Воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего курсового исследования является поиск эффективных педагогических условий, направленных на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Объектом исследования выступает педагогический процесс, направленный на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Гипотеза нашего исследования заключается в утверждении, что воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет будет эффективным, если:

Содержание занятий с включением проблемных ситуаций будет доступно усвоению детьми 5 – 6 лет.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания этикетных норм поведения в общественных местах 6
1.1 Понятие этикетных норм в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности поведения старших дошкольников 14
1.3 Психолого-педагогические подходы к воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет 20
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 30
2.1. Диагностика культуры поведения в общественных местах старших дошкольников 30
2.2 Реализация программы по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 37
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

Воспитание у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 2.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      3б  – ребенок отвечает правильно,  ответ дает полный, самостоятельно, без помощи взрослого;

      2б  – ребенок отвечает на вопрос  с помощью наводящих вопросов, ответ не полный, ребенок долго  задумывается над вопросом;

      1б  – ребенок отвечает на вопрос  неверно или совсем не отвечает

      В результате беседы выяснилось следующее: на вопрос «Какие общественные места  ты знаешь»? 40% детей дали подробный  ответ, т.е. назвали основные общественные места, поясняя их названия: «магазин, больница, театр, музей, детский сад, бассейн, прокуратура» (уточняя их назначение). (Ростислав, Полина, Надя, Даша). 30% детей назвали до 2-3 общественных мест, долго задумываясь над вопросом и в основном называя «магазин и театр». (Арина, Вадим, Никита). 30% детей вообще не имеют представления о том, что подразумевается под «общественными местами». (Кирилл, Артур, Аня)

      На  вопрос «Какого человека ты назовешь культурным»?, выяснилось, что: 70% детей  не смогли дать точный ответ, но понимают, что под культурным человеком  подразумевается тот человек, который ведет себя хорошо (Кирилл, Артур, Арина, Вадим, Никита, Надя, Даша). 30% детей на вопрос ответить не смогли, т.е. не имеют представление о данном человеке (Ростислав, Аня, Полина).

      На  вопрос «Как необходимо вести себя в детском саду»?, 50% детей ответили правильно и дали полный, самостоятельный ответ: «тихо играть, не баловаться, не драться, слушаться воспитателя, не кричать и т.п.» (Вадим, Полина, Никита, Надя, Даша). 40% детей дали ответ не полный: «не бегать, тихо играть» (Кирилл); «не кричать, не драться» (Ростислав); «хорошо слушаться, не мешать воспитателям» (Арина); «не драться, не жадничать» (Аня). 10% детей, т.е. один ребенок смог ответить одним словом: «хорошо» (Артур).

      На  вопрос «Как ты должен вести себя у  врача на приеме»?, 60% детей дали полный и самостоятельный ответ, каждый пояснял свое поведение: «не кричать, не бегать, не прыгать» (Кирилл); «спокойно сижу и жду» (Арина); «хорошо делать то, что врач говорит» (Вадим); «не баловаться, вести себя хорошо, слушаться» (Никита); «не плакать, не кричать, сидеть тихо» (Надя); «не кричать, не бегать, ждать очередь» (Даша). 30% детей дали ответ не полный и не точный, в основном одним словом: «хорошо, молча» (Ростислав, Артур, Полина). 10% детей (т.е. один ребенок) ответил словом: «хорошо» (Аня).

      На вопрос «Как необходимо вести себя в автобусе»?, 20% детей дали полный, самостоятельный ответ: «сижу и тихонечко смотрю в окошко» (Вадим и Даша). 70% детей долго задумывались над вопросом и ответы их были не полны, похожи друг на друга: «не кричу, сижу тихо» (Кирилл, Ростислав, Артур, Арина, Аня, Никита, Надя). 10% детей (т.е. один ребенок) ответил: «сижу» (Полина).

