Внеклассная работа по информатике в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Работа содержит 1 файл

Внеклассная работа по информатике в старших классах.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

 

     Таким образом, анкетный опрос выявил  в целом удовлетворенность внеклассной работой по информатике (занятиями в кружке по информатике). Многим понравились занятия, учащиеся хотели бы продолжить заниматься  дополнительно по более сложной программе и посоветовали бы своим друзьям начать заниматься в кружке по информатике.  Большинству стало интереснее и на уроках по информатике.

     Таким образом, исследование показало эффективность педагогического эксперимента и подтвердило гипотезу исследования: развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы  внеклассной работы по информатике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Внеклассная работа представляет собой составную  часть учебно-воспитательной работы школы, организацию педагогом различных  видов деятельности учащихся во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для формирования и развития личности каждого учащегося.  Через  систему внеклассной работы можно более глубоко познакомить учащихся  с современными компьютерными технологиями и до высокого уровня развить их логико-алгоритмическое мышление, сориентировав учащихся на творческое применение компьютера в своей учебной деятельности. При этом системная внеклассная работа является  основной составляющей, позволяющей школьникам  успешно выступать в олимпиадах, конкурсах и конференциях, а также достигать высоких результатов в изучении предмета.

     Внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе,  направленной на достижение общей цели обучения и  воспитания – усвоения каждым учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции: обучающую, воспитательную и развивающую.

     Внеклассная работа отличается от уроков отсутствием  жестких регламентаций. Педагог  имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления творчества и инициативы.

     Проведенный до начала занятий анкетный опрос позволил сделать вывод, что старшеклассники уже приобрели некоторый опыт реальной информационной (компьютерной)  практики и несколько  «охладели»  к информатике, как учебной дисциплине, поскольку она требует определенных умственных усилий и довольно систематической работы.  Кроме того, те из учащихся, которые интересуются  различными видами работы на компьютере, имеют, как правило,  большую эрудицию в сфере компьютерной техники и действительно больший опыт общения с ней в разных областях.  Этим учащимся не интересны знания, ограниченные рамками программы школьного курса. В то же время, опрос показал, что многих интересуют современные компьютерные технологии, вопросы, связанные с активной работой в Интернете.

     Это позволило определить содержание   внеклассной работы по информатике  в старших классах. Нами предложена и реализована программа кружка «Создание сайтов» для обучающихся 10 и 11 классов общеобразовательной школы.

     Кружок  “Создание сайтов” рассчитан  на 36 часов, которые проводились в течение года 2010 / 2011 учебного года по 1 часу в неделю.  Программа работы кружка составлена на основе авторской программы А.В. Хуторского, А.П. Орешко.

     Анализ  динамики успеваемости учащихся, занимавшихся в кружке и анкетный опрос показали эффективность педагогического  эксперимента и подтвердили гипотезу исследования: развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.

     Тема  данной работы представляется весьма перспективной. Компьютер для учащихся должен стать средством, без которого невозможно обойтись в современном информационном обществе. Поэтому процесс, направленный на активизацию познавательной деятельности учащихся через различные формы внеклассной работы по информатике, необходим для формирования личности, владеющей информационными компетенциями. Задача – дать обучающимся старших классов необходимую и достаточную инструментальную базу, которая пригодится им в дальнейшем. Ученики в таких условиях  с увлечением осваивают необходимые для поиска знаний инструменты, что позволяет достигнуть высокого уровня учебной деятельности. А сам ученик становятся активным участником образовательного процесса.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Бешенков С.А. Гуманитарная информатика: от моделей и технологий к информационным принципам С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, М.И. Шутикова //Информатика и образование. - № 2. – 2008. – С. 3- 8.

    2.Бешенков С.А. Современная концепция общеобразовательного непрерывного курса информатики С.А. Бешенков, Л.Г. Кузнецова, М.И. Шутикова // Мир образования. – 2006. – № 4. – С.169-179.

  1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. А.И. Бочкин - Минск: Вышэйшая школа, 1998. – 431 с.
  2. Братцева Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы. Г.Г. Братцева // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 23. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С.336-340.
  3. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. В.В. Давыдов– М.: Academia, 2006. – 452 с.
  4. Ершов А.П. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы) А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, Ю.А. Первин – Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1979. – 164 с.
  5. Жарова Т.К. Искусство, воспитание и компьютер. Т.К. Жарова // Актуальные вопросы современного образования: Сборник статей. Выпуск 3: Методология, педагогика, психология, методика – М.: Изд-во МГУ, 2006. – С. 111–114.
  6. Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике. Сборник заданий. Д.М. Златопольский //  Газета 1 сентября. - 2001. - № 1.
  7. Информатика.10–11класс Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
  8. Каймин В.А. Информатика. В.А. Каймин. Изд. 2-е,перераб.,доп.  – М.: Инфра-М, 2001. - 272 с.
  9. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. Т.Н. Калечиц, 3.А. Кейлина.   – М.: Просвещение, 1989. – 87 с.
  10. Компьютерные технологии обработки информации. Под ред. С.В. Назарова. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с.
  11. Кудинова В.И. Внеклассная работа по информатике. Кудинова В.И. Информатика и образование. - 2001.- №1. – С.21-23.
  12. Кулагин В.П., Найханов В.В. Информационные технологии в сфере образования. – М: Янус-К, 2004. – 248 с.
  13. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики : учеб. пособие для студ. пед. Вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 670 с.
  14. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие / В.В. Малев. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.
  15. Малеева А.А. Практикум по методике преподавания информатики. А.А. Малева, В.В. Малеев. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - 148 с.
  16. Могилев А.В. Информатика:  Учеб.  пособие  для  студ.пед.  вузов А.В.  Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. Под  ред. Е.К. Хеннера. – 2е  изд., стер. –  М.:  Издательский  центр «Академия», 2003. – 816 с.
  17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003. – 272 с.
  18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1998. – 512 с.
  19. Программы  для  общеобразовательных  учреждений: Информатика. 211  классы. –  М.:  БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005. – 380 с.
  20. Радион В.С. Системная внеклассная работа по информатике  с наиболее способными и одаренными учащимися В.С. Радион - Минск, 2007. – 48 с.
  21. Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы: Метод. пособие для студентов ТГПИ им. Д.И. Менделеева по специальности  050202.65 "Информатика". - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева. - 2007. - 37 с.
  22. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. И.В. Роберт.  - М.: "Школа-Пресс", 1994. – 206 с.
  23. Рыжов В.Н. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед.  колледжей и лицеев. - М.: ЮНИТИДАНА, 2004 –318 с.
  24. Самоделова Л.А. Межпредметные связи курса информатики / Л.А. Самоделова, М.И. Шутикова // Вестник Тамбовского университета. Серия естественные и технические науки. - Том 10, вып.3. - 2005 – С. 359-363.
  25. Селиванов В.Л. Организация учебно–исследовательской работы студентов и школьников по информатике. В.Л. Селиванов, А.П. Гришаева, Э.Т. Селиванова – Новосибирск, 2003.- 101 с.
  26. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатике в средней школе. Методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. И.Г. Семакин, Т.Ю.  Шеина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 540с.
  27. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб.  пособие /  Н.В.  Софронова. –  М.:  Высш.  шк., 2004. – 223 с.
  28. Софронова Н.В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе общего образования [Электронный документ] / Н.В. Софронова  // www.eidos.ru / Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 21 мая. 
  29. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика  и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. Н.Д. Угринович. – 2е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 182 с.
  30. Филиппов В.М. Министерство образования. Стандарты основного общего  и полного образования по информатике и информационным технологиям / В.М. Филиппов // Информатика и образование. – 2004. - №4. – с.7-26. 
  31. Хуторской А.В. Технология создания сайтов. 10-11 классы. /А.В. Хуторской, А.П. Орешко– М.: «Дрофа», 2007. -256 с.
  32. Хуторской А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Методические рекомендации. / А.В. Хуторской, А.П. Орешко– М.: «Дрофа», 2007. - 128 с.
  33. Якиманская И.С. Технология личностно – ориентированного образования. И.С. Якиманская – М.: «Сентябрь», 2000. -175 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

    Анкета  «Интерес к информатике». 

    I. Интересна ли тебе вообще информатика?

  1. Да
  2. Нет  
  3. Некоторые темы

    II. Как ты считаешь, знания по информатике пригодятся тебе в будущем?

  1. Обязательно пригодятся
  2. Может быть, пригодятся
  3. Скорее всего, не пригодятся
  4. Школьные — не пригодятся
  5. Затрудняюсь ответить

III. Что тебе наиболее интересно при изучении информатики и в работе на компьютере? (выбери не менее 3-х пунктов):

  1. Использование ЭВМ в качестве «секретаря», «пишущей машинки», «переводчика», «справочника»
  2. Компьютерные игры
  3. Использование ЭВМ в повседневной жизни, в быту
  4. Интернет (поиск информации, общение в сети и пр.)
  5. Программирование (в том числе – создание сайтов)
  6. Интересно просто «общаться» с компьютером, постигать все его возможности
  7. Использование вычислительной техники для решения исследовательских задач
  8. Компьютерная графика  
  9. Звуковые и электронно-музыкальные возможности компьютеров
  10. Устройство и конструирование вычислительных машин
  11. Теоретические и логические основы информационных технологий
  12. Производство микропроцессорной техники

IV. Есть ли у тебя сложности и изучением информатики как учебного предмета ?

  1. Все разделы понятны
  2. Некоторые разделы трудны
  3. Большинство разделов непонятны
  4. Почти ничего не понимаю
  5. Затрудняюсь ответить

V. Оцени качество преподавания информатики как учебного предмета

  1. Очень нравится
  2. Не очень нравится
  3. Не нравится
  4. Затрудняюсь ответить

VI. Какие из разделов курса информатики вызывает у тебя наибольший интерес (поставь знак «+», если ты «хотел бы изучить раздел подробнее», знак «-», если, по твоему мнению «наверное,  этот раздел не нужен»),  цифру «0», если - «оставить без изменений»).

  1. Практическое применение ЭВМ; 
  2. Языки программирования; 
  3. Теория и способы решения задач на ЭВМ; 
  4. Устройство и работа ЭВМ;
  5. Логические основы информатики; 
  6. Теория алгоритмов; 
  7. Системы исчисления;
  8. История развития ЭВМ.

Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах