Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа
Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
воспитательные:
- развитие устойчивого интереса к информатике;
Задачи занятий:
- познакомить с видами веб-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
- сформировать навыки элементарного проектирования веб-сайта;
- дать первичные навыки программирования на языке HTML, познакомить с основами веб-дизайна;
- создать собственный веб-сайт по выбранной тематике.
Основная методическая установка - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию сайтов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. Для реализации сложных проектов учащиеся объединяются в группы, используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Отбор методов обучения (см. параграф 2.2, стр.46) обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.
Формы организации занятий кружка: основной тип занятий - практическая работа. Многие работы ученики могут осуществлять без подключения к сети Интернет.
Изучение нового материала проводится с целью создания запланированного продукта — графического файла, эскиза веб-страницы, элемента сайта и т.п.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сайта. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Ожидаемые результаты работы:
- повышение интереса к предмету;
- повышение уровня знаний учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие навыков самообразования учащихся.
Предметом контроля и оценки являются созданные сайты учеников. Качество ученической продукции оценивается по критериям, описанными в параграфе 2.2, стр.46
Итоговый
контроль проводится в конце всех
занятий. Он имеет форму презентации и
защиты творческих работ - сайтов. Дополнительной
мотивацией для учащихся являлось то,
что лучшие работы, соответствующие указанным
критериям, будут размещены на страницах
школьного сайта.
Тематический план работы кружка
№ | Содержание занятия | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
Основы Web – дизайна | 2 | |
2 | Знакомство с сайтами | 1 |
3 | Дизайн документов HTML . | 1 |
Виды сайтов | 2 | |
4 | Виды сайтов | 1 |
5 | Функции сайтов | 1 |
Гипертекстовый документ. | 4 | |
6 | Гипертекстовый документ. | 1 |
7 | Создание гиперссылок в среде MS Word. | 1 |
8 | Теговое создание гиперссылок. | 1 |
9 | Локальные и глобальные гиперссылки. | 1 |
Основы HTML | 8 | |
10 | Введение в HTML. | 1 |
11 | Основные элементы программирования HTML. | 1 |
12 | Гарнитура и цвет шрифта. | 1 |
13 | Графика на Web- странице. | 1 |
14 | Текстовые и графические гиперссылки. | 1 |
15 | Таблицы. | 1 |
16 | Фреймы. | 1 |
17 | Отчет по теме: «Основы HTML». | 1 |
Графика | 4 | |
18 | Создание и обработка рисунков в среде Photoshop. | 1 |
19 | Создание и обработка рисунков в среде CorelDraw. | 1 |
20 | Flesh- технологии. | 1 |
21 | Создание рисунков в среде Flesh. | 1 |
Моя Web- страничка | 10 | |
22 | Проектируем внешний вид странички | 1 |
23 | Разработка эскиза Web- страниц | 1 |
24 | Создание стартовой страницы | 1 |
25 | Теговое создание гиперссылок | 1 |
26 | Теговое включение графики | 1 |
27 | Теговое создание таблиц | 1 |
28 | Создание фреймовой структуры | 1 |
29 | Управление фреймами | 1 |
30 | Моя web- страница. | 1 |
31 | Отчет по теме: «Моя web- страница». | 1 |
Работа над сайтом | 4 | |
32 | Индивидуальная работа над проектом. | |
33 | Индивидуальная работа над проектом. | 1 |
34 | Индивидуальная работа над проектом. | 1 |
35 | Защита проектов. | 1 |
36 | Итоговое занятие. | 1 |
В качестве примера приведем содержание вводного занятия № 1.
Цель:
-
сформировать и закрепить
- сформировать понятие о целях создания WEB-страниц;
Подготовка:
Повторение правил техники безопасности
Основные понятия темы:
Интернет – это всемирная компьютерная сеть.
Web-страница - это отдельный комбинированный документ сети WWW, который может содержать текст, графику, анимацию, звуковые и другие объекты.
Ход занятия.
Сайт – это несколько WEB-страниц, соединенных между собой гиперссылками.
Примеры сайтов.
С чего начать работу над сайтом?
Сайт может начинаться с чего угодно: с создания дизайна и разработки цветовой схемы, с продумывания структуры или разработки макета. Каждое из этих начал по своему хорошо. Но есть одно такое, которое гарантированно предскажет будущее вашего сайта и оно зависит от вас. Точнее, от вашего ответа на один маленький такой вопрос:
Зачем вам сайт? Если ваш ответ на этот очень важный вопрос имеет следующий вид: "Как зачем? Чтобы был!", " Просто так!", "Можно будет похвастаться перед друзьями: вот я такой крутой, у меня есть сайт в Интернете!" и т.д., то ответа у вас все же нет.
Итак, зачем вам сайт? - Чтобы рассказать миру о себе!
А будет ли интересен ваш рассказ? Конечно, каждый человек особенный, индивидуальность и так далее, это все знают. А конкретнее? Что в вас такого особенного?
Чтобы "мир" заинтересовался вашим сайтом, у него должна быть своя отличительная особенность, своя "изюминка". Вы хотите рассказать о том, что вы любите, чем увлекаетесь. Замечательно! Как и везде, успех зависит от наличия "изюминки"!
Предположим, вы умеете рисовать (или фотографировать, или …). Да, у большинства тоже есть руки и многие даже умеют ими хорошо рисовать. Но никто не рисует так, как вы. Есть немного похожие рисунки, есть, но таких как у вас ни у кого нет! Не так ли? Тогда почему бы не выставить на сайте ваши картины? Расскажите заодно о своем творческом пути, может, напишите несколько уроков для начинающих художников.
Задание 1: Запишите вопрос: Зачем мне сайт? и ваш ответ на него.
Эффективное планирование сайта. Структура.
Ответив на вопрос "зачем мне сайт", мы определили цель и тематику вашего сайта. А так как вы определили цель и тематику, создавать сайт будет намного проще. Ведь вы уже знаете, каким будет ваш сайт. Теперь пора задуматься над структурой и внешним видом сайта.
Начнем со структуры. Возьмите листок, ручку и запишите все, что имеет отношение к вашей теме.
Не беспокойтесь о порядке, смысле и логике, просто записывайте все, что придет в голову, вне зависимости от того, насколько простыми могут показаться ваши идеи. А вдруг потом окажется, что одна из этих нелогичных идей и станет "изюминкой" вашего сайта?
Записав все что "сгенерировалось", начинайте выискивать схожие записи и объединять их по разным разделам. Чем больше записей для одного раздела, тем лучше.
Можно считать, что каждому разделу будет соответствовать страница будущего сайта.
Задание 2: Запишите все свои идеи по содержании вашего сайта
и оформите его структуру.
Вопросы о количестве разделов в меню возникают часто. На эту тему ведутся многочисленные споры. Но так мы ограничены в своих ресурсах, то давайте ограничимся разумным минимумом (3-5).
Планирование структуры - важный шаг в создании сайта. Сделав его, вы облегчите себе работу в будущем. По продуманной структуре сайт создавать намного легче. Планирование – снова любого проекта.
Поиск информации и материалов
Подумайте, что вы разместите на главной странице. На остальных. Будет ли это интересно для посетителей вашего сайта? Идеально, если вы сами что-то сочините. Старайтесь как можно меньше «копировать» чужой информации. Про плагиат слышали? А про авторские права?
Помните – вы уникальны!
Задание3: (дома) Продумать, что вы разместите на страницах.
Напечатайте в Блокноте, если есть возможность
Ну и, наконец, очень важно, как преподносится ваша информация (иллюстрации, образность, понятность, хороший дизайн). Дизайном мы займемся позже, а сейчас нужно разработать каркас сайта. Нужно хотя бы примерно представить, как будет выглядеть ваш сайт. Где будут находиться заголовок, меню, картинки ит.д. Рекомендую сделать эскиз пока главной страницы.
Задание
4: (дома). Нарисовать каркас будущего сайта.
Таким образом, работа кружка поддерживает и укрепляет увлечение программированием, повышает интерес к работе на компьютере; развивает способности учащихся; учит самостоятельной работе, планированию своей деятельности, умению доводить свою работу до завершенного вида, защищать представленные проекты; развивает навыки коллективной работы, учит общению в среде людей, объединенных общим интересом.
Во внеклассной работе по информатике применяются, в основном, такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфику.
Метод обучения – это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения. При этом методический приём (дидактический приём) представляет собой составную часть метода обучения, элемент реализации метода обучения. Каждый метод обучения реализуется через сочетание определенных дидактических приёмов.
Приёмами, которые достаточно часто используются во внеклассной работе по информатике являются:
- показ (наглядного объекта на плакате или экране компьютера, практического действия, умственного действия и т.п.);
- постановка вопроса;
- выдача задания;
- инструктаж и пр.
Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь определенные задачи обучения. Универсальных методов не существует, поэтому на занятии кружка должны применяться разнообразные методы и их сочетание.
В структуре метода обучения выделяют целевую составляющую, деятельную составляющую и средства обучения.
Методы обучения выполняют важные функции процесса обучения: мотивационную, организующую, обучающую, развивающую и воспитывающую. Эти функции взаимосвязаны и взаимно проникают друг в друга.
Выбор метода обучения определяется дидактическими целями; содержанием обучения; уровнем развития учащихся и сформированности учебных навыков; опытом и уровнем подготовки учителя.
По характеру познавательной деятельности методы обучения делятся на объяснительно‐иллюстративные; репродуктивные; проблемный; эвристический; исследовательский.
Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах