Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:52, дипломная работа
Цель работы: теоретически обосновать возможности и определить методы и средства практической реализации обучения информатике во внеклассной работе в старших классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие интереса к информатике и успешность обучения по данному предмету в старших классах будут повышены, если будут выявлены и реализованы на практике оптимальные содержание, методы и формы внеклассной работы по информатике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1.СУЩНОСТЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ 7
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 18
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 46
2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
- получить достаточную подготовку для продолжения изучения информатики на углубленном уровне;
- получить хорошую подготовку для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах НИР по информатике;
- получить необходимый уровень знаний и умений по информатике для поступления и учебы в ВУЗе.
Важным
результатом системной
Вывод. Внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, направленной на достижение общей цели обучения и воспитания – усвоения каждым обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции: обучающую, воспитательную и развивающую.
Необходимым условием для эффективной внеклассной работы является творчество педагога. При организации внеклассной работы педагог должен постоянно подбирать и создавать новые формы внеклассной работы, отвечающие конкретным ситуациям.
В.И. Кудинова выделяет следующие направления внеклассной работы:
1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия. Основной целью данного вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости, эта работа имеет ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта.
2. Работа с обучающимися, проявляющими интерес и склонность к информатике. Цели данного вида внеклассной работы могут быть очень разнообразны и зависят от интересов и учителя, и обучающихся.
3. Работа с обучающимися по развитию интереса в изучении информатики. Этот вид внеклассной работы также может иметь разнообразные и зависящие от интересов учителя и обучающихся цели, но ее содержание и формы проведения определяет педагог, при этом основной целью является именно развитие интереса обучающихся к информатике.
Для обучающихся старших классов предоставляется возможность выбрать одно из направлений работы:
НИР (решение творческих задач, прикладное программирование и разработка проектов с участием в конференциях научно-практических работ обучающихся различного уровня).
Информационные технологии:
ИТ и издательская деятельность,
Интернет-технологии и сайтостроение,
Другие направления ИТ (в зависимости от интересов учащихся).
2. Олимпиадное (изучение теории алгоритмов, решение нестандартных задач, подготовка и участие в олимпиадах всех уровней).
Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. При этом специфика содержания внеклассной работы характеризуется следующими факторами:
-
преобладанием эмоционального
- в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков.
Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее, по мнению В.В. Малева, рассматривать содержание внеклассной работы с позиции деятельности обучающихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.
Многообразие форм внеклассной работы создает сложности в их классификации, единой классификации при анализе литературных источников не выявлено. В то же время, все авторы подчеркивают, что любая форма внеклассной работы в той или иной мере способствует решению задач нравственного, умственного, физического, экологического, экономического, эстетического и т.д. обучения, воспитания и развития.
Существуют классификации: по объекту воздействия, по направлениям, по задачам обучения и воспитания, по охвату обучающихся, по времени проведения, по систематичности, по дидактической цели и т.д. По систематичности можно выделить эпизодические внеклассные мероприятия и постоянно действующие внеклассные организации (работающие, по крайней мере, в течение учебного года).
Т.Н. Калечиц, 3.А. Кейлина внеклассную работу по объекту воздействия подразделяют на индивидуальную, групповую, объединяющую и массовую.
В труде «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» под редакцией С.А. Смирнова, внеклассная работа по объекту воздействия подразделяется на индивидуальную и массовую, при этом в массовой работе выделяется фронтальная и коллективная формы внеклассной работы.
Индивидуальная работа представляет собой самостоятельную деятельность отдельных обучающихся, направленную на самовоспитание, на выполнение заданий педагога, выходящих за рамки учебных программ. Сущность индивидуальной работы заключается в социализации школьника, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. В индивидуальной внеклассной работе общая цель – обеспечение педагогических условий для полноценного развития конкретной личности – достигается через формирование положительной Я-концепции и развитие разнообразных сторон личности, индивидуального потенциала. При этом эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения школьника в некоторый вид деятельности. Индивидуальная деятельность не ограничивает потребности учащихся в общении, но позволяет каждому найти свое место в общем деле.
Массовые формы внеклассной работы можно разделить на две большие группы – фронтальные и коллективные, которые отличаются характером деятельности учащихся. Во фронтальных формах обучающиеся не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одинаковую деятельность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого школьника одновременно. Обратная связь осуществляется с ограниченным количеством учащихся. По этому принципу организовано большинство общеклассных занятий. В коллективных формах организации внеклассной работы для достижения общей цели каждый из обучающихся выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От действий каждого зависит общий успех. В процессе такой организации обучающиеся вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на их взаимосвязь, что способствует лучшей обратной связи между ним и обучающимися.
Каждое направление имеет свои преимущества и ограничения, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее учебно-воспитательное значение с позиций цели, задачи, функций. Умелое использование различных форм внеклассной работы с использованием специфики предмета информатики обеспечат успех проведения внеклассных занятий по информатике.
В.С. Радион выделяет несколько форм внеклассной работы по информатике, среди которых основное место занимают следующие формы:
1. Кружки
2. Игры
3. КВН.
4. Кроссворды.
5. Неделя информатики
6. Любительские объединения, клубы.
7. Летние и зимние лагеря, заочные школы.
8. Олимпиады.
Кружок – одна из основных форм внеучебной деятельности по информатике. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей обучающихся, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки работы. Кружки по информатике могут иметь различную направленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютерной графики, программирования, компьютерного моделирования и т.п. В кружках проводятся занятия разного типа. Это могут быть доклады, работа над проектами, экскурсии, изготовление наглядных пособий и оборудования для кабинетов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми, виртуальные путешествия и т.п.
Отличительным моментом внеклассной работы является то, что группы для занятий можно формировать из учащихся разного возраста. Это оправдано по следующим причинам:
-
из одного класса, как правило,
невозможно набрать
-
в классе (параллельных классах)
всегда найдется несколько
- обучающийся проходит данный курс несколько лет, что позволяет ему получать знания по принципу информационной спирали: первый год он поверхностно знакомиться с трудными темами, а в последующие годы – углубленно изучает их;
- младшие, по возрасту, обучающиеся в рамках группы многому учатся от более опытных школьников, что повышает интерес к занятиям по информатике.
Для того, чтобы ученик имел положительный результат, занятия должны быть не стихийными, а иметь определенную систему. Учитель должен четко видеть конечный результат и вести к нему школьника.
Большим интересом у школьников пользуются занятия игрового, соревновательного характера: викторины и конкурсы. Конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого школьника.
Деловые игры во внеклассной работе – перспективное направление. Такие игры учат строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными являются совместные деловые игры школьников и педагогов. Деловые игры должны разрабатываться специально для определенного возраста, учитывающего психофизиологические особенности учащихся. В.В. Малев выделяет четыре типа деловых игр, которые могут найти применение во внеклассной работе:
- крупномасштабные (несколько классов) и длительные (несколько месяцев) деловые игры;
-
игры, основанные на анализе
- краткосрочные деловые игры, в которых занят весь класс;
- настольные деловые игры.
Для старшеклассников как в учебном процессе, так и при организации внеклассной работы может использоваться учебная конференция. Эта форма работы предназначена для обобщения материала по какому-либо разделу или большой теме, подведения итогов творческой работы коллектива увлеченных единомышленников, формирования навыков исследовательской работы. На конференции учащиеся могут выступать с докладами, выступлениями, защищать рефераты, представлять собственные разработки программных продуктов или показывать возможности использования готового программного обеспечения для решения практических задач. Конференции могут использоваться для подведения итогов и оценки результатов опытов, наблюдений, экскурсий, работы с литературными и другими источниками.
Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и поэтому сохраняет свое значение в изучении информатики. Его основными функциями являются углубление знаний по отдельным вопросам теории и практики, развитие интереса к знаниям и к их практическому использованию. С этой целью можно использовать доклады учащихся и их последующее обсуждение, обмен мнениями по проблемам, выявленным на семинаре, а также выступление ученого или специалиста в той или иной области, ответы на вопросы учащихся и обмен мнениями по вопросам, затронутым в выступлении.
При организации внеклассной работы может использоваться экскурсия. Основные цели экскурсии:
- показать «живую» информатику в управлении или на производстве;
- провести профориентацию на профессии, связанные с использованием
Информация о работе Внеклассная работа по информатике в старших классах