Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:58, курсовая работа
Целью нашего курсового исследования является поиск эффективных педагогических условий, направленных на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.
Объектом исследования выступает педагогический процесс, направленный на воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.
Гипотеза нашего исследования заключается в утверждении, что воспитание этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет будет эффективным, если:
Содержание занятий с включением проблемных ситуаций будет доступно усвоению детьми 5 – 6 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания этикетных норм поведения в общественных местах 6
1.1 Понятие этикетных норм в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности поведения старших дошкольников 14
1.3 Психолого-педагогические подходы к воспитанию этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет 20
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 30
2.1. Диагностика культуры поведения в общественных местах старших дошкольников 30
2.2 Реализация программы по воспитанию у старших дошкольников этикетных норм поведения в общественных местах 37
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Программа «Детство» [8] разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена с позиций гуманистической педагогики. Содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста разработано на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Одна из частей программы носит название «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений» и имеет следующие разделы: «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе (самопознание)».
Одной из задач этого раздела является освоение старшими дошкольниками «культуры общения со взрослыми и сверстниками, этикетных норм поведения в общественных местах» [8].
План-программа
образовательно-воспитательной работы
в детском саду [25] в соответствии
с требованиями и рекомендациями
программы «Детство» предлагает
поквартальное планирование занятий.
В разделе «Социально-нравственное воспитание»
определены «уроки вежливости и этикета»
и «ситуации».
Один из разделов в программе «Истоки», который носит название «Социальное развитие», направлен на общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду) и сверстниками.
В программе говорится о том, что развитие у детей интереса к «миру людей» и обогащение их представлений о социальной действительности рекомендуется посещение музеев, театров, выставок, проведение прогулок и экскурсий; демонстрация диафильмов, позволяющих детям наблюдать поведение людей в театре, музее, на выставке, в транспорте, на почте, в банке, на стадионе, в магазине, а также специально снятых диафильмов о детях и взрослых в детском саду, их играх, занятиях, праздниках.
Авторы программы делают акцент на том, что необходимо использовать естественно возникающие ситуации и специально создавать таковые для познания нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности. А для активизации самостоятельного осмысления детьми нравственных ценностей важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения. [ 36]
По мнению Л. Ф. Островской, «культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества» [22]. Истинная культура поведения, по ее мнению, есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации.
Итак, понятие этикетных норм поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [24].
Рассмотрим подходы различных авторов к содержанию этикетных норм поведения старших дошкольников.
Буре Р. С., Островская Л. Ф., анализируя влияние педагогического и детского коллектива на формирование этикетных норм поведения старших дошкольников, подчеркивают, что «конкретные представления о этикетных нормах поведения усваиваются растущим человеком вместе с опытом поведения, с накапливанием представлений» [5].
Л. Ф. Островская рекомендует в беседах с родителями разъяснять о следующих нравственных качествах, таких как: вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность.
О вежливости, которая украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.
Человек, наделенный деликатностью, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений. Старшие дошкольники уже способны понять, что значит быть предупредительным, уметь предложить помощь, не дожидаясь, когда к нему обратятся с просьбой.
Скромность - эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобства окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе не может быть; учить детей не хвастаться своими успехами, не торопиться с ответом на занятии.
Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду [22].
О дисциплинированности Р.С. Буре говорил, как об умение ребенка произвольно управлять своим поведением, подчиняться установленным правилам, руководствоваться ими при организации своей деятельности; сформированность доброжелательного отношения к сверстникам, понимание того, что нарушение дисциплины может оказать на качество ответов или результат работы товарищей [3].
При анализе содержания задач воспитания и обучения М.А. Аралова выделяла, что в разделе «Этикет» должно реализовываться следующее: «Пятилетние дети способны есть, пользуясь приборами, салфеткой; умеют просить, благодарить, извиняться. Можно научить их разговаривать по телефону, ходить в гости, принимать гостей, дарить подарки; получать их. Следует объяснять правила поведения в театре, музее, транспорте, в гостях, в поликлинике. Уроки хороших манер можно проводить 2 - 3 раза в неделю (учить есть красиво и аккуратно следует каждый день) в игровой форме, повторяя каждый урок несколько раз» [1].
Метенова Н. М. говорила о том, что вежливость является «основой культурного поведения», в увлекательной форме рассматривает ряд ситуаций, в которых вежливое слово становится волшебным. Автор раскрывает содержание пяти занятий: Добрый день, Волшебные слова, О дружбе и рыцарстве, Вежливые пассажиры, Вежливые зрители [17].
В своих работах Куватова Г. А. предлагала новые подходы, такие как: Заранее выбирайте безопасный и оптимальный маршрут; Выдерживайте тему; Не берите слишком много оборудования; Не рассказывайте о том, чего дети не видят; Не намечайте много объектов для наблюдения; Не оставляйте детей только слушателями, предусмотрите индивидуальные задания для каждого; Закрепите впечатления, полученные на экскурсии, в памяти детей, предложив им в группе нарисовать то, что больше всего понравилось и запомнилось.
Осипова М. П. [33] в своих работах о этикетных нормах поведения выделяла следующие правила: Не спеши первым сесть за стол, Не разговаривай во время еды, Не забывай закрывать рот, когда жуешь, Не чавкай, Не рвись первым выбежать за дверь, Не перебивай говорящего, Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие, Не размахивай руками, Не показывай пальцем на кого бы то ни было, Не передразнивай говорящего, Не забудь снять шапку, входя в дом, Сидя в троллейбусе или трамвае, не делай вид, что ты не замечаешь рядом стоящего старика, Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул, Не держи руки в карманах и др. [33]
Л. Ф. Федорова, ссылаясь на книгу В. А. Сухомлинского «Беседы об этике», выводила правила культурного поведения по следующим разделам: «Воспитывай и развивай культуру речи», «Как вести себя на улице», «Как вести себя в общественных местах», «Как вести себя за столом», «Как вести себя в гостях» и т. д. [33]
В работах О. С. Николаевой можно найти описание занятий: «Я - пешеход» и «Я - пассажир» [20].
Мы раскрыли понятие воспитания этикетных норм поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет.
Итак,
этикетные нормы поведения «
В
дошкольном возрасте в жизнь ребенка
прочно и уже навсегда входят другие
дети - сверстники. Между дошкольниками
разворачивается сложная и
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.
Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя [11].
Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
Еще
одна важная особенность контактов
детей заключается в
В 3-4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают более сложные и не всегда радужные отношения.
В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется. После четырех лет общение (в особенности у детей, посещающих детский сад) со сверстником становится привлекательнее общения со взрослым и занимает все большее место в жизни ребенка. Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку), и другие дети становятся более привлекательными партнерами, нежели взрослые[6].
Наряду
с потребностью в совместной игре
у ребенка 4-5 лет обычно появляется
потребность в признании и
уважении сверстника. Эта естественная
потребность создает массу
В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Успехи и промахи других приобретают для ребенка особое значение. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. Реакции детей на оценку взрослого - кого он похвалит, а кого, может быть, и поругает - также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстника у многих детей могут вызывать огорчения, а вот его неудачи - нескрываемую радость. В этом возрасте возникают такие тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида на сверстника. Они, конечно же, осложняют отношения детей и становятся поводом для многочисленных детских конфликтов[6].