется и усваивается) содержание воспитания. Воспитательное мероприятие является целостной динамической системой, включающей как содержательные, так и процессуальные элементы.

Основными содержательными  элементами данной системы являются:  участники воспитательного мероприятия; цель; содержание воспитания (информация, чувства, переживания, характер межличностных  отношений); организация воспитательного мероприятия; используемые средства воспитания; используемые методы воспитания; условия проведения мероприятия; результат.

Основными процессуальными  элементами являются: количество и  последовательность этапов (фаз, стадий); продолжительность этапов; интенсивность общения.

Следует учитывать, что  можно «...характеризовать структуру  общения путем выделения в  нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и  перцептивной» [Андреева А. А. 2. С.97];

2. Типология воспитательных  мероприятий

Воспитательные мероприятия  можно различать по: количеству участников (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные); содержанию воспитания (социальные, интеллектуальные, художественные, валеологические, трудовые, социально-педагогической поддержки, досуговые); по степени универсальности. По мнению Т.А. Ильиной «В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие...и специальные»[7. C. 437]; методу воспитательного воздействия (словесные, практические); характеру инициирования (программные, ситуативные); степени обязательности участия (обязательные, добровольные); месту проведения (классные, вшутришкольные, внешкольные); по степени сложности. При этом «Выделяются простые, составные и комплексные» [Безрукова В. С. 6. C.83].

Данная типология не претендует на полноту и является ориентационной.

3. Формы воспитательных  мероприятий

Возникновение новой  формы организации воспитания происходит тогда, когда найдена инновационная  совместная деятельность, обеспечивающая достижение воспитательной цели. Форма организации воспитания (воспитательное мероприятие) определяется: особенностью содержания воспитания (семантическая, операциональная, метрическая стороны). В. С. Безрукова полагает, что «Изначальный смысл мероприятия и состоял в том, что оно обозначало дозировку применяемых к воспитаннику мер»[6. С.81]; особенностью совместной деятельности воспитывающего и воспитуемого в рамках формы организации воспитания; характером отношений и др.

Можно предложить следующий  примерный набор обязательных и  добровольных форм воспитания:

Обязательные: 1) фронтальные (конференция, собрание, линейка, радиолекторий, политическая информация, общественно-полезный труд, лагерь труда и отдыха, смотр...); 2) групповые (дежурство по школе, дежурство по классу, линейка, смотр, классный час, собрание, заседания органов управления...); 3) индивидуальные (посещение на дому, поручение, собеседование...).

Информация о работе Воспитательное мероприятие