Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа
Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Анкетный опрос «Интерес к информатике».
Цель: выявление интереса к информатике и представлений старшеклассников о роли информационных средств и систем в предстоящей жизни.
Разработанная
для целей проводимого
Процедура. На бланке опрашиваемые должны были делать по мере прочтения определенные пометки.
Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов. Отметьте в бланке опроса знаком «+» выбранный Вами ответ».
Рассмотрим результаты анкетного опроса.
Ответы учащихся позволяют выяснить, каковы представления школьников о роли современных информационно-вычислительных систем в предстоящей личной и профессиональной жизни. Нас интересовала: общая привлекательность мира современной информатики, субъективная оценка практической ценности полученных знаний для будущей деятельности, какие отрасли информатики вызывают у школьников наибольший интерес.
На вопрос «Интересна ли тебе вообще информатика?» только 9 учащихся (что составляет 32% от числа опрошенных учащихся) ответили утвердительно, 6 учащихся (что составляет 22% от числа опрошенных учащихся) ответили отрицательно. Большинству опрошенных (46%) интересны лишь некоторые темы.
Оценка полезности знаний по информатике показала, что обязательно пригодятся, по их мнению, знания только 6 учащихся (что составляет 36% от числа опрошенных учащихся); «Может быть, пригодятся» - ответ 4 из опрошенных (44%), «Скорее всего, не пригодятся» - так считают 3 из опрошенных (12%), «Школьные — не пригодятся» - так считают 2 из опрошенных (24%), затруднились ответить двое (4%).
Исследование тем, наиболее интересных при изучении информатики и в работе на компьютере показало следующее:
Интересует использование ЭВМ в качестве «секретаря», «пишущей машинки», «переводчика», «справочника» - 56% учащихся. Компьютерные игры интересуют 48% учащихся.
Использование ЭВМ в повседневной жизни, в быту интересует 46% старшеклассников.
Интернет (поиск информации, общение в сети и пр.) интересует 88% учащихся.
Программирование (в том числе – создание сайтов) интересует 28% старшеклассников.
Интересно просто «общаться» с компьютером, постигать все его возможности - 22% учащихся.
Использование
вычислительной техники для решения
исследовательских задач
Компьютерная графика интересует 16% старшеклассников.
Звуковые
и электронно-музыкальные
Устройство
и конструирование
Теоретические и логические основы информационных технологий интересуют 2% учащихся.
Производство микропроцессорной техники интересуют 4% старшеклассников.
Таким образом, опрос выявил невысокую ориентацию преимущественно на общее манипулирование внутренними ресурсами ЭВМ, т.е. «бесцельное» в противовес «целевому» или «специальному»; это «общение» с ЭВМ «из любопытства» или общей любознательности; такая «работа» с ЭВМ, при которой не ставится цели решения каких-либо практических задач. Специальное или «целевое» использование внутренних ресурсов вычислительной техники; например, программирование, «настройку» специфических вычислительных и логических возможностей компьютера на решение конкретного класса задач, привлекает большее внимание школьников и занимает предпоследнее место. Использование ЭВМ в научных исследованиях, использование графических или звуковых возможностей и др. - эта сфера более прикладного использования ЭВМ занимает в целом второе место по популярности.
Наиболее высок рейтинг у ориентации на общее использование внешних приложений. Сюда попадает поиск информации, общение в сети и оргтехническое использование компьютерной техники: ее применение в быту, игры и т.д. Первенство именно такого восприятия потенциальных возможностей информационных средств подтверждает общую тенденцию постоянного расширения сферы использования вычислительных средств за счет внедрения их в новые отрасли практической деятельности людей, причем в отрасли все более далекие от решения специфически вычислительных задач.
Общая оценка сложности информатики как учебного предмета показала, что все разделы понятны 16% учащихся, некоторые разделы трудны для 48% старшеклассников, большинство разделов непонятны для 26% учащихся, почти ничего не понимают 4% учащихся, остальные затрудняются ответить.
Оценка качества преподавания информатики: очень нравится 14% учащихся, не очень нравится 54% старшеклассников, не нравится 12%, остальные затрудняются ответить. Учитывая значительный опыт преподавателей школы, можно во многом отнести такого рода оценки к содержанию учебного курса, который многие учащиеся воспринимают негативно или индифирентно.
Таким образом, более половины старшеклассников учащихся имеют либо негативную, либо индифферентную эмоциональную установку на данный предмет и лишь каждый шестой (около 16%) однозначно положительно реагирует на него.
Анализируя отношение старшеклассников к отдельным разделам школьного курса информатики, мы предложили школьникам список из восьми традиционных разделов курса информатики, представленных в текущих учебниках, пособиях и программах и попросили ответить, какие из этих разделов вызывают у учащихся наибольший интерес («хотел бы изучить раздел подробнее»), к каким разделам активно отрицательное отношение («наверное, этот раздел не нужен»), содержанием каких разделов школьники в целом удовлетворены («оставить без изменений»).
Выявлено, что наибольший интерес у старшеклассников вызывают четыре раздела курса информатики, для которых характерно превышение активного интереса над нейтральным отношением: «изучение языков программирования», «практические применения ЭВМ», «решение задач с помощью ЭВМ», «устройство и работа ЭВМ». Причем «рейтинг» двух первых разделов выше всех остальных.
Наименьший интерес у старшеклассников вызывают «логические основы информатики», «теория алгоритмов», «системы счисления» и «история развития ЭВМ». При этом «история развития ЭВМ» вызывает наиболее отрицательные реакции.
Таким образом, проведенный опрос позволяет сделать вывод, что старшеклассники уже приобрели некоторый опыт реальной информационной (компьютерной) практики и несколько «охладели» к информатике, как учебной дисциплине, поскольку она требует определенных умственных усилий и довольно систематической работы. Кроме того, те из учащихся, которые интересуются различными видами работы на компьютере, имеют, как правило, большую эрудицию в сфере компьютерной техники и действительно больший опыт общения с ней в разных областях. Этим учащимся не интересны знания, ограниченные рамками программы школьного курса. Это, как представляется, и является основой скептического отношения к знаниям, получаемым в рамках школьного курса информатики («школьные знания не пригодятся»).
На 2 этапе педагогического эксперимента проведена разработка содержания опытно-педагогической работы. Нами предложена программа кружка «Создание сайтов», описанная в параграфе 2.1.
На 3 этапе педагогического эксперимента проведена реализация опытно-педагогической работы - занятий кружка по информатике в старших классах.
4 этап педагогического эксперимента.
Оценка результатов педагогического эксперимента проводилась по двум методикам: выявление уровня успешности обучения на основе успеваемости по журналу и анкетного опроса учащихся, занимавшихся в кружке.
Нами предложена и реализована программа кружка «Создание сайтов». Анализ динамики успеваемости обучающихся, занимавшихся в кружке и анкетный опрос показали эффективность педагогического эксперимента и подтвердили гипотезу исследования
Методика «Успеваемость по журналу».
Цель: выявление динамики успеваемости обучающихся, занимавшихся в кружке.
Процедура: по журналу выписаны оценки обучающихся за 2009/2010 учебный год (до занятий) и за I полугодие 2010/2011 гг. (после занятий) и подсчитаны средние баллы группы обучающихся по предмету «Информатика и ИКТ».
Для
математической обработки данных по
методикам был использован
Средний балл
вычисляется как:
где, Хi - оценки отдельных обучающихся по информатике,
n - общее число обучающихся в группе (n
= 15).
Оценки каждого из испытуемых до и после занятий в кружке и результаты статистической обработки данных (средние значения по группе) исследования успешности обучения (успеваемость по журналу) приведены в таблице 1 и наглядно отображены на гистограмме (рис. 1).
Показатели
успешности обучения (успеваемость
по журналу)
Учащиеся | Оценки | |
До занятий | После занятий | |
1 | 4 | 5 |
2 | 4 | 5 |
3 | 4 | 5 |
4 | 4 | 5 |
5 | 3 | 4 |
6 | 4 | 5 |
7 | 4 | 5 |
8 | 4 | 5 |
9 | 3 | 5 |
10 | 4 | 4 |
11 | 5 | 5 |
12 | 3 | 4 |
13 | 5 | 5 |
14 | 3 | 4 |
15 | 3 | 5 |
Ср. знач. | 3,8 | 4,73 |
Рис.1.
Динамика успешности обучения обучающихся
по группам
Итак, в результате исследования показателей успешности обучения учащихся выявлена положительная динамика оценок по информатике.
Для выявления уровня удовлетворенности внеклассной работой по информатике (занятиями в кружке по информатике) был проведен анкетный опрос учащихся по разработанной для целей проводимого исследования анкете (таблица 2).
Анкетный опрос «Внеклассная работа по информатике».
Цель: выявление интереса к работе кружка и информатике у занимавшихся в кружке старшеклассников.
Процедура. На выданном бланке опрашиваемые должны были делать по мере прочтения определенные пометки.
Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов. Отметьте в бланке опроса знаком «+» выбранный Вами ответ».
Рассмотрим
результаты анкетного опроса.
Результаты анкетного опроса «Внеклассная работа по информатике»
Вопросы анкеты |
Количество ответов, в % | ||
Да | Нет | Затрудняюсь ответить | |
1.Ты решил
заниматься в кружке потому, что:
- самому интересно; - хотел быть вместе с друзьями; - посоветовал учитель; - послушался родителей |
80% 6,7% 13,4% - |
- |
- |
2. Понравилось ли тебе то, чем ты занимался в кружке по информатике? | 100% | - | - |
3. Достаточно ли часов отводится на работу кружка? | 20% | 80% | - |
4. Удобно ли отведенное для занятий время? | 80% | 20% | |
5. Доволен ли ты уровнем технического (компьютерного) обеспечения? | 66,7% | - | 33,3% |
6. Доволен ли ты программным обеспечением? | 80% | 20% | |
7. Успевал ли ты делать домашнее задание в дни занятий? | 80% | 20% | - |
8. Помогает ли внеклассная работа по информатике выбору будущей профессии, учебы? | 93,30% | - | 6,7% |
9. Посоветовал бы ты своим друзьям начать заниматься в кружке по информатике? | 80% | - | 20% |
10.Нашел
ли ты благодаря занятиям |
20% | 33,3% | 46,7% |
11. Хотелось бы тебе продолжить заниматься дополнительно по более сложной программе? | 100% | - | - |
12. Стало ли тебе интереснее на уроках по информатике? | 66,7% | - | 33,3% |
Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах