Внеклассная работа по информатике в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Работа содержит 1 файл

Внеклассная работа по информатике в старших классах.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

     Н.В. Софронова отмечает, что специфика курса информатики состоит в том, что наличие или отсутствие компьютерного класса и тип ПЭВМ определяют, чему и как учить школьников, т.е. от средств обучения зависят и задачи обучения, а, следовательно, и содержание, которое определяет методы и организационные формы проведения уроков [30]. Так, в зависимости от конфигурации компьютеров, имеющихся в школе, других средств и возможностей учитель варьирует содержание образования по информатике в пределах, допустимых стандартами образования.

     При этом в старших классах методика обучения информатике, по сравнению с методикой обучения на более ранних ступенях образования, должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Учителю следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью следует использовать резерв самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время, внеклассную работу.

     Кроме того, перегруженность учебного плана, особенно – в старших классах, не позволяет проводить уроки информатики чаще, чем один раз в неделю. Во время практических занятий с компьютером преимущество отдается в основном фронтальной работе с обучающимися, так как многие из обучающихся не обладают необходимыми общими знаниями и умениями, позволяющими в большом объеме использовать самостоятельную работу. В результате не всегда осуществляется возможность каждому школьнику в полной мере проявить себя на уроке.

     Решением данной проблемы является использование внеклассной работы по информатике.

     Т.Н. Калечиц и 3.А. Кейлина отмечают, что внеклассная работа представляет собой различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время.

     Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

     По сравнению с классно-урочной формой внеклассная работа по информатике имеет ряд особенностей:

     1. По своему содержанию внеклассная работа не регламентирована строго государственной программой. Однако, на внеклассных занятиях по информатике материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями обучающихся. Это означает, что при подборе заданий и материала для внеклассных занятий непосредственная связь с уровнем подготовки обучающихся желательна, но не обязательна. Следует исходить только от общего уровня развития обучающихся.

     2. Если уроки по информатике планируются, как правило,  на 45 минут (90 минут, если уроки спаренные), то внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 5-10 минут (занимательные переменки), и на 1,5-2 часа, и более.

     3.Традиционная классно-урочная форма требует постоянного состава обучающихся, объединенных в коллектив класса по возрастному признаку, то для внеклассной работы учащиеся данной школы могут объединяться в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных классах; при этом группы создаются на добровольных началах. Состав обучающихся, даже при наличии одной и той же формы внеклассной работы, может меняться.

     4. Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, викторины, вечера, олимпиады, кружки, заочные и дистанционные формы обучения. Подробнее эти формы и виды внеклассной работы рассмотрены в следующих параграфах.

     5.Особенностью внеклассной работы по информатике является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

     6.Особенностью внеклассной работы по информатике является необходимость оснащенности кабинета информатики соответствующим современным техническим оборудованием. Требуется наличие достаточного количества персональных компьютеров, соответствующих современному уровню развития вычислительной техники; наличие периферийных устройств (принтеров, сканеров, технической поддержки систем мультимедиа). В современной школе требуется  наличие локальной и глобальной сети; а также обеспеченность научной, научно-популярной  и методической литературой.

     7. Немаловажным фактором внеклассной работы по информатике является перспектива развития информатики и информационных технологий, которое предполагает использование компьютеров в учебной и профессиональной деятельности старшеклассников в будущем, так и в их повседневной деятельности уже сегодня.

       В.В. Малев, рассматривая сущность внеклассной работы, подчеркивает, что понятие внеклассной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятий обучающихся. Автор в качестве примеров внеклассной работы приводит заседание предметного кружка, внеклассное чтение, проведение школьных праздников и вечеров. Различие состоит, по мнению В.В. Малева в том, что  в одних случаях, таких, как кружок, внеклассное чтение и пр., внеклассной работой руководит учитель, в других случаях, таких, как организация досуга и развлечений, внеклассная работа приобретает характер деятельности обучающихся на основе самоуправления. 

     В.В. Малев, ссылаясь на точку зрения Т.Н. Калечиц и 3.А. Кейлиной, считает, что в подобных случаях существует необходимость в дифференциации понятия «внеклассная работа», для чего в педагогической литературе и практике используются термины «внеучебная работа» и «внеурочная работа».

     Т.Н. Калечиц и 3.А. Кейлина считают, что внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время, и не всегда носит добровольный и самодеятельный характер. Определяющая роль в планировании и организации внеурочной работы принадлежит учителю. В качестве примера авторы приводят работу, которую ведут учителя-предметники как по расширению и углублению знаний программного материала с наиболее способными школьниками, так и в целях коррекции знаний слабоуспевающих обучающихся.

     Внеучебная работа, по мнению Т.Н. Калечиц и 3.А. Кейлиной, –  это те внеклассные занятия, которые ведутся главным образом в коллективах обучающихся на основе самоуправления, активности и самодеятельности обучающихся при направляющей роли педагогов или классных руководителей.

     В целом все авторы подчеркивают, что внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями позитивного воздействия на обучающихся и является самостоятельной сферой учебно-воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с работой на уроке.

     Системная внеклассная работа по предмету является  плацдармом      для развития нестандартного мышления и творческих способностей детей, желающих углубленно заниматься в конкретной предметной области, так как на  обычном школьном уроке сложно добиться высоких результатов в этом направлении.  

     Следует отметить, что в условиях модернизации отечественной школы внеклассная работа приобретает все большее значение. Это связано, в частности с тем, что в настоящее время в отечественном образовании происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на  системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук.

     Если в прежней системе образования  определяющей была предметная направленность, знания, умения и навыки,  то в новой определяющим является  компетентностный подход, то есть главным является личностный результат. Таким образом,  происходит ориентация всего образовательного сообщества на результат. Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов.

     Среди основных направлений развития отечественного  образования важное место занимает обновление образовательных стандартов. Обучающиеся за время обучения в школе должны получить возможность раскрыть свои способности, в том числе и творческие, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 2-го поколения - инструмент реализации государственной политики в образовании.

     Новая концепция структурирования образовательных стандартов состоит в том, что структура стандартов включает три основных требования:

       - к содержанию основных образовательных программ;

          -условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);

     -  результатам освоения основных образовательных программ.

     При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Основным образовательным результатом в этой парадигме является воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями.

     Для целей данной работы выделим то, что важным нововведением является отход, согласно новым ФГОС,  от классно-урочной системы в школе. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования уделено особое внимание внеурочной деятельности школьников, определено пространство и время в образовательном процессе.

      Согласно Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Определены направления внеурочной деятельности, являющиеся содержательным ориентиром, основанием для построения соответствующих образовательных программ. Введение внеурочной деятельности обучающихся  увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с обучающимися.

      В школе учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав, структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по годам обучения. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования обучающихся.

     Рассматривая сущность  внеклассной работы, приведем точку зрения В.В. Малева, который отмечает, что внеклассная работа по информатике может иметь межпредметный характер благодаря разнообразию возможностей и средств, предоставляемых компьютером и информационными технологиями. Так, по мнению автора, компьютерные методы могут с успехом применяться во внеклассной работе не только по информатике, но и по физике, иностранным языкам, изобразительному искусству, географии и т.д. Специфика таких видов внеклассной работы заключается в том, что соответствующие занятия объединяют обучающихся с разными интересами, а ведут их учителя информатики и соответствующего предмета, так как далеко не все  учителя-предметники в достаточной мере владеют информационными технологиями.

     Содержание внеклассной работы по информатике не одинаково  в разных школах.  На него оказывают влияние следующие факторы:

     1. Традиции и особенности школы. Например, если школа имеет предметные профили, то во внеклассной работе может преобладать познавательный аспект.

     2. Особенности возраста и индивидуальности обучающихся.

     3. Возможности и особенности имеющейся компьютерной техники, загруженность кабинета информатики и т.д.

     4.  Особенности самого педагога,  его интересы,  склонности,  установки.  Так, если педагог  стремится к получению высоких результатов в обучении школьников, то во внеклассной работе он будет отбирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность. Если же для   учителя важно в процессе обучения формировать личность ученика,  то во внеклассной работе он будет отдавать приоритет развивающей, творческой деятельности.

     Несомненно, в настоящее время быстрый темп развития информатики и компьютерных технологий предъявляют соответствующие требования к содержанию и формам внеклассной работы по информатике, требуя от педагогов гибкости в их определении. Важно также, чтобы объем внеклассной работы по информатике в старших классах и степень ее трудности не только соответствовали, но и опережали уже достигнутый обучающимися уровень развития, способствуя формированию всесторонне развитой личности.

     Отметим, что в настоящее время ведется разработка новых образовательных стандартов третьего поколения для старшей школы. Число обязательных предметов в старшей школе сократится с 14, как в настоящее время, до 10-11. Это связано с тем, что, как считают разработчики проекта, сегодня российские старшеклассники сильно перегружены. Разработчики образовательных стандартов для 10-11 классов выделили шесть предметных групп, одна из которых - математика и информатика. Предметы могут изучаться на интегрированном, базовом либо профильном уровне; уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета. Как представляется,  внеклассная работа в старших классах приобретет еще большее значение, расширяя спектр предоставляемых школой образовательных услуг, повышая уровень подготовки старшеклассников к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности.

Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах