Таким
образом, анкетный опрос выявил
в целом удовлетворенность внеклассной
работой по информатике (занятиями в кружке
по информатике). Многим понравились занятия,
учащиеся хотели бы продолжить заниматься
дополнительно по более сложной программе
и посоветовали бы своим друзьям начать
заниматься в кружке по информатике.
Большинству стало интереснее и на уроках
по информатике.
Таким
образом, исследование показало эффективность
педагогического эксперимента и подтвердило
гипотезу исследования: развитие интереса
к информатике и успешность обучения по
данному предмету в старших классах будут
повышены, если будут выявлены и реализованы
на практике оптимальные содержание, методы
и формы внеклассной работы по информатике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внеклассная
работа представляет собой составную
часть учебно-воспитательной работы
школы, организацию педагогом различных
видов деятельности учащихся во внеучебное
время, обеспечивающих необходимые условия
для формирования и развития личности
каждого учащегося. Через систему
внеклассной работы можно более глубоко
познакомить учащихся с современными
компьютерными технологиями и до высокого
уровня развить их логико-алгоритмическое
мышление, сориентировав учащихся на творческое
применение компьютера в своей учебной
деятельности. При этом системная внеклассная
работа является основной составляющей,
позволяющей школьникам успешно выступать
в олимпиадах, конкурсах и конференциях,
а также достигать высоких результатов
в изучении предмета.
Внеклассная
работа является составной частью воспитательной
работы в школе, направленной на
достижение общей цели обучения и
воспитания – усвоения каждым учащимся
необходимого для жизни в обществе социального
опыта и формирования принимаемой обществом
системы ценностей. Цель и задачи внеклассной
работы определяют ее функции: обучающую,
воспитательную и развивающую.
Внеклассная
работа отличается от уроков отсутствием
жестких регламентаций. Педагог
имеет гораздо большую свободу выбора
содержания, форм, средств, методов внеклассной
работы, чем при проведении урока. С одной
стороны, это дает возможность действовать
в соответствии с собственными взглядами
и убеждениями. С другой стороны, возрастает
личная ответственность педагога за сделанный
выбор. Кроме того, отсутствие жесткого
регламента требует от учителя проявления
творчества и инициативы.
Проведенный
до начала занятий анкетный опрос позволил
сделать вывод, что старшеклассники уже
приобрели некоторый опыт реальной информационной
(компьютерной) практики и несколько
«охладели» к информатике, как учебной
дисциплине, поскольку она требует определенных
умственных усилий и довольно систематической
работы. Кроме того, те из учащихся,
которые интересуются различными видами
работы на компьютере, имеют, как правило,
большую эрудицию в сфере компьютерной
техники и действительно больший опыт
общения с ней в разных областях. Этим
учащимся не интересны знания, ограниченные
рамками программы школьного курса. В
то же время, опрос показал, что многих
интересуют современные компьютерные
технологии, вопросы, связанные с активной
работой в Интернете.
Это
позволило определить содержание
внеклассной работы по информатике
в старших классах. Нами предложена
и реализована программа кружка «Создание
сайтов» для обучающихся 10 и 11 классов
общеобразовательной школы.
Кружок
“Создание сайтов” рассчитан
на 36 часов, которые проводились в течение
года 2010 / 2011 учебного года по 1 часу в неделю.
Программа работы кружка составлена на
основе авторской программы А.В. Хуторского,
А.П. Орешко.
Анализ
динамики успеваемости учащихся, занимавшихся
в кружке и анкетный опрос показали
эффективность педагогического
эксперимента и подтвердили гипотезу
исследования: развитие интереса к информатике
и успешность обучения по данному предмету
в старших классах будут повышены, если
будут выявлены и реализованы на практике
оптимальные содержание, методы и формы
внеклассной работы по информатике.
Тема
данной работы представляется весьма
перспективной. Компьютер для учащихся
должен стать средством, без которого
невозможно обойтись в современном информационном
обществе. Поэтому процесс, направленный
на активизацию познавательной деятельности
учащихся через различные формы внеклассной
работы по информатике, необходим для
формирования личности, владеющей информационными
компетенциями. Задача – дать обучающимся
старших классов необходимую и достаточную
инструментальную базу, которая пригодится
им в дальнейшем. Ученики в таких условиях
с увлечением осваивают необходимые для
поиска знаний инструменты, что позволяет
достигнуть высокого уровня учебной деятельности.
А сам ученик становятся активным участником
образовательного процесса.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Бешенков
С.А. Гуманитарная информатика: от моделей
и технологий к информационным принципам
С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, М.И. Шутикова
//Информатика и образование. - № 2. – 2008.
– С. 3- 8.
2.Бешенков
С.А. Современная концепция общеобразовательного
непрерывного курса информатики С.А. Бешенков,
Л.Г. Кузнецова, М.И. Шутикова // Мир образования.
– 2006. – № 4. – С.169-179.
- Бочкин А.И.
Методика преподавания информатики. А.И.
Бочкин - Минск: Вышэйшая школа, 1998. – 431
с.
- Братцева
Г.Г. Активные методы обучения и их влияние
на смену педагогической парадигмы. Г.Г.
Братцева // Философия образования. Сборник
материалов конференции. Серия “Symposium”,
выпуск 23. - СПб.: Санкт-Петербургское философское
общество, 2002. - С.336-340.
- Давыдов В.В.
Лекции по педагогической психологии:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
В.В. Давыдов– М.: Academia, 2006. – 452 с.
- Ершов А.П.
Школьная информатика (концепции, состояние,
перспективы) А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский,
Ю.А. Первин – Новосибирск: ВЦ СО АН СССР,
1979. – 164 с.
- Жарова Т.К.
Искусство, воспитание и компьютер. Т.К.
Жарова // Актуальные вопросы современного
образования: Сборник статей. Выпуск 3:
Методология, педагогика, психология,
методика – М.: Изд-во МГУ, 2006. – С. 111–114.
- Златопольский
Д.М. Внеклассная работа по информатике.
Сборник заданий. Д.М. Златопольский //
Газета 1 сентября. - 2001. - № 1.
- Информатика.10–11класс
Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2002.
– 304 с.
- Каймин В.А.
Информатика. В.А. Каймин. Изд. 2-е,перераб.,доп.
– М.: Инфра-М, 2001. - 272 с.
- Калечиц
Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа
с учащимися. Т.Н. Калечиц, 3.А. Кейлина.
– М.: Просвещение, 1989. – 87 с.
- Компьютерные
технологии обработки информации. Под
ред. С.В. Назарова. - М.: Финансы и статистика,
2005. – 352 с.
- Кудинова
В.И. Внеклассная работа по информатике.
Кудинова В.И. Информатика и образование.
- 2001.- №1. – С.21-23.
- Кулагин
В.П., Найханов В.В. Информационные технологии
в сфере образования. – М: Янус-К, 2004. –
248 с.
- Лапчик М.П.
Методика преподавания информатики : учеб.
пособие для студ. пед. Вузов / М.П. Лапчик,
И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. — 3-е изд., стер.
— М. : Издательский центр «Академия»,
2006. - 670 с.
- Малев В.В.
Общая методика преподавания информатики:
Учебное пособие / В.В. Малев. - Воронеж:
ВГПУ, 2005. - 271 с.
- Малеева
А.А. Практикум по методике преподавания
информатики. А.А. Малева, В.В. Малеев. -
Воронеж: ВГПУ, 2006. - 148 с.
- Могилев
А.В. Информатика: Учеб. пособие
для студ.пед. вузов А.В. Могилев,
Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. Под ред. Е.К. Хеннера.
– 2‐е
изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2003. – 816 с.
- Новые педагогические
и информационные технологии в системе
образования: Учеб. пособ. для студ. пед.
вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров.
Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева,
А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия,
2003. – 272 с.
- Педагогика:
педагогические теории, системы, технологии
/ Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия,
1998. – 512 с.
- Программы
для общеобразовательных учреждений:
Информатика. 2‐11 классы. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. –
380 с.
- Радион В.С.
Системная внеклассная работа по информатике
с наиболее способными и одаренными учащимися
В.С. Радион - Минск, 2007. – 48 с.
- Рекомендации
по выполнению выпускной квалификационной
(дипломной) работы: Метод. пособие для
студентов ТГПИ им. Д.И. Менделеева по специальности
050202.65 "Информатика". - Тобольск: ТГПИ
им. Д.И.Менделеева. - 2007. - 37 с.
- Роберт И.В.
Современные информационные технологии
в образовании: дидактические проблемы;
перспективы использования. И.В. Роберт.
- М.: "Школа-Пресс", 1994. – 206 с.
- Рыжов В.Н.
Дидактика: Учеб. пособие для студентов
пед. колледжей и лицеев. - М.: ЮНИТИ‐ДАНА,
2004 –318 с.
- Самоделова
Л.А. Межпредметные связи курса информатики
/ Л.А. Самоделова, М.И. Шутикова // Вестник
Тамбовского университета. Серия естественные
и технические науки. - Том 10, вып.3. - 2005
– С. 359-363.
- Селиванов
В.Л. Организация учебно–исследовательской
работы студентов и школьников по информатике.
В.Л. Селиванов, А.П. Гришаева, Э.Т. Селиванова
– Новосибирск, 2003.- 101 с.
- Семакин
И.Г. Преподавание базового курса информатике
в средней школе. Методическое пособие.
2-е изд., испр. и доп. И.Г. Семакин, Т.Ю.
Шеина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2004. - 540с.
- Софронова
Н.В. Теория и методика обучения информатике:
Учеб. пособие / Н.В. Софронова.
– М.: Высш. шк., 2004. – 223 с.
- Софронова
Н.В. Типология современных методов применения
средств ИКТ в системе общего образования
[Электронный документ] / Н.В. Софронова
// www.eidos.ru / Интернет-журнал «Эйдос».
- 2005. - 21 мая.
- Угринович
Н.Д. Преподавание курса «Информатика
и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое
пособие. Н.Д. Угринович. – 2‐е изд., испр. и доп. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 182
с.
- Филиппов
В.М. Министерство образования. Стандарты
основного общего и полного образования
по информатике и информационным технологиям
/ В.М. Филиппов // Информатика и образование.
– 2004. - №4. – с.7-26.
- Хуторской
А.В. Технология создания сайтов. 10-11 классы.
/А.В. Хуторской, А.П. Орешко– М.: «Дрофа»,
2007. -256 с.
- Хуторской
А.В. Технология создания сайтов. Информатика
и ИКТ. 10-11 классы. Методические рекомендации.
/ А.В. Хуторской, А.П. Орешко– М.: «Дрофа»,
2007. - 128 с.
- Якиманская
И.С. Технология личностно – ориентированного
образования. И.С. Якиманская – М.: «Сентябрь»,
2000. -175 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
- Да
- Нет
- Некоторые
темы
II. Как
ты считаешь, знания по информатике пригодятся
тебе в будущем?
- Обязательно
пригодятся
- Может быть,
пригодятся
- Скорее всего,
не пригодятся
- Школьные
— не пригодятся
- Затрудняюсь
ответить
III. Что
тебе наиболее интересно при изучении
информатики и в работе на компьютере?
(выбери не менее 3-х пунктов):
- Использование
ЭВМ в качестве «секретаря», «пишущей
машинки», «переводчика», «справочника»
- Компьютерные
игры
- Использование
ЭВМ в повседневной жизни, в быту
- Интернет
(поиск информации, общение в сети и пр.)
- Программирование
(в том числе – создание сайтов)
- Интересно
просто «общаться» с компьютером, постигать
все его возможности
- Использование
вычислительной техники для решения исследовательских
задач
- Компьютерная
графика
- Звуковые
и электронно-музыкальные возможности
компьютеров
- Устройство
и конструирование вычислительных машин
- Теоретические
и логические основы информационных технологий
- Производство
микропроцессорной техники
IV. Есть
ли у тебя сложности и изучением информатики
как учебного предмета ?
- Все разделы
понятны
- Некоторые
разделы трудны
- Большинство
разделов непонятны
- Почти ничего
не понимаю
- Затрудняюсь
ответить
V. Оцени
качество преподавания информатики как
учебного предмета
- Очень нравится
- Не очень
нравится
- Не нравится
- Затрудняюсь
ответить
VI. Какие
из разделов курса информатики вызывает
у тебя наибольший интерес (поставь знак
«+», если ты «хотел бы изучить раздел подробнее»,
знак «-», если, по твоему мнению «наверное,
этот раздел не нужен»), цифру «0», если
- «оставить без изменений»).
- Практическое
применение ЭВМ;
- Языки программирования;
- Теория и
способы решения задач на ЭВМ;
- Устройство
и работа ЭВМ;
- Логические
основы информатики;
- Теория алгоритмов;
- Системы исчисления;
- История развития
ЭВМ.