      На  вопрос «Как необходимо вести себя на день рождении»?, 10% детей (т.е. один ребенок) дал полный, содержательный ответ: «не  баловаться, спрашивать разрешения, если что-то берешь, не бегать, не раскидывать игрушки» (Кирилл). 70% детей ответили лишь в двух словах: «не балуюсь хорошо себя веду, не дерусь» (Ростислав, Артур, Вадим, Полина, Надя, Даша). 20% детей не смогли дать правильного ответа, ответив лишь словом: «хорошо» (Арина, Аня).

      На  вопрос «Как необходимо вести себя в театре или в музее»?, 30% детей  ответили: «не бегать, ничего не трогать, не кричать, сидеть тихо» (Аня); «не баловаться, не кричать, не уходить от взрослых» (Полина); «не бегать, не кричать, не уходить с чужими, сидеть тихо и смотреть» (Никита).

      40% детей дали одинаковый, не полный  ответ: «не баловаться, не кричать» (Кирилл, Ростислав, Артур, Надя). 30% детей дали ответ: «тихо» (Арина,  Вадим, Даша)

      При ответе на вопрос «Какие правила культурного  поведения ты знаешь»?, 50% детей отвечали односложно, их ответы похожи, не полны: «не драться, не ругаться, хорошо себя вести» (Ростислав); «не накидывать пакет на голову» (Вадим); «не обижать маленьких» (Полина); «слушаться в школе» (Даша); «не уходить далеко от мамы» (Надя); 50% детей не смогли дать ответ, т.к. не имеют представления и не понимают вопроса.

      После нами была составлена таблица уровней  знаний детей.

      Таблица 1

      Уровни  представлений у детей об этикетных нормах поведения в общественных местах

      уровни       Количество  детей       %
      высокий       -------       0 %
      средний       7       70 %
      низкий       3       30 %
 

      Характеристика  уровней представлений у детей  об этикетных нормах поведения в общественных местах

      Результаты  спроса показали, что на высоком  уровне детей нет (0%), т.е. никто из детей не ответил правильно, полно, самостоятельно на все вопросы. Но нельзя утверждать, что дети не знают правила культурного поведения в общественных местах. Детям хорошо был понятен вопрос, хорошо была знакома та или иная ситуация, но дети не смогли самостоятельно справиться. Приходилось задавать наводящие вопросы.

      На  среднем уровне оказались 7 детей (70%), которые хорошо ориентировались  в той или иной ситуации, отвечали на все вопросы. Но этих знаний было не достаточно, чтобы ответ был  полным. Ответы детей были односложны, похожи друг на друга.

      На  низком уровне оказались 3 детей (30%). Эти  дети, которые на 5 из 10 вопросов ответили «не знаю». И лишь после помощи взрослого смогли ответить на все  вопросы 1-2 словами: «хорошо сижу», «не  бегаю», «не дерусь».

      Для выявления уровня умений детей культурного поведения в общественных местах была разработана карта наблюдения, которая включала следующие показатели:

      - использовать слова – приветствия;

      - вести себя сдержанно;

      - не привлекать излишнего внимания;

      - разговаривать не громко;

      - соблюдать порядок, чистоту;

      - уступать место старшим;

      - бережно относиться к вещам.

      Критерии  оценок:

      3б-  показатель присутствует;

      2б-  показатель присутствует частично;

      1б-  показатель отсутствует.

      Таблица 2

      Умения  культурного поведения в общественных местах детей дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)

Имена детей Использовать  слова-приветствия Вести себя сдержано Не привлекать излишнего внимания Разговаривать не громко Соблюдать порядок, чистоту Уступать место  старшим Бережно относиться к вещам
Кирилл 
Ростик
Артур
Арина
Аня
Вадим
Полина
Никита
Надя
Даша
 

      Для выявления культурного поведения  в общественных местах нами была проведена  экскурсия с детьми в библиотеку. В результате наблюдения выяснилось следующее: все 10 детей (100%) умеют применять  слова-приветствия (здравствуйте, добрый день, до свидания и т.д.) Кирилл, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Надя, Даша, Никита, Ростислав. Умение «вести себя сдержано и не привлекать излишнего внимания» присутствует у всех детей (100%), т.е. дети внимательно слушали библиотекаря, не мешали друг другу, вели себя спокойно Кирилл, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Надя, Даша, Никита, Ростислав.

