Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа
Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
По дидактическим целям методы обучения делятся на методы приобретения новых знаний; формирования умений, навыков и применения знаний на практике; контроля и оценки знаний, умений и навыков. Процесс обучения включает три группы методов: методы организации и осуществления учебно‐познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно‐познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля эффективности учебно - познавательной деятельности. Каждая из этих групп состоит из подгрупп, в которые входят методы обучения по иным классификациям.
Методы организации учебной деятельности, стимуляции и контроля следует рассматривать в единстве. Это позволяет учитывать все взаимосвязанные компоненты деятельности учителя и учащихся.
Объяснительно‐иллюстратив
Репродуктивные методы отличаются от объяснительно‐иллюстративных наличием объяснения знаний, запоминания их учениками и последующим воспроизведением (репродукцией) их. Прочность усвоения достигается многократным повторением. Эти методы важны в работе кружка при обучении программированию.
При эвристическом методе организуется поиск новых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть ученики добывают сами в процессе решения познавательных задач. Этот метод ещё называют частично‐поисковым.
Исследовательский метод обучения состоит в том, что учитель формулирует задачу, иногда в общем виде, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в ходе её решения. При этом они овладевают методами научного познания и опытом исследовательской деятельности.
Рассмотрим словесные методы. Рассказ представляет собой последовательное изложение учебного материала описательного характера. Объяснение представляет собой изложение материала с использованием доказательств, анализа, пояснения, повтора. Этот метод применяют на занятиях кружка при изучении сложного теоретического материала, используя средства наглядности. Беседа представляет собой метод обучения в форме вопросов и ответов. Однако, применение этого метода требует больших затрат времени.
Наглядные методы на занятиях кружка обеспечивают всестороннее, образное восприятие учебного материала. Каждая тема начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит веб-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор сайтов или демонстрацию слайдов.
Практические методы формируют практические умения и навыки, на занятиях кружка они имеют высокую эффективность. К ним относятся: упражнения, выполнение проектов и пр.
Метод проектов использован в работе кружка «Создание сайтов».
Под методом проектов понимают такой способ осуществления учебной деятельности, при котором учащиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбора, планирования и выполнения специальных практических заданий – проектов сайтов. Педагог выступает не только как учитель в традиционном понимании, но и как консультант, организатор проектной деятельности и её контроля.
Условиями использования метода проектов в работе кружка являются:
1. Учащимся предоставляется достаточно широкий выбор проектов. Работу выбирают самостоятельно и свободно.
2. В работе над проектом учитываем индивидуальные способности учащихся.
3. Проект должен иметь практическую значимость, целостность и возможность законченности проделанной работы.
4. Создание условий для обсуждения учащимися своей работы, своих успехов и проблем в группе, что способствует взаимообучению.
5. Метод проектов ориентирован, в основном, на освоение приёмов работы на компьютере и информационных технологий.
В структуре проектов по созданию сайта выделяем следующие элементы:
- формулировка темы;
- постановка проблемы;
- анализ материалов;
- определение задач, решаемых в ходе выполнения проекта (организационные, учебные, мотивационные);
- этапы реализации проекта;
- возможные критерии оценки уровня реализации проекта.
Завершенный проект следует представить в виде презентации с привлечением сверстников и взрослых. Оценка выполненного проекта выполняется в соответствии со следующими критериями:
Дополнительной мотивацией для учащихся являлось то, что лучшие работы, соответствующие указанным критериям, будут размещены на страницах школьного сайта.
Исходя из особенностей внеклассной работы, назовем определяющие требования к ней. Внеклассная работа проводится на основе общих принципов, которые составляют исходные начала при определении ее направления, содержания, форм и методов
Принцип
целевой установки требует
Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели – усвоению социального опыта и формированию позитивной системы ценностей. Необходимо наличие четкой формулировки цели и воспитательных задач каждого намечаемого мероприятия. При этом значимость любого дела должна быть ясна учащимся. Поскольку результаты в воспитательной работе зачастую отсрочены, то анализ проведенной работы не всегда однозначно можно провести лишь по внешним признакам.
Сущность принципа связи внеклассной работы с жизнью, трудом, практикой заключается в том, что в процессе ее проведения формирование ученического коллектива и каждого учащегося должно проходить под влиянием действительности, при активном участии в общественной жизни. Поэтому внеклассная работа должна иметь общественно полезную направленность.
Это находит отражение в
Неразрывность этих сторон педагогического процесса при учете индивидуальных особенностей учащихся – важное условие повышения его эффективности. Возможности таких связей объективно заложены в содержании внеклассной деятельности. Принцип единства и целостности учебно-воспитательного процесса способствует реализации дидактических принципов научности, доступности и наглядности обучения, связи теории и практики.
Этот
принцип требует и
Уровень
развития коллектива определяет и характер
руководства им со стороны педагога.
Чем он выше, тем больше самостоятельности
предоставляется самим
Велико значение внеклассных занятий для выработки у учащихся навыков самостоятельной работы (самостоятельное решение трудных и нестандартных задач, подготовка и чтение докладов и сообщений; работа над специальной, научно-популярной и справочной литературой, выполнение творческих проектов и т.д.).
Учащиеся чувствуют себя самостоятельными, если и замысел внеклассного задания исходит от них, и его исполнение предоставлено им самим. При этом есть известный риск, как учащиеся могут справиться с делом хуже, чем хотелось бы. Однако выигрыш состоит в главном – учащиеся проходят школу самостоятельности. При этом их нужно подстраховывать, быть готовыми прийти им на помощь, но это не должно выражаться в разыгрывании заранее отрепетированных мероприятий. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей во внеклассной работе означает, что она должна строиться с опорой на силы и возможности, присущие данному возрасту, и содействовать дальнейшему развитию каждого учащегося.
Следует отметить, что успех внеклассной работы по информатике в старших классах во многом зависит от компетентности преподавателей, причем не в меньшей степени, чем от качества используемых технических средств и программного обеспечения. Одним из условий качественной работы школы являются педагогические кадры. «Носителями» новых информационных компьютерных технологий должны быть молодые специалисты, которые в настоящее время в школу не идут или не задерживаются в ней. Специалистов, способных качественно обучать старшеклассников, применяя новые информационные технологии, вводить учащихся в сложный мир современной информатики, необходимо специально готовить. Эти специалисты должны хорошо разбираться в психологии учащихся, хорошо владеть методическими приемами обучения детей различного возраста и быть специалистами высокого уровня в области информационных технологий.
Таким образом, во внеклассной работе по информатике применяются, в основном, такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфику. Основные методы организации деятельности на занятиях кружка: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, метод проектов.
В ходе выполнения данной работы нами были теоретически обоснованы возможности и определены методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Проведенный педагогический эксперимент был направлен на развитие интереса к информатике и повышение успешности обучения по данному предмету в старших классах.
Основные этапы педагогического эксперимента:
1. Исследование на основе анкетного опроса интереса к информатике и представлений старшеклассников о роли информационных средств и систем в предстоящей жизни.
2. Разработка содержания опытно-педагогической работы.
3.Реализация опытно-педагогической работы (занятий кружка по информатике в старших классах).
4. Анализ результатов педагогического эксперимента, формулировка выводов.
На
1 этапе педагогического эксперимента
нами проведен анкетный опрос, в котором
приняли участие 15 учащихся 10-х и 11-х классов.
Для исследования использован групповой
вариант проведения исследования. Исследование
проводилось в классе, в первой половине
дня. Школьникам сообщалось, что опрос
анонимный и направлен на повышение качества
обучения по информатике.
Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах