Воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего курсового исследования является поиск эффективных педагогических условий, направленных на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Объектом исследования выступает педагогический процесс, направленный на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Гипотеза нашего исследования заключается в утверждении, что воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет будет эффективным, если:

Содержание занятий с включением проблемных ситуаций будет доступно усвоению детьми 5 – 6 лет.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания этикетных норм поведения в общественных местах 6
1.1 Понятие этикетных норм в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности поведения старших дошкольников 14
1.3 Психолого-педагогические подходы к воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет 20
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 30
2.1. Диагностика культуры поведения в общественных местах старших дошкольников 30
2.2 Реализация программы по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 37
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

Воспитание у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 2.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, теоретическое осмысление прочитанной литературы и экспериментальных  данных позволяет сделать вывод: проблемные ситуации – эффективное условие воспитания этикетных норм поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста. Наша гипотеза подтвердилась.

 

       Список  использованной литературы

  1. Аралова М. А. Чему учить ребенка в детском саду // Воспитатель ДОУ. – 2007. - № 2. – С. 54 – 61
  2. Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с.
  3. Буре Р. С. Готовим детей к школе. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
  4. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали // Ребенок в детском саду, 2006, № 5. – с. 16 – 17
  5. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 1985. – 143 с.
  6. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методика решения психолого-педагогических ситуаций // Воспитатель ДОУ. – 2007. - № 2. – С. 49 – 51
  7. Гребенюк О. С. Общая педагогика: курс лекций. – Калининград, Калининградский университет, 1996. – 170 с.
  8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. – СПб.: Акцидент, 1996. – 224 с.
  9. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 1. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
  10. Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативных и научно-методических материалов. – М., 1996.
  11. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание, 2001, № 9. – с. 98 – 101
  12. Куватова Г. А. Новые подходы в организации и проведении экскурсий // Воспитатель ДОУ. – 2007. - № 2. – С. 39 – 48
  13. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. – 234 с.
  14. Курочкина И. Н. Культура поведения ребенка. Практические советы педагога. – М.: Школьная пресса, 2005. – 32 с.
  15. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
  16. Меренков А. В., Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе // Дошкольное воспитание, 2001, № 8. – с. 27 – 34
  17. Метенова Н. М. Уроки вежливости. – Ярославль, 2000. – 51 с.
  18. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  20. Николаева С. О. Занятия по этикетных нормах поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Учеб. – метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 80 с.
  21. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
  22. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  23. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
  24. Петерина С. В. Воспитание этикетных норм поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
  25. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду / Сост. Н. В. Гончарова и др. – СПб.: Акцидент, 1997. – 221 с.
  26. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
  27. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду, 2006, № 5. – с. 18 – 20
  28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Питер,2000.- 712 с.
  29. Стожарова М. Ю. Проблемы формирования «школьной зрелости» дошкольника // Ребенок в детском саду, 2003, № 6. – с. 33 – 38
  30. Теплюк С. Учите детей правильным поступкам // Дошкольное воспитание, 2002, № 9. – с. 108 – 109
  31. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. Ф. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
  32. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
  33. Этические беседы (сборник материалов) / Сост. Л. Ф. Федорова. – Сыктывкар, 1992. – 89 с.
  34. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Сост. А. К. Лопаткина. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 103 с.
  35. Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. – 112 с.

 

      

Приложение 1

      1 блок занятий «Как  вести себя дома»

      Тема: «Как вести себя дома».

      Цель: познакомить детей с правилами  поведения дома.

      Вводная часть.

      - Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто  пришел к нам в гости. Кто  это?

      - Незнайка!

      - Молодцы, ребята. К нам в гости  пришел Незнайка. А знаете, Незнайка  сказал мне по секрету, что он очень спешил к вам, потому что ему нужна помощь. Незнайка очень хочет, чтобы мы его научили правилам культурного поведения. А вы знаете правила культурного поведения? (Ответы детей).

      - Вот видишь, Незнайка, какие детки  у нас умные. Ребята, а вы знаете правила поведения дома? (Ответы детей).

      - А ты, Незнайка, знаешь?

      Нет, но очень хочу знать.

      - Ребята, а вы?

      - Да!

      - Давайте скорее узнаем об этих  правилах.

      Основная  часть.

      - Сейчас я буду называть правила  поведения дома и читать вам  стишки, а вы внимательно слушайте.

      1.Всегда  следи за порядком в своей  комнате.

      Игрушек много у меня,-

      Я их не убираю,

      Хотя  они уже два дня

      Всем  проходить мешают!

      И что же вышло? – Сам упал,

      И было очень больно!

      С тех пор я убираться стал -

      И все теперь довольны!

      -Посмотрите, пожалуйста, на рисунок и скажите  мне что же произошло?(Дети  описывают картинку).

      - Верно, Лисенок не убирал свои  вещи и игрушки на место  в своей комнате и в конце  концов упал, споткнувшись об  свои же разбросанные вещи. Как  вы думаете, ему было больно?

      -Да.

      - Какой совет вы дадите Лисенку?

      - Надо убирать свои вещи и  игрушки на места.

      - Верно. Вот мы с вами и  познакомились с первым правилом, которое звучит как?

      - «Всегда следи за порядком  в своей комнате».

      - А теперь следующее правило.

      2.Никогда не ломай мебель.

      По  дивану я скакал -

      Седока  изображал,

      А диван скрипел, кряхтел

      И конем быть не хотел.

      Вдруг он треснул – и со звоном,

      Будто черные вороны,

      Кверху  вылезли пружины

      И торчат наполовину!!!

      Конь  мой бедный!!! Как же быть?

      Как теперь тебя зашить?

      Где я ночью буду спать?

      Как же маме отдыхать?

      Зря я выдумал коня….

      Мой диван, прости меня!

      - Что же ребята, мы видим на  этой картинке?(Дети описывают  картинку).

      - Здесь Зайчонок сломал диван,  потому что прыгал на диване, играя в свою любимую игру  «Лошадки». Ребята, можно ли прыгать на диване?

      - Нет.

      - Какой совет вы дадите Зайчонку?

      - Нельзя прыгать на диване или  на какой другой мебели.

      - Как вы думаете, Мама Зайчиха  расстроится когда увидит что  диван сломан и Зайчонку негде  спать? (Ответы детей).

      - Какое правило не знал Зайчонок?

      - Никогда не ломай мебель.

      - А ты Незнайка запомнил это  правило?

      - Да.

      - Вот и молодцы. Слушаем следующее  правило.

      3.Не  гоняй мяч по комнате.

      Я так люблю играть в футбол

      И забивать в ворота гол!

      Как жаль, что дома нет ворот,

      Быть  может, дверь мне подойдет?

      Ура! Ура! Я гол забил!!!

      Но  мяч куда-то отскочил,

      Со  шкафа сбил большую вазу-

      Осколки полетели сразу.

      Вот ужас! Кто мог ожидать!

      Не  буду дома мяч гонять!

      - Ребята, что же случилось с  Щенком? (Ответы детей).

      - Верно, Щенок разбил люстру, телефон, чашку. А что же могло произойти еще, как вы думаете? (Разбить окно, посуду и т.д ).

      - Какое правило должен знать  Щенок?

      - Не гоняй мяч по комнате.

      - Правильно. Незнайка, ты согласен  с нами?

      - Конечно.

      - Давайте узнаем следующее правило.

      4.Не  разбрасывай вокруг острые предметы.

      Если  кнопки из коробки

      Разлетелись – собери,

      Если  гвозди на дороге

      Ты  увидел – подбери!

      Эти острые предметы

      Не  бросайте на полу.

      Сам наступишь незаметно-

      С раной поведут к врачу.

      - Что случилось со Слоненком,  ребята? (Ответы детей).

      - Верно, Слоненок разбросал вокруг  гвозди и кнопки, и сам же  на них наступил. Как вы думаете,  ему больно?

      - Да, он плачет.

      - Что же вы посоветуете Слоненку?

      - Нельзя разбрасывать острые предметы.

      - Незнайка, ты согласен с ребятами?

      - Конечно.

      - Вот мы с вами и знаем  уже 4 правила поведения дома. Давайте их повторим. (Дети повторяют  правила).

      - А сейчас я вам расскажу  одну историю. Вы внимательно  послушайте.

      Петя  пришел со школы домой. Переоделся, покушал и хотел пойти погулять. Выглянув в окошко, Петя расстроился, потому что на улице шел дождь. А он так хотел поиграть в футбол во дворе. И тут к нему пришла идея «поиграть в футбол дома». И пока родителей не было, Петя взял мяч и начал играть. В результате разбил мамину любимую вазу. Хорошая ли идея пришла Пете? Можно ли в доме играть в футбол? Как вы думаете что еще могло произойти? (Ответы и предложения детей).

      Заключительная  часть.

      - А сейчас, ребята, я хочу с вами  поиграть. Я называю вам какую-нибудь  ситуацию и кидаю мяч, а вы (кому я бросила мяч) должны продолжить мое предложение и вернуть мяч.

      Если  ты будешь разбрасывать игрушки в  своей комнате, то …………………. . ( Ответ  ребенка).

      Если  ты будешь прыгать на диване, то …………….. . (Ответ ребенка).

      Если  ты будешь разбрасывать острые предметы в своей комнате, то ………….. .(Ответ ребенка).

      Если  ты будешь гонять мяч по комнате, то ……….. .(Ответ детей).

      Если  ты будешь раскачиваться на стуле, то ………… .(Ответ ребенка).

      - Ну как тебе , Незнайка, понравилось  наше занятие? А вам ребята?

      - Да.

      - Это еще не все правила, которые мы с вами должны знать. Об остальных мы узнаем с вами на следующем занятии. Приходи, Незнайка, к нам в следующий раз и мы будем знакомиться с другими правилами.

      - Хорошо я обязательно приду.

      - А вам ребята спасибо за  внимание, все были молодцы. На этом занятие наше окончено. До свидания.

      2 блок занятий

      Тема: «Как вести себя в  детском саду».

      Цель: Познакомить детей с правилами  поведения в детском саду

      1 занятие

      Вводная часть.

      - Здравствуйте ребята. Давайте с  вами вспомним, с какими правилами культурного поведения мы познакомились на прошлых занятиях (дети повторяют правила поведения дома)

Информация о работе Воспитание