Внеклассная работа по информатике в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Работа содержит 1 файл

Внеклассная работа по информатике в старших классах.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

     - получить достаточную подготовку для продолжения изучения информатики на углубленном  уровне;

     - получить хорошую подготовку для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах НИР по информатике;

     - получить необходимый уровень знаний и умений по информатике  для поступления и учебы в ВУЗе.

     Важным  результатом системной внеклассной  работы является и то, что наиболее способные обучающиеся, прошедшие через систему курсов по выбору на протяжении нескольких лет, могут эффективно выступать на различных олимпиадах, конкурсах и конференциях, а также с большой пользой для учебного процесса быть задействованными педагогами на уроках базового школьного курса информатики. Психологи считают, что через общение с наиболее способными обучающимися другие школьники получают довольно весомый процент своих знаний и умений.

     Вывод. Внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе,  направленной на достижение общей цели обучения и воспитания – усвоения каждым обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции: обучающую, воспитательную и развивающую.

    1.3. Направления и формы внеклассной работы по информатике в старших классах

 

     Необходимым условием для эффективной внеклассной  работы является творчество педагога. При организации внеклассной работы педагог должен постоянно подбирать и создавать новые формы внеклассной работы, отвечающие конкретным ситуациям.

     В.И. Кудинова  выделяет следующие направления внеклассной работы:

     1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия. Основной целью данного вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости, эта работа имеет ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта.

     2. Работа с обучающимися, проявляющими интерес и склонность к информатике. Цели данного вида внеклассной работы могут быть очень разнообразны и зависят от интересов и учителя, и обучающихся.

     3. Работа с обучающимися по развитию интереса в изучении информатики. Этот вид внеклассной работы также может иметь разнообразные и зависящие от интересов учителя и обучающихся цели, но ее содержание и формы проведения определяет педагог, при этом основной целью является именно развитие интереса обучающихся к информатике.

     Для обучающихся старших классов предоставляется возможность выбрать одно из направлений работы:

  1. Прикладное (учебные курсы углубленного изучения  информационных технологий и программирования):

     НИР (решение творческих задач, прикладное программирование и разработка проектов  с участием в конференциях научно-практических работ обучающихся различного уровня).

     Информационные  технологии:

     ИТ  и издательская деятельность,

     Интернет-технологии и сайтостроение,

     Другие  направления ИТ (в зависимости  от интересов учащихся).

     2. Олимпиадное (изучение теории алгоритмов, решение нестандартных задач, подготовка и участие в олимпиадах всех уровней).

     Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. При этом специфика содержания внеклассной работы характеризуется следующими факторами:

     - преобладанием эмоционального аспекта  над информативным: для эффективного  воспитательного воздействия требуется  обращение к чувствам ребенка,  его переживаниям, т.е. к разуму  через эмоции;

     - в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков.

     Во  внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации,  организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее, по мнению В.В. Малева, рассматривать содержание внеклассной работы с позиции деятельности обучающихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

     Многообразие  форм внеклассной работы создает сложности в их классификации, единой классификации при анализе литературных источников не выявлено. В то же время, все авторы подчеркивают, что любая форма внеклассной работы в той или иной мере способствует решению задач нравственного, умственного, физического,  экологического,  экономического,  эстетического и т.д. обучения, воспитания и развития.

       Существуют классификации: по объекту воздействия, по направлениям, по задачам обучения и воспитания, по охвату обучающихся, по времени проведения, по систематичности, по дидактической цели и т.д. По систематичности  можно выделить эпизодические внеклассные мероприятия и постоянно действующие внеклассные организации (работающие, по крайней мере, в течение учебного года).

     Т.Н. Калечиц, 3.А. Кейлина внеклассную работу по объекту воздействия подразделяют на индивидуальную, групповую, объединяющую и массовую.

     В труде «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» под редакцией С.А. Смирнова, внеклассная работа по объекту воздействия подразделяется на индивидуальную и массовую, при этом в массовой работе выделяется фронтальная и коллективная формы внеклассной работы.

     Индивидуальная  работа представляет собой самостоятельную  деятельность отдельных обучающихся, направленную на самовоспитание, на выполнение заданий педагога, выходящих за рамки учебных программ.  Сущность индивидуальной работы заключается в социализации школьника, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. В индивидуальной внеклассной работе общая цель – обеспечение педагогических условий для полноценного развития конкретной личности – достигается через формирование положительной Я-концепции и развитие разнообразных сторон личности, индивидуального потенциала.  При этом эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения школьника в некоторый вид деятельности. Индивидуальная деятельность не ограничивает потребности учащихся в общении, но позволяет каждому найти свое место в общем деле.

     Массовые формы внеклассной работы можно разделить на две большие группы – фронтальные и коллективные, которые отличаются характером деятельности учащихся. Во фронтальных формах обучающиеся не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одинаковую деятельность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого школьника одновременно. Обратная связь осуществляется с ограниченным количеством учащихся. По этому принципу организовано большинство общеклассных занятий. В коллективных формах организации внеклассной работы для достижения общей цели каждый из обучающихся выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От действий каждого зависит общий успех. В процессе такой организации обучающиеся вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на их взаимосвязь, что способствует лучшей обратной связи между ним и обучающимися.

     Каждое  направление имеет свои преимущества и ограничения, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Выбирая форму внеклассной работы,  следует оценить ее учебно-воспитательное значение с позиций цели, задачи, функций. Умелое использование различных форм внеклассной работы с использованием специфики предмета информатики обеспечат успех проведения внеклассных занятий по информатике.

       В.С. Радион выделяет несколько форм внеклассной работы по информатике, среди которых основное место занимают следующие формы:

     1. Кружки

     2. Игры

     3. КВН.

     4. Кроссворды.

     5. Неделя информатики

     6. Любительские объединения, клубы.

     7. Летние и зимние лагеря, заочные школы.

     8. Олимпиады.

     Кружок  – одна из основных форм внеучебной деятельности по информатике. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей обучающихся, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки работы. Кружки по информатике могут иметь различную направленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютерной графики, программирования, компьютерного моделирования и т.п. В кружках проводятся занятия разного типа. Это могут быть доклады, работа над проектами, экскурсии, изготовление наглядных пособий и оборудования для кабинетов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми,  виртуальные путешествия и т.п.

     Отличительным моментом внеклассной работы является то, что группы для занятий можно  формировать из учащихся разного  возраста. Это оправдано по следующим причинам:

     - из одного класса, как правило,  невозможно набрать достаточную  группу очень способных учащихся  по предмету;

     - в классе (параллельных классах)  всегда найдется несколько обучающихся, которые значительно опережают своих сверстников по предмету и смогут работать в одной группе со  старшими по возрасту;

     - обучающийся проходит данный курс несколько лет, что позволяет ему получать знания  по принципу информационной спирали:  первый год он поверхностно знакомиться с трудными темами, а в последующие годы –  углубленно изучает их;

     - младшие, по возрасту, обучающиеся в рамках группы многому учатся от  более  опытных школьников, что повышает интерес к занятиям по информатике.  

       Для того, чтобы ученик имел положительный результат, занятия должны быть не стихийными, а иметь определенную систему. Учитель должен четко видеть конечный результат и вести к нему школьника.

     Большим интересом у школьников  пользуются занятия игрового, соревновательного  характера: викторины и конкурсы. Конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого школьника. 

     Деловые игры во внеклассной работе –  перспективное  направление.  Такие игры учат строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками,  вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными являются совместные деловые игры школьников и педагогов. Деловые игры должны разрабатываться специально для определенного возраста, учитывающего психофизиологические особенности учащихся. В.В. Малев  выделяет четыре типа деловых игр, которые могут найти применение во внеклассной работе: 

     -  крупномасштабные (несколько классов) и длительные (несколько месяцев)  деловые   игры; 

     - игры, основанные на анализе фактической  информации; 

     - краткосрочные деловые игры, в которых занят весь класс; 

     - настольные деловые игры.

     Для старшеклассников как в учебном  процессе, так и при организации  внеклассной работы может использоваться учебная конференция. Эта форма работы предназначена для обобщения материала по какому-либо разделу или большой теме, подведения итогов творческой работы коллектива увлеченных единомышленников, формирования навыков исследовательской работы. На конференции учащиеся могут выступать с докладами, выступлениями, защищать рефераты, представлять собственные разработки программных продуктов или показывать возможности использования готового программного обеспечения для решения практических задач. Конференции могут использоваться для подведения итогов и оценки результатов опытов, наблюдений, экскурсий, работы с литературными и другими источниками.

     Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и поэтому сохраняет свое значение в изучении информатики. Его основными функциями являются углубление знаний по отдельным вопросам теории и практики, развитие интереса к знаниям и к их практическому использованию. С этой целью можно использовать доклады учащихся и их последующее обсуждение, обмен мнениями по проблемам, выявленным на семинаре, а также выступление ученого или специалиста в той или иной области, ответы на вопросы учащихся и обмен мнениями по вопросам, затронутым в выступлении.

     При организации внеклассной работы может использоваться экскурсия. Основные цели экскурсии:

     - показать «живую» информатику в управлении или на производстве;

     - провести профориентацию на профессии, связанные с использованием

Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах