Воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего курсового исследования является поиск эффективных педагогических условий, направленных на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Объектом исследования выступает педагогический процесс, направленный на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Гипотеза нашего исследования заключается в утверждении, что воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет будет эффективным, если:

Содержание занятий с включением проблемных ситуаций будет доступно усвоению детьми 5 – 6 лет.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания этикетных норм поведения в общественных местах 6
1.1 Понятие этикетных норм в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности поведения старших дошкольников 14
1.3 Психолого-педагогические подходы к воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет 20
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 30
2.1. Диагностика культуры поведения в общественных местах старших дошкольников 30
2.2 Реализация программы по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 37
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

Воспитание у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 2.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      Для решения задач нами была разработана система занятий по воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах (Приложение). Данная система занятий состояла из трех блоков, каждый блок в свою очередь содержал три занятия. В итоге нами было проведено 9 занятий. Нами рассматривались такие блоки занятий, как:

      1 блок «Как вести себя дома»;

      2 блок «Как вести себя в детском  саду»;

      3 блок «Как вести себя в гостях».

      Таким образом, в каждом блоке содержались  правила этикетных норм поведения, которые необходимо применять в той или иной ситуации.

      Вышеуказанные блоки занятий были проведены  в группе. Во время занятий детям  был предоставлен иллюстративный материал по теме: «Культура поведения в  общественных местах», использовалось художественное слово, во время игр дети использовали различные атрибуты, маски и костюмы. Занятия проходили в оживленной, интересной форме, дети с удовольствием отвечали на занятиях, были активны. Данные правила использовали в повседневной жизни, в сюжетно-ролевых играх.

      Таким образом, в формирующем эксперименте самостоятельно нами был создан уголок детской книги и были составлены занятия, с помощью которых мы познакомили детей с правилами  культурного поведения в общественных местах: дома, в детском саду, в гостях, в поликлинике, в транспорте. Дети знакомились с новыми понятиями, связанные с правилами поведения в общественных местах, с книжными изданиями написанные специально для детей. В процессе занятий дети знакомились с правилами поведения в общественных местах, находили решения в проблемных ситуациях, использовали полученные знания в играх, инсценировках, в деятельности. Можно с уверенностью говорить о том, что дети освоили содержание проводимой опытной работы. Это подтверждается и данными контрольного эксперимента.

      Цель: выявить динамику сформированности представлений об этикетных нормах поведения в общественных местах и умение отражать их в самостоятельной повседневной практической деятельности.

      Контрольный эксперимент проводился по методике аналогичной констатирующему.

      В результате беседы выяснилось следующее: на вопрос «Какие общественные места  ты знаешь»? 90% детей дали подробный  ответ, т.е. назвали основные общественные места, поясняя их названия: «магазин, больница, театр, музей, детский сад, бассейн, прокуратура» (уточняя их назначение). (Ростислав, Полина, Надя, Даша, Кирилл, Никита, Вадим, Аня, Арина ). 10% детей назвали до 2 общественных мест «детский сад, автобус», долго задумываясь над вопросом. (Артур).

      На  вопрос «Какого человека ты назовешь культурным»?, выяснилось, что: 80% детей смогли дать полный ответ и понимают, что под культурным человеком подразумевается тот человек, который ведет себя хорошо, ведет себя хорошо, красиво одевается и разговаривает и т.д. (Кирилл, Артур, Арина, Вадим, Никита, Аня, Полина, Ростислав). 20% детей на вопрос ответили просто и одним словом « который ведет себя хорошо» (Надя, Даша ).

      На  вопрос «Как необходимо вести себя в детском саду»?, 100% детей , т.е. все  дети ответили правильно и дали полный, самостоятельный ответ: «тихо играть, не баловаться, не драться, слушаться воспитателя, не кричать, помогать нянечке, дружить с ребятами и т.п.» (Вадим, Полина, Никита, Надя, Даша, Кирилл, Ростислав, Артур, Арина, Аня).

      На  вопрос «Как ты должен вести себя у  врача на приеме»?, 100% детей дали полный и самостоятельный ответ, каждый пояснял свое поведение: «не кричать, не бегать, не прыгать, слушаться врача, прислушиваться к советам, ждать своей очереди»(Кирилл, Ростислав, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Никита, Надя, Даша).

      На  вопрос «Как необходимо вести себя в автобусе»?, 80% детей дали полный, самостоятельный ответ: «сижу и  тихонечко смотрю в окошко, не пачкаю сиденья, держу билетик до конца, никому не мешаю» ( Кирилл, Ростислав, Артур, Арина, Аня, Никита, Полина, Надя). 20% детей долго задумывались над вопросом и ответы их были не полны, похожи друг на друга: « сижу тихо, смотрю в окошко» (Даша, Вадим).

      На  вопрос «Как необходимо вести себя на день рождении»?, 100% детей (т.е. все  дети) дали полный, содержательный ответ: «не баловаться, спрашивать разрешения, если что-то берешь, не бегать, не раскидывать игрушки, со всеми знакомиться, хорошо вести себя за столом» (Кирилл, Ростислав, Артур, Арина, Аня, Вадим, Никита, Надя, Даша).

      На  вопрос «Как необходимо вести себя в театре или в музее»?, 80% детей дали полный ответ: «не бегать, ничего не трогать, не кричать, сидеть тихо, слушаться маму, не бегать по залу» (Кирилл, Ростислав, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Никита); 20% ответили неполным ответом «не баловаться, не кричать, сидеть тихо» (Надя); «тихо сидеть, никому не мешать (Даша).

      При ответе на вопрос «Какие правила культурного  поведения ты знаешь»? 100% детей отвечали полным ответом, их ответы были самостоятельны: «не драться, не ругаться, хорошо себя вести, слушаться, не обижать маленьких, красиво разговаривать, не трогать чужие вещи» (Ростислав, Кирилл, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Никита, Надя, Даша).

      После нами была составлена таблица уровней знаний детей.

      Таблица 4

      Уровни  представлений у детей о этикетных нормах поведения в общественных местах

      уровни       Количество  детей       %
      высокий       5       50 %
      средний       5       50 %
      низкий       ----------       0 %
 

      Характеристика  уровней представлений у детей  о этикетных нормах поведения в общественных местах

      Результаты  спроса показали, что на высоком уровне оказалось 5 детей, ответы детей были полными, самостоятельными, без помощи взрослого. Дети отвечали быстро, долго не задумываясь. Можно твердо утверждать, что дети знают правила культурного поведения в общественных местах. Детям хорошо был понятен вопрос, хорошо была знакома та или иная ситуация и дети смогли самостоятельно справиться.

      На  среднем уровне оказались 5 детей (50%), которые хорошо ориентировались  в той или иной ситуации, отвечали на все вопросы, но на некоторые вопросы  требовалась помощь взрослого. Знаний было не достаточно, чтобы ответ был полным. Ответы детей были односложны, похожи друг на друга.

      На  низком уровне не оказалось ни одного ребенка.

      Таблица 5

      Умения  культурного поведения в общественных местах детей дошкольного возраста(контрольный  эксперимент)

Имена детей Использовать  слова-приветствия Вести себя сдержано Не привлекать излишнего внимания Разговаривать не громко Соблюдать порядок, чистоту Уступать место  старшим Бережно относиться к вещам
Кирилл 
Ростик
Артур
Арина
Аня
Вадим
Полина
Никита
Надя
Даша
 

      Характеристика  умений у детей о этикетных нормах поведения в общественных местах

      Для выявления умений культурного поведения  в общественных местах нами была проведена экскурсия с детьми в музей. В результате наблюдения выяснилось следующее: все 10 детей (100%) умеют применять слова-приветствия (здравствуйте, добрый день, до свидания и т.д.) Кирилл, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Надя, Даша, Никита, Ростислав. Умение «вести себя сдержано и не привлекать излишнего внимания» присутствует у всех детей (100%), т.е. дети внимательно слушали работника музея, не мешали друг другу, вели себя спокойно Кирилл, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Надя, Даша, Никита, Ростислав.

      Умение  «не громко разговаривать» в основном присутствует у всех 10 детей (100%). Дети задавали вопросы, не мешая друг другу, интересовались поделками, что-то обсуждали  между собой Кирилл, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Надя, Даша, Никита, Ростислав.

      Умение  «соблюдать чистоту и порядок» также  присутствует у каждого ребенка, т.е. все дети (100%) аккуратно клали  свою одежду, проследили чтобы обувь  была чистая. То же самое можно было сказать и об умении детей «бережно относиться к вещам». Дети аккуратно обращались с поделками, с интересом разглядывали и после просмотра клали их на место.

      После наблюдения нами была составлена таблица уровней умений детей.

      Таблица 6

      Уровни  умений детей о этикетных нормах поведения в общественных местах

      уровни       Количество  детей       %
      Высокий       10       100%
      Средний        ______        ______
      Низкий        ______        ______
 

      Результаты  нашего наблюдения показали, что все  дети (100%) оказались на высоком уровне, средний и низкий уровни отсутствуют. То же самое прослеживалось и в констатирующем эксперименте. Пронаблюдав за детьми можно сделать вывод, что дети хорошо владеют умениями этикетных норм поведения в общественных местах, т.е. умеют здороваться и прощаться, знают как вести себя в общественных местах (разговаривать тихо, не привлекать к себе внимание, соблюдать порядок).

 

       Заключение

      Воспитание  этикетных норм поведения в общественных местах – один из важнейших показателей общей этикетных норм поведения и развития общества на современном этапе. Поэтому проблема нашего исследования является актуальной и значимой.

      Нами  была проведена работа по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах. В результате проведенной педагогической работы выделились три группы педагогических условий по воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет на основе проблемных ситуаций:

      - педагогическое условие системы  специально подобранных проблемных  ситуаций для воспитания этикетных норм поведения в общественных местах;

      - педагогическое условие освоения знаниями на занятиях по воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах;

      - педагогическое условие самостоятельной  деятельности старших дошкольников.

      Первым  педагогическим условием воспитания этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет является специально подобранные проблемные ситуации, позволяющие дошкольникам знакомиться с различными ситуациями и находить решение.

      Вторым  педагогическим условием этикетных норм поведения в общественных местах явилось наличие трех блоков, в каждом по три занятия. Каждое занятие состояло из трех частей. В первой ситуации была использована игровая ситуация как «Знакомство с Незнайкой», который хотел узнать о правилах поведения в общественных местах. На этом же этапе была создана предметно-развивающая среда – создание уголка детской книги, в котором дети в свободное время могли пролистать их, поиграть в игры.

      Вторая  часть занятий была направлена на знакомство с правилами этикетных норм поведения в том или ином месте (дома, в детском саду, в гостях); использовалось художественное слово. Так же в этой части занятий детям была предложена проблемная ситуация, на которую необходимо было найти решение.

      В третьей части занятий дети закрепляли пройденный материал и использование  его в игровой ситуации.

      Целенаправленная  работа по данной проблеме в ходе формирующего эксперимента привела к хорошим  результатам, что показал контрольный  эксперимент. Результаты контрольного эксперимента утвердили нас в  том, что у детей 5 – 6 лет можно  воспитать правила культурного поведения в общественных местах в процессе систематических занятий, бесед, досуговой деятельности. Сравнив результаты контрольного и констатирующего эксперимента можно сделать вывод: если в работе использовать такие приемы, методы, формы работы, используемые в процессе досуговой деятельности они будут способствовать воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Информация о работе Воспитание