Внеклассная работа по информатике в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Работа содержит 1 файл

Внеклассная работа по информатике в старших классах.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

     Анкетный  опрос «Интерес к информатике».

    Цель: выявление интереса к информатике и представлений старшеклассников о роли информационных средств и систем в предстоящей жизни.

     Разработанная для целей проводимого исследования анкета для опроса учащихся и ответы на вопросы анкеты приведены в Приложении.

     Процедура. На бланке опрашиваемые должны были делать по мере прочтения определенные пометки.

     Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов. Отметьте в бланке опроса знаком «+» выбранный Вами ответ».

     Рассмотрим  результаты анкетного опроса.

     Ответы  учащихся позволяют выяснить,  каковы представления школьников о роли современных информационно-вычислительных систем в предстоящей личной и профессиональной жизни.  Нас интересовала: общая привлекательность мира современной информатики,  субъективная оценка практической ценности полученных знаний для будущей деятельности,  какие отрасли информатики вызывают у школьников наибольший интерес. 

     На  вопрос «Интересна ли тебе вообще информатика?» только 9 учащихся (что составляет 32% от числа опрошенных учащихся) ответили утвердительно, 6 учащихся  (что составляет 22% от числа опрошенных учащихся) ответили отрицательно. Большинству опрошенных (46%) интересны лишь некоторые темы.

     Оценка  полезности знаний по информатике показала, что обязательно пригодятся, по их мнению, знания только 6 учащихся  (что составляет 36% от числа опрошенных учащихся); «Может быть, пригодятся» - ответ 4 из опрошенных (44%), «Скорее всего, не пригодятся» - так считают 3 из опрошенных (12%), «Школьные — не пригодятся» - так считают 2 из опрошенных (24%), затруднились  ответить двое (4%).

     Исследование  тем, наиболее  интересных при изучении информатики и в работе на компьютере показало следующее:

     Интересует использование ЭВМ в качестве «секретаря», «пишущей машинки», «переводчика», «справочника» - 56% учащихся. Компьютерные игры интересуют 48% учащихся.

     Использование ЭВМ в повседневной жизни, в быту интересует 46% старшеклассников.

     Интернет (поиск информации, общение в сети и пр.) интересует 88% учащихся.

     Программирование (в том числе – создание сайтов) интересует 28% старшеклассников.

     Интересно просто «общаться» с компьютером, постигать  все его возможности - 22% учащихся.

     Использование вычислительной техники для решения  исследовательских задач интересует 18% учащихся.

     Компьютерная  графика   интересует 16% старшеклассников.

     Звуковые  и электронно-музыкальные возможности  компьютеров интересуют 10% старшеклассников.

     Устройство  и конструирование вычислительных машин интересуют 4% старшеклассников.

     Теоретические и логические основы информационных технологий интересуют 2% учащихся.

     Производство  микропроцессорной техники интересуют 4% старшеклассников.

     Таким образом, опрос выявил невысокую ориентацию преимущественно на общее манипулирование внутренними ресурсами ЭВМ,  т.е. «бесцельное» в противовес «целевому» или «специальному»; это  «общение»  с ЭВМ  «из любопытства»  или общей любознательности;  такая  «работа» с ЭВМ, при которой не ставится цели решения каких-либо практических задач. Специальное или  «целевое»  использование внутренних ресурсов вычислительной техники; например, программирование,  «настройку» специфических вычислительных и логических возможностей компьютера на решение конкретного класса задач, привлекает большее внимание школьников и занимает предпоследнее место.  Использование ЭВМ в научных исследованиях,  использование графических или звуковых возможностей и др.  - эта сфера более прикладного использования ЭВМ занимает в целом второе место по популярности.

     Наиболее  высок рейтинг у ориентации  на общее использование внешних приложений. Сюда попадает поиск информации, общение в сети и оргтехническое использование компьютерной техники:  ее применение в быту,  игры и т.д.  Первенство именно такого восприятия потенциальных возможностей информационных средств подтверждает общую тенденцию постоянного расширения сферы использования вычислительных средств за счет внедрения их в новые отрасли практической деятельности людей,  причем в отрасли все более далекие от решения специфически вычислительных задач.

     Общая оценка сложности информатики как учебного предмета показала, что все разделы понятны 16% учащихся, некоторые разделы трудны для 48% старшеклассников, большинство разделов непонятны для 26% учащихся, почти ничего не понимают 4% учащихся, остальные затрудняются ответить.

     Оценка  качества преподавания информатики: очень нравится 14% учащихся,  не очень нравится 54% старшеклассников, не нравится 12%, остальные затрудняются ответить. Учитывая значительный опыт преподавателей школы, можно во многом отнести такого рода оценки к содержанию учебного курса, который многие учащиеся воспринимают негативно или индифирентно.

     Таким образом, более половины старшеклассников учащихся имеют либо негативную,  либо индифферентную эмоциональную установку на данный предмет и лишь каждый шестой (около 16%)  однозначно положительно реагирует на него. 

     Анализируя  отношение старшеклассников к отдельным  разделам школьного курса информатики,  мы предложили школьникам список из восьми традиционных разделов курса информатики,  представленных в текущих учебниках,  пособиях и программах и попросили ответить,  какие из этих разделов вызывают у учащихся наибольший интерес  («хотел бы изучить раздел подробнее»),  к каким разделам активно отрицательное отношение  («наверное,  этот раздел не нужен»),  содержанием каких разделов школьники в целом удовлетворены («оставить без изменений»).

     Выявлено, что наибольший интерес у старшеклассников вызывают четыре раздела курса информатики,  для которых характерно превышение активного интереса над нейтральным отношением: «изучение языков программирования», «практические применения ЭВМ», «решение задач с помощью ЭВМ», «устройство и работа ЭВМ».  Причем  «рейтинг»  двух первых разделов выше всех остальных.

     Наименьший  интерес у старшеклассников вызывают «логические основы информатики», «теория алгоритмов», «системы счисления» и «история развития ЭВМ».  При этом «история развития ЭВМ» вызывает наиболее отрицательные реакции.

     Таким образом, проведенный опрос позволяет сделать вывод, что старшеклассники уже приобрели некоторый опыт реальной информационной (компьютерной)  практики и несколько  «охладели»  к информатике, как учебной дисциплине,  поскольку она требует определенных умственных усилий и довольно систематической работы.  Кроме того, те из учащихся, которые интересуются  различными видами работы на компьютере, имеют, как правило,  большую эрудицию в сфере компьютерной техники и действительно больший опыт общения с ней в разных областях.  Этим учащимся не интересны знания, ограниченные рамками программы школьного курса. Это, как представляется, и является основой скептического отношения к знаниям,  получаемым в рамках школьного курса информатики («школьные знания не пригодятся»). 

     На  2 этапе   педагогического эксперимента проведена разработка содержания опытно-педагогической работы. Нами предложена программа кружка «Создание сайтов», описанная в параграфе 2.1.

     На 3 этапе   педагогического эксперимента проведена реализация опытно-педагогической работы - занятий  кружка по информатике в старших классах.

     4 этап педагогического эксперимента.

     Оценка  результатов педагогического эксперимента проводилась по двум методикам: выявление уровня успешности обучения на основе успеваемости по журналу и анкетного опроса учащихся, занимавшихся в кружке.  

     Нами  предложена и реализована программа  кружка «Создание сайтов». Анализ динамики успеваемости обучающихся, занимавшихся в кружке и анкетный опрос показали эффективность педагогического эксперимента и подтвердили гипотезу исследования

     Методика  «Успеваемость по журналу».

     Цель: выявление динамики успеваемости обучающихся, занимавшихся в кружке.

     Процедура: по журналу выписаны оценки обучающихся за 2009/2010 учебный год (до занятий) и за I полугодие 2010/2011 гг. (после занятий) и подсчитаны средние баллы группы обучающихся по предмету «Информатика и ИКТ».

     Для математической обработки данных по методикам был использован метод  анализа средних значений.

      Средний балл вычисляется как:                                          

                                                                                                                  (1) 
 

     где,  Хi - оценки отдельных обучающихся по информатике,

               n - общее число обучающихся в группе (n = 15).  

     Оценки  каждого из испытуемых до и после  занятий в кружке и результаты статистической обработки данных (средние значения по группе) исследования успешности обучения  (успеваемость по журналу) приведены в таблице 1 и наглядно отображены на гистограмме (рис. 1).

                                                                                                                 Таблица 1

     Показатели  успешности обучения  (успеваемость по журналу)  

      Учащиеся Оценки
      До  занятий После занятий
      1 4 5
      2 4 5
      3 4 5
      4 4 5
      5 3 4
      6 4 5
      7 4 5
      8 4 5
      9 3 5
      10 4 4
      11 5 5
      12 3 4
      13 5 5
      14 3 4
      15 3 5
      Ср. знач. 3,8 4,73

 

 
 

    Рис.1. Динамика успешности обучения  обучающихся  по группам 

      Итак, в результате исследования показателей успешности обучения  учащихся  выявлена положительная динамика  оценок по информатике.

     Для выявления уровня удовлетворенности внеклассной работой по информатике (занятиями в кружке по информатике) был проведен анкетный опрос учащихся по разработанной для целей проводимого исследования анкете  (таблица 2).

     Анкетный  опрос «Внеклассная работа по информатике».

       Цель: выявление интереса к работе кружка и информатике у занимавшихся в кружке старшеклассников.

       Процедура. На выданном бланке опрашиваемые должны были делать по мере прочтения определенные пометки.

       Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов. Отметьте в бланке опроса знаком «+» выбранный Вами ответ».

     Рассмотрим  результаты анкетного опроса. 
 

                                                                                                        Таблица 2.

     Результаты  анкетного опроса «Внеклассная работа по информатике»

 
Вопросы анкеты
Количество  ответов, в %
Да Нет Затрудняюсь ответить
1.Ты решил заниматься в кружке потому, что:

    - самому  интересно;

    - хотел  быть вместе с друзьями;

    - посоветовал  учитель;

   - послушался родителей

 
 
 
80% 
 

6,7% 

13,4%

-

 
 
 
-
 
 
 
-
2. Понравилось ли тебе то, чем ты занимался в кружке по информатике? 100% - -
3. Достаточно ли часов отводится на работу кружка? 20% 80% -
4. Удобно ли отведенное для занятий время? 80%   20%
5. Доволен ли ты уровнем технического (компьютерного) обеспечения? 66,7% - 33,3%
6. Доволен ли ты программным обеспечением? 80%   20%
7. Успевал ли ты делать домашнее задание в дни занятий? 80% 20% -
8. Помогает ли внеклассная работа по информатике выбору будущей профессии, учебы? 93,30% - 6,7%
9. Посоветовал бы ты своим друзьям начать заниматься в кружке по информатике? 80% - 20%
10.Нашел  ли ты благодаря занятиям кружка  новых друзей (единомышленников)? 20% 33,3% 46,7%
11. Хотелось бы тебе  продолжить заниматься  дополнительно по более сложной программе? 100% - -
12. Стало ли тебе интереснее на уроках по информатике? 66,7% - 33,3%

Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах