Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:58, курсовая работа
Целью нашего курсового исследования является поиск эффективных педагогических условий, направленных на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.
Объектом исследования выступает педагогический процесс, направленный на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.
Гипотеза нашего исследования заключается в утверждении, что воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет будет эффективным, если:
Содержание занятий с включением проблемных ситуаций будет доступно усвоению детьми 5 – 6 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания этикетных норм поведения в общественных местах 6
1.1 Понятие этикетных норм в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности поведения старших дошкольников 14
1.3 Психолого-педагогические подходы к воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет 20
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 30
2.1. Диагностика культуры поведения в общественных местах старших дошкольников 30
2.2 Реализация программы по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 37
Заключение 44
Список использованной литературы 46
3б – ребенок отвечает правильно, ответ дает полный, самостоятельно, без помощи взрослого;
2б – ребенок отвечает на вопрос с помощью наводящих вопросов, ответ не полный, ребенок долго задумывается над вопросом;
1б – ребенок отвечает на вопрос неверно или совсем не отвечает
В результате беседы выяснилось следующее: на вопрос «Какие общественные места ты знаешь»? 40% детей дали подробный ответ, т.е. назвали основные общественные места, поясняя их названия: «магазин, больница, театр, музей, детский сад, бассейн, прокуратура» (уточняя их назначение). (Ростислав, Полина, Надя, Даша). 30% детей назвали до 2-3 общественных мест, долго задумываясь над вопросом и в основном называя «магазин и театр». (Арина, Вадим, Никита). 30% детей вообще не имеют представления о том, что подразумевается под «общественными местами». (Кирилл, Артур, Аня)
На вопрос «Какого человека ты назовешь культурным»?, выяснилось, что: 70% детей не смогли дать точный ответ, но понимают, что под культурным человеком подразумевается тот человек, который ведет себя хорошо (Кирилл, Артур, Арина, Вадим, Никита, Надя, Даша). 30% детей на вопрос ответить не смогли, т.е. не имеют представление о данном человеке (Ростислав, Аня, Полина).
На вопрос «Как необходимо вести себя в детском саду»?, 50% детей ответили правильно и дали полный, самостоятельный ответ: «тихо играть, не баловаться, не драться, слушаться воспитателя, не кричать и т.п.» (Вадим, Полина, Никита, Надя, Даша). 40% детей дали ответ не полный: «не бегать, тихо играть» (Кирилл); «не кричать, не драться» (Ростислав); «хорошо слушаться, не мешать воспитателям» (Арина); «не драться, не жадничать» (Аня). 10% детей, т.е. один ребенок смог ответить одним словом: «хорошо» (Артур).
На вопрос «Как ты должен вести себя у врача на приеме»?, 60% детей дали полный и самостоятельный ответ, каждый пояснял свое поведение: «не кричать, не бегать, не прыгать» (Кирилл); «спокойно сижу и жду» (Арина); «хорошо делать то, что врач говорит» (Вадим); «не баловаться, вести себя хорошо, слушаться» (Никита); «не плакать, не кричать, сидеть тихо» (Надя); «не кричать, не бегать, ждать очередь» (Даша). 30% детей дали ответ не полный и не точный, в основном одним словом: «хорошо, молча» (Ростислав, Артур, Полина). 10% детей (т.е. один ребенок) ответил словом: «хорошо» (Аня).
На вопрос «Как необходимо вести себя в автобусе»?, 20% детей дали полный, самостоятельный ответ: «сижу и тихонечко смотрю в окошко» (Вадим и Даша). 70% детей долго задумывались над вопросом и ответы их были не полны, похожи друг на друга: «не кричу, сижу тихо» (Кирилл, Ростислав, Артур, Арина, Аня, Никита, Надя). 10% детей (т.е. один ребенок) ответил: «сижу» (Полина).
На вопрос «Как необходимо вести себя на день рождении»?, 10% детей (т.е. один ребенок) дал полный, содержательный ответ: «не баловаться, спрашивать разрешения, если что-то берешь, не бегать, не раскидывать игрушки» (Кирилл). 70% детей ответили лишь в двух словах: «не балуюсь хорошо себя веду, не дерусь» (Ростислав, Артур, Вадим, Полина, Надя, Даша). 20% детей не смогли дать правильного ответа, ответив лишь словом: «хорошо» (Арина, Аня).
На вопрос «Как необходимо вести себя в театре или в музее»?, 30% детей ответили: «не бегать, ничего не трогать, не кричать, сидеть тихо» (Аня); «не баловаться, не кричать, не уходить от взрослых» (Полина); «не бегать, не кричать, не уходить с чужими, сидеть тихо и смотреть» (Никита).
40% детей дали одинаковый, не полный ответ: «не баловаться, не кричать» (Кирилл, Ростислав, Артур, Надя). 30% детей дали ответ: «тихо» (Арина, Вадим, Даша)
При ответе на вопрос «Какие правила культурного поведения ты знаешь»?, 50% детей отвечали односложно, их ответы похожи, не полны: «не драться, не ругаться, хорошо себя вести» (Ростислав); «не накидывать пакет на голову» (Вадим); «не обижать маленьких» (Полина); «слушаться в школе» (Даша); «не уходить далеко от мамы» (Надя); 50% детей не смогли дать ответ, т.к. не имеют представления и не понимают вопроса.
После нами была составлена таблица уровней знаний детей.
Таблица 1
Уровни представлений у детей об этикетных нормах поведения в общественных местах
уровни | Количество детей | % |
высокий | ------- | 0 % |
средний | 7 | 70 % |
низкий | 3 | 30 % |
Характеристика уровней представлений у детей об этикетных нормах поведения в общественных местах
Результаты спроса показали, что на высоком уровне детей нет (0%), т.е. никто из детей не ответил правильно, полно, самостоятельно на все вопросы. Но нельзя утверждать, что дети не знают правила культурного поведения в общественных местах. Детям хорошо был понятен вопрос, хорошо была знакома та или иная ситуация, но дети не смогли самостоятельно справиться. Приходилось задавать наводящие вопросы.
На среднем уровне оказались 7 детей (70%), которые хорошо ориентировались в той или иной ситуации, отвечали на все вопросы. Но этих знаний было не достаточно, чтобы ответ был полным. Ответы детей были односложны, похожи друг на друга.
На низком уровне оказались 3 детей (30%). Эти дети, которые на 5 из 10 вопросов ответили «не знаю». И лишь после помощи взрослого смогли ответить на все вопросы 1-2 словами: «хорошо сижу», «не бегаю», «не дерусь».
Для выявления уровня умений детей культурного поведения в общественных местах была разработана карта наблюдения, которая включала следующие показатели:
-
использовать слова –
- вести себя сдержанно;
-
не привлекать излишнего
- разговаривать не громко;
- соблюдать порядок, чистоту;
- уступать место старшим;
- бережно относиться к вещам.
Критерии оценок:
3б- показатель присутствует;
2б-
показатель присутствует
1б- показатель отсутствует.
Таблица 2
Умения
культурного поведения в
Имена детей | Использовать слова-приветствия | Вести себя сдержано | Не привлекать излишнего внимания | Разговаривать не громко | Соблюдать порядок, чистоту | Уступать место старшим | Бережно относиться к вещам |
Кирилл | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б |
Ростик | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б |
Артур | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б |
Арина | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б |
Аня | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б |
Вадим | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б |
Полина | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б |
Никита | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б |
Надя | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б |
Даша | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б |
Для
выявления культурного
Умение «не громко разговаривать» в основном присутствует у всех 10 детей (100%). Дети задавали вопросы, не мешая друг другу, посетителям библиотеки, что-то обсуждали между собой Кирилл, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Надя, Даша, Никита, Ростислав.
Умение «соблюдать чистоту и порядок» также присутствует у каждого ребенка, т.е. все дети (100%) аккуратно клали свою одежду, при входе вытерли ноги, на рабочих местах были аккуратно сложены книжки и журналы. То же самое можно было сказать и об умении детей «бережно относиться к вещам». Дети аккуратно обращались с книжками, листали их, не мяли листы, клали книжки после просмотра на место.
После наблюдения нами была составлена таблица уровней умений детей.
Таблица 3
Уровни умений детей о этикетных нормах поведения в общественных местах
уровни | Количество детей | % |
Высокий | 10 | 100% |
Средний | ______ | ______ |
Низкий | ______ | ______ |
Результаты нашего наблюдения показали, что все дети (100%) оказались на высоком уровне, средний и низкий уровни отсутствуют. Пронаблюдав за детьми можно сделать вывод, что дети хорошо владеют умениями этикетных норм поведения в общественных местах, т.е. умеют здороваться и прощаться, знают как вести себя в общественных местах (разговаривать тихо, не привлекать к себе внимание, соблюдать порядок).
Таким образом, проведя определенную работу в ходе констатирующего эксперимента о знаниях и представлениях детей о этикетных нормах поведения в общественных местах, мы пришли к следующему. Чтобы выявить у детей представления о этикетных нормах поведения в общественных местах, нами была проведена беседа на данную тему, где детям задавались заранее продуманные вопросы. В результате беседы выяснилось, что дети не владеют достаточными знаниями о правилах этикетных норм поведения, но хорошо знают как вести себя в той или иной ситуации.
Таким образом, на высоком уровне нет ни одного ребенка из 10 (0%), на среднем уровне оказались 7 детей из 10 (70%), а на низком 3 детей из 10 (30%).
Следующей задачей перед нами стояла выявить умения детей о правилах этикетных норм поведения в общественных местах, где детям было предложено сходить в библиотеку. В процессе наблюдения за основу брались определенные умения, владеют ли дети ими и умеют применять в определенной ситуации. Пронаблюдав за детьми, выяснилось следующее. Все дети хорошо владеют данными умениями, и применять их в определенной ситуации. Дети знают слова-приветствия, ведут себя сдержано, не привлекая к себе внимания, умеют разговаривать полушепотом, соблюдают чистоту и хорошо относятся к вещам, применяя их.
Таким образом, на высоком уровне оказались все 10 детей (100%), средний и низкий уровни отсутствуют.
Проанализировав представленные в констатирующем эксперименте все работы, можно сделать вывод:
- работа в группе по данной теме проводится, но недостаточно с точки зрения ее значимости и актуальности на современном этапе;
-
детям необходимо дать
Цель: воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.
Задачи:
Разработать систему работы по воспитанию этикетных норм поведения у детей 5 – 6 лет в общественных местах.
Определить педагогические условия, способствующие воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет на основе проблемных ситуаций.