      Умение  «не громко разговаривать» в основном присутствует у всех 10 детей (100%). Дети задавали вопросы, не мешая друг другу, посетителям библиотеки, что-то обсуждали между собой Кирилл, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Надя, Даша, Никита, Ростислав.

      Умение  «соблюдать чистоту и порядок» также  присутствует у каждого ребенка, т.е. все дети (100%) аккуратно клали  свою одежду, при входе вытерли  ноги, на рабочих местах были аккуратно сложены книжки и журналы. То же самое можно было сказать и об умении детей «бережно относиться к вещам». Дети аккуратно обращались с книжками, листали их, не мяли листы, клали книжки после просмотра на место.

      После наблюдения нами была составлена таблица уровней умений детей.

      Таблица 3

      Уровни  умений детей о этикетных нормах поведения в общественных местах

      уровни       Количество  детей       %
      Высокий       10       100%
      Средний        ______        ______
      Низкий        ______        ______
 

      Результаты  нашего наблюдения показали, что все дети (100%) оказались на высоком уровне, средний и низкий уровни отсутствуют. Пронаблюдав за детьми можно сделать вывод, что дети хорошо владеют умениями этикетных норм поведения в общественных местах, т.е. умеют здороваться и прощаться, знают как вести себя в общественных местах (разговаривать тихо, не привлекать к себе внимание, соблюдать порядок).

      Таким образом, проведя определенную работу в ходе констатирующего эксперимента о знаниях и представлениях детей  о этикетных нормах поведения в общественных местах, мы пришли к следующему. Чтобы выявить у детей представления о этикетных нормах поведения в общественных местах, нами была проведена беседа на данную тему, где детям задавались заранее продуманные вопросы. В результате беседы выяснилось, что дети не владеют достаточными знаниями о правилах этикетных норм поведения, но хорошо знают как вести себя в той или иной ситуации.

      Таким образом, на высоком уровне нет ни одного ребенка из 10 (0%), на среднем  уровне оказались 7 детей из 10 (70%), а  на низком 3 детей из 10 (30%).

      Следующей задачей перед нами стояла выявить  умения детей о правилах этикетных норм поведения в общественных местах, где детям было предложено сходить в библиотеку. В процессе наблюдения за основу брались определенные умения, владеют ли дети ими и умеют применять в определенной ситуации. Пронаблюдав за детьми, выяснилось следующее. Все дети хорошо владеют данными умениями, и применять их в определенной ситуации. Дети знают слова-приветствия, ведут себя сдержано, не привлекая к себе внимания, умеют разговаривать полушепотом, соблюдают чистоту и хорошо относятся к вещам, применяя их.

      Таким образом, на высоком уровне оказались  все 10 детей (100%), средний и низкий уровни отсутствуют.

      Проанализировав представленные в констатирующем эксперименте все работы, можно сделать вывод:

      - работа в группе по данной  теме проводится, но недостаточно  с точки зрения ее значимости  и актуальности на современном  этапе;

      - детям необходимо дать конкретные  знания о этикетных нормах поведения в общественных местах на основе проблемных ситуаций. В связи с этим мы приступили к формирующему эксперименту.

 

       2.2 Реализация программы по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах

      Цель: воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

      Задачи:

      Разработать систему работы по воспитанию этикетных норм поведения у детей 5 – 6 лет в общественных местах.

      Определить  педагогические условия, способствующие воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет на основе проблемных ситуаций.

Информация о работе Воспитание