Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа
Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
ЭВМ;
- скорректировать у учащихся умозрительные представления о информатике, которые до этого формировались по книгам и рассказам педагогов.
Экскурсия может проводиться в начале и в конце внеклассной работы. В первом случае одна из ее целей - формирование интереса к информатике, во втором - обобщение знаний по информатике, их систематизация, связь с реальностью. Учителю следует предварительно пройти по маршруту экскурсии, выяснить и договориться, что и как будет показано, кто конкретно будет комментировать деятельность. Целью наблюдения является именно конкретная, практическая деятельность людей, использующих компьютер во время работы. Полезно заготовить перечень вопросов, на которые учащимся предстоит ответить в результате экскурсии. Вопросы должны показывать информатику всесторонне. Например: как обеспечивается сохранность информации; какой тип ЭВМ используется в данной организации; каковы технические характеристики используемых компьютеров?
Одной их форм внеклассной работы является проведение олимпиад. Олимпиады по информатике нацелены на поиск наиболее одаренных, развитых и образованных школьников, оценку уровня преподавания информатики в школе в целом. Олимпиады по информатике ориентированы на предъявление предельного уровня требований, дальнего ориентира при изучении информатики.
Как правило, олимпиады состоят из нескольких туров. Выделяют следующие туры: внутришкольный; районный; городской; краевой (областной); республиканский (региональный); всероссийский; международный.
Задачи олимпиады могут состоять не только из практических заданий, но и теоретических вопросов. На олимпиадах по информатике задания должны предоставлять школьникам возможность проявить свои способности на всех этапах решения задач с использованием компьютера, начиная с формализации и кончая тестированием и отладкой программы. Важны все этапы: умение анализировать условия задачи с целью выбора и разработки алгоритма, в максимальной степени отвечающего поставленной задаче и существенно облегчающего дальнейшие этапы ее решения; разработка алгоритмов решения различных классов задач, их преимуществ и недостатков, особенностей их использования в различных ситуациях. Кроме того, задачи должны определять информационную направленность информатики. Задачи, представленные на олимпиаду, должны быть разнообразные. Можно включать нестандартные задачи по программированию, задачи на использование программных средств, на кодирование и декодирование.
Предметные олимпиады могут быть как очными, так и заочными. По информатике существует еще одна разновидность олимпиад - это сетевые олимпиады. Участниками таких олимпиад могут быть пользователи глобальной компьютерной сети, им не нужно собираться в месте проведения олимпиады, они могут участвовать в олимпиаде, находясь и у себя дома. Цели сетевых олимпиад следующие:
- выявление наиболее талантливых участников;
- дальнейшее развитие курса информатики;
- помощь регионам в развитии образования;
- развитие новых форм и средств образования.
Как разновидность олимпиад выделим командный турнир, представляющий собой форму соревнования школьников-программистов. Турниры отличаются от традиционных олимпиад тем, что в соревновании участвуют команды из 3-4 человек. Команда получает единое задание и создает единое решение. Такой опыт очень полезен для начинающих программистов, так как современные программные продукты создаются коллективами работников. Отметим, что характер турнирных заданий отличается от олимпиадных: если на олимпиаде требуется чаще всего решить несколько конкретных четко сформулированных задач, то на турнире предлагается создать общую законченную программу.
Формой внеклассной работы являются и тематические конкурсы. Если олимпиада - это соревнование, в котором участники должны дойти до финиша по заранее предложенным заданиям, то конкурс - это более зрелищное мероприятие, в котором может участвовать более широкий круг учащихся. Конкурсы могут быть как индивидуальные, так и командные. При подведении итогов может учитываться и активность болельщиков.
Укажем характерные черты современной методической системы внеклассной работы:
- научно обоснованное планирование процесса обучения;
- единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки;
- максимальная активность и достаточная самостоятельность обучающихся;
- сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;
- насыщенность процесса работы техническими средствами обучения.
Способы взаимодействия педагога и ученика во внеклассной работе:
а)общедидактические методы обучения – объяснительно - иллюстративный или информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, лекция; во внеклассной работе по информатике используются и словесные методы и наглядность, и практические методы. Но практическим методам уделяется большее время, своеобразие наглядных методов в демонстрации;
б) организационные формы – практические занятия, организация работы дома, консультации;
в) общие формы организации внеклассной работы – фронтальная, индивидуальная, групповая, дифференцированная.
Метод организации деятельности: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, ролевая игра (ребенок отождествляет себя с компьютером) и пр.
Рассматривая планирование внеклассной работы, В.В. Малеев отмечает, что внеклассную работу в школе ведет весь педагогический коллектив: директор, его заместители, классные руководители, учителя, а также родительский комитет. Учащиеся выступают и как участники, и как организаторы своей внеурочной деятельности. Внеклассная работа класса включается в систему планирования учебно-воспитательной деятельности всей школы, где предусматривается организация деятельности кружков, научных обществ, школьной библиотеки, проведение основных массовых мероприятий и каникул, общественно-полезной работы школьников, развитие школьной печати. Каждый учитель, который ведет тот или иной участок внеклассной деятельности по информатике, также составляет план, который утверждается администрацией школы.
Составлению планов внеклассной работы должен предшествовать анализ итогов деятельности за истекший год. Важно выявить ее сильные и слабые стороны и, исходя из достигнутого уровня развития учащихся, наметить те конкретные педагогические проблемы, которые будет решать педагогический коллектив в предстоящем учебном году. Нужно выявлять и учитывать запросы и пожелания учащихся, обсуждать с ними планы, совместно определять сроки и намечать исполнителей. Для этого следует проводить со школьниками беседы, анкетирование, использовать материалы их письменных работ. Важно привлекать к этой работе и родителей учащихся. Контроль за выполнением планов внеклассной воспитательной деятельности осуществляют директор и его заместители. Они посещают внеклассные занятия, анализируют их с учителями, а также выносят вопросы состояния и качества внеклассной работы с учащимися на педагогические советы, производственные совещания, методические комиссии.
1. Внеклассная работа представляет собой составную часть учебно-воспитательной работы школы, организацию педагогом различных видов деятельности учащихся во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для формирования и развития личности каждого учащегося. Через систему внеклассной работы можно более глубоко познакомить учащихся с современными компьютерными технологиями и до высокого уровня развить их логико-алгоритмическое мышление, сориентировав учащихся на творческое применение компьютера в своей учебной деятельности. При этом системная внеклассная работа является основной составляющей, позволяющей школьникам успешно выступать в олимпиадах, конкурсах и конференциях, а также достигать высоких результатов в изучении предмета.
2.
Внеклассная работа является
составной частью
3.
Внеклассная работа отличается от уроков
отсутствием жестких регламентаций. Педагог
имеет гораздо большую свободу выбора
содержания, форм, средств, методов внеклассной
работы, чем при проведении урока. С одной
стороны, это дает возможность действовать
в соответствии с собственными взглядами
и убеждениями. С другой стороны, возрастает
личная ответственность педагога за сделанный
выбор. Кроме того, отсутствие жесткого
регламента требует от учителя проявления
творчества и инициативы.
Анализ предоставленной
Внеклассная работа по информатике со старшеклассниками в школе проходит по четырем направлениям:
Однако, как показал анкетный опрос учащихся старших классах, результаты которого приведены в параграфе 2.3., проводимая работа недостаточна для того, чтобы повысить интерес и мотивацию к изучаемому предмету и материалу.
Системная внеклассная работа по информатике направлена на развитие нестандартного мышления и творческих способностей старшеклассников, желающих углубленно заниматься в конкретной предметной области – создании сайтов. Такое направление, как показал анкетный опрос (см. параграф 2.3, стр.55), вызывает интерес не только у наиболее способных и одаренных по информатике учащихся, но и у тех, кому занятия на обычном школьном уроке недостаточно интересны.
В ходе данной работы нами разработано содержание и реализована работа кружка “Создание сайтов” для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательной школы.
Кружок “Создание сайтов” рассчитан на 36 часов, которые проводились в течение года по 1 часу в неделю.
Программа работы кружка составлена на основе авторской программы А.В. Хуторского, А.П. Орешко.
Литература:
Актуальность. Одна из задач предлагаемой формы внеклассной работы по информатике в старших классах – кружка «Создание сайтов» - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.
Для этого старшеклассникам предлагается осваивать способы работы с информационными потоками. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий образовательной компетентности учеников старших классов. Веб-сайт - наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернета.
Работа в кружке позволяет учащимся старших классов более полно выявить свои способности по информатике, подготовить старшеклассников к осознанному выбору профессий, связанных с изучаемой областью знаний.
Работа в кружке включает в себя практическое освоение техники создания веб-страниц, тематических сайтов.
Цели занятий:
дидактические (обучающие):
- расширение и углубление знаний по программному материалу по информатике;
развивающие:
Